Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков можно использовать перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь. В нем используются разные формы организации: дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение.
Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения. С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности.
Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.
Культурно-гигиенические навыки
Умывание.
У детей продолжают формировать навыки умывания, напоминают про необходимость закатывать рукава, перед мытьём рук, помогают это сделать. Ребёнка учат наклоняться в процессе умывания, показывают, как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш хорошо смывал мыло водой. Постепенно ребёнку предлагают самостоятельно открывать кран с водой, объясняя, что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к правилам пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить своё полотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо.
В дальнейшем можно использовать наглядно алгоритм умывания, как «напоминалку».
Внешний вид.
Малышам необходимо постоянно напоминать о необходимости следить за своим внешним видом, используя простейшие указания: «Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя причёска? Что нужно сделать? Что для этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо выглядишь?». Взрослые обращают внимание ребёнка на аккуратность в одежде, напоминают о необходимости пользования носовым платком. У малышей формируют эмоционально негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и аккуратным.
Во время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей, проситься на горшок, спокойно сидеть на нём до позитивного результата.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Приём пищи.
У детей формируют навыки самообслуживания: приучают самостоятельно сидеть за столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с хлебом. Со второго полугодия малыша приучают пользоваться салфеткой, благодарить за еду, после еды придвигать стул на место к столу.
Одевание.
Ребёнка приучают принимать активное участие в раздевании. Снимать шапку, обувь, брюки, колготки, носки. В одевании (натягивать колготы, обуваться, одевать шапку). Также необходимо учить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одеваемся «снизу вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о необходимости аккуратно обращаться с одеждой, складывая её в специально отведённое место.
Принцип последовательности и постепенности.
При проведении режимных процессов следует осуществлять принцип последовательности и постепенности.
Последовательность выражается в том, что взрослый прививает детям с раннего возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. При переходе от игры к приему пищи ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только после этого садится за стол.
Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми группами к выполнению того или иного режимного процесса. Принцип постепенности помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его действия и вовремя помочь.
Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих правил:
• Предложение воспитателя должно совпадать с потребностью ребенка (кормление, сон, высаживание на горшок и т.д.), так у малыша вырабатывается положительное отношение к предложению взрослого.
К выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (их количество определяется взрослым в зависимости от возраста и сформированности умений); остальные дети в это время занимаются игрой
• После увеличения у детей объема необходимых умений следует усложнять требования к их выполнению, что поддерживает интерес малышей к выполняемым действиям. Так, научившись частично раздеваться, дети осваивают умение самостоятельно одеваться.
• Режимные процессы должны проходить в спокойной обстановке. Так как дети пока не в состоянии быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, необходима предварительная установка на процесс «заканчивайте игру, скоро будем собираться на прогулку», «видите, уже няня принесла нам завтрак (обед, полдник). Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать»
• Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей. Малышей проводят в туалет по 4-5 человек одновременно, перед прогулкой и после нее, перед сном и после сна. Во время бодрствования взрослый внимательно следит за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную потребность. А такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно через 1,5-2 часа. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате одних, без присмотра.
• Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально-выразительными, результативными для развития его активной речи. Использовать для этого стишки, потешки, песенки.
Если не стремиться к этому, то ребенок пассивно начинает участвовать в режимных процессах, подчиняясь, лишь авторитету взрослого и установленному распорядку дня.
Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание, укладывание спать и т.д.), чтобы каждая из них носила развивающий характер: «будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми», «наденем на голову шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки и пойдем гулять по дорожке».привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Привитие культурногигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в
детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные
для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема
формирования культурногигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько
она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она
способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же
воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и
прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их
ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную
последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурногигиенических навыков
можно использовать перспективный план, который состоит из 2х разделов – это изучение
на занятиях и повседневная жизнь. В нем используются разные формы организации:
дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и
наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетноролевые игры.
Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с
окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое
поведение.
Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения
малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком
приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок
учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с
окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения. С
приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться
стремление к самостоятельности.
Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они
напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень
импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В
этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями
ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с
ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.
Культурногигиенические навыки
Умывание.
У детей продолжают формировать навыки умывания, напоминают про необходимость
закатывать рукава, перед мытьём рук, помогают это сделать. Ребёнка учат наклоняться в
процессе умывания, показывают, как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш
хорошо смывал мыло водой. Постепенно ребёнку предлагают самостоятельно открывать
кран с водой, объясняя, что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к
правилам пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить своёполотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо.
В дальнейшем можно использовать наглядно алгоритм умывания, как «напоминалку».
Внешний вид.
Малышам необходимо постоянно напоминать о необходимости следить за своим
внешним видом, используя простейшие указания: «Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя
причёска? Что нужно сделать? Что для этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо
выглядишь?». Взрослые обращают внимание ребёнка на аккуратность в одежде,
напоминают о необходимости пользования носовым платком. У малышей формируют
эмоционально негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и
аккуратным.
Во время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей, проситься на горшок,
спокойно сидеть на нём до позитивного результата.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой
горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда
возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Приём пищи.
У детей формируют навыки самообслуживания: приучают самостоятельно сидеть за
столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с хлебом. Со второго полугодия малыша
приучают пользоваться салфеткой, благодарить за еду, после еды придвигать стул на место
к столу.
Одевание.
Ребёнка приучают принимать активное участие в раздевании. Снимать шапку, обувь,
брюки, колготки, носки. В одевании (натягивать колготы, обуваться, одевать шапку).
Также необходимо учить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой
последовательности – одеваемся «снизу вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о
необходимости аккуратно обращаться с одеждой, складывая её в специально отведённое
место.
Принцип последовательности и постепенности.
При проведении режимных процессов следует осуществлять принцип
последовательности и постепенности.
Последовательность выражается в том, что взрослый прививает детям с раннего
возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. При переходе
от игры к приему пищи ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только
после этого садится за стол.Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми
группами к выполнению того или иного режимного процесса. Принцип постепенности
помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его
действия и вовремя помочь.
Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением
следующих правил:
Предложение воспитателя должно совпадать с потребностью ребенка (кормление,
сон, высаживание на горшок и т.д.), так у малыша вырабатывается положительное
отношение к предложению взрослого.
К выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (их
количество определяется взрослым в зависимости от возраста и сформированности
умений); остальные дети в это время занимаются игрой
После увеличения у детей объема необходимых умений следует усложнять
требования к их выполнению, что поддерживает интерес малышей к выполняемым
действиям. Так, научившись частично раздеваться, дети осваивают умение
самостоятельно одеваться.
Режимные процессы должны проходить в спокойной обстановке. Так как дети пока
не в состоянии быстро переключиться с одного вида деятельности на другой,
необходима предварительная установка на процесс «заканчивайте игру, скоро
будем собираться на прогулку», «видите, уже няня принесла нам завтрак (обед,
полдник). Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать»
Необходимо следить за регулярностью физиологических отправлений детей.
Малышей проводят в туалет по 45 человек одновременно, перед прогулкой и после
нее, перед сном и после сна. Во время бодрствования взрослый внимательно следит
за их состоянием, подмечая в поведении каждого ребенка характерную
потребность. А такая потребность обычно возникает у ребенка приблизительно
через 1,52 часа. Недопустимо оставлять детей в туалетной комнате одних, без
присмотра.
Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды
самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально
выразительными, результативными для развития его активной речи. Использовать
для этого стишки, потешки, песенки.
Если не стремиться к этому, то ребенок пассивно начинает участвовать в режимных
процессах, подчиняясь, лишь авторитету взрослого и установленному распорядку дня.
Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых
ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание, укладывание спать и т.д.),
чтобы каждая из них носила развивающий характер: «будем мыть руки с мылом, чтобы они
были чистыми», «наденем на голову шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки и
пойдем гулять по дорожке».