Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
- Сегодня мы совершим путешествие в поэтический мир лирического произведения А.А.Фета , которое начинается оно со слов Учись у них..
- Как вы думаете, у них - это у кого?(слайд дуб и берёза)
- Мы даже и не предполагали, что можем учиться у деревьев, у природы.
- Тема нашего урока...
- Предположите, каковы цели нашего урока?(1. Учиться анализировать данное лирическое произведение,2.Познакомиться с содержанием произведения, 3. Через анализ понять мысль поэта.)
- Давайте посмотрим на стихотворение, что в нём необычного?
- Любой анализ произведения начинается с его прочтения, но мы с вами прослушаем запись Аллы Борисовны Покровской ,заслуженной актрисы советского театра и кино.
-Какое впечатление на вас произвело стихотворение?
- О чём оно?(о природе и не только)
- Чтобы глубже понять это стихотворение, разобраться в его смыслах, я предлагаю сделать анализ.
- Давайте посмотрим на стихотворение с точки зрения его построения, т.е. композиции. Сколько всего строф? (три)
- Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин в стихотворении? (нет, картины две: зима 1 и 2 строфы и весна - 3ья строфа)
- Я предлагаю вам подробнее остановиться на этих картинах.
- Перед вами таблица, которую нужно заполнить примерами из текста.
Зимняя природа |
Весенняя картина |
Кругом зима |
Верь весне |
Жестокая пора(эпитет) |
Промчится гений( метафора) |
Треснула кора |
Теплом и жизнию дыша( метафора) |
Злей метель(Эпитет) |
Для ясных дней (эпитеты) |
Рвет последние листы(олицетворение) |
Для новых откровений( эпитет) |
Холод лютый(эпитет) |
|
- Какой изображена зима? (суровой, жестокой)
-Зачитайте, какие средства выразительности использует автор.
- А как весну? Какие средства выразительности использует здесь автор?
- Как осуществляется переход от первой части ко второй? (Союз НО) В литературе такой прием называется? (Антитезой, т.е.противопоставлением)
- С какой целью А.Фет противопоставляет эти времена года?(Фет под зимой и весной подразумевает не только времена года, но и периоды, которые в жизни человека бывают трудными, как зима и радостными, как весна)
- Какие образы можно выделить в стихотворении? (Дуб и береза)
- Дуб каким вы представляете? А как берёзу?
- А как автор изображает эти деревья? Найдите и подчеркните в тексте.
-Зачитайте ,что нашли. на них застыли слёзы,
треснула, сжимаяся, кора
рвёт последние листы
за сердце хватает холод лютый
они стоят ,молчат.
-Какими автор изобразил эти деревья? (несчастными, страдающими)
- А какие средства выразительности использует для этого? (олицетворения)
- Почему такие разные деревья автор не разделяет, а выделяет только общие черты? Рисую круги Вена (стойко переносят свалившиеся на них несчастья, терпят трещины и застывшие слезы, молчат и ждут весны.)
Физминутка
- Как названа поэтом весна? (гением)
-Что означает данное слово, кого называют гением?
-Человек, с выдающимися способностями, так и весна поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.
- Что означают слова переболит? (перенесёт какую-нибудь болезнь), скорбящая (печальная , страдающая)
-Значит для деревьев с приходом весны наступят тёплые дни, и скорбящая боль стихнет.
-Посмотрите на стихотворение ,Фет использует 3 глагола. Назовите их (учись ,молчи и верь)
- В каком наклонении употреблены эти глаголы? (повелительное) Что обозначает повелительное наклонение в русском языке?
- Какую роль они выполняют в стихотворении? (обращение к человеку, читателю, разговор с ним)
- Так кто же является главным лицом стихотворения: природа или человек?
Вывод: главное лицо не природа, а человек, которому предлагается у неё поучиться. Природа помогает понять состояние человека.
-А сейчас поработайте в паре и сопоставьте жизнь природы и человека. Выпишите в левый столбик то, что приходится испытывать деревьям, а в правый похожие ситуации из жизни человека.
Жизнь природы |
Жизнь человека |
Бури Грозы Метели Холода |
Ссоры Измена Предательство Сплетня Одиночество Болезнь |
Треснула кора Застыли слёзы Болит душа Холод в сердце |
Душевная боль Слёзы Переживания Обида Болит сердце Разочарование Злость |
- Делая вывод по этой таблице, скажите какова же тема стихотворения? (тесная связь природы с жизнью человека)
- А идея?( учиться у них, у молчаливых деревьев, которые не выставляют свои страдания напоказ, но верят, что скоро всё закончится.)
- В анализе стихотворения сегодня мы с вами пропустили один важный пункт. О чём мы не сказали? (об истории создания)
- Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору его зрелого творчества?
- Примерно так выглядел поэт, когда написал это стихотворение. Что можно о нем сказать? (человек пожилой. Много видел в жизни, много испытал. И поэтому смотрит на жизнь мудро.)
- Фету пришлось в жизни нелегко, он испытал унижения, бедность, болезнь. Он все переносил мужественно, проявлял большое терпение. А терпению он учился у природы. Природа - учитель человека. Стихотворение написано 31 декабря 1883 годом, Фету было 63 года.
- Случайно ли оно было написано в канун Нового года? (Нет, не только празднование Нового года, но и подведение жизненных итогов)
Рифма стихотворения
Определение стихотворного размера
Домашнее задание. Прочитать статью на стр 313-314. Устно ответить на вопросы рубрики "Возвращаясь к теме" на стр 314. Найти в словаре и записать в тетради лексическое значение слова Бирюк.
Афанасий Фет
Учись у них — у дуба, у берёзы
Учись у них —
у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель
и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь
весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
1883 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.