Программа факультатива «Все мы люди»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.Программа «Все мы люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Иконка файла материала кружок 6В.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Программа  факультатива  «Все мы люди»        Составитель: Лазарева Л.В.                                педагог­психологг. Волжский 2014г. Пояснительная записка Актуальность программы Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков   межличностного   общения   в   среде   нормальных   людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным   восприятием   других   людей,   гипертрофированным   эгоцентризмом, склонностью   к   социальному   иждивенчеству.   Эти   дети   не   имеют   широких контактов   со   сверстниками.   Чаще   всего   они   окружены   людьми   со   сходными социально­психологическими   и   коммуникативными   проблемами.   Их   навыки общения,  социальные  навыки   весьма  ограниченны.  Программа  «Все  мы  люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы. Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров   в   общении,   развитии   лучшего   понимания   себя   и   других,   снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Задачи программы:  формирование   положительных   межличностных   взаимоотношений   между детьми,   но   основе,   которых   каждый   ребенок   смог   быть   успешно, социализироваться;  формирование образа «Я», навыков самопознания;  развитие эмоционально – волевой сферы;  освоение навыков работы в коллективе;  развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим  людям. 2Методы и формы реализации программы  Арт – методы  (рисуночные техники, музыкотерапия). Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку   восполнит   дефицит   общения   и   построить   более   гармоничные взаимоотношения  с миром.   Игротерапия ­  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно   –   действенной   форме   в   особых   игровых   условиях,   возрастает   мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития.   Психогимнастика   ­   в   основе   лежит   использование   двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания   себя   и   других,   снятие   психического   напряжения,   создание возможностей для самовыражения Условия реализации программы Программа рассчитана на 66 часов по 2 часа в неделю. № п/п 1. Содержание программы «Все мы люди» Тема (блоки) «   Что   я   знаю   о   себе».  Содержание   первого блока   помогает       разобраться   в   личностных особенностях   своего   «Я»   узнать   свою самооценку,   познакомиться   с   многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Предполагаемые игры и упражнения:  1) «Имя на ушко» 2) «Японская бабочка» 3) «Кто громче крикнет» Кол­во часов 40 34) Коллективное изображение животных 5) Создание коллективного рисунка 6) «Ясно без слов» 7) «Моргалки» 8) «Зеркало» 9) «Все наоборот» 10) 11) 12) «Камень и веревка»  «Нравственные ценности» «Карусель» 2. «Я и другие». Второй блок включает темы,  связанные с изучением особенностей  взаимоотношений   с окружающими  людьми.  Предполагаемые игры и упражнения:  26 1) «Ясно без слов» 2) «Образ «Я». Лицо человека» 3) «Похожие и неповторимые» 4) «Мимика» 5) «Автопортрет» 6) «Свеча»  7) «Я могу» 8) «Я слушаю себя» 9) «Я в социуме» 10) «Люди и роботы» 11) «Растопить узоры на стекле»  12) «Хорошие и плохие» 13) «Хорошие плохого не делают» 14) «Как стать хорошим» 15) «Проступок и прощение» ИТОГО: 66 Календарно­тематическое планирование № Дата 1. Тема занятий Основные цели: «В начале пути» ­Становление правил поведения в группе; ­Снятие эмоционального напряжения,  создание рабочей атмосферы. ­развитие   навыков   коллективного обсуждения Кол­во часов  3 42. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «САМоценност ь» «Мое тело» «Волшебные  рисунки» «Мой волшебный мир» «Необыкновен­ ная скорлупа» «Мои достижения» «Взаимодейств ие» ­установление контактов между  участниками; ­снятие эмоционального и телесного  напряжения; ­развитие навыков совместной игры. ­закрепление знаний о своем теле;  ­формирование и закрепление  представлений о гендерных различиях. ­Гармонизация эмоционального  состояния; ­Развитие и познание внутреннего мира  ребенка; ­Снятие напряжения, отреагирование  напряжения и агрессивных тенденций; ­Осознание и отреагирование чувств. ­Гармонизация эмоционального  состояния ребенка; ­Развитие навыков самопознания; ­Познание внутреннего мира ребенка.  ­дифференциация представлений ребенка  о ступенях социального онтогенеза; ­ стимулирование переживания  ребенком значимости собственных  достижений; ­ дифференциация понятий: «человек»,  «внутреннее состояние». ­Гармонизация эмоционального  состояния ребенка; ­Развитие умения работать в коллективе; ­Развитие навыков самопознания; ­Познание внутреннего мира ребенка. ­Гармонизация эмоционального  состояния ребенка; ­Развития самопознания; ­Развитие адекватной самооценки; ­ Развитие коммуникативных умений и  навыков. ­Снятие психоэмоционального  напряжения; ­Развитие самопознания; ­Развитие коммуникативных умений и  навыков.  3 3 4 4 4 4 4 59. «Вместе» «Двигаемся дальше» «На пути» «Я и другие» 10. 11. 12. 13. ­ фиксация представлений детей о род­ стве всех людей;   ­выделение мимических компонентов  как признаков эмоционального состояния человека;  ­ достижение осознания ребенком себя  как части социума.   ­Взаимодействие учащихся; ­Отреагирование чувств; ­Развитие   коммуникативных   умений   и навыков.   ­формирование адекватного отношения к  плохим поступкам через нравственные  критерии оценки происходящего;   ­ развитие умения ребенка прощать и  умения просить прощения в сложных  ситуациях. ­Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему; ­Развитие эмпатии, построение  доверительных отношений между  учащимися; ­Развитие самопознания; ­Гармонизация психоэмоционального  состояния. ­Повышение активности и самооценки  детей; ­Принятие  и отреагирование своих  негативных качеств. ­Изучение мотивов негативного  поведения; ­Изучение агрессивного поведения других людей; ­Развитие коммуникативных умений и  навыков. 4 4 3 3 4 6 «Все мы люди» ­формирование навыков  рассказывать о себе;  ­развитие навыков коллективного  обсуждения; ­ создание условий для  отождествления своей личности с  положительным взрослым;14. «Транспорт» «Магазин»    ­ формирование осознания границы  между дозволенным и недозволенным. ­развитие мелкой моторики,  координации.  ­познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус,  трамвай, автомобиль);  ­обучить элементарным правилам  дорожного движения; создать ситуации,  приближенные к реальности, для  реализации полученных навыков. ­обучение навыкам самостоятельного  посещения магазина;  ­формирование и закрепление умения  обращаться за помощью, строить диалог;  «Выплеск» «Договор – уговор» туча» «Идем в гости» ­формирование навыков поведения в  гостях, элементарных норм этикета; ­умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе. ­Отреагирование накопившихся  отрицательных эмоций; ­Обсуждение конструктивных способов  разрядки гнева и агрессии. ­Обучение методам саморегуляции. ­развитие навыков самоанализа  поведения на основе соотнесения с  культурными эталонами. ­снижение уровня личностной  тревожности; ­формирование положительной  мотивации к занятиям ­Гармонизация эмоционального  состояния; ­Развитие самопознания; ­Развитие коммуникативных умений и  навыков. ­ обобщение полученного опыта; ­осознание и вербализация итогов; ­создание условий для адекватного  восприятия ситуации расставания. «Завершение» «Солнышко и «Итог» 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 2 3 3 2 3 3 3 2 ИТОГО: 66 7    Планируемый результат:  Развитие навыков совместной деятельности;  Гармонизация эмоционального состояния ребенка;  Развитие адекватной самооценки;  Развитие коммуникативных умений и навыков;  Развитие   эмпатии, участниками занятий;   построение   доверительных   отношений   между  Гармонизация психоэмоционального состояния;  Овладение методам саморегуляции;  Социализация и адаптация в современном обществе. Список литературы  1. Бреслав   Г.Э.   Психологическая   коррекция   детской   и   подростковой 2. 3. 4. 5. 6. агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.­144 с. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с. Зинкевич   –   Евстигнеева   Т.Д.,   Грабенко   Т.М.   Практикум   по   креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/   О.Н.   Истратова.   –   Ростов   н/Д:   Феникс,   2007.   –   347   с.­ (Психологический практикум). Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком.  –СПб.: Речь, 2006. – 144с. Практикум по психологическим играм   с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии») 87. 8. Сакович   Н.А.   Игры   в   тигры:   Сборник   игр   для   работы   с   агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с. Слепович   Е.С.,   Поляков   А.М.   Работа   с   детьми   с   интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.   – СПб.: Речь, 2008. – 247 с. 9. Сучкова А.Н. Арт  ­ терапия в работе с  детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с. 9