Приоритетные цели курса «Русский язык»
в начальной школе.
Словарно – орфографическая работа, как средство
интеллектуального развития учащихся.
Методика проведения уроков развития речи
в начальной школе.
Подготовила
учитель высшей категории
МОУ «Школа №4
города Докучаевска»
Беломеря Инна Григориевна
Докучаевск
2022
Приоритетные цели курса «Русский язык» в начальной школе.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:
• Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
• Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
• Развитие коммуникативных умений.
• Развитие нравственных и эстетических чувств.
• Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
• несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Словарно – орфографическая работа, как средство интеллектуального развития учащихся.
В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа. Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому учителю необходимо сделать эти уроки интересными и доступными детям. Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Работа над словом - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.
Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на: достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого, с целью повышения эффективности обучения. Методика предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько этапов:
представление учащимися нового словарного слова;
выявление его лексического значения;
этимологическая справка;
освоение написания слова;
введение нового словарного слова в активный словарь детей.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
- Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Существует много приёмов, которые помогут лучше запомнить словарные слова.
«НЕМОЙ» СЛОВАРИК
Один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе.
«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
СХЕМЫ - УГАДАЙКИ
На доске или на карточках
даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)_______СС__ ( касса, масса…)
КОПИЛКА – МИНУТКА
На доске записана группа
словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на
определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные
согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными,
аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу
молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для
написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов.
Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка), подчеркиваем орфограммы.
«ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Эту
работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому
материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ)
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
ШИФРОВКА - АЛФАВИТ
Каждой букве алфавита
соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно
заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
«ГОЛОВОЛОМКИ» (ребусы)
Составление и разгадывание ребусов.
ЗАГАДКИ – ШУТКИ
1. В каких словарных
словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего
задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители
проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или
загадок.
ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ»
Занимаясь
с детьми индивидуально, практикую пятиминутку словарной работы. Дети очень
любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и в разброс спрашиваю, как
пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по
слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это
слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при
проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или
уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом
(выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово
обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на
контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике).
МЕТОД «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» (АССОЦИАЦИЯ) помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему:
Собака - охотник, ружьё, лес, волк,
Погода – дождь, зонт, плащ …..
Дети объясняют зависимость: У охотника была собака. Он взял ружьё и пошел в лес и т.д.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка
Можно использовать прием эмпатии (умение человека сочувствовать и понимать окружающих).
Дети представляют себя на месте наблюдаемого объекта: “А что, если ты превратился в кошку? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам.
Например, «дом - пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д.
Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.
Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:
- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;
- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;
- в некоторых загадках можно использовать рифму.
Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к., выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми.
Игра «Пойми меня»
Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, дают наводящие вопросы, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём.
Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря. Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация «Словесная цепочка»
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: «Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?» Например, «сказка», следующий ребёнок называет «герои», «волшебство»…
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
Игра «Словесный ручеёк».
Дети распространяют предложение по принципу «снежного кома». Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение. Например, осень…пришла , золотая, теплая…принесла много радостных дней.
Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Игра « Угадай-ка», «Доска объявлений»
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал. Например, лимон.
Возможные ответы-подсказки: овальный, желтый, кислый, помогает при простуде, фрукт.
Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности .
Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение «О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику», «Размышление классной доски 1 сентября», «Письмо Деду Морозу».
Для обогащения словарного запаса детей все мы часто использую в работе пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.
ПРИЁМ «СЛОВАРНАЯ СТЕНА»
- Прорабатываем словарное слово. Пишем на “солнышке” не менее 5 раз. Вывешиваем на стенке. Стены постепенно покрываются своеобразными обоями. Неделю слова висят, а ребята их “обживают”, рассматривают, “иллюстрируют”. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают несколько минут для “фотографирования”. Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово снимается со стены. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, слово возвращают на стенку. (При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).
ПРИЁМ «ГОРОДОК»
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
Г - горох
О - огурец
Р – ребята
О - огород
Д - девочка
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения. Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым. Идёт развитие творческих способностей.
ПРИЁМ «БОТАНИЧЕСКИЙ САД»
На уроке выращиваем деревья, проводим работу по правописанию однокоренных слов. Учитель вывешивает корень -вёз-, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листочках и прикрепляют к дереву, обязательно выделяя корень. Дерево стоит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.
ПРИЁМ «ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ ПОД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПАРУСОМ»
- Парус - это листы бумаги у вас на партах. “Левый борт” - 1 вариант. “Правый борт” - 2 вариант.
- “Одиночное плавание” - это словарный диктант. Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.
- За работу.
- Я буду диктовать по одному слову, по вариантам. Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать (загибать листок) ровно на одно слово.
- Готовы?
- “Левый борт, подмигните мне левым глазом”.
- “Правый борт, помашите мне правой рукой”.
- Поплыли!
1 вариант |
2 вариант |
имитация |
иммиграция |
ингредиент |
конденсатор |
формировать |
форсить |
шезлонг |
лекала |
одиозный |
белиберда |
циркуляр |
цирюльник |
Волны становятся меньше.
- Море стихает.
- “Поднять паруса!”
- Разворачиваем листки, открывая по слову.
- Начинаем с последнего.
- Проверка. 1 вариант и 2 вариант - одновременно.
- Найдите букву -и- в первом слоге, нашли, обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь. А дома придётся парус “штопать” (делать работу над ошибками).
Найдите букву -и- во втором слоге второго слова, в 3 слове найдите букву -е- в первом слоге, найдите букву –о- в первом слоге следующего слова, найдите букву –е- во втором слоге следующего слова, найдите букву –и- в следующем слове.
Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни дети рады, что ни одной, другие - что их вон сколько! Можно отправляться в плаванье по океану “Безударная гласная” (если слова только по этой теме). От каждого борта выбираем проводника (они хорошо знают те места). Проводники называют сразу проверочные слова, остальные обводят в кружок, теперь уже очевидную гласную.
Используя этот прием, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.
Можно использовать творческие задания на уроках словарной работы:
- Составление сказки, рассказа с использованием предложенных слов.
- Конкурс загадок, собственного сочинения.
-Составление тематического словарика (театрального, школьного, музыкального).
- Слово и образ, двойной толковый словарь.
- Сочинение «Язык моей профессии» (предположим, я мореплаватель, моя речь наполнена морскими словечками…)
Приём «Составление сказки, рассказа с использованием предложенных слов».
Осень
Наступила ранняя осень. У _________ листья стали золотистыми, а у __________ пожелтели. _________ лес одел осенний ______. Первого ________ __________ пошли в школу.
Слова: берёза, наряд, русский, ученики, яблони, сентябрь.
Осень
В __________ __________ стал грустным. Птицы улетели на юг. Пошли дожди, __________ стала мокрой. А в ___________, в ____________ люди собирают ____________: из ягод и фруктов варят _________ и варенья. _________ закладывают в погреба на хранение. На полях уже убрали зерновые: __________, _________, кукурузу.
Слова: овощи, урожай, овёс, огород, компот, дорога, октябрь, пшеница, деревня, город.
Систематическая, кропотливая работа над словом способствует обогащению, уточнению, активизации словаря, устранению нелитературных слов, позволяет плавно перейти к работе над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень):
При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения.
Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Скороговорки развивают артикуляцию, формируют навык чёткого произношения звуков, умение пользоваться силой голоса, интонационными средствами, а также приобщают детей к устному народному творчеству.
Формы работы со скороговоркой могут быть различными:
Другим эффективным средством развития речи учащихся, а так же формирования личностных качеств, привития интереса к культуре и обычаям страны, является использование пословиц и поговорок.
Интересны и другие виды заданий:
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает их словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.
Приёмы работы с загадками очень разнообразны:
При проведении словарно – орфографической работы совершенствуется и развивается логическое мышление, устойчивость внимания, орфографическая зоркость, интеллектуальное развитие. Такие упражнения, используемые учителем на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.
Методика проведения уроков развития речи в начальной школе.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей степени определяют успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Развитие речи – связующее звено между всеми предметами. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по тем или иным предметам. Речь - фактор развивающего обучения. С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений. У детей этого возраста недостаточно развит речевой аппарат.
Работа по развитию речи придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.
В развитии речи можно выделить три направления:
1. работа со словарем;
2. работа над словосочетанием и предложением;
3. работа над связной речью.
Вот лишь некоторые из упражнений, которые
можно предложить для развития речи и мышления на уроках русского языка.
Ø Расположить
предложения так, чтобы получился текст.
Для работы следует брать тексты, состоящие из 3–4 предложений. Эти предложения
надо расположить на доске так, чтобы одно предложение четко отделялось от
другого.
Ø Составить из каждой строчки предложение – пословицу.
Ø Составить и написать несколько предложений на заданную тему, используя опорные слова.
Ø Разгадать кроссворд, состоящий из словарных слов.
Ø Вставить в предложение подходящие по смыслу слова.
Ø Составить предложения-загадки.
Ø Работа с деформированным текстом.
Ø Распределить слова по частям речи.
Ø Разбить текст на предложения.
Ø Придумай рифму.
Ø С помощью приставок, суффиксов образуй новые слова.
К основным упражнениям относятся упражнения составления текста по готовому или коллективно составленному плану. Это – запись изложений и сочинений, содержание, структура и речевые особенности которых раскрыты учащимися в процессе устной подготовительной работы. Цель этих упражнений – научить детей строить текст по логическим частям, соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, не упускать в содержании главное, основную мысль, использовать разнообразные синтаксические конструкции и лексические средства. К подготовительным относятся:
во-первых, упражнения, связанные со структурным анализом текста и работой над планом;
во-вторых, многообразные упражнения по обучению учащихся составлению предложений;
в-третьих, специальные упражнения, направленные на формирование тех или иных коммуникативных умений, о которых говорилось ранее.
На самом начальном этапе обучения связной письменной речи учащихся, некоторые подготовительные упражнения выполняют роль основных:
- во-первых, упражнения в составлении текста из готовых предложений, т.е. восстановление деформированного текста. Цель этих упражнений – помочь учащимся осознать структуру связного текста, привлечь внимание к логической стороне речи, формировать умение передавать мысли в нужной последовательности. Причем, восстанавливая с учащимися текст повествовательного характера, следует помогать им опираться на логику событий; при работе над текстом описательного характера – обращать внимание детей на последовательность описания. Правильно организованная работа по восстановлению деформированного текста способствует развитию умения замечать ошибки в тексте и совершенствовать написанное.
- во-вторых, это составление текста путем ответов на вопросы. Цель упражнения – формировать умения строить предложения и связывать их между собой. По мере овладения данными умениями, эти упражнения начинают выполнять роль вспомогательных на этапе подготовке к основным письменным работам – изложениям и сочинениям. Изложения занимают в системе упражнений по развитию речи значительное место. При написании изложений учащиеся должны овладеть умением последовательно и точно излагать то, о чем слышат, читают. Под точностью речи понимается "умение говорящего и пишущего не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова и словосочетания, которые присуще изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.
При работе над изложением активизируется словарь учащихся. В их речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится специальная работа. Перед написанием изложения необходимо проводить подготовительную работу. Прежде всего, необходимо разобрать структуру и содержание намеченного для изложения текста, отобрать из него ряд предложений и словосочетаний, которые учащиеся должны запомнить для правильной передачи содержания. Затем провести орфографическую подготовку текста. Очень важной работой при подготовке к изложению имеет работа над языковой структурой текста, над выяснением смысла незнакомых слов. Предупреждение ошибок в правописании отобранных слов я провожу на ряде уроков русского языка при организации словарно - орфографической работы. Это и словарные диктанты, и написание слов с безударными гласными под диктовку с применением сигнальных карточек, или записываю в столбик эти слова с пропущенными буквами. Учащиеся вставляют нужную букву и рядом пишут проверочные слова. Такая подготовительная работа помогает детям более полно передать отношение между словами и в написанном тексте уменьшается количество орфографических ошибок.
Более трудной работой по развитию речи является работа над сочинением, которая тоже начинается с первого класса. Первые сочинения детей - это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основе должны лежать личные впечатления детей об окружающем их мире, наблюдения, мысли, чувства, интересы юных авторов. Сочинения носят обучающий характер. Поэтому на уроках при подготовке к сочинению нужно учить, о чем писать и как писать. Я стараюсь организовать наблюдения, учу детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное. Прежде чем дети начнут писать, необходимо определить тему сочинения, объекты для наблюдений, подобрать слова, которыми необходимо обогатить речь учащихся, дать детям конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию. При работе над сочинением позволяю детям пользоваться словариком. Серьёзное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков: обсуждаем с детьми написание сочинения, в обязательном порядке анализируем работы всех учеников, по итогам обсуждения даем отредактировать работы. В работе над орфографическими ошибками выделяются основные группы: на пройденные и ещё не пройденные правила. Ошибки второй группы распределяются на две категории: об одних говорится, как нужно писать данное слово, в других случаях нужно указать и правило правописания без развёрнутого грамматического обоснования (-тся, -ться ). Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях. Таким образом, на основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:
1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.
2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.
3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
4. Предлагаемая система работы создаёт возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, активизирует усвоение понятий, словарь школьников. Развитию речи подчинена вся программа начального курса обучения детей русскому языку.
5. Весь курс начального образования включает такое содержание и раскрывающий его дидактический материал, в том числе и по стилистике речи, имеет такую структуру и разного рода задания, которые активизируют мыслительную и речевую деятельность учащихся, создают языковую среду и условия для формирования общеучебных речевых умений.
6. Выполнение грамматических заданий в процессе последовательной, систематической работы с текстом, предложением, словом, разностороннего их анализа соединяется с решением задачи развития речи.
7. Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.
8. Для того,чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога, родителей. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
9. Все предложенные формы работы активизируют познавательную деятельность, внимание, способствуют развитию умения вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную речь.
И в заключение, хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой».
Предлагаю воспользоваться вашим словарным запасом и написать несколько слов об отношении к сегодняшнему мероприятию на лучиках « Солнышка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.