Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс
Оценка 4.6

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
музыка
5 кл—7 кл
16.01.2022
Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс
Начальное музыкальное образование
Работа с начинающими блокфлейтистами. 0 и 1 классы.docx

УПРАВЛЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ  АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА  ДОНЕЦКА КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                            ШКОЛА ИСКУССТВ № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ БЛОКФЛЕЙТИСТАМИ. 0 И 1 КЛАССЫ

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                    

                                                                          Методическая работа

                                                                           преподавателя второй

                                                                           квалификационной категории                                                                                                                               

                                                                           оркестрового отдела

                                                                           класса кларнета и саксофона

                                                                           коммунального  учреждения

                                                                           дополнительного образования

                                                                           школы искусств №7 г.Донецка

                                                                          Малаховой Кристины Евгеньевны.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                                            2018 - Донецк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Содержание

1.   Инструмент блокфлейта. Виды, разновидности.

2.   Маленький артист с первого урока

3.   Первый урок.

4.   Работа над звуком и аппликатурой.

              -Длинные звуки

              -Аппликатурные упражнения

              -Первая гамма

          5. Увлекательная нотная грамота.

          6. Домашние задания.

          7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Инструмент блокфлейта. Виды и разновидности. Блокфлейта является разновидностью продольной флейты.

Принадлежит к классу духовых деревянных инструментов. Тип свистковых. Существует два вида аппликатур блокфлейты: барочная (английская) и немецкая, германская (Ренессанс). Различия между ними незначительные. Барочная блокфлейта звучит тише из-за более узкого канала, но именно эту блокфлейту предпочитают профессионалы.

Блокфлейта весьма популярна в ансамблях. Для этого используют флейты разных видов.

      Основные виды блокфлейт:

Сопранино (в строе F) — диапазон от фа второй до соль четвёртой октавы

Сопрано (в строе С) «Descant» — диапазон от до второй до ре четвёртой октавы

Альт (в строе F) «Treble» — диапазон от фа первой до соль третьей октавы

Тенор (в строе С) — диапазон от до первой до ре третьей октавы

Бас (в строе F) — диапазон от фа малой до соль второй октавы

 

        Менее распространенные виды:

Гаркляйн (в строе С) — диапазон от до третьей до ля четвёртой октавы

Гроссбас (в строе C) «Great Bass» — диапазон от до малой до ре второй октавы

Контрабас (в строе F) — диапазон от фа большой до соль первой октавы

Субгроссбас (в строе C) — диапазон от до большой до ре первой октавы

Субконтрабас (в строе F) — диапазон от фа контроктавы до соль малой октавы

    

 На Западе серьезным музыкантам рекомендуются только барочные флейты, поскольку считается, что германские звучат чисто только в «своей» тональности (например, до мажор для сопрано). При игре в ансамбле вряд ли удастся избежать диезов и бемолей, и фальшь будет очень заметна.

Германская система была разработана сравнительно недавно – примерно 90 лет назад – с целью упростить барочную. Новая аппликатура действительно проще старинной, однако она имеет существенный недостаток.

Вот некоторые  интанационно-тембровые отличия и минусы между Бароко и германской системами:

1) На германской б-ф часть нот звучат интонационно неправильно, слишком низко или слишком высоко, в основном это касается ухудшения интонации при шагах полутона. Например, фа#1, фа#2 и соль#2 ; фа#1 -  "тусклая" и тихая, фа#2 -  крайне неустойчивая нестройная и тихая, взять её с атакой невозможно, соль#2 -слегка высит ,тогда как на современной барочной б-ф эта ранее проблемная нота была выровнена.

2) На барочной б-ф не досаждают "многопальцевые" фа#1, фа#2, соль#2 поэтому многие пассажи, включающие в себя эти ноты, гораздо легче исполнить и звучать они будут качественнее.

3) На барочной б-ф  сведены к минимуму комбинации с безымянным пальцем и мизинцем (отдельно), так как они не самые подвижные.

4) Немецкой система совершенно отсутствует в блокфлейтах высокого класса. Высококачественные инструменты принципиально производятся только барочной системы. И если  ученик хочет заниматься блокфлейтой продолжительное время, то лучше сразу учиться на барочную систему.

Очень редко встречается Германская система среди альтовых и тенеровых блокфлейт

До появления  европейских блокфлейт в наших школах была очень популярна сопилка или блокфлейта системы Деменчука. Аппликатура хроматической блокфлейты Деменчука более логична и интуитивна.  Октавы полностью повторяются. Нет неудобных вилок и полуоткрытий. Но отверстия больше, что делает ее не совсем удобной для детей с маленькими пальчиками.   

         Блокфлейта – это чаще всего переходный инструмент для освоения других духовых инструментов. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание. Также прекрасно развивается артикуляция, что способствует устранению логопедических затруднений. Ребёнок постоянно будет заниматься дыхательными упражнениями, а, значит, будет крепнуть и его голос. Блокфлейту «прописывают» детям, страдающих частыми заболеваниями органов дыхания и даже с более серьёзными проблемами здоровья. Инструмент прекрасно развивает мелкую моторику ,которая помогает развить интеллектуальные способности ребенка.

В современных школах России и запада инструмент приобретает большую популярность, и не всегда является переходным инструментом. Например, в России есть пятилетний план обучения на блокфлейте в муз. школе. А в Европе блокфлейта преподается не только в школах, а и в высших учебных заведениях.

 

 

                      Маленький артист с первого урока.

С самого первого урока, и все последующие уроки. Следует акцентировать особое внимание ученика на том, что он теперь маленький музыкант и артист. Очень важно, чтобы он понимал и видел со стороны какое впечатление он производит на зрителя. Следует всегда следить за осанкой, постановкой рук, амбушюра. У ребенка должно быть четкое представление о поведении артиста на сцене (выход, поклон, уход), о внешнем облике артиста(сценическая одежда). Каждое занятие в классе должно восприниматься как маленькое выступление.

Если ребенок слишком мал, то возможно ему будет комфортнее если в классе будет присутствовать кто-то из родителей. Родители станут его первыми слушателями. И таким образом можно сформировать его первые представления о  выступлениях перед публикой.

 

                               Первый урок.

Первый урок – это всегда показ возможностей инструмента, на котором будет заниматься ученик. Учитель демонстрирует звук, играет ученику знакомые узнаваемые песни.

Далее, обязательно знакомство с аппликатурой и изучение  нот. На первом уроке обычно изучается 3 -4 ноты.  Эти ноты играются на полном дыхании, ставится атака.  Но первый урок – это самое яркое воспоминание ученика от муз. школы  и учителя. А потому он должен выйти с урока с ощущение радости и победы.  Именно поэтому очень важно изучить и сыграть его первые маленькие пьесы. Это могут быть пьесы на одной ноте (для малышей нулевых классов) или на 2 нотах. 

           Например:

 Е Тиличеева «Птички» .

 Пьеса исполняется на одной ноте.

 Пьеса может быть исполнена от разных нот. (до, си и ля)

Будет замечательно, если к пьесе преподаватель подготовит какой-то рассказ или сказку. Образное мышление малыша  лучше развивать с первых уроков.

Например:  если пьесу сыграть от ноты «до» - мы изобразим маленького воробушка в гнезде. Если от ноты «си» - изобразим его маму. Если сыграем от ноты «ля», то представим, что папа-воробей прилетел домой с работы.

                  «Радио» Г.Милич

                  Пьеса исполняется на одной протяжной ноте (до, си или ля)

Рассказ к пьесе. Давным-давно, когда наша бабашка была маленькой, в каждом доме на кухне было Радио. Каждое утро ровно в 6 часов Радио начинало  играть позывные точного времени и будило родителей на работу , а детей в школу. Преподаватель помогает ученику посчитать до 4-х. Показывает начало ноты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Работа над звуком и аппликатурой.

Длинные звуки

Длинные звуки – очень важная и обязательная часть занятий духовика. Постоянное исполнение длинных звуков формирует красивый звук и развивает дыхание. Для блокфлейт барочной и германской систем  первые длинные звуки ученик играет от открытой ноты «Ре» и вниз по диатонике.

Для сопилки или блокфлейты  Деменчука от ноты «Си» и вниз по диатонике.

Когда ребенок справится со всеми сложностями этого упражнения, переходим в Длинным звукам  -  «Октавы».

Обращаем внимание ученика на качество звука, на подачу дыхания и атаку звука. Все это преподаватель обязан понятно и доступно объяснить, и неоднократно показать лично на собственном инструменте.

Каждый звук, пред началом его исполнения , называется учеником и указывается октава в которой он написан.

Последний вариант Длинных звуков  – «Терции». По системе

С. Розанова.

Постепенно, количество звуков увеличивается. Постоянное проигрывание длинных звуков поможет ребенку визуально запомнить расположение нот на нотном стане, выучить аппликатуру, быстрее освоить весь диапазон блокфлейты, лучше запомнить хроматизмы, В дальнейшем духовик будет начинать каждое занятие с длинных звуков.

 

 

 

 

 

 

                    Аппликатурные упражнения

  В качестве первых упражнений, развивающих моторику пальцев и закрепляющих тактильную память, могут быть упражнения авторства самого преподавателя, написанные в соответствии с индивидуальными потребностями ученика.

Например: упражнение «Соседи».

Как уже говорилось выше, развивая образное мышление ребенка, к упражнению лучше рассказать историю:

«Ноты живут по соседству и ходят к друг-другу в гости. Так нота «ре» идет в гости к ноте «до» и т.д.

 

 

Замечательным подспорьем в этом являются детские песенки, попевки. Дети с удовольствием исполняют данные упражнения, поскольку их можно пропеть, они прекрасно ложатся на слух и ребенку хочется проигрывать их снова и снова.

   Например Е Тиличеева «Гармошка». Можно играть от разных нот.

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Первая гамма.

Обычно, для учеников 0 и 1 классов  рекомендуют первую гамму исполнять в конце учебного года. И как правило это Соль мажор.   Но гамма – это весьма полезное упражнения и для слуха и для интонирования и для пальцев.  Решить эту проблему на начальных этапах можно с помощью специальных пьес.  Подготовить ребенка к исполнению гаммы можно на пьесе Е. Тиличеевой «Маленькая лесенка». Данная пьеса удачно построена на пентахорде Соль мажора и хорошо закрепляет аппликатурный  навык.  Пьесу можно спеть, а потом сыграть.

 

 

 

 

 

 

  Второй этап – это пьеса Е Корганова «Гамма –Вальс».  Данную пьесу можно играть и в Соль мажоре и в До мажоре.  Предпочтительней в До мажоре, поскольку это поможет ребенку быстрее освоить нижний, трудноисполнимый диапазон.   Опять же, рекомендуется сначала спеть «Гамма-Вальс», чтобы ребенок слышал те звуки, которые ему предстоит сыграть (развитие предслышания нотного текста). Гармония пьесы будет мотивировать ученика играть более стройно, особенно на трудноисполнимых нотах.

 


 После усвоения пьесы в первой октаве, учим пьесу во второй октаве. Усваиваем различия в аппликатуре двух октав.

 После данной пьесы, освоение гамм Соль мажор или Фа мажор не будет представлять особых затруднений.   Уже можно будет уделить внимание исполнению различных штрихов.

 

        

 

               Увлекательная нотная грамота.

Освоение нотной грамоты начинается с первых уроков, параллельно с уроками сольфеджио. Чем младше ученик, тем важнее наглядные пособия, которые учитель записывает и рисует в его нотной тетради.

Так, например: нотный стан можно изобразить в виде пятиэтажного домика, где на разных этажах живут нотки, а этажи обязательно считаются снизу вверх.

Длительности нот лучше запомнятся, если  рядом изобразить яблоко: целое, половинку и четверть.

Для запоминания длительностей можно рассказать «Сказку о колбаснике».

«Жил был Колбасник и сделал он колечко колбасы.  Повесил он колбасу на гвоздик и ушёл. Пришла жена Колбасника, захотела есть, отрезала и съела пол колечка колбасы, а оставшееся пол колечка хотела повесить на гвоздик, но колбаса упала на пол. Поэтому целая пауза, как и колечко колбасы, висит на линейке (на гвоздике). И половинная пауза, как и пол колечка колбасы, лежит на линейке (на полу).»

Зарисуйте эту сказку в тетради ребенка и он навсегда запомнит как пишутся целая и половинная паузы.

Проверять усвоенные теоретические знания нужно на каждом уроке. Для этого желательно использовать время в перерывах между упражнениями и пьесами. 

 Конечно же нотная грамота должна идти в параллели  с чтением нот с листа. И начинать заниматься чтением можно с самых первых уроков. В этом поможет прекрасное пособие «Первые шаги на блокфлейте. Сборник для детей от 3 лет» Автор неизвестен. В данном сборнике предлагается система записи только белых  и черных нот без штилей.  Акцент ставится только на высоте ноты и ее продолжительности (длинная и короткая). Как показывает практика, ученик потом с легкостью переходит на обычную систему длительностей.

 

      Домашние задания.

  Следуя системе планирования урока Яна Амоса Коменского, урок должен состоять из 3-х частей, комбинированный урок:

- Проверка самостоятельной работы ученика

- Сообщение новых данных

- Определение очередного задания.

Поэтому, последнюю треть урока посвящаем повторению пройденного на уроке. Можно попросить ученика показать, выборочно, чем он будет заниматься дома. Важно, чтобы ученик с самого начала понимал, что его занятия дома должны быть самостоятельными, и он обращался за помощью к родителям как можно реже.

 

В домашнее задание входят:

-Теоретические вопросы по нотной грамоте и средствам музыкально выразительности.

-Технические задачи: длинные звуки, упражнения для языка, аппликатурные упражнения, этюды.

-Пьесы и дуэты.

Первые уроки музыки, на любом инструменте, это всегда очень важная часть обучения. И учителю требуется приложить всю фантазию и умение, что сделать эти уроки полезными, интересными и качественными.  Надеюсь, что данные советы для начинающих блокфлейтистов послужат хорошим подспорьем в работе преподавателей-духовиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Б.Милич Маленькому пианисту. Пособие для дошкольников. Издание третье. Киев. «Музична Украина» 1981

2.     И. Ветлугина «Музыкальный букварь»Для детей младшего возраста. Пятое издание. Москва «Музыка» 1989

3.     Ж.Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы. Ленинград

Всесоюзное издательство «Советский компазитор» Ленинградское отделение 1989

4.     И. Станкевич. Легкие этюды для блокфлейты с фортепиано. Издательство «Престо» 1996

5.     Первые шаги на блокфлейте Сборник для детей от 3 лет. https://www.twirpx.com/file/1795960/

https://vk.com/doc18189805_223697699?hash=8064069635df633823&dl=0e3365b4b5a787be03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

Содержание 1. Инструмент блокфлейта

Содержание 1. Инструмент блокфлейта

Инструмент блокфлейта. Виды и разновидности

Инструмент блокфлейта. Виды и разновидности

На германской б-ф часть нот звучат интонационно неправильно, слишком низко или слишком высоко , в основном это касается ухудшения интонации при шагах полутона

На германской б-ф часть нот звучат интонационно неправильно, слишком низко или слишком высоко , в основном это касается ухудшения интонации при шагах полутона

Маленький артист с первого урока

Маленький артист с первого урока

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Работа над звуком и аппликатурой

Работа над звуком и аппликатурой

Аппликатурные упражнения В качестве первых упражнений, развивающих моторику пальцев и закрепляющих тактильную память, могут быть упражнения авторства самого преподавателя, написанные в соответствии с индивидуальными потребностями…

Аппликатурные упражнения В качестве первых упражнений, развивающих моторику пальцев и закрепляющих тактильную память, могут быть упражнения авторства самого преподавателя, написанные в соответствии с индивидуальными потребностями…

Замечательным подспорьем в этом являются детские песенки, попевки

Замечательным подспорьем в этом являются детские песенки, попевки

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Работа с начинающими блокфлейтистами. 0-ой и 1-ый класс

Первая гамма. Обычно, для учеников 0 и 1 классов рекомендуют первую гамму исполнять в конце учебного года

Первая гамма. Обычно, для учеников 0 и 1 классов рекомендуют первую гамму исполнять в конце учебного года

После усвоения пьесы в первой октаве, учим пьесу во второй октаве

После усвоения пьесы в первой октаве, учим пьесу во второй октаве

Увлекательная нотная грамота.

Увлекательная нотная грамота.

Как показывает практика, ученик потом с легкостью переходит на обычную систему длительностей

Как показывает практика, ученик потом с легкостью переходит на обычную систему длительностей

Список литературы: 1. Б

Список литературы: 1. Б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022