ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.6

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +1
6 кл
11.05.2017
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах охраны зрения. В подобных классах обучаются дети, имеющие, помимо проблем со зрением, много других, в том числе и психологических. Многие дети в силу ряда разнообразных причин имеют проблемы с творческим воображением, с адекватным восприятием мира в целом. Проблемой является и то, что, обучаясь в массовой школе, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные эмоциональные и физические перегрузки. Прием создания маски поможет решить некоторые проблемы.Статья посвящена проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах охраны зрения. В подобных классах обучаются дети, имеющие, помимо проблем со зрением, много других, в том числе и психологических. Многие дети в силу ряда разнообразных причин имеют проблемы с творческим воображением, с адекватным восприятием мира в целом. Проблемой является и то, что, обучаясь в массовой школе, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные эмоциональные и физические перегрузки. Прием создания маски поможет решить некоторые проблемы.
КОЗЛОВА Е.В..docx
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Козлова Е.В., МБОУ «СШ №12» г. Смоленска,   Научно­технический   прогресс   требует   развития   творческого   потенциала каждой личности и сам же препятствует его развитию. Страдает природа, страдает и   человек.   Именно   в   этом   смысле   можно   говорить   об   экологии   творческой личности, т.е. о сохранении условий, в которых творческий потенциал личности получает   максимальное   развитие.   Значительное   место   здесь   занимает педагогическое   общение   и   психологический   климат   в   учебном   коллективе. Особенно актуальным это становится при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах охраны зрения общеобразовательной школы,   что  является   уникальным  и   единичным   опытом   в  образовательной системе   современной   России.  Как   показывает   опыт,   в   подобных   классах обучаются дети, имеющие, помимо проблем со зрением, много других, в том числе и   психологических.   Многие   дети   в   силу   ряда   разнообразных   причин   имеют проблемы с творческим воображением, с адекватным восприятием мира в целом. Проблемой является и то, что, обучаясь в массовой школе, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные эмоциональные и физические перегрузки. Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является воспитание   человека,   который   бы   получал   радость   от   процесса   своего   труда, применял новые методы и способы в профессиональной сфере. Психологический климат   является   существенным   фактором   продуктивного   труда,   особенно   в коллективах,  где   люди   заняты   творческой   деятельностью   и   имеют   проблемы   с адаптацией в обществе. Поэтому необходимо постоянно помнить, что творческое воображение работает только на положительном эмоциональном фоне. Как писал Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать  лишь тот, кто переживает эмоциональное благополучие. Педагогика творчества – это, прежде всего, педагогика отношений. Диалог личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом климате – атмосфере доверия, совместного поиска истины, восприимчивости  к новым  проблемам  и  новым  способам  их  решения.  Обретенный  опыт  все  время обновляется и используется избирательно в соответствии с новыми творческими задачами. Поэтому очень актуальными в наше время в классах охраны зрения, где обучаются   дети   с   ОВЗ,   становятся   интерактивные   игровые   технологии   и технологии   развития   креативности.   Данное   исследование   доказывает положительное   влияние   приёмов   игровых   технологий   на   психофизическое состояние учащихся в классах охраны зрения. Можно   заразить   ученика   собственным   творчеством,   создав   на   уроке атмосферу игры и импровизации, неразрывно связанной с игрой. В этом смысле мастерство педагога сродни актерскому мастерству. Если   говорить   об   особенностях   психологии   учащихся­подростков, обучающихся   в   среднем   звене,  где   и  было   применено   данное   исследование,  то следует   отметить,   что   в   этот   период   возрастного   развития   подросток   как   бы находится на границе мира детства и мира взрослых. Именно поэтому  игровые методики  находят   такое   широкое   применение   на   уроках   педагогов­новаторов. Однако игра, столь близкая по своим психологическим механизмам творчеству, может   эффективно   применяться   и   в   более   взрослом   возрасте.   Дж.   Морено подчеркивал, что игра и творчество родственны по внутреннему раскрепощению, высокой степени концентрации непроизвольного и постпроизвольного внимания. Проблемы с концентрацией внимания характерны для детей с ОВЗ. В данном контексте интересной формой урока литературы является урок­ спектакль.  Инсценирование произведений художественной литературы помогает развитию воображения, эмоциональности учащихся. Соучастие и сопереживание лежат в основе театрального искусства и свидетельствуют о его игровой природе. Театральность   свойственна   природе   человека   и   уходит   корнями   в   глубокую древность.   Хорошо   известна   психотерапевтическая   функция   театра.   С театральным действом может быть связана и зрительная гимнастика, обязательная для режима охраны зрения в специализированных классах. С   инсценированием   тесно   связана   импровизация.   В   психологии художественного   творчества   импровизация   остается   малоизученным   явлением. Она   характеризуется   азартным   увлечением   задачей,   моментом  инсайта,   или озарения,   поиском   верного   решения   задачи   в   ситуации   дефицита   времени, импровизационным самочувствием и, несомненно, таит в себе ответы на многие вопросы, связанные с творчеством.  Интересен   прием  развития  творческих  способностей  личности  в классах охраны   зрения   с   помощью   маски.  Маска  как   яркий,   материально   ощутимый элемент   маскировки,   преображая   внешность   человека,   инициирует   его познавательные  способности, способствует  к  познанию  его мира. Маска  сильна своей   наглядностью,   очевидной   материальностью   и   формой,   вызывающей   у носителя   маски   определенный   эмоциональный   отклик.   Маска   сложна   своей многофункциональной   направленностью.   Она   может   являться   одновременно произведением   искусства,   культурным   знаком,   игровым   инструментом,   частью ритуала.   Дети   в   классах   охраны   зрения   с   легкостью   воспринимают   и   играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Более взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам   маски   –  психологическим   маскам  –  имиджам.  Имиджу   свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке   тела   –   пластике,   манере   держаться   и   стиле   поведения.   Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира.  Поэтому следует отметить, что на уроках в классах охраны зрения можно использовать   элементы   работы   с   маской   в   качестве   стимуляции   творческой активности учащихся.       В начале обучения учащиеся с ОВЗ получают первоначальные сведения о маске, ее роли в жизни общества. Маска в игровом коммуникативном акте древних народов,   полагал   этнограф   А.Д.Авдеев,   автор   книги   «Происхождение   театра» (МАЭ. 1957.), ­ это необходимый элемент хорошо известного этнографам явления маскировки.   Многообразные   формы   маскировки   (социальные   маски,   амплуа, имиджи,   роли,   штампы,   клише,   маски   театра   и   кино,   маски   в   живописи   и скульптуре,   маски   рекламного   производства   и   т.д.)   выполняют   определенные служебные функции. Маскировка в современной культуре играет роль активного носителя новой информации, отчетливо выраженной системы ценностей. Маска, отражая явление, представляет собою его модель, служит его экраном, кодирует смысл. Маски различных типов, функционирующих в обществе, выполняют свои политические,   военные,   профессиональные,   эстетические,   духовные   и   прочие задачи,   которые   формируются   идеологией.   Маскировка   –   разнообразно применяемое   средство   воздействия   на   психику   ребенка   и   взрослого,   средство общения и самоактуализации, инструмент воспитания способности дистанцировать себя   от   объекта   и   в   то   же   время   ему   сочувствовать.       Маска   в   театральной педагогике   применяется   и   используется   как   средство   развития   творческих способностей актера, помогает решить разнообразные педагогические задачи.   Маскировка или игровое преображение посредством маски – особый вид деятельности. В нем отождествляются эстетическое и этическое начала, игровое сознание   и   моральное,   соединяются   биологические   и   культурные   функции.   С помощью   маски   человечество   попыталось   создать   типологию   личности   и   тем самым   внести   порядок   в   хаос   индивидуального.   Маска   отражала   изначальные образы,   архетипы.   Как   миф,   распадаясь   на   образы­двойники,   проникает   в художественные литературные тексты, так отдельная маска как мифологический знак, образ, распадается на многомасочность (трагические или божественные герои и   их   комические   или   демонические   двойники)   с   персонифицированным содержанием. При изучении художественного произведения учащиеся обращают внимание   на   «лица»   и   «маски»   действующих   лиц,   тем   самым   производя   их типологию. Кроме того, создание маски того или иного персонажа создает игровую ситуацию на уроке в классах охраны зрения, стимулирует творческую активность учащихся.  Таким образом, самые разные игровые формы проведения уроков в классах охраны   зрения   способствуют   не   только   усвоению   знаний,   но   и   развивают творческий потенциал формирующейся личности. Все это немало способствует и нашей   основной   задаче   на   уроках   литературы   –   привитию   интереса   к   чтению, внимания к художественному слову.  Для   учащихся   с   ОВЗ   в   классах   охраны   зрения   предлагается   подробное  эмоциональном методическое   обеспечение:   акцентируется   внимание   на восприятии   текста,  личностном   переживании   учащегося,   трансформации образа в маску, сценическом восприятии художественного текста. Важная роль отводится на   этапе   коммуникативной   и посткоммуникативной   фазы   восприятия   текста.   В   качестве   стимуляции личностного   переживания   текста,   активизации   творческой   деятельности используется методика творческих мастерских.  словесному   рисованию  Особое внимание уделяется лексической работе, работе со словарем, с художественным   словом   с   точки   зрения   ценностного   подхода.   В   качестве итогового контроля наряду с сочинениями предлагаются тесты и викторины. Изучение   эффективности   экспериментальной   работы   проводилось посредством диагностики школьной мотивации по тесту Н.Г Лускановой в течение последних   пяти   лет.     В   классах   охраны   зрения   сравнивался   начальный   этап обучения (на начало года) и конечный этап (в конце учебного года). Результаты педагогического   эксперимента   свидетельствуют   о   том,   что   на   конец   года   у школьников,   по   результатам   психологической   диагностики,   нами   обнаружен значимо   более   высокий   уровень   школьной   мотивации,   что   демонстрирует положительное отношение к школе, к образовательному процессу, свидетельствует об устойчивой адаптации к школьной среде, о позитивных взаимоотношениях с педагогами и сверстниками, об имеющихся условиях для самореализации. Как   показывает   опыт,  детская   душа   тоскует   по   чистоте   и   возвышенной творческой   реализации   в   духовном   пространстве   в   противовес   все усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости. Противостоять этому может, должна настоящая, высокая культура – национальная идея вырастает из недр культурных традиций.   Человек   создан   для   творчества,   чтение   художественной   литературы помогает ему в этом. Главное – не пропустить нужное слово, которое, быть может, подтолкнет к созданию шедевра: маски или, даже, выбора жизненного имиджа. Но даже если этого не случится, то внимание к художественному слову не пропадет даром. Ибо, как сказал Д.С. Лихачев, «Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто  атмосферу вокруг себя, <…> ауру добра вокруг себя. <…> Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно». Литература: 1 2 Авдеев, А.Д. Маска.  / А.Д. Авдеев. Сборник. МАЭ. 1957. Аксенова,   Л.А.   Развитие   творческих   способностей   детей.   // Литература в школе: 2006, № 7. С.38. 3 Лихачев, Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачёв. / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. – М.: Дет. Лит., 1991. – 318 С.: фотоил.  4 Рождественская, Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. – СПб.: Речь, 2006. – 320 С. Теория и практика физической культуры. Научно­теоретический 5 журнал. №1, 2017. 6 Шмаков, С.А. Ее величество игра.  / С.А. Шмаков. М.:1992 7 Эльконин, Д. Психология игры.  / Д. Эльконин. М.: 1978.

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ  В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017