«Приёмы развития исследовательских умений учащихся, при создании научных проектов на уроках биологии – как одна из условий формирования функциональной грамотности»
Оценка 4.9

«Приёмы развития исследовательских умений учащихся, при создании научных проектов на уроках биологии – как одна из условий формирования функциональной грамотности»

Оценка 4.9
Документация +1
doc
биология
1 кл—11 кл
07.03.2022
«Приёмы развития исследовательских умений учащихся, при создании научных проектов на уроках биологии – как одна из условий формирования функциональной грамотности»
"Работа педагога с одарёнными детьми" “Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”.
Педсовет 2019.doc

Выступление на методсовете:

«Приёмы развития исследовательских умений учащихся, при создании научных проектов на уроках биологии – как одна из условий формирования функциональной грамотности»

 

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности;
каждый день они заново придумывают свою жизнь. 
Они любят экспериментировать, 
и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”.

(П.Вайнцвайг)

Сегодня, в динамичном, быстро меняющемся мире, главная цель школьного образования видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения, находить выход из проблемной ситуации. Одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками.

Особое место среди детей занимают одарённые дети. Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают её рейтинг среди других учебных заведений.

Одарённые дети – это звёздочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Такие дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу.

Каждый учитель способен разглядеть одарённого ребенка и создать индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не угасанию его природных задатков. В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в различных олимпиадах, очных и заочных конкурсах, научно-практических конференциях, занимают места.

Многие утверждают, что способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности.

Я хочу рассказать о своей системе педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Работа с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях: 1) через учебный процесс и внеурочную деятельность; 2) по интересам самих учащихся.

 

Учебный процесс, мною, осуществляется через личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению, я изучаю индивидуально-личностные особенности учащихся, особенности темперамента, способствующие проявлению их индивидуальных способностей. 

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Важно также остановиться на системе работы с индивидуально – образовательными маршрутами:

1)      Составляю план работы на год с диагностики общеучебных умений и навыков.

2)      Все занятия фиксирую в маршруте.

3)      Выясняю причины низкой успеваемости.

4)      Определяю направления коррекционной работы.

На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие на ученика, но и обратный процесс. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

Поэтому на своих уроках я учу детей:

* ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

* организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

* задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

* работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы.

Одарённые дети обладают отличной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, что помогает такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

В своей работе реализую индивидуально – образовательный маршрут через различные формы и технологии организации деятельности учащихся.

Например:

- Индивидуальная работа. Приглашаю «сильных» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им  индивидуальные творческие задания.

- Групповая работа. Подбираю задания для отдельных групп. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. В такой форме работы они раскрываются. Не боятся давать ответы, спорят, приходят к единому мнению.

- Игровые технологии. Использование развивающих игр позволяет заметно повысить результативность обучения детей. Так, на своих занятиях, использую игры, направленные на развитие навыка чтения, зоркости, формирование пространственной ориентировки, развитие памяти и логического мышления. 

- ИКТ. Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в захватывающее учебное приключение, где даже мы, педагоги, вместе с детьми с удовольствием отправляемся, то в увлекательное путешествие по вселенной, то окунаемся в бездонные просторы океана. Работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных «волшебных» маркеров развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

- «Мозговой штурм». Используется мною для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведётся для анализа проблемной ситуации и оценки идей.

- Задания повышенной сложности. Для выполнения, которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.

- Групповая дискуссия. Способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповую дискуссию использую в начале занятия или для подведения итогов.

- Проблемная ситуация. Считаю, что одним из активных методов на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

- Технология развивающего обучения. Включает стимулирование рефлексивных способностей ребёнка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Такая технология рассматривает ребёнка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром. Например, экскурсии, лабораторные и практические работы, виртуальные опыты, эксперименты – способствуют развитию  исследовательских  навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы.

- Проектная работа. Большое значение для развития способностей детей имеет научно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Это такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одарённой личности. Особые дети  требуют  от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одарёнными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки.

 

В 11 классе мной проводится прикладной курс «Человек и биосфера». Актуальность и важность проводимого курса в том, что он вооружает учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками по экологии. Основной целью курса является повышение уровня экологического образования, воспитания у учащихся понимания взаимозависимости человека и природы.

          Эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счёт включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяется  метод проектов.

          Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подходом к обучению и направлен на решение какой-то конкретной проблемы. Личностная ориентация достигается в нём, во-первых, за счёт «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в результате её выполнения. Во-вторых, метод проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что лежит в основе развития компетентности.

            В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения:

       организационные;

       креативные;

       пользования средствами информации;

       анализа и отбора информации, её преобразования, передачи;

       работы в коллективе;

       ведения диалога;

       представления самого себя.

 

Сейчас я постараюсь осветить основные теоретические и практические вопросы, связанные с проведением исследовательской работы учащихся.

В нашей школе данный вид работы присутствует уже много лет, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растёт, как и число педагогов работающих с ними. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определёнными компетентностями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы: «Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?», «Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?», «Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?» и др.

3.  Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как «Я считаю…», «Я думаю…», «Мне известно…», «Анализ фактов показывает…» и др.

Основными требованиями к представленным для участия в конференции работам являются:

ü  Чёткость и доступность изложения материала.

ü  Соответствие темы работы её содержанию.

ü  Актуальность и практическая значимость работы.

ü  Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.

ü  Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.

ü  Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.

ü  Оформление научной работы.

ü  Культура выступления на конференции.

 

Сайты, на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе:

        www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

        www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических

юношеских конференций, семинаров конкурсов и др.

        www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по

разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.

 

Работа с одарёнными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его личное!

Какую бы  впоследствии профессию не выбрали  наши дети, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение  к природе.

Нам очень хочется видеть своих продолжателей не просто умными, грамотными людьми, но и неравнодушными, активными и гуманными.

Закончить своё выступление хочу словами американского исследователя – психолога методов обучения Бенджамина Блума, изучавшего биографии известных людей: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».


Скачано с www.znanio.ru

Выступление на методсовете: «Приёмы развития исследовательских умений учащихся, при создании научных проектов на уроках биологии – как одна из условий формирования функциональной грамотности» “

Выступление на методсовете: «Приёмы развития исследовательских умений учащихся, при создании научных проектов на уроках биологии – как одна из условий формирования функциональной грамотности» “

Учебный процесс, мною, осуществляется через личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению, я изучаю индивидуально-личностные особенности учащихся, особенности темперамента, способствующие проявлению их индивидуальных способностей

Учебный процесс, мною, осуществляется через личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению, я изучаю индивидуально-личностные особенности учащихся, особенности темперамента, способствующие проявлению их индивидуальных способностей

ИКТ. Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в захватывающее учебное приключение, где даже мы, педагоги, вместе с детьми с удовольствием отправляемся, то в увлекательное путешествие…

ИКТ. Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в захватывающее учебное приключение, где даже мы, педагоги, вместе с детьми с удовольствием отправляемся, то в увлекательное путешествие…

В 11 классе мной проводится прикладной курс «Человек и биосфера»

В 11 классе мной проводится прикладной курс «Человек и биосфера»

Основными требованиями к представленным для участия в конференции работам являются: ü

Основными требованиями к представленным для участия в конференции работам являются: ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2022