Приёмы
работы с названием литературного произведения
Название произведения – первое, что видит ученик перед
прочтением. Именно с него начинается знакомство с текстом. Включая в уроки на
разных этапах работу с заглавием, можно решать такие задачи, как:
- мотивация
учеников к чтению;
- анализ
произведения;
- выявление
авторской позиции;
- изучение
истории создания произведения и др.
Работу с заглавием можно разделить на два этапа – до прочтения
текста и после прочтения.
До прочтения можно организовать работу в классе через следующие
задания:
- Предположите,
о чём, на ваш взгляд, это произведение.
- Постройте
ассоциативный ряд (или круг ассоциаций), опираясь на название.
- Устно
или письменно составьте небольшой рассказ с тем же названием.
Подобные задания формируют у учащихся интерес к произведению,
развивают творческие способности и креативное мышление. Также важно после
прочтения текста вернуться к первоначальному представлению о его содержании и
сравнить, насколько ожидания учащихся оказались близки к мысли автора.
Для младших и средних классов можно подготовить рабочий лист с
инструментом «Предвосхищая ожидания», который не только направлен на мотивацию
к чтению, но и развивает читательскую грамотность, повышая качество восприятия
текста. Ниже пример такого листа к рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг
Геракла»:
Прочитайте утверждение и поставьте галочку в соответствующей
графе:
До прочтения
|
|
После прочтения
|
Да
|
Нет
|
Утверждения
|
Да
|
Нет
|
|
|
Действие рассказа происходит во времена Античности
|
|
|
|
|
Один из героев произведения по происхождению грек
|
|
|
|
|
В рассказе описывается тринадцатый подвиг Геракла
|
|
|
|
|
Один из героев рассказа совершает настоящий подвиг
|
|
|
Первые две колонки ученик заполняет, опираясь лишь на название,
последние две – уже прочитав текст.
В старших классах можно использовать работу с названием для
выявления авторской позиции или идеи произведения. При этом хорошо использовать
более ранние варианты названий. Например:
- Какой
смысл заложен в названиях «Горе уму» и «Горе от ума»? Как изменение
названия повлекло изменение концепции произведения? Как это сместило
смысловые и идейные акценты?
- Чем
первые варианты названия романа-эпопеи «Война и мир» могли не
удовлетворить Л.Н. Толстого? Рассмотрите каждый вариант отдельно: «Три поры»,
«Тысяча восемьсот пятый год», «Всё хорошо, что хорошо кончается».
- Почему,
на ваш взгляд, важна замена названия «Похождения Чичикова, или Мёртвые
души» на «Мёртвые души»? Как это отображает систему образов и композицию
произведения?
Кроме того, анализируя заглавие, можно выйти на более глубокое
понимание концепции всего произведения или отдельных образов и сюжетных линий.
Ниже примеры вопросов к некоторым произведениям, изучаемым в старших классах.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»:
- Изучите
этимологию слов «преступление» и «наказание».
- Кто
из героев «переступает» границы собственных или общечеловеческих моральных
ценностей? Почему Раскольников говорит, что «переступить не смог»?
- Что
такое «наказ»? В чем разница между тем, чтобы нести наказание и исполнять
чей-то наказ?
- Сравните
оригинальное название романа Достоевского с его переводом на другие языки.
Например, «Schuld und Sühne» («Вина и искупление»). Насколько точно
перевод названия отражает концепцию произведения?
Н.В.
Гоголь «Мёртвые души»:
- Какой
художественный приём лежит в основе названия произведения Гоголя?
- Кто
действительно является мёртвой душой?
- Какой
смысл – прямой и переносный – заложен в названии?
Л.Н. Толстой «Война и мир»:
- Какие
главы мы можем отнести к теме войны, какие – к теме мира? Как это помогает
понять жанровое своеобразие произведения?
- Изучите
значения слов, употребляемых в XIX веке: мiръ и миръ. Как название
романа-эпопеи было записано у Толстого? Как изменилось восприятие названия
сегодняшним читателем по сравнению с читателем XIX века?
И.С. Тургенев «Отцы и дети»:
- Распределите
персонажей романа на две колонки в соответствием с названием произведения.
Чем вы руководствовались – возрастом героя или его взглядами?
- Почему,
на ваш взгляд, тема отцов и детей относится к «вечным темам»?
- Какие
произведения (или отдельные эпизоды, сюжетные линии) мы можем озаглавить
«Отцы и дети»?
Список использованной литературы:
- Бугров Б.С.,
Голубков М.М. Русская литература XIX – XX веков: Учебное пособие для
поступающих в вузы. – М.: Издательство Московского университета, 2022
- Грибоедов
А.С. Горе от ума. – СПб: СЗКЭО, 2023
- Гоголь Н.В.
Мёртвые души. – СПб: СЗКЭО, 2022
- Достоевский
Ф.М. Преступление и наказание. – СПб: СЗКЭО, 2022
- Коровина
В.Я., Полухина В.П. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. – М.: Просвещение, 2021
- Толстой Л.Н.
Война и мир. – СПб: СЗКЭО, 2022
- Тургенев И.С.
Отцы и дети. – М.: Стрекоза, 2020