Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Оценка 4.7

Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

Оценка 4.7
docx
11.12.2022
Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
А.А. Фет Стихотворение Учись у них.docx

Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

-  Сегодня мы  совершим путешествие в  поэтический мир лирического произведения  А.А.Фета , которое начинается оно со слов Учись у них..

- Как вы думаете, у них - это у кого?(слайд дуб и берёза)

- Мы даже  и не предполагали, что можем учиться  у деревьев, у природы.

- Тема нашего урока...

- Предположите,  каковы  цели  нашего урока?(1. Учиться  анализировать  данное лирическое произведение,2.Познакомиться с содержанием  произведения, 3. Через анализ  понять мысль поэта.)

- Давайте посмотрим на стихотворение,  что в нём необычного?  

- Любой анализ произведения  начинается с его прочтения, но мы с вами прослушаем запись Аллы Борисовны Покровской ,заслуженной актрисы советского театра и кино.

-Какое впечатление  на вас произвело  стихотворение?

- О чём оно?(о природе и не только)

- Чтобы глубже понять это стихотворение, разобраться в его смыслах, я предлагаю сделать анализ.

- Давайте посмотрим на стихотворение с точки зрения его построения, т.е. композиции. Сколько всего строф?  (три)

- Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин в стихотворении? (нет, картины две: зима 1 и 2 строфы и весна - 3ья строфа)

- Я предлагаю вам подробнее остановиться на этих картинах.

- Перед вами таблица, которую нужно заполнить примерами из текста.

Зимняя природа

Весенняя картина

Кругом зима

Верь весне

Жестокая пора(эпитет)

Промчится гений( метафора)

Треснула кора

Теплом и жизнию дыша( метафора)

Злей метель(Эпитет)

Для ясных дней (эпитеты)

Рвет последние листы(олицетворение)

Для новых откровений( эпитет)

Холод лютый(эпитет)

 

- Какой изображена зима? (суровой, жестокой)

-Зачитайте, какие средства выразительности использует автор.

- А как весну? Какие средства выразительности использует здесь автор?

- Как осуществляется переход от первой части ко второй? (Союз НО) В литературе такой прием называется? (Антитезой, т.е.противопоставлением)

- С какой целью А.Фет противопоставляет эти времена года?(Фет под зимой и весной подразумевает не только времена года, но и периоды, которые в жизни человека бывают трудными, как зима и радостными, как весна)

- Какие образы можно выделить в стихотворении? (Дуб и береза)

- Дуб каким вы представляете? А как берёзу?

- А как автор изображает эти деревья? Найдите и подчеркните в тексте.

-Зачитайте ,что нашли.                             на них застыли слёзы,

                                                                     треснула, сжимаяся, кора

                                                                     рвёт последние листы

                                                                    за  сердце хватает холод лютый

                                                                    они стоят ,молчат.

-Какими автор изобразил эти деревья? (несчастными, страдающими)

- А какие средства выразительности использует для этого? (олицетворения)

- Почему такие разные деревья автор не разделяет, а выделяет только общие черты? Рисую круги Вена (стойко переносят свалившиеся на них несчастья, терпят трещины и застывшие слезы, молчат и ждут весны.)

Физминутка

- Как названа поэтом весна? (гением)

-Что означает данное слово, кого называют гением?

 -Человек, с выдающимися способностями, так и весна  поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.

 - Что означают слова переболит? (перенесёт какую-нибудь болезнь), скорбящая (печальная , страдающая)

-Значит  для деревьев с приходом весны  наступят тёплые дни, и скорбящая боль стихнет.

-Посмотрите на стихотворение ,Фет использует 3 глагола. Назовите их (учись ,молчи и верь)

- В каком наклонении употреблены эти глаголы? (повелительное) Что обозначает повелительное наклонение в русском языке?

- Какую роль они выполняют в стихотворении? (обращение к человеку, читателю, разговор с ним)

- Так кто же является главным лицом стихотворения: природа или человек?

Вывод: главное лицо не природа, а человек, которому предлагается у неё поучиться. Природа помогает понять состояние человека.

-А сейчас поработайте в паре и сопоставьте жизнь природы и человека. Выпишите  в левый столбик то, что приходится испытывать деревьям, а в правый  похожие ситуации из жизни человека.

Жизнь природы

Жизнь человека

Бури

Грозы

Метели

Холода

Ссоры Измена

Предательство Сплетня

Одиночество

Болезнь

Треснула кора

Застыли слёзы

Болит душа

Холод в сердце

Душевная боль

Слёзы Переживания

Обида Болит сердце

Разочарование Злость

 

- Делая вывод по этой таблице, скажите какова же тема стихотворения? (тесная связь природы с жизнью человека)

- А идея?( учиться у них, у молчаливых деревьев, которые не выставляют свои страдания напоказ, но  верят, что скоро всё закончится.)

- В анализе стихотворения сегодня мы с вами пропустили один важный пункт. О чём мы не сказали? (об истории создания)

- Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору его зрелого творчества?

- Примерно так выглядел поэт, когда написал это стихотворение. Что можно о нем сказать? (человек пожилой. Много видел в жизни, много испытал. И поэтому смотрит на жизнь мудро.)

- Фету пришлось в жизни нелегко, он испытал унижения, бедность, болезнь. Он все переносил мужественно, проявлял большое терпение. А терпению он учился у природы. Природа  - учитель человека. Стихотворение написано 31 декабря 1883 годом, Фету было 63 года.

- Случайно ли оно было написано в канун Нового года? (Нет, не только празднование Нового года, но и подведение жизненных  итогов)

 

Рифма стихотворения

Определение стихотворного размера

Домашнее задание. Прочитать статью на стр 313-314. Устно ответить на вопросы рубрики "Возвращаясь к теме" на стр 314. Найти в словаре и записать в тетради лексическое значение слова Бирюк.

 

Афанасий Фет

Учись у них — у дуба, у берёзы

Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

1883 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Природа и человек в стихотворении

Природа и человек в стихотворении

Дуб каким вы представляете? А как берёзу? -

Дуб каким вы представляете? А как берёзу? -

Делая вывод по этой таблице, скажите какова же тема стихотворения ? (тесная связь природы с жизнью человека) -

Делая вывод по этой таблице, скажите какова же тема стихотворения ? (тесная связь природы с жизнью человека) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022