Тема. Природа и Родина в лирике С. Есенина
Моя лирика жива одной
большой любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем
творчестве.
С. Есенин.
Цели.
Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта («лица необщее выраженье») в раскрытии темы Родины и природы.
Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Есенина, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
На примере лирики С. Есенина воспитывать у учащихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Ход урока.
I. Этап актуализации опорных знаний.
Задача. Восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С. Есенина и его жизни.
Фронтальная беседа.
- Что вы узнали о Есенине из прочитанных стихотворений?
- Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях?
II. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления
и постижения лирики поэта.
Задача. Раскрыть и понять истоки творчества С. Есенина.
Сравнительный анализ стихотворений: А. Блок «Россия» и С. Есенин «Запели тесаные дороги».
Учитель. Наверное, почти каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает своего Мастера. Есенин выбрал Блока. 15 марта 1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи.
- Почему в «серебряном веке», когда «столько поэтов хороших и разных», С. Есенин выбрал именно Блока? (Вопрос каждой группе класса.)
Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, давайте сопоставим два стихотворения этих поэтов: «Россия» и «Запели тесаные дороги…».
Задача. Определить черты внутреннего сходства, духовного родства поэтов и их индивидуальность в раскрытии темы Родины («Лица необщее выраженье».)
Записать в тетрадках и на доске.
Сходство.
В мотиве дороги («… И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…» А. Блок; «Запели тесаные дроги, бегут равнины и кусты…» С. Есенин.)
В состоянии души («И крест свой бережно несу» А. Блок; «И не отдам я эти цепи» С. Есенин).
Индивидуальность поэтов.
У Блока: «спицы расписные», «песни ветровые», «мгновенный взор из-под платка».
У Есенина: «тесаные дороги», «часовые у дороги и поминальные кресты», Русь – «малиновое поле и синь, упавшая в реку».
- В чем же проявляется разность (индивидуальность) поэтов?
- Каковы истоки творчества Блока? Есенина?
(Подвести учащихся к пониманию того, сто разность поэтов не в их талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.)
III. Этап усвоения нового материала.
Тема урока. Природа и Родина в лирике С. Есенина.
Задача. Проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.
Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам).
Каждая группа получает карточку с указанным стихотворением С. Есенина. (Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадях.)
Стихотворения для выразительного чтения и анализа.
· «Гой ты, Русь моя родная».
· «Низкий дом с голубыми ставнями».
· «Я покинул родимый дом…».
· «Несказанное, синее, нежное…».
Вопросы и задания для анализа (записаны на доске).
- Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
- Найти изобразительно – выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.
- Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
- Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?
ВЫВОД. Какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина? (Тема природы.)
IV. Этап углубления результатов осмысления лирики С. Есенина.
Задача. Определить, какую роль играет цвет в поэзии Есенина, что объединяет лирику поэта с произведениями русских художников.
Сопоставление стихов Есенина с русской живописью (репродукции картин Шишкина, Левитана).
V. Этап подведения итогов урока.
Беседа учителя с учащимися.
Задачи. Обобщить и закрепить полученные на уроке знания учащихся о лирике С. Есенина. Выявить восприятие учащимися стихотворений Есенина, посвященных теме природы, родины.
Учитель. Поэт М. Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении свой души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение, равное вечности, увидеть полет коня, прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры и превращающему благодарные слезы в звенящее мерцание созвездий. Это и есть, наверное, поэзия, томительная необъяснимость ее обаяния.» Эти слова мы с полным основанием можем отнеси и к поэзии Есенина.
Вопросы.
- Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?
- Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?
VI. Домашнее задание (контроль усвоенного).
Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).
Сочинение на одну из тем:
· «Мой Есенин»;
· «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»;
· «Природа и родина в лирике Есенина» и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.