ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.8

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
другое
Взрослым
07.02.2022
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
: в статье раскрывается важнейшая составляющая современного образовательного процесса - инновационная деятельность педагога, подробно анализируется инновационная деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО.
статья.docx

УДК

Пурышева Наталья Ивановна

 методисть

ГБПОУ

«Зугрэсский техникум промышленных технологий»

 г. Зугрэс

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье раскрывается важнейшая составляющая современного образовательного процесса - инновационная деятельность педагога, подробно  анализируется инновационная деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО.

Ключевые слова: приоритетные направления, инновации, инновационная деятельность,  информационные технологии

 

Приоритетные направления для системы образования СПО  в ДНР на современном этапе развития особо выделяют инновационную роль образования  в обеспечении республики компетентными специалистами.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, постоянно  отстаёт от современных требований. В соответствии с ГОС  оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

Инновациями  в образовательной деятельности являются  использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.

Важнейшая составляющая современного образовательного процесса - это инновационная деятельность педагога.

Инновация  то есть, введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» определяется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новых знаний, внедрения новой педагогической практики.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Каковы же основные   направления инновационной деятельности преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО. Рассмотрим их более подробно.

Первое направление - внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения – это формирование общих компетенций, которые включают в себя различного рода способности и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности. Преподавателям необходимо сформулировать новые цели  преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов. Применение инновационных технологий при выполнении практических занятий   позволило выполнять расчеты объемов работ в компьютерной программе Microsoft Office Excel.

При проведении итогов по производственной практике ИКТ позволяет каждому студенту показать, как он работал во время практики, уровень выполнения индивидуального задания и показать презентацию отчета по практике, сопровождая её устными пояснениями.

С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности преподаватели могут включать творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. При этом мероприятия должны нести не только познавательный характер, позволять студентам показать свои знания по учебным дисциплинам, но и формировать, проявлять, развивать творческое профессиональное мышление.

Второе направление -  внесение Инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей и профессиональной деятельности. Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практических во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п.

В настоящее время актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования. Курсовой проект по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой.

Третьем направлением инноваций является Инновации в методах и формах обучения. При проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Наиболее часто на своих занятиях преподаватели используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «Каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.

Преимущества применения информационных технологий на занятиях подтверждаются теми преподавателями, которые их активно используют на своих уроках. Но существуют и проблемы использования информационных технологий в преподавании дисциплин и модулей. Анализ методической деятельности преподавателей позволил выделить следующие:

Ø   недостаточная информационная компетентность преподавателей (отсутствие навыков работы за компьютером; быстрое обновление информационных технологий; а порой нежелание стать активным участником процесса создания информационной образовательной среды);

Ø   отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов;

Ø   трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий («нехватка» времени);

Ø   разобщенность, отсутствие обмена опытом между преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин;

Ø   недостаточная техническая база для проведения занятий.

Перспективы для широкого использования информационных технологий в образовании связаны:

Ø   наличием в каждом из учебников рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе дисков с компьютерной поддержкой уроков, которые позволят преподавателю использовать на уроках сертифицированные и адаптированные к процессу обучения программные средства;

Ø   изменением должностной инструкции преподавателя, где следует указать о его профессиональной компетентности в области информационных технологий, а именно: преподаватель должен знать дидактические возможности использования ресурсов сети Интернет, уметь использовать средства информатизации, прикладные программные средства в учебном процессе;

Ø   кадровой политикой, обеспечивающей такие ставки, как заместитель директора по информационным технологиям, системный администратор. Без работы, которых, невозможно эффективно использовать образовательные возможности информационных технологий, а также автоматизировать процесс управления образовательным учреждением в целом.

Четвертым направлением инноваций является Инновации в совместной деятельности преподавателя и студента. С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения преподаватель должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. Уделять должное внимание  руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставить перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.

Пятое направление инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата, среди которых могут быть рейтинговая оценка [3], создание портфолио [4], оценивание студентами друг друга [5].

Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные профессиональные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий.

Объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.

В настоящий момент для допуска студента к государственной (итоговой) аттестации необходимо наличие его портфолио, которое позволяет оценить сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника, качество его подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Шестое направление инновационной деятельности заключается в том, что Инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.

Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно, проходя не только те курсы обучения, вебинары, которые предлагает администрация учебного заведения, но и подбирать самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций. Согласно ГОС, преподаватели специальных дисциплин должны иметь опыт деятельности на предприятиях соответствующей профессиональной направленности. В связи с этим все преподаватели специальных дисциплин обязаны проходить стажировку не реже одного раз в три года с целью совершенствования своего профессионального мастерства при изучении передового опыта.В результате стажировки преподаватели приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции, преподаватели всё чаще принимают участие в конференциях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, размещают свои материалы в сети Интернет.

По рассмотренным шести направлениям инновационной деятельности преподавателями достигнуты различные результаты. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным. 

 

Библиографический список

1.                  Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.

2.                  Киричек К.А. Деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс].

3.                  Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.

4.                  Битер О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности // Методист. – 2010.- № 1. – С. 47 – 48.

5.                  Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января.http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

6.                  Деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс].

          7. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

         8.  Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК Пурышева Наталья Ивановна методисть

УДК Пурышева Наталья Ивановна методисть

Каковы же основные направления инновационной деятельности преподавателей в современном образовательном процессе системы

Каковы же основные направления инновационной деятельности преподавателей в современном образовательном процессе системы

Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих…

Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих…

Интернет, уметь использовать средства информатизации, прикладные программные средства в учебном процессе; Ø кадровой политикой, обеспечивающей такие ставки, как заместитель директора по информационным технологиям, системный администратор

Интернет, уметь использовать средства информатизации, прикладные программные средства в учебном процессе; Ø кадровой политикой, обеспечивающей такие ставки, как заместитель директора по информационным технологиям, системный администратор

В настоящий момент для допуска студента к государственной (итоговой) аттестации необходимо наличие его портфолио, которое позволяет оценить сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника, качество его…

В настоящий момент для допуска студента к государственной (итоговой) аттестации необходимо наличие его портфолио, которое позволяет оценить сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника, качество его…

Библиографический список 1

Библиографический список 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022