Природа родного края в математических задачах
Сафиуллина И.Р.
учитель математики МАОУ СОШ №11 г. Нефтекамска
У каждого человека есть Родина – это место на земле, где он появился на свет и где впервые увидел небо. И пусть он в течение своей жизни побывает во многих городах и сёлах, но он никогда не забудет свою родную деревню или родной город. Родина, как родная мать, единственная на всю жизнь.
Важное значение в образовании и воспитании личности играет этническая направленность и культура. Системы образования и воспитания неотрывны от национальной почвы. Отметим, что знание истории, языка, традиций своего народа воспитывают в человеке чувство национальной культуры. Систему воспитания можно представить следующим образом:
- формирование стройной системы понимания – родной край - родная Республика (область) - моя Россия;
- формирование устойчивого осознания своего происхождения;
- моя семья - мой народ - я –россиянин;
- формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры.
Как известно, Республика Башкортостан - один из самых красивых уголков не только России, но и всего мира, именно поэтому нельзя упускать возможности описания самых красивых мест красоты Республики «математике – царице всех наук».
Как же можно применить математические знания к расширению знаний о родном крае?
Сделать можно это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты.
А где же взять такие задачи?
На уроках математики ученики не только решают задачи из учебника, но и сами их составляют.
Решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные краеведческие факты взывают большой интерес у учащихся.
Так для расширения знаний о родном крае был составлен ряд задач.
Задача 1. Общая численность населения Нефтекамска на 2017 год составляет 126,8 тыс. чел. , а на 2020 год 121 757 человек. Найти процентное соотношение убыли населения. И предложить мере по приросту населения.
Задача 2. Высота г. Ямантау - 1638 м., высота хребта Баштау -77,5 % высоты хребта г. Ямантау, а высота хребта Каратау составляет 31,34 % от высоты хребта Баштау. Насколько процентов г. Ямантау выше хребта Баштау?
Задача 3. Характеристика реки Малый Инзер: абсолютная высота истока реки 710 м, устья - 246 м. Найдите процентное соотношение высоты истока реки относительно ее устья.
Задача 4. Максимальная скорость течения реки Инзер весной составляет в среднем 2,4 м/с и уменьшается в межень до 17% от максимальной средней скорости. Найдите среднюю скорость течения реки в межень.
Задача 5. Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из городов Межгорье и Белорецк, расстояние между которыми 80 км. Скорость первого автомобиля составляет 70 % скорости второго. Найдите скорости каждого автомобиля, если они встретились через сорок минут.
Задача 4. Расстояние между городами Уфа – Нефтекамск составляет 213 км. Рассчитать хватит ли 25 литров бензина для преодоления данного расстояния.
Задача 6. Сколько процентов от общего количества учащихся школы №11 г. Нефтекамска составляют девочки и мальчики.
Задача 7. Определить, сколько раз команда мальчиков школы от 15 до 17 лет становились победителями первенства по волейболу среди школ города.
Задача 8. Определить, какую часть территории РБ составляют леса.
Задача 9. Длина реки Нагуш-235км.1/5 часть этой реки катер проплывает за 1.5 часа. Чему равна скорость катера?
Начиная с 6 класса задачи основного экзамена включают задания, формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся и близкий их жизненному опыту. При решении таких задач ученики должны проявить знания и умения, приобретённые на уроках математики, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. А сам процесс решения текстовых задач и есть не что иное, как составление математической модели и нахождение неизвестных элементов этой модели.
В системе обучения задачи краеведческого и исторического характера носят преимущественно общеобразовательную направленность и ее целью является расширение и углубление сведений по конкретной тематике.
Список литературы
Сафиуллина И.Р. Роль башкирского фольклора в формировании правосознания молодежи / Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность //Материалы Международной научно – практической конференции посвященной 75-летию ИИЯЛ УНЦ РАН – Уфа: Гилем, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.