Начиная работать в какой-либо новой сфере деятельности, вы должны тщательно изучить все аспекты этой новой для вас сферы деятельности. Верно? Нет!
Традиционный взгляд состоит в том, что вам следует прочесть все, что только можно, чтобы накопить нужные знания. На основании этих знаний вы можете двигаться вперед. В этом аргументе есть недостаток, и это также недостаток всего научного метода. Мы не просто приобретаем знания, мы приобретаем знания, упакованные в виде концепций и восприятий. В настольной модели знания воспринимаются как предметы на крышке стола. Мы можем двигать их по столу по своему желанию. В модели самоорганизующейся паттерн-системы знания неотрывны от концепций и восприятий. Вместе данные концепции и восприятия дают то, что Томас Кун назвал парадигмой.
Временная последовательность
Начиная работать в какой-либо новой сфере деятельности, вы должны
тщательно изучить все аспекты этой новой для вас сферы деятельности.
Верно? Нет!
Традиционный взгляд состоит в том, что вам следует прочесть все, что
только можно, чтобы накопить нужные знания. На основании этих знаний вы
можете двигаться вперед. В этом аргументе есть недостаток, и это также
недостаток всего научного метода. Мы не просто приобретаем знания, мы
приобретаем знания, упакованные в виде концепций и восприятий. В
настольной модели знания воспринимаются как предметы на крышке стола.
Мы можем двигать их по столу по своему желанию. В модели
самоорганизующейся паттерн-системы знания неотрывны от концепций и
восприятий. Вместе данные концепции и восприятия дают то, что Томас Кун
назвал парадигмой.
Почему прогресс часто происходит благодаря новичкам в какой-нибудь
сфере или специалистам, исходно относящимся к другой отрасли знания?
История недавно возникшей теории хаоса полна таких примеров. Дело не
просто в истеблишменте, желающем защитить собственную территорию. Речь
идет о временной последовательности. Системы, в которых создаются и
используются паттерны, на самом деле ведут летопись времен. Паттерны
возникают в прямой зависимости от последовательности нашего опыта.
Кусочки мозаики связаны друг с другом, их нельзя свободно перемещать, как
в настольной модели. Это самая суть природы самоорганизующихся систем.
В масштабах целой жизни святой Игнатий Лойола («Дайте мне на
воспитание ребенка не старше 7 лет, и я покажу вам мужчину»), Фрейд и
марксисты правы. Усвойте с малолетства определенные паттерны, и позднее
на их основе возникнут новые паттерны. В сфере науки история нашего опыта
и исследований в определенной области знаний задает свои собственные
паттерны. Иногда это хорошо, иногда плохо. Александер Флеминг смог
распознать значение пенициллина, по недосмотру занесенного в питательную
среду, благодаря своему продолжительному опыту в области борьбы с
бактериями. Мой собственный опыт работы в медицине сыграл большую роль
в формировании интереса к самоорганизующимся системам. Если бы я изучал
философию, логику, математику или кибернетику, то заразился бы привычкой
манипулировать символами и стал бы апологетом настольной модели.
В иных случаях опыт может играть сдерживающую роль, поскольку мы
оказываемся пленниками существующих концепций. Возможно, идеальным
подходом было бы прочесть ровно столько литературы по интересующей нас
теме, чтобы познакомиться с предметом в целом, а затем просто заниматься
своей работой, черпая знания из опыта. Однако может возникнуть
потребность в изучении всех эффективных методов и инструментов,
используемых в данной области знания. Но даже это может таить своиопасности: если у вас есть молоток, тогда каждая проблема будет
восприниматься вами как гвоздь.
Мы руководим авиалиниями, как привыкли руководить железной дорогой,
просто перенося железнодорожные концепции на авиационные. С
авиалиниями же определенные концепции (фиксированные маршруты,
собственный парк воздушных судов) оказываются не только ненужными и
неэффективными, но еще и дорогими.
Даже кратковременные системы паттернов зависят сугубо от
последовательности. Рассмотрим следующее объявление по интеркому в
полном пассажиров самолете, еще не оторвавшемся от земли: «Говорит
командир экипажа. Боюсь, что у меня плохие новости. Вы все слышали о
перегрузках на местных линиях воздушных сообщений. С сожалением должен
сообщить о пятиминутной задержке нашего вылета». Это правдивая история.
Итак, первая часть сообщения командира приводит пассажиров в состояние
трепетного ожидания, что скоро может случиться нечто плохое, например
серьезная техническая неполадка. Затем упоминание о перегрузках путей
сообщения снимает страх, но подразумевает длительную задержку.
Путешествие самолетом и без того достаточно стрессовое мероприятие,
чтобы пилоты в довершение всего не умели делать объявления. Командиру
следовало начать свое сообщение с того, что задержка займет не более пяти
минут.
Хорошие новости всегда сообщайте в первую очередь.