План – конспект урока в 4 А классе
Учитель: Азарова С.С.
Передмет: Окружающий мир (УМК Школа России)
Тема урока: Моря, озера и реки России
Цели |
Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России |
Тип урока |
открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные (объем
освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность
научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы
и формы |
объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации на уроке |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Мотивация |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного |
Звучит в записи припев «Песни о России»: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней… – Россия – это наша Родина,
страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня
мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. |
слушают учителя, принимают участие
демонстрируют готовность к уроку,
готовят рабочее место |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний |
Проверка |
– Покажите на карте известные вам равнины России. – Покажите на карте горы нашей страны.
Предлагает задания по индивидуальным карточкам |
Отвечают Выполняют |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; |
Устные ответы, выполненные задания на карточках |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
III. Изучение нового материала |
Работа с физической картой России.
|
– Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны. – Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте. – Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана. – Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся. – Что вы можете сказать о Черном море? – О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде? – Сколько же морей омывают российские берега? – А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? – В
России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади –
Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто
морем. |
Показывают Отвечают
Показывают
|
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: ориентируются в учебнике;
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило
контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, |
Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Работа |
– Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны. – Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. – Назовите самые крупные реки нашей страны. Предлагает прочитать статью о реках России |
Читают текст |
|
уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
|
IV. Практическая деятельность |
Работа с физической картой России
|
– Найдите на карте: 1) реки Восточно-Европейской равнины. 2) реки Западно-Сибирской равнины. 3) реки Среднесибирского плоскогорья. – Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины. – Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте. – Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море. |
Отвечают показывают
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении |
Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Игра «Географическое лото».
Работа Работа в тетради. Задания |
– Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья. – Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему? Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «географическое лото» .
– Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1,
2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает. Читают,
Выполняют |
Коллективная.
индивидуальная |
практической работы следуют ранее оговоренному
плану; принимают и сохраняют цели Коммуникативные: умеют задавать вопросы для
уточнения последовательности Личностные: оценивают усваиваемое содержание
с нравственно-этической точки зрения; следуют |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся |
– Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали? – Какие сведения показались наиболее интересными? – Какую роль играют водные просторы в жизни человека? Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море мечтаем, О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли. И ночью, и днём В просторе морском Стальные идут корабли… |
Отвечают |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: осуществляют оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |
Устные ответы |
VI. Домашнее задание |
Комментарий учителя |
Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75 |
Слушают, зада-ют уточняющие вопросы |
фронтальная |
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
|
Ресурсный материал
Индивидуальные карточки
Вариант I
Вариант II
Географическое лото
Восточно-Европейская равнина |
Самое
глубокое |
Байкал |
Самое
большое |
Каспийское море |
Река,
впадающая |
Волга |
Самая длинная река России |
Обь |
Самые
высокие |
Кавказские горы |
«Плоская»
равнина |
Западно-Сибирская равнина |
В
список Всемирного |
Алтай |
«Холмистая»
равнина |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.