Привитие культурно-гигиенических навыков.

  • Документация
  • doc
  • 27.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков можно использовать перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь. В нем используются разные формы организации: дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры. Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение. Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения. С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности. Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности. Культурно-гигиенические навыки Умывание. У детей продолжают формировать навыки умывания, напоминают про необходимость закатывать рукава, перед мытьём рук, помогают это сделать. Ребёнка учат наклоняться в процессе умывания, показывают, как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш хорошо смывал мыло водой. Постепенно ребёнку предлагают самостоятельно открывать кран с водой, объясняя, что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к правилам пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить своё полотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо. В дальнейшем можно использовать наглядно алгоритм умывания, как «напоминалку». Внешний вид. Малышам необходимо постоянно напоминать о необходимости следить за своим внешним видом, используя простейшие указания: «Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя причёска? Что нужно сделать? Что для этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо выглядишь?». Взрослые обращают внимание ребёнка на аккуратность в одежде, напоминают о необходимости пользования носовым платком. У малышей формируют эмоционально негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и аккуратным. Во время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей, проситься на горшок, спокойно сидеть на нём до позитивного результата. Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Приём пищи. У детей формируют навыки самообслуживания: приучают самостоятельно сидеть за столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с хлебом. Со второго полугодия малыша приучают пользоваться салфеткой, благодарить за еду, после еды придвигать стул на место к столу. Одевание. Ребёнка приучают принимать активное участие в раздевании. Снимать шапку, обувь, брюки, колготки, носки. В одевании (натягивать колготы, обуваться, одевать шапку). Также необходимо учить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одеваемся «снизу вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о необходимости аккуратно обращаться с одеждой, складывая её в специально отведённое место. Принцип последовательности и постепенности. При проведении режимных процессов следует осуществлять принцип последовательности и постепенности. Последовательность выражается в том, что взрослый прививает детям с раннего возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. При переходе от игры к приему пищи ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только после этого садится за стол. Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми группами к выполнению того или иного режимного процесса. Принцип постепенности помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его действия и вовремя помочь. Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих правил: • Предложение воспитателя должно совпадать с потребностью ребенка (кормление, сон, высаживание на горшок и т.д.), так у малыша вырабатывается положительное отношение к предложению взрослого. К выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (их количество определяется взрослым в зависимости от возраста и сформированности умений); остальные дети в это время занимаются игрой • После увеличения у детей объема необходимых умений следует усложнять требования к их выполнению, что поддерживает интерес малышей к выполняемым действиям. Так, научившись частично раздеваться, дети осваивают умение самостоятельно одеваться. • Режимные процессы должны проходить в спокойной обстановке. Так как дети пока не в состоянии быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, необходима предварительная установка на процесс «заканчивайте игру, скоро будем собираться на прогулку», «видите, уже няня принесла нам завтрак (обед, полдник). Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать» • Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей. Малышей проводят в туалет по 4-5 человек одновременно, перед прогулкой и после нее, перед сном и после сна. Во время бодрствования взрослый внимательно следит за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную потребность. А такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно через 1,5-2 часа. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате одних, без присмотра. • Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально-выразительными, результативными для развития его активной речи. Использовать для этого стишки, потешки, песенки. Если не стремиться к этому, то ребенок пассивно начинает участвовать в режимных процессах, подчиняясь, лишь авторитету взрослого и установленному распорядку дня. Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание, укладывание спать и т.д.), чтобы каждая из них носила развивающий характер: «будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми», «наденем на голову шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки и пойдем гулять по дорожке».привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Иконка файла материала Привитие культурно.doc
Привитие культурно­гигиенических навыков.    Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в  детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные  для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема  формирования культурно­гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста  является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько  она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она  способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же  воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и  прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их  ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную  последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.     Для достижения эффективности формирования культурно­гигиенических навыков  можно использовать перспективный план, который состоит из 2­х разделов – это изучение  на занятиях и повседневная жизнь. В нем используются разные формы организации:  дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и  наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно­ролевые игры. Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с  окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое  поведение.        Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения  малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком  приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок  учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с  окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения. С  приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться  стремление к самостоятельности.      Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они  напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень  импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В  этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями  ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с  ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.                       Культурно­гигиенические навыки                                                     Умывание.       У детей продолжают формировать навыки умывания, напоминают про необходимость  закатывать рукава, перед мытьём рук, помогают это сделать. Ребёнка учат наклоняться в  процессе умывания, показывают, как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш  хорошо смывал мыло водой. Постепенно ребёнку предлагают самостоятельно открывать  кран с водой, объясняя, что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к правилам пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить своёполотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо. В дальнейшем можно использовать наглядно алгоритм умывания, как «напоминалку».                                                 Внешний вид.        Малышам необходимо постоянно напоминать о необходимости следить за своим  внешним видом, используя простейшие указания: «Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя  причёска? Что нужно сделать? Что для этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо  выглядишь?». Взрослые обращают внимание ребёнка на аккуратность в одежде,  напоминают о необходимости пользования носовым платком. У малышей формируют  эмоционально негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и  аккуратным.      Во время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей, проситься на горшок,  спокойно сидеть на нём до позитивного результата.    Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой  горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда  возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.                                                              Приём пищи.       У детей формируют навыки самообслуживания: приучают самостоятельно сидеть за  столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с хлебом. Со второго полугодия малыша приучают пользоваться салфеткой, благодарить за еду, после еды придвигать стул на место к столу.                                                       Одевание.        Ребёнка приучают принимать активное участие в раздевании. Снимать шапку, обувь,  брюки, колготки, носки. В одевании (натягивать колготы, обуваться, одевать шапку).  Также необходимо учить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой  последовательности – одеваемся «снизу вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о  необходимости аккуратно обращаться с одеждой, складывая её в специально отведённое  место.                       Принцип последовательности и постепенности.        При проведении режимных процессов следует осуществлять принцип  последовательности и постепенности.      Последовательность выражается в том, что взрослый прививает детям  с раннего  возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. При переходе  от игры к приему пищи ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только  после этого садится за стол.Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми  группами к  выполнению того или иного режимного процесса. Принцип постепенности  помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его  действия и вовремя помочь.  Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением     следующих правил:  Предложение воспитателя должно совпадать с потребностью ребенка (кормление,  сон, высаживание на горшок и т.д.), так у малыша вырабатывается положительное  отношение к предложению взрослого.             К выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (их  количество определяется взрослым в зависимости от возраста и сформированности  умений); остальные дети в это время занимаются игрой   После увеличения у детей объема необходимых умений следует усложнять  требования к их выполнению, что поддерживает интерес малышей к выполняемым  действиям. Так, научившись частично раздеваться, дети осваивают умение  самостоятельно одеваться.  Режимные процессы должны проходить в спокойной обстановке. Так как дети пока  не в состоянии быстро переключиться с одного вида деятельности на другой,  необходима предварительная установка  на процесс «заканчивайте игру, скоро  будем собираться на прогулку», «видите, уже  няня принесла нам завтрак (обед,  полдник). Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать»  Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей.  Малышей проводят в туалет по 4­5 человек одновременно, перед прогулкой и после  нее, перед сном и после сна. Во время бодрствования взрослый внимательно следит  за их состоянием, подмечая в   поведении  каждого ребенка характерную  потребность. А такая потребность  обычно возникает у ребенка приблизительно  через 1,5­2 часа. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате одних, без  присмотра.     Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды  самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально­ выразительными, результативными для развития его активной речи. Использовать  для этого стишки, потешки, песенки.  Если не стремиться к этому, то ребенок пассивно начинает участвовать в режимных  процессах, подчиняясь, лишь авторитету взрослого и установленному распорядку дня.  Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых  ситуациях  (кормление, одевание, переодевание, умывание, укладывание спать и т.д.),  чтобы каждая из них носила развивающий характер: «будем мыть руки с мылом, чтобы они  были чистыми», «наденем на голову шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки и  пойдем гулять по дорожке».