Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ Школа № 101 города Донецка»
Тема урока: « Природные зоны Африки »
( 7 класс )
Подготовил учитель географии
Коваленко В.А.
Донецк – 2021
Конспект урока по географии для 7 класса
Тема урока: «Природные зоны Африки»
Цель урока: сформировать у обучающихся знания о природных зонах Африки и их особенностях.
Задачи
урока:
Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать
разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать
особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику
климата, почв, растительного и животного мира природных зон, влияние человека
на природу; раскрыть характер взаимодействия между человеком и живой природой;
показать необходимость решения экологических вопросов для человека ХХI века.
Развивающие – продолжить формирование познавательной активности
учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей,
вовлечь в урок посредством игровых форм, формирование умений работать с картой,
анализировать , делать выводы.
Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.
Планируемые
результаты:
Личностные:
- Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся
самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы
на основе полученной информации.
- Коммуникативные навыки — владение основными навыками работы в группе.
-Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно
действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями
и целями окружающих людей. Метапредметные:
- Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой
информации, ее структурирования.
- Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение
слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в
речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать
публично.
-
Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять,
оценивать и представлять информацию.
Предметные:
- Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата,
разнообразии растительного и животного мира.
-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
- Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст,
учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атлас 7 класс, карты Природные зоны мира и Африки, учебник 7класс, Исследовательский проект, картинки растений и животных, слайды, карточки с заданиями, кроссворд.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания:
– «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Николай Гумилев.
- Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.
Задания 1. Карта . ( карточки для 2 учащихся):
-Показать на карте 5 географических объектов, на карте:
1. Пустыня Сахара 2. Восточно – Африканское плоскогорье. 3.Река Нил. 4. Озеро Виктория. 5. Горы Атлас.
1. Река Конго. 2. Пустыня Намиб. 3. Озеро Танганьика. 4. Драконовы горы. 5. Водопад Виктория
Задание 2. Климат Африки (фронтальный опрос учащихся):
1.Почему
Африка является самым жарким материком?
2.Где в Африке самая высокая температура на Земле?
3. Где на материке выпадает максимальное количество осадков? 4.
Где в Африке выпадает минимальное количество осадков?
5.Постоянные ветры в Африке? Назовите их. 6.
В каких климатических поясах расположен материк ?
7.
Климатические особенности Африки однообразны или разнообразны?
8. В пределах какого климатического пояса выделяют климатические области? Назовите
эти области.
Задание 3. Воды суши Африки.
1.Показать на карте и дать характеристику Реки Нил. 2.Показать на карте и охарактеризовать озеро Виктория.
3. Изучение нового материала.
Я предлагаю вам, зная уже так много про материк, отправиться в виртуальное путешествие по Африке. Запишите в тетради тему урока «Природные зоны Африки».
Природная зона- это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
1.Задание:
Работа по картам атласа «Природные зоны Африки»: - используя
атлас стр. 25 перечислите природные зоны Африки. Природные
зоны Африки:
-Влажные экваториальные леса.
-Саванны.
-Пустыни и полупустыни.
-Жестколистные леса.
- Если проанализировать размещение ПЗ на материке, то вы
увидите, что ПЗ изменяются от экватора к северу и югу. Вопросы:
- Как называется закон, по которому происходит смена климата, ПЗ от экватора к
полюсам? (закон широтной зональности) -
Какая закономерность выделяется в размещении ПЗ? (широтная зональность, т.е.
смена природных зон, происходит от экватора к полюсам и зависит от соотношения
тепла и влаги). -
Перечислите природные компоненты в составе природного комплекса (растительность,
животные, рельеф и горные породы, климат, воды, почва). - Путешествуя
по природным зонам, вы должны понять, какая закономерность существует между
климатическими поясами и природными зонами, какие климатические условия
характерны для каждой природной зоны, какие там почвы, какой растительный и
животный мир. Стихотворение:
А мне
сродни простой жираф,
И леопард изысканный и
важный,
И в чаще трав таящийся
удав,
И носорог свирепый и отважный.
- Так писал о Африке и африканских животных Н.С. Гумилев.
Отрывок
из воспоминаний путешественника: “Экваториальный лес Конго” по В. Елисееву
Таинственный мир экваториального леса. Первое впечатление от него
– это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав и
бамбуков, перевитых травянистыми и одеревеневшими лианами разной толщины и
длины. Какая – то невероятная растительная путаница! Лианы цепляются за голову,
руки и ноги, как щупальца спрута. Кое–где деревья смыкаются над тропой, мы
идем, словно по узкому тоннелю. Приходится пробивать плотную пелену паутины, по
которой бегают огромные пауки; она застилает глаза. Чтобы не очутиться в чёрной
жиже, приходится осторожно пробираться, опираясь на длинную палку. Деревья
великаны, стоят, не шелохнувшись, точно колонны, подпирающие небесный свод.
Именно они придают тропическому лесу какую-то таинственность, величие. У них
досковидные корни-подпорки, отходящие от ствола. Встречается много деревьев с
ходульными придаточными корнями, напоминающими лапы огромных пауков. Стволы
деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой и
получают питание их воздуха, атмосферных осадков, опавших листьев. Идущие
впереди рабочие орудуют вовсю мачете (топором) разрубая лианы. Из расчленённых
лиан течёт то белый клейкий сок, то белый густой сок – каучук, то красный сок,
напоминающий кровь. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду
сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни
малейшего ветерка.
Отрывок
из воспоминаний путешественника: “Перед нами саванна”
В Африке саванна занимает около 40% площади материка. Характерной чертой
растительного ландшафта африканской саванны являются разбросанные повсюду по
слабоволнистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников или одиноко
стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным
образом, из различных, крупных злаков. Видовой состав растений, населяющих
саванну, это так называемые ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания, к
примеру, слоновые травы, они образуют по краям дороги высокие заросли высотой
до 2-3 метров. Иногда через такие заросли пробраться почти невозможно. Эти
злаки являются любимой пищей слонов. Довольно часто можно наблюдать редко
разбросанные по саванне крупные деревья – привлекательные паркии из семейства
мимозовых. Они широко раскидывают свои кроны из красивых мелкоперистых листьев,
украшенных пушистыми малиновыми шарами-помпонами сложных соцветий из мелких
цветков. Обезьяны очень любят плоды паркии, как и плоды баобаба. Обычны для
саванны акации, огромные кроны которых, подобно гигантским зонтам, поднимаются
среди высоких трав. Но напрасно путник будет искать защиты от солнца под
плоской кроной акации. Перистые листья акаций пропускают вертикально падающие
лучи солнца. Ещё хочется сказать несколько слов о необыкновенном дереве саванн
– баобабе. Это дерево знаменито, прежде всего, своей толщиной – диаметр его
может достигать 10 м., а при его относительно небольшом росте, оно выглядит
странно и нелепо. Баобаб и кормит, и поит, и одевает людей. Его плоды съедобны,
из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому баобаб называют лимонадным
деревом. Из коры получают необычно прочные волокна, из которых вырабатывают
рыболовные сети, мешки, бумагу и даже одежду. А в полых стволах деревьев
устраивают склады, кладовки и даже люди поселяются там.
Отрывок из воспоминаний путешественника: “Великая пустыня Сахара” По разным источникам слово “Сахара” ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. Это название появилось в период завоевания Северной Африки арабами. Сахара не только пустыня. Это ещё и скалистые ландшафты с причудливыми башнями и мостами, которые выглядят как сказочные города: это долины с зеленеющими деревьями; это и глубокие озёра, в спокойной глади которых отражаются пальмы; это и песчаные дюны, где копошатся жуки и юркие ящерицы. Сахару часто называют морем. Название это обязано эргам – огромным пространствам, занятым песчаными барханами, которые простираются словно волны в океане. Необычайно сухой воздух Сахары, особенно вблизи поверхности, в первую очередь следствие пассатных течений. На Земле нет такого места, где вообще не бывает дождя. Однако во внутренних районах пустыни есть и такие пространства, где дождя нужно ждать несколько лет или десятилетия, да и то дождь пойдёт только на высоте и на почву не выпадет ни одной капли дождя. Если судить по максимальной среднегодовой температуре, то Сахару можно назвать самой жарко областью мира. В Ливии отмечены температуры в пределах +58*С. Из всех атмосферных явлений наиболее тяжёлыми для человека, являются продолжительные бури. Бури в Сахаре зачастую обладают необычной силой: скорость достигает иногда 50 м/с и более. Хорошо известны местным жителям и пользуются дурной славой горячие ветры не севере Сахары, приходящие из центра пустыни, которые за несколько часов уничтожают урожай. В Марокко их называют шергами, в Алжирской Сахаре – шехелями, в Египте – самумом. Ветер может донести пыль Сахары в виде сухого дождя до Центральной Европы.
2. Заполнить таблицу «Характеристика природных зон Африки» (в тетрадях, используя карты атласа и учебник):
Название ПЗ |
Почвы |
Растительный мир |
Животный мир |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Защита исследовательского проекта «Создание национального парка в Танзании»
Выступление учащихся.
-А сейчас мы отправляемся в путешествие по национальному парку в Танзании. Провести мне его помогут сегодня мои помощники, которые собрали и исследовали материал о национальном парке и составили проект.
-Во время каждого выступления обучающихся демонстрируются слайды национального парка в Танзании.
4. Закрепление изученного материала.
1) Задания по картинкам «Растения и животные»: -По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения.
2) Показать на карте «Природные зоны Африки»: -ПЗ влажных экваториальных лесов; -ПЗ саванн; -ПЗ пустынь и полупустынь; -ПЗ жестколистных лесов.
3) Кроссворд
Кроссворд «Африка».
|
л |
и |
А |
н |
а |
|
|||
ж |
и |
р |
а |
Ф |
|
||||
|
о |
Р |
х |
и |
д |
е |
я |
||
|
г |
о |
р |
И |
л |
л |
а |
|
|
к |
р |
о |
К |
о |
д |
и |
л |
|
|
г |
е |
п |
А |
р |
д |
|
Вопросы:
1.Вьющееся растение гилеи Африки?
(лиана) 2.Животное саванн материка?
(жираф) 3.Растение-паразит?
(орхидея)
4. Человекоподобная обезьяна, живущая в Африке.
(горилла)
5. Животное, обитающее в водоемах материка?
(крокодил)
6.Самое быстрое, хищное животное Африки?
(гепард).
5.Рефлексия
– Как вы
считаете, что у нас на уроке сегодня получилось?
– Что было для вас самым интересным?
– Что было для вас сложным?
-В какой бы природной зоне Африки вы хотели бы побывать? Почему?
-Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.
6. Домашнее задание:
-Выучить & 26- 27; повторить & 25;
- стр.113 задания 1,2 – письменно в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.