Программа факультатива «Все мы люди»
Оценка 5

Программа факультатива «Все мы люди»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология +2
6 кл
03.03.2017
Программа  факультатива   «Все мы люди»
Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.Программа «Все мы люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
кружок 6В.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Программа  факультатива  «Все мы люди»        Составитель: Лазарева Л.В.                                педагог­психолог г. Волжский 2014г. Пояснительная записка Актуальность программы Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков   межличностного   общения   в   среде   нормальных   людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным   восприятием   других   людей,   гипертрофированным   эгоцентризмом, склонностью   к   социальному   иждивенчеству.   Эти   дети   не   имеют   широких контактов   со   сверстниками.   Чаще   всего   они   окружены   людьми   со   сходными социально­психологическими   и   коммуникативными   проблемами.   Их   навыки общения,  социальные  навыки   весьма  ограниченны.  Программа  «Все  мы  люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы. Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров   в   общении,   развитии   лучшего   понимания   себя   и   других,   снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Задачи программы:  формирование   положительных   межличностных   взаимоотношений   между детьми,   но   основе,   которых   каждый   ребенок   смог   быть   успешно, социализироваться;  формирование образа «Я», навыков самопознания;  развитие эмоционально – волевой сферы;  освоение навыков работы в коллективе;  развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим  людям. 2 Методы и формы реализации программы  Арт – методы  (рисуночные техники, музыкотерапия). Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку   восполнит   дефицит   общения   и   построить   более   гармоничные взаимоотношения  с миром.   Игротерапия ­  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно   –   действенной   форме   в   особых   игровых   условиях,   возрастает   мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития.   Психогимнастика   ­   в   основе   лежит   использование   двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания   себя   и   других,   снятие   психического   напряжения,   создание возможностей для самовыражения Условия реализации программы Программа рассчитана на 66 часов по 2 часа в неделю. № п/п 1. Содержание программы «Все мы люди» Тема (блоки) «   Что   я   знаю   о   себе».  Содержание   первого блока   помогает       разобраться   в   личностных особенностях   своего   «Я»   узнать   свою самооценку,   познакомиться   с   многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Предполагаемые игры и упражнения:  1) «Имя на ушко» 2) «Японская бабочка» 3) «Кто громче крикнет» Кол­во часов 40 3 4) Коллективное изображение животных 5) Создание коллективного рисунка 6) «Ясно без слов» 7) «Моргалки» 8) «Зеркало» 9) «Все наоборот» 10) 11) 12) «Камень и веревка»  «Нравственные ценности» «Карусель» 2. «Я и другие». Второй блок включает темы,  связанные с изучением особенностей  взаимоотношений   с окружающими  людьми.  Предполагаемые игры и упражнения:  26 1) «Ясно без слов» 2) «Образ «Я». Лицо человека» 3) «Похожие и неповторимые» 4) «Мимика» 5) «Автопортрет» 6) «Свеча»  7) «Я могу» 8) «Я слушаю себя» 9) «Я в социуме» 10) «Люди и роботы» 11) «Растопить узоры на стекле»  12) «Хорошие и плохие» 13) «Хорошие плохого не делают» 14) «Как стать хорошим» 15) «Проступок и прощение» ИТОГО: 66 Календарно­тематическое планирование № Дата 1. Тема занятий Основные цели: «В начале пути» ­Становление правил поведения в группе; ­Снятие эмоционального напряжения,  создание рабочей атмосферы. ­развитие   навыков   коллективного обсуждения Кол­во часов  3 4 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «САМоценност ь» «Мое тело» «Волшебные  рисунки» «Мой волшебный мир» «Необыкновен­ ная скорлупа» «Мои достижения» «Взаимодейств ие» ­установление контактов между  участниками; ­снятие эмоционального и телесного  напряжения; ­развитие навыков совместной игры. ­закрепление знаний о своем теле;  ­формирование и закрепление  представлений о гендерных различиях. ­Гармонизация эмоционального  состояния; ­Развитие и познание внутреннего мира  ребенка; ­Снятие напряжения, отреагирование  напряжения и агрессивных тенденций; ­Осознание и отреагирование чувств. ­Гармонизация эмоционального  состояния ребенка; ­Развитие навыков самопознания; ­Познание внутреннего мира ребенка.  ­дифференциация представлений ребенка  о ступенях социального онтогенеза; ­ стимулирование переживания  ребенком значимости собственных  достижений; ­ дифференциация понятий: «человек»,  «внутреннее состояние». ­Гармонизация эмоционального  состояния ребенка; ­Развитие умения работать в коллективе; ­Развитие навыков самопознания; ­Познание внутреннего мира ребенка. ­Гармонизация эмоционального  состояния ребенка; ­Развития самопознания; ­Развитие адекватной самооценки; ­ Развитие коммуникативных умений и  навыков. ­Снятие психоэмоционального  напряжения; ­Развитие самопознания; ­Развитие коммуникативных умений и  навыков.  3 3 4 4 4 4 4 5 9. «Вместе» «Двигаемся дальше» «На пути» «Я и другие» 10. 11. 12. 13. ­ фиксация представлений детей о род­ стве всех людей;   ­выделение мимических компонентов  как признаков эмоционального состояния человека;  ­ достижение осознания ребенком себя  как части социума.   ­Взаимодействие учащихся; ­Отреагирование чувств; ­Развитие   коммуникативных   умений   и навыков.   ­формирование адекватного отношения к  плохим поступкам через нравственные  критерии оценки происходящего;   ­ развитие умения ребенка прощать и  умения просить прощения в сложных  ситуациях. ­Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему; ­Развитие эмпатии, построение  доверительных отношений между  учащимися; ­Развитие самопознания; ­Гармонизация психоэмоционального  состояния. ­Повышение активности и самооценки  детей; ­Принятие  и отреагирование своих  негативных качеств. ­Изучение мотивов негативного  поведения; ­Изучение агрессивного поведения других людей; ­Развитие коммуникативных умений и  навыков. 4 4 3 3 4 6 «Все мы люди» ­формирование навыков  рассказывать о себе;  ­развитие навыков коллективного  обсуждения; ­ создание условий для  отождествления своей личности с  положительным взрослым; 14. «Транспорт» «Магазин»    ­ формирование осознания границы  между дозволенным и недозволенным. ­развитие мелкой моторики,  координации.  ­познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус,  трамвай, автомобиль);  ­обучить элементарным правилам  дорожного движения; создать ситуации,  приближенные к реальности, для  реализации полученных навыков. ­обучение навыкам самостоятельного  посещения магазина;  ­формирование и закрепление умения  обращаться за помощью, строить диалог;  «Выплеск» «Договор – уговор» туча» «Идем в гости» ­формирование навыков поведения в  гостях, элементарных норм этикета; ­умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе. ­Отреагирование накопившихся  отрицательных эмоций; ­Обсуждение конструктивных способов  разрядки гнева и агрессии. ­Обучение методам саморегуляции. ­развитие навыков самоанализа  поведения на основе соотнесения с  культурными эталонами. ­снижение уровня личностной  тревожности; ­формирование положительной  мотивации к занятиям ­Гармонизация эмоционального  состояния; ­Развитие самопознания; ­Развитие коммуникативных умений и  навыков. ­ обобщение полученного опыта; ­осознание и вербализация итогов; ­создание условий для адекватного  восприятия ситуации расставания. «Завершение» «Солнышко и «Итог» 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 2 3 3 2 3 3 3 2 ИТОГО: 66 7     Планируемый результат:  Развитие навыков совместной деятельности;  Гармонизация эмоционального состояния ребенка;  Развитие адекватной самооценки;  Развитие коммуникативных умений и навыков;  Развитие   эмпатии, участниками занятий;   построение   доверительных   отношений   между  Гармонизация психоэмоционального состояния;  Овладение методам саморегуляции;  Социализация и адаптация в современном обществе. Список литературы  1. Бреслав   Г.Э.   Психологическая   коррекция   детской   и   подростковой 2. 3. 4. 5. 6. агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.­144 с. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с. Зинкевич   –   Евстигнеева   Т.Д.,   Грабенко   Т.М.   Практикум   по   креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/   О.Н.   Истратова.   –   Ростов   н/Д:   Феникс,   2007.   –   347   с.­ (Психологический практикум). Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком.  –СПб.: Речь, 2006. – 144с. Практикум по психологическим играм   с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии») 8 7. 8. Сакович   Н.А.   Игры   в   тигры:   Сборник   игр   для   работы   с   агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с. Слепович   Е.С.,   Поляков   А.М.   Работа   с   детьми   с   интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.   – СПб.: Речь, 2008. – 247 с. 9. Сучкова А.Н. Арт  ­ терапия в работе с  детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с. 9

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»

Программа факультатива «Все мы люди»

Программа  факультатива   «Все мы люди»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017