Голубева Ольга Борисовна, учитель начальных классов МКОУ «Новогеоргиевская ООШ»
Приёмы формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность опыта.
В настоящее время исследователи доказали спад интереса к чтению и особенно к чтению классической литературы. Социологи свидетельствуют – сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают – 37%. У 14% россиян художественных книг дома нет вообще. Что касается круга чтения, то первое место в списке занимают детективы (17%), на втором месте – исторические романы и повести (12 %), любовные романы выбирают 8% читателей. По уровню чтения Россия опустилась на 7 место в мире.
В качестве причин потери интереса к чтению можно назвать неправильно заложенные основы читательской культуры, слабые навыки работы с книгой, неумение получать удовольствие от общения с ней, а это – задачи начальной школы. Определяя задачи чтения как процесса, в настоящее время в большей степени подчёркивается не только его прикладное значение (для получения знаний в разных научных областях), но и конкретизируются возможности чтения художественной литературы для эстетического развития. Оставаясь в достаточной степени актуальным, отошёл на второй план процесс борьбы за скорость чтения, уступив место работе, направленной на понимание художественной сути произведения.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. Но, надо признаться, что половина учащихся с трудом при однократном чтении могут выделить главное в задаче или тексте. В связи с этим можно говорить об актуальности данной проблемы, которая предопределяется прежде всего ее современностью.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в разработке и обосновании сущности, структуры и содержании работы по формированию навыков аналитического чтения на уроках литературного чтения, как способа повышения мотивации школьников, а также в выявлении результата работы в данном направлении.
В качестве целей начального литературного образования авторы современных программ заявляют формирование навыка чтения, способов и приёмов работы над текстом, приобщение детей к литературе через введение литературоведческого анализа текста, полноценное восприятие художественного произведения, чувствование и понимание образного языка, обеспечение глубокого постижения содержания произведения, формирование устойчивого желания читать доступную литературу.
Теоретическая обоснованность.
Литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Я задумалась, что надо сделать для того, чтобы вызвать интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация. Использовала опыт И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко и теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработанную Г. С. Альтшуллером. Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.
Технология опыта.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений. Чтение – это труд, и моя задача - сделать его более производительным, продуктивным. На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включиться ученикам в совместную деятельность.
Процесс чтения для начинающего чтеца настолько сложен и утомителен, что вызывает активное нежелание им заниматься, поэтому упражнения насыщаю игровым материалом. Занимательные вопросы, ребусы, загадки, дидактические игры, используемые мною, призваны заинтересовать и увлечь ребёнка. Важным условием при работе с текстом является использование специальных упражнений, которые направлены на стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, образного мышления. От текста к тексту задания меняются и усложняются. Различные упражнения учат мыслить, говорить, рассуждать, а также развивать навык чтения. Навык чтения характеризуется такими качествами как сознательность, беглость и выразительность. Для развития этих качеств использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературного чтения. Все эти упражнения я разделила на следующие группы:
1.Упражнения для развития техники чтения: таблицы Шульте, «Догони», «Бегущая лента», «Буксир» ,«Голова и хвост», «Найди меня», «Фотоглаз» , «Эхо», «На одном дыхании», «Голоса», «Кто быстрее», «Чтение со счетом слов».
2.Упражнения для понимания смысла чтения: словарная работа, озаглавливание текста, деление текста на части, составление плана, подбор иллюстраций к тексту, определение по иллюстрациям содержания текста, выборочное чтение, составление диафильма, восстановление текста, распространение предложения, придумывание продолжения рассказа, составление кроссвордов по тексту, подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
3.Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд: Таблица Шульте,«Сажаем морковку», «Робот».
4.Упражнения для формирования навыка выразительного чтения: Чтение-пение, «Артикуляционная гимнастика», чтение одного предложения с разной интонацией, выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений, чтение скороговорок ,чтение под музыку, чтение с настроением, разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
5.Использование приемов ТРИЗ технологий: раскадровка, игры с кадрами: «Раньше – Позже», «Что потерялось», «Всё в сказке перепуталось», работа с произведением в системном операторе, составление противоречий, их решение; составление паспорта самого произведения и его героев, паспорта волшебных предметов, паспорта жанра; составление пословиц (совет герою, жизненное правило), в которых заключается мораль, составление литературных загадалок, тренинг «Хорошо-плохо»,тренинг «Точка зрения», составление копилки черт героев, приём «О ком, о чём произведение?» Приём «Без кого, без чего?» могло бы не быть этого произведения, Приём «Если бы…», составление причинно-следственной цепочки действий в произведении, игра «ТРИ АШЫПКИ», приём «Я слышу, я вижу, я чувствую…», приём «Картинки без запинки», игры «Да-нет».
6.Расширение словарного запаса: толкование значения новых слов с помощью предметов, картинок, синонимов , антонимов, пословиц, поговорок, толкового словаря
7.Творческие задания игрового действия: работа с кроссвордами, составление викторин, драматизация, составление сказочных объявлений и телеграмм, лепка и аппликация.
8.Использование ИКТ: работа с автобиографией поэта или писателя, с иллюстрациями, с текстами, тестами и т.д.
Системность и практическая интерпретация опыта.
УМК «Литературное чтение» под редакцией О.В. Кубасовой реализует все идеи стандарта нового поколения. Прежде всего прослеживается деятельностный подход к обучению: отношение к чтению как к процессу общения между автором литературного произведения и учащимися. Это обусловливает усиление мотивационной стороны чтения-общения, повышение активности читателя и осознания себя собеседником, от которого ожидается отклик на полученную информацию. Приведу несколько конкретных примеров того, каким образом учебник реализует деятельностный подход к обучению.
1. Наличие познавательного мотива (желания узнать, научиться).
Так, например, первые же страницы учебника для 1 класса содержат тексты (Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..» и др.), а также специальные вопросы и задания («Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать?», «Назови свою любимую книгу»…), формирующие мотивацию к чтению. Кроме того, большое значение в создании мотивации к чтению имеет работа с пословицами о пользе учения и чтения, находящимися в учебниках и тетрадях для 1 и 2 классов .Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями, если они доступны учащимся, расширяют кругозор. Методика использования пословиц и поговорок может быть разнообразной. Некоторые применяются для иллюстрации явлений, событий («Много снега – много хлеба», «От грома и в воде не уйдешь»), другие – с целью объяснить их смысл («При солнышке тепло, при матери – добро»), в третьих – надо соотнести житейский смысл и подмеченную закономерность («В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина»). Использую такие игры: собери пословицу, продолжи пословицу, вставь пропущенные слова в пословицу. 2. Осознание конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить). Возьмём учебник для 2 класса. Первый раздел учебника «Учимся читать» содержит подразделы, соответствующие всем четырем компонентам навыка чтения: «Читая – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно». Второй раздел «Учимся работать с текстом» направлен на формирование умения анализировать содержание, а также на формирование таких универсальных учебных действий, как составление плана и пересказ прочитанного. Третий раздел «В мире книг» обучает детей такому универсальному учебному умению, как ориентировка в мире книг по текстовым и внетекстовым элементам.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). В учебнике и рабочей тетради содержатся следующие задания: чтение по ролям, драматизация, словесное рисование, составление плана и краткий пересказ. Есть алгоритмы для составления вопросного, цитатного, сложного плана, создания сочинения по картине, написания отзыва, аннотации, составления диафильма, экранизации, подготовки презентации и др.
4. Включение содержания обучения в реальную жизнь.
В учебнике содержатся вопросы и задания, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии. Например: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил (поступила) ты? Почему?» - С. Баруздин, «Бревно»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом». - В. Драгунский, «Тайное становится явным»; «Вспомни (если хочешь – выпиши) те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни» - А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» и т.п. Идею развивающего обучения позволяет реализовать творческие задания. Это, например, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация. Кроме того, учебники содержат задания, стимулирующие литературное творчество учащихся, например:
· «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» (С. Маршак, «Я видел») - 1 класс;
· «Придумай свою историю о слонике» (Г. Горбовский, «Розовый слон») - 2 класс;
· Подготовь рассуждение на тему «Что остается после людей?» Начни, например, так: «Я думаю, что…» или «Мне кажется, что…» (Е. Пермяк, «Некрасивая ёлка») - 3 класс;
· Придумай свою историю с главной мыслью «У страха глаза велики». (И. Крылов, «Мышь и Крыса») – 4 класс.
Изучив работы ученых, педагогов-исследователей и новаторов я разработала свою систему подготовки и проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило вдумчивого чтения.
Во-первых, считаю, что подготовка к восприятию любого текста - это один из главных этапов современного урока, целью которого является расширение кругозора учащихся, привлечение их внимания к изучаемому произведению. На этом этапе знакомлю учащихся с биографией автора, провожу словарную работу в форме игры «Фотоглаз», которая проводится следующим образом. На доске записаны столбиком слова, дети читают 1 минуту, слова закрываются, дети называют их по памяти или отвечают на вопрос, есть ли слово, которое называет учитель. Самостоятельно работают с толковыми словарями в группах. Дети читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, рассматривают иллюстрации и делают предположения о содержании текста. Рассмотрим урок знакомства с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Вначале предлагаю учащимся рассмотреть картину И. И. Левитана «Большая вода», чтобы они представили себе половодье.
Далее продолжаю:
- Художник выбрал ничем не примечательный, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Внимательно всмотримся в картину и побеседуем о том, что мы увидели.
Задаю следующие вопросы для беседы по картине И. И. Левитана «Большая вода»:
1. Какое время года художник изобразил на картине?
2. На картине изображена только природа?
3. Какие следы пребывания человека изобразил художник? Как вы думаете, зачем?
4. Каких деревьев на картине больше всего? Опишите их, постарайтесь найти точные слова.
5. Какие деревья ещё художник нарисовал? Зачем?
6. Внимательно рассмотрите воду. Почему она нарисована так необычно?
7. Докажите, что художник изобразил солнечный день (обратите внимание на освещение и тени).
8. Как вы думаете, нравится художнику то, что он нарисовал? Какое у него было настроение, когда он писал эту картину? А у вас, когда вы на неё смотрите?
После того как дети представили себе половодье, «большую воду», можно начинать чтение стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Во-вторых, провожу первичное знакомство с текстом. Текст может читаться разными способами: по предложениям, абзацам или частям. По ходу чтения задаю ученикам уточняющие вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного. На этапе проверки первичного восприятия происходит обмен впечатлениями, дети свободно высказываются, отвечают на вопросы: «Что удивило? Что запомнилось? Какие чувства испытали? Что особенно понравилось? Хотелось бы услышать ещё раз?» Именно в процессе работы с текстами ребёнок овладевает и техникой чтения. Но данная задача эффективно решается в случае того, если ребёнок понимает прочитанный текст, ведь восприятие каждого ребёнка индивидуально. И цель учителя на этом этапе - создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы.
В-третьих, повторное чтение текста проводится с целью совершенствования навыка чтения, расширения словарного запаса. Чтобы работа не показалась детям скучной, использую разнообразные виды упражнений: Упражнение «Буксир» заключается в том, что учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, либо про себя, стараясь успеть за учителем. Учитель останавливается, дети должны продолжить чтение. Упражнение « Ловушка», Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст, заменяя некоторые слова синонимами. Учащиеся исправляют, читая правильный вариант. Например, читая русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко», читаю:
«Жили-были петушок и уточка (курочка).
Лежит, словно мертвый, не дышит ,не видит (не слышит).
Беги к кузнецу за травой (косой).
Упражнение «Кто быстрее». На доске записано предложение, по сигналу учащиеся ищут это предложение в тексте.
Упражнение «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, ученики быстро находят и дочитывают его до конца.
Такое чтение вызывает желание узнавать новое, позволяет постепенно увеличивать скорость чтения.
В-четвёртых, анализируем произведение. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить текст. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. На этом этапе использую творческие задания: словесное рисование, инсценирование, пересказ от имени героя, иллюстрирование, составление диафильма. Творческие задания практического действия: лепка и аппликация – одни из видов детского творчества, которыми я пользуюсь чаще в 1 и 2 классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. В последнее время с появлением в школе легоконструирования я заменяю пластилин на лего. Дети могут сконструировать отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу. На этом этапе учащиеся учатся задавать вопросы, слушать собеседника, участвовать в диалоге, считаться с точкой зрения товарища, обосновывать своё мнение.
В-пятых, готовимся к выразительному чтению текста. На данном этапе использую выборочное чтение, чтение под музыку, чтение-пение, чтение с настроением и артикуляционную гимнастику. Так как для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, , владение интонациями, паузами. Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. На уроках с ребятами выполняю следующие упражнения:
1)
Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по
порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м,
н-н-н-н
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох,
затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой
свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная
задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
Большое значение для выразительного чтения имеет
умение правильно, точно делать логические ударения. Для этого, необходимо силой
голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. На доске или на
индивидуальных карточках пишу предложения:
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. С учащимися устанавливаем, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса. На доске пишу предложение: Скоро наступит жаркое лето. Предлагаю учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
Достижению положительных результатов работы способствует и мой личный пример учителя, когда я сама выразительно читаю художественный текст, тем создаю благоприятные условия для выработки навыков выразительного чтения.
Овладение учащимися оптимальной скоростью чтения- одна из основных задач современного урока литературного чтения в начальных классах. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко заимствовала следующие приёмы: многократное чтение, чтение в темпе скороговорок и выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса. При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение минуты. По истечении минуты, каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения.
На уроках литературного чтения использую новые технологии творческой ориентации. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
Особое значение в ТРИЗ- технологии придаётся «встрече ребёнка с Чудом». Здесь имеется в виду получение сильного необычного впечатления при встрече с загадкой, тайной, явлением. Удивление, радость, испытание при этом, пробуждают любознательность ребёнка, вызывают сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. В основе используемых в ТРИЗ- технологии средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, когда обучающийся самостоятельно ищет решения творческих задач. Самый распространённый приём, применяющийся с первых уроков первого класса. «Да –нетка»
Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да -нет». Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов, ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям, развивает умения ориентироваться в пространстве. Учитель загадывает число, понятие, литературного героя и т. д. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами «да» или «нет» «и да и нет» В результате происходит сужение поля поиска и постепенно дети самостоятельно «раскрывают» секрет задумки.
«СИНКВЕЙН»
Алгоритм синквейна.
1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка– три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка - обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.
Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы .
Сегодня трудно представить урок без использования ИКТ. Поэтому с целью повышения мотивации учащихся к литературному чтению систематически использую ИКТ и через красочные иллюстрации тренирую различные виды речевой деятельности, сочетая их в различных комбинациях, создавая коммуникативные ситуации. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию в изучении литературного чтения (уроки проходят на одном дыхании), влияя на общекультурное развитие учеников, совершенствует навыки владения компьютером и языкового уровня.
В своей работе использую тесты, которые помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя.
Выводы: Таким образом, использование мной технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет повысить читательский интерес, а также качество обучения чтению. Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к предмету, что в свою очередь ведёт к повышению качества знаний, умений и навыков по литературному чтению.
Список литературы
1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
2.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
Источники
http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml
http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305
http://edu.grsu.by/alternant/?p=856
http://www.sibuch.ru/node/493
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.