Природа и мы.
Цели:
Образовательные:
Формировать знания правил поведения в природе.
Формировать умения оценивать поступки людей.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
- умение оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- умение работать в парах;
- умение работать в группах. (Коммуникативные УУД);
- умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- работать по предложенному учителем плану;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- ориентироваться на развороте учебника;
- представлять информацию в виде схемы;
- развитие умения извлекать информацию из текстов. (Познавательные УУД).
Используемая литература:
1. Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/Под ред. А.А.Вахрушева.-М.:Баласс,2010.-304 с.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2.- 3-е изд., перераб. – Баласс; Школьный дом, 2011. – 96с.
Ход урока:
Звучит музыка, идут слайды.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости нашей встречи! Сейчас мы все увидели, как завораживающе красиво колыхалась трава под лёгким дуновением ветерка, а в ней яркими звоночками расположились колокольчики, как летала пёстрая бабочка, и радовалась, и приглашала всех нас в этот прекрасный мир природы.
. Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.
И лес живёт под синим небом,
и дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.
Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все
(дети хором) - природа!
Учитель:
Где бы не жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми…
Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки.
Ребята, кто догадался какая же тема урока? (ПРИРОДА И МЫ)
Когда очень давным-давно, у людей не было ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды.
Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от нее.
Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно..
Рассмотрите схему на следующем кадре и попробуйте объяснить, почему многие растения и животные встречаются всё реже.
– Рассмотрите картинки и разделите их на группы.
(Выполняют)
- Давайте проверим, как вы выполнили эту работу. ( Комментируют, почему так разделили)
– Какое же влияние на природу может оказывать человек? (Положительное и отрицательное.)
Введение нового термина «ЭКОЛОГИЯ».
Для того, чтобы ответить на следующий вопрос, вам сначала надо будет собрать пазл. (Выполняют задание.)
Поднимите и покажите, что у вас получилось. Молодцы! Вы правильно собрали, а теперь сравните их и скажите, как относятся к природе на этих двух рисунках люди?
Что доказывает?
В каких условиях вы хотели бы жить?
А для того, чтобы были такие благоприятные условия для жизни, что необходимо делать?
(БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ)
Скажите, пожалуйста, а какая наука дает знания о том, как правильно себя вести по отношению к природе, чтобы не причинить ей вреда? (ЭКОЛОГИЯ).
Откройте учебник на стр. 74 и прочитайте определение экологии в рамочке.
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.
Или правил. Ребята, а какие вообще существуют правила? (правила поведения в общественных местах, в школе, в классе.)
Давайте, вспомним некоторые из них. (Рассказывают.)
Так вот я вам предлагаю проверить или для тех, кто не знает получить знания о правилах поведения в природе.
Но перед этим, давайте заполним в таблице ту графу, которая соответствует вашему поведению в природе.
Я совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле |
Я не совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле |
|
· |
|
· |
|
· |
Работа в группах.
А теперь на стр. 75 найдите вопрос 1. Вам надо будет прочитать вопрос, обсудить в группе и поднять карточку с той буквой, которая соответствует правильному ответу.
- какое растение зацветает раньше?
Подснежник зацветает в конце марта – апрель;
Одуванчик зацветает в мае – июне, плодоносит в июне;
Клевер в июне, плодоносит также в июле.
Скажите, почему нельзя срывать одуванчик, для чего он нужен? (для салатов, для варенья).
Для чего служит клевер? (пчелами опыляется и потом они производят мед).
Следующий вопрос хочу начать с загадки.
Прослушайте и ответьте:
Не зверь, не птица,
Нос как спица.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт. (Комар)
Почему не зверь, не птица? (Потому что комар - это насекомое)
А что значит нос, как спица? (тонкий и острый)
Ответьте на следующий вопрос
- Зачем в лесу комары?
А. ни к чему.
Б. чтобы люди поменьше в лес ходили.
В. В природе ничего нет лишнего.
Правильно под буквой В.
- Кто питается комарами? (птицы и лягушки)
В начале урока мы заполнили таблицу, где вы отметили свои поступки по отношению к природе. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы не будете совершать поступки, которые что – нибудь нарушают на Земле и ваши слова не будут расходиться с делом. За что экологи будут вам очень благодарны.
Подведение итогов урока.
- Скажите, с каким новым термином мы познакомились?
- Что такое экология?
- Какие существуют правила поведения в природе.
(Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Не шуметь в лесу.)
-Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник – День Земли?
-Получите в подарок календарик-памятку и скажите, какого числа люди всех стран отмечают этот праздник?
-Запомните и вы эту дату. (Просмотр слайдов.)
Рассмотрите чашку. Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё.. Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой! А теперь уверенно скажите: « Это я! Я – часть природы. Я – люблю природу. У меня есть такая чашка!»
Самооценка.
А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.
Встаньте. Благодарю вас за работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.