ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +1
6 кл
11.05.2017
Статья посвящена проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах охраны зрения. В подобных классах обучаются дети, имеющие, помимо проблем со зрением, много других, в том числе и психологических. Многие дети в силу ряда разнообразных причин имеют проблемы с творческим воображением, с адекватным восприятием мира в целом. Проблемой является и то, что, обучаясь в массовой школе, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные эмоциональные и физические перегрузки. Прием создания маски поможет решить некоторые проблемы.Статья посвящена проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах охраны зрения. В подобных классах обучаются дети, имеющие, помимо проблем со зрением, много других, в том числе и психологических. Многие дети в силу ряда разнообразных причин имеют проблемы с творческим воображением, с адекватным восприятием мира в целом. Проблемой является и то, что, обучаясь в массовой школе, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные эмоциональные и физические перегрузки. Прием создания маски поможет решить некоторые проблемы.
КОЗЛОВА Е.В..docx
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Козлова Е.В.,
МБОУ «СШ №12» г. Смоленска,
Научнотехнический прогресс требует развития творческого потенциала
каждой личности и сам же препятствует его развитию. Страдает природа, страдает
и человек. Именно в этом смысле можно говорить об экологии творческой
личности, т.е. о сохранении условий, в которых творческий потенциал личности
получает максимальное развитие. Значительное место здесь занимает
педагогическое общение и психологический климат в учебном коллективе.
Особенно актуальным это становится при работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) в классах охраны зрения общеобразовательной
школы, что является уникальным и единичным опытом в образовательной
системе современной России. Как показывает опыт, в подобных классах
обучаются дети, имеющие, помимо проблем со зрением, много других, в том числе
и психологических. Многие дети в силу ряда разнообразных причин имеют
проблемы с творческим воображением, с адекватным восприятием мира в целом.
Проблемой является и то, что, обучаясь в массовой школе, дети с ограниченными
возможностями здоровья испытывают значительные эмоциональные и физические
перегрузки.
Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является
воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда,
применял новые методы и способы в профессиональной сфере. Психологический
климат является существенным фактором продуктивного труда, особенно в
коллективах, где люди заняты творческой деятельностью и имеют проблемы с
адаптацией в обществе. Поэтому необходимо постоянно помнить, что творческое
воображение работает только на положительном эмоциональном фоне. Как писал
Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, кто
переживает эмоциональное благополучие.
Педагогика творчества – это, прежде всего, педагогика отношений. Диалог
личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом
климате – атмосфере доверия, совместного поиска истины, восприимчивости к
новым проблемам и новым способам их решения. Обретенный опыт все время
обновляется и используется избирательно в соответствии с новыми творческими задачами. Поэтому очень актуальными в наше время в классах охраны зрения, где
обучаются дети с ОВЗ, становятся интерактивные игровые технологии и
технологии развития креативности.
Данное исследование доказывает
положительное влияние приёмов игровых технологий на психофизическое
состояние учащихся в классах охраны зрения.
Можно заразить ученика собственным творчеством, создав на уроке
атмосферу игры и импровизации, неразрывно связанной с игрой. В этом смысле
мастерство педагога сродни актерскому мастерству.
Если говорить об особенностях психологии учащихсяподростков,
обучающихся в среднем звене, где и было применено данное исследование, то
следует отметить, что в этот период возрастного развития подросток как бы
находится на границе мира детства и мира взрослых. Именно поэтому игровые
методики находят такое широкое применение на уроках педагоговноваторов.
Однако игра, столь близкая по своим психологическим механизмам творчеству,
может эффективно применяться и в более взрослом возрасте. Дж. Морено
подчеркивал, что игра и творчество родственны по внутреннему раскрепощению,
высокой степени концентрации непроизвольного и постпроизвольного внимания.
Проблемы с концентрацией внимания характерны для детей с ОВЗ.
В данном контексте интересной формой урока литературы является урок
спектакль. Инсценирование произведений художественной литературы помогает
развитию воображения, эмоциональности учащихся. Соучастие и сопереживание
лежат в основе театрального искусства и свидетельствуют о его игровой природе.
Театральность свойственна природе человека и уходит корнями в глубокую
древность. Хорошо известна психотерапевтическая функция театра. С
театральным действом может быть связана и зрительная гимнастика, обязательная
для режима охраны зрения в специализированных классах.
С инсценированием тесно связана импровизация. В психологии
художественного творчества импровизация остается малоизученным явлением.
Она характеризуется азартным увлечением задачей, моментом инсайта, или
озарения, поиском верного решения задачи в ситуации дефицита времени,
импровизационным самочувствием и, несомненно, таит в себе ответы на многие
вопросы, связанные с творчеством.
Интересен прием развития творческих способностей личности в классах
охраны зрения с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый
элемент маскировки, преображая внешность человека, инициирует его
познавательные способности, способствует к познанию его мира. Маска сильна
своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у
носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей
многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно
произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети в классах охраны зрения с легкостью воспринимают и играют
маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Более взрослые
связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к
дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны
элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о
языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка
разнообразна и универсальна как один из способов познания мира.
Поэтому следует отметить, что на уроках в классах охраны зрения можно
использовать элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой
активности учащихся.
В начале обучения учащиеся с ОВЗ получают первоначальные сведения о
маске, ее роли в жизни общества. Маска в игровом коммуникативном акте древних
народов, полагал этнограф А.Д.Авдеев, автор книги «Происхождение театра»
(МАЭ. 1957.), это необходимый элемент хорошо известного этнографам явления
маскировки. Многообразные формы маскировки (социальные маски, амплуа,
имиджи, роли, штампы, клише, маски театра и кино, маски в живописи и
скульптуре, маски рекламного производства и т.д.) выполняют определенные
служебные функции. Маскировка в современной культуре играет роль активного
носителя новой информации, отчетливо выраженной системы ценностей. Маска,
отражая явление, представляет собою его модель, служит его экраном, кодирует
смысл. Маски различных типов, функционирующих в обществе, выполняют свои
политические, военные, профессиональные, эстетические, духовные и прочие
задачи, которые формируются идеологией. Маскировка – разнообразно
применяемое средство воздействия на психику ребенка и взрослого, средство
общения и самоактуализации, инструмент воспитания способности дистанцировать
себя от объекта и в то же время ему сочувствовать. Маска в театральной
педагогике применяется и используется как средство развития творческих
способностей актера, помогает решить разнообразные педагогические задачи.
Маскировка или игровое преображение посредством маски – особый вид
деятельности. В нем отождествляются эстетическое и этическое начала, игровое
сознание и моральное, соединяются биологические и культурные функции. С
помощью маски человечество попыталось создать типологию личности и тем
самым внести порядок в хаос индивидуального. Маска отражала изначальные
образы, архетипы. Как миф, распадаясь на образыдвойники, проникает в
художественные литературные тексты, так отдельная маска как мифологический
знак, образ, распадается на многомасочность (трагические или божественные герои
и их комические или демонические двойники) с персонифицированным
содержанием. При изучении художественного произведения учащиеся обращают
внимание на «лица» и «маски» действующих лиц, тем самым производя их
типологию. Кроме того, создание маски того или иного персонажа создает игровую ситуацию на уроке в классах охраны зрения, стимулирует творческую активность
учащихся.
Таким образом, самые разные игровые формы проведения уроков в классах
охраны зрения способствуют не только усвоению знаний, но и развивают
творческий потенциал формирующейся личности. Все это немало способствует и
нашей основной задаче на уроках литературы – привитию интереса к чтению,
внимания к художественному слову.
Для учащихся с ОВЗ в классах охраны зрения предлагается подробное
эмоциональном
методическое обеспечение: акцентируется внимание на
восприятии текста, личностном переживании учащегося, трансформации
образа в маску, сценическом восприятии художественного текста. Важная роль
отводится
на этапе коммуникативной и
посткоммуникативной фазы восприятия текста. В качестве стимуляции
личностного переживания текста, активизации творческой деятельности
используется методика творческих мастерских.
словесному рисованию
Особое внимание уделяется лексической работе, работе со словарем, с
художественным словом с точки зрения ценностного подхода. В качестве
итогового контроля наряду с сочинениями предлагаются тесты и викторины.
Изучение эффективности экспериментальной работы проводилось
посредством диагностики школьной мотивации по тесту Н.Г Лускановой в течение
последних пяти лет. В классах охраны зрения сравнивался начальный этап
обучения (на начало года) и конечный этап (в конце учебного года). Результаты
педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что на конец года у
школьников, по результатам психологической диагностики, нами обнаружен
значимо более высокий уровень школьной мотивации, что демонстрирует
положительное отношение к школе, к образовательному процессу, свидетельствует
об устойчивой адаптации к школьной среде, о позитивных взаимоотношениях с
педагогами и сверстниками, об имеющихся условиях для самореализации.
Как показывает опыт, детская душа тоскует по чистоте и возвышенной
творческой реализации в духовном пространстве в противовес все
усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости. Противостоять этому
может, должна настоящая, высокая культура – национальная идея вырастает из
недр культурных традиций.
Человек создан для творчества, чтение художественной литературы
помогает ему в этом. Главное – не пропустить нужное слово, которое, быть может,
подтолкнет к созданию шедевра: маски или, даже, выбора жизненного имиджа. Но
даже если этого не случится, то внимание к художественному слову не пропадет
даром. Ибо, как сказал Д.С. Лихачев, «Жизнь – прежде всего творчество, но это не
значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу
вокруг себя, <…> ауру добра вокруг себя. <…> Вот это и есть творчество. Оно
беспрерывно».
Литература:
1
2
Авдеев, А.Д. Маска. / А.Д. Авдеев. Сборник. МАЭ. 1957.
Аксенова, Л.А. Развитие творческих способностей детей. //
Литература в школе: 2006, № 7. С.38.
3
Лихачев, Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачёв. / Сост. и общая ред. Г.А.
Дубровской. – М.: Дет. Лит., 1991. – 318 С.: фотоил.
4
Рождественская, Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития
и тренинги. / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. – СПб.: Речь, 2006. – 320 С.
Теория и практика физической культуры. Научнотеоретический
5
журнал. №1, 2017.
6 Шмаков, С.А. Ее величество игра. / С.А. Шмаков. М.:1992
7
Эльконин, Д. Психология игры. / Д. Эльконин. М.: 1978.
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРИЁМ СОЗДАНИЯ МАСКИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.