Привитие читательского интереса у воспитанниц детского дома.
Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.11.2019
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и прочими гаджетами. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили заметное снижение интереса к чтению у дошкольников, школьников и подростков; резко сокращена доля чтения в свободной деятельности детей, во многих семьях книги не имеют ценности, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, значение книги очень велико. Она знакомит детей с предметами, природой, всем, что их окружает. Книга является самым эффективным средством нравственного, умственного и эстетического воспитания ребенка. Художественная литература развивает фантазию, воображение, мышление, память, речь.
Привитие читательского интереса.docx
Привитие читательского интереса
у воспитанниц детского дома.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми,
телевизором и прочими гаджетами. Социологические исследования в нашей стране и за
рубежом выявили заметное снижение интереса к чтению у дошкольников, школьников
и подростков; резко сокращена доля чтения в свободной деятельности детей, во многих
семьях книги не имеют ценности, дети не приобретают опыт домашнего чтенияслушания.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, значение книги очень
велико. Она знакомит детей с предметами, природой, всем, что их окружает. Книга
является самым эффективным средством нравственного, умственного и эстетического
воспитания ребенка. Художественная литература развивает фантазию, воображение,
мышление, память, речь.
Все мы прекрасно знаем, что чтение имеет большое воспитательное значение,
развивает положительные нравственные качества: любовь к своей Родине, чувство
коллективизма, книги помогают познать мир, учат доброте, сопереживанию,
справедливости.
Так как в нашей группе воспитываются и дети ЗПР, то роль книги и чтения в жизни
таких детей переоценить невозможно: для большинства из них мир открывается именно
через книгу. Такие дети не могут в полной мере осознать содержание прочитанной книги в
силу того, что у них медленный темп чтения, бедный речевой запас слов. Они не умеют
иногда правильно выбрать книгу, практически в два раза снижена любознательность в
сравнении с обычными детьми. Таким детям нужна систематическая помощь со стороны
учителя в школе, воспитателя. Именно они занимаются руководством чтения.
Для формирования читательского интереса в групповой комнате необходимо
наличие книжного уголка. Чтобы книга стала для воспитанников потребностью, следует
качественно проводить с детьми индивидуальную работу, а также массовые мероприятия,
которые способны вызвать любознательность и интерес.
Взяв данную тему по самообразованию, я поставила перед собой задачу это
развитие творческих способностей воспитанниц путем приобщения их к чтению, а девизом
моим стали слова Януша Корчака (педагога, врача, писателя): «Мы должны не снизойти
до ребенка, а подняться до уровня его понимания». Руководство чтением детей требует от меня, как педагога, творчества, мастерства и
знания литературы. Очень важно увлечь ребёнка книгой, чтением, беседой, помочь ему
преодолеть чувство неуверенности в себе, создать ситуацию успеха.
Основы культурного вдумчивого чтения, закладываются, естественно, в начальных
классах.
В 2018 году в детском доме стал функционировать кружок «Мир поэзии», который
Работа этого кружка предусматривает открытое
посещают наши воспитанницы.
сотрудничество библиотекаря, воспитателя и ребенка.
Работа с книгой (малые литературные формы) как форма проведения занятия
является важным средством достижения коррекционноразвивающих задач. Она находит
своё место во всех видах детской деятельности: она хороша для чтения и пересказа, для
ролевой игры и театрализации, для конструирования, рисования и лепки.
В качестве учебного материала используются книги с чёткими, яркими, красивыми
иллюстрациями, с общеизвестными текстами русских народных потешек и сказок,
авторских прозаических и поэтических произведений.
К каждому тексту подобраны задания, которые способствуют активному восприятию
произведений и целенаправленному общему развитию разных сторон психической
деятельности учащихся. Много заданий на развитие внимания – детям предлагается
анализировать имеющиеся рисунки, схемы, находить черты сходства и различия, выполнять
задания по аналогии, устанавливать определённые закономерности, самим действовать по
образцу или словесной инструкции взрослого. Предлагаются задания, развивающие
творческое воображение, тренирующие зрительное и слуховое восприятие, зрительную и
слуховую память. А также графические задания и упражнения на развитие мелкой
моторики зрительнодвигательной координации, согласованных действий рук и ног.
В.Сухомлинский писал о том, что «Книга – это окошко, через которое дети
видят и понимают мир и самих себя». Моя работа помогает, как можно раньше открыть
им это окошко, ведь школьная библиотека – первая библиотека в жизни ребенка.
Моя задача заключается в том, чтобы сделать чтение интересной и желанной
деятельностью, обеспечить эффективное восприятие и осознание прочитанного.
Формы работы разнообразны. Большой популярность среди детей пользуются:
литературные беседы и обзоры к юбилейным датам любимых детских писателей,
литературные викторины, громкие чтения.
Книги для чтения выбираем в соответствии с возрастом и уровнем развития ребят.
Чаще всего для младших воспитанниц это сказки. У детей это самый любимый жанр. Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения учащихся
младшего возраста. У детей сказка вызывает сильнейший эмоциональный отклик. Более
всего младшие школьники ценят и любят сказочный жанр за возможность сопереживания,
сострадания любимым героям. Вначале я объясняю детям,
что сказки бывают
литературные и народные. Народные сказки делятся на группы: это волшебные, бытовые
сказки и сказки о животных. Объясняю, чем они отличаются друг от друга. Выразительное
чтение и обсуждение сказки помогает ребенку усвоить идейное содержание текста, развить
образное и логическое мышление.
Часто завершаем чтение рисунками или работой на гебордах. Рисовать, а особенно
срисовывать понравившиеся картинки дети очень любят. Рисование благотворно влияет на
психику, способствует развитию мышления, моторики рук. Поэтому часто провожу
конкурсы на лучший рисунок по прочитанным произведениям.
Мною собраны и разработаны литературные викторины, конкурсы, турниры для
учащихся разных возрастов. В основе этих игр лежит книга. Литературные игры
контролируют и развивают знания детей. Они строятся на читательском багаже ребенка, и
предлагают вспомнить то или иное произведение, назвать его героев или сюжет. Когда
ребенок отвечает на вопросы викторины, то у него работает память, мышление и
проверяются не только знания, но и глубина прочтения.
Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего
возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее
эффективными формами работы являются книжные выставки, литературные игрызагадки,
викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем
небольшой читательский опыт. Показываю учащимся, какие интересные, красочные книги
есть у нас в группе, а также в библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. А
правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Вместе с детьми выполняем
простейшие операции по ремонту книг в мягкой обложке. Для закрепления пройденного
материала использую загадки в стихотворной форме.
Читателей среднего звена и подростков уже отличает стремление к
самостоятельности. Техникой чтения они уже более или менее овладели. Воспитанницы
узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре
книги. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне
отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать
избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.
Наблюдая за детьми в конце года, становится заметно, что многие из них становятся
более уверенными, самостоятельными в чтении книг. Знают и применяют основные правила
обращения с книгой. Умеют правильно называть произведение. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления. Используя элементы книги, могут определять
по ним примерное содержание книги.
Ещё одним эффективным методом приобщения ребенка к чтению является
применение новых информационных технологий, которые наглядно помогают лучше
усвоить информацию. Мы стремимся создать комфортную среду для наших детей. В
группе имеется компьютер, девочки пользуются интернетом на телефонах, а на занятиях
используем мультимедиа.
Расширились возможности в проведении мероприятий: современные технические
средства позволяют оживить мой рассказ, сделать его более наглядным, привлекать видео
и аудиоматериалы, создавать электронные версии литературных викторин и кроссвордов,
использовать огромный ресурс при подготовке мероприятий, а так же шире раскрыть
имеющийся фонд и дополнить недостающие материалы. Распечатать статью из электронной
энциклопедии, или скопировать на съёмный носитель информацию из Интернета.
Мультимедийные средства являются инновационным направлением в нашей работе.
На воспитательных занятиях используем мультимедиа материалы.
Часто на занятиях я использую презентацию, мультимедиа викторины и обзоры,
видеосюжеты. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов делают занятие
необычным, увлекательным, запоминающимся.
Роль книги и чтения расширяет эмоциональный мир ребенка, подстегивает
творческий потенциал, формирует духовную основу личности, а также является
необходимым условием социализации детей.
Привитие читательского интереса у воспитанниц детского дома.
Привитие читательского интереса у воспитанниц детского дома.
Привитие читательского интереса у воспитанниц детского дома.
Привитие читательского интереса у воспитанниц детского дома.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.