ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
Прочитай дразнилку:
Плакса-вакса-гуталин, На носу горячий блин! Плакать – не годится, Можно простудиться!
***
Чокли-мокли, чокли-мокли, У тебя глаза намокли.
Если долго будешь плакать,
Ты лягушкой будешь квакать.
Вообще дразнилки
– весьма сильнодействующее «лекарство»! Дразнилки помогают рассмотреть
дурное, которое найдётся в каждом. Значит, хоть и горьковатое, но полезное это
лекарство – дразнилки.
Чего только не высмеивают дразнилки! А что высмеивает Фигаро в своей арии «Мальчик резвый»?
Прослушай:
В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро». Ария Фигаро «Мальчик резвый»
Фигаро высмеивает влюблённость Керубино во всех женщин замка.
Самый простой рецепт смешного в музыке – подражание чему-либо, передразнивание. Оно может быть нарочито смешным или безобидным и просто забавным.
Прослушай:
С. С. Прокофьев. «Шествие кузнечиков»
Характер. Каким образом было передано передразнивание?
Сколько таких путаниц, перевёртышей, нелепиц, чепухи небывальщины – в общем, всякого озорства найдёте вы в народных прибаутках и перевёртышах, которые, кстати, не только рассказывают, но и поют.
Разве не бессмыслица, не чепуха, что Принц в опере С. С. Прокофьева влюбился в трёх апельсинов и пошёл за ними на край света. Не испугался даже грозного сторожа – повариху с её страшным оружием – поварёшкой.
Послушайте, как нелепо и смешно соединяются в марше из оперы «Любовь к трём апельсинам» суровый, решительный, наступательный характер (жёсткий ритм шага, аккордовая фактура) и неожиданные для марша озорные скачки в мелодии. А вот в скерцо, уже не стесняясь, С. С. Прокофьев рассыпает все свои музыкальные «остроты».
Прослушай:
С. С. Прокофьев. «Любовь к трём апельсинам»
Случается так в
музыке, что путаницу можно услышать не сразу, а чуть позже. Например, в
«Юмористическом скерцо» С. Прокофьева поначалу предстаёт очень сердитый
«герой». Но что с ним происходит дальше?
Прослушай:
С. С. Прокофьев. «Юмористическое скерцо»
«Хохотальная путаница»
С мармеладом в бороде Ям –
тирьям – тирьям, в коляске
К своему папаше Два усатых Свистопляски
Плыл медведь в сковороде Босиком, бегом – бегом По кудрявой каше! Ловят ветер сапогом!
Над землёй арбуз летит. По реке бежит буфет.
Он чирикает, свистит: В нём лежит Большой секрет. «Я – горчица, я лимон! Он снимается в кино, Я закрылся на ремонт!» Всем понравится оно!
Ю. Мориц
Запомни!
Юмореска – (нем. Humoreske, от Humor; англ. humour – юмор) – музыкальное произведение юмористического (шутливого) характера, близкое к скерцо.
Прослушай:
Р. Щедрин. «Юмореска»
Иногда в музыке мы встречаем пародии. Например, «Пляс Кощеева царства» из балета «Жар-птица» И. Стравинского. Злобные, жуткие завывания слышим мы вместо танца, потому что слуги Кощеева царства и есть воплощение зла.
«Появляется
Кощей, старый, страшный. Зовёт Ивана на допрос. Смиряется царевич, шапку
снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул.
Взвизгнуло, зарычало всё поганое царство. Ставят Ивана к стене. Выбегает
царевна, просит царя простить Ивана, но Кощей уже начинает его в камень
превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Выхватил перо, машет
им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс
бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кощей пляшет. Всех до упаду
уморила Жар- птица, на землю шлёпнула, а потом плавно над
ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются,
все с царем своим засыпают».
Прослушай:
И. Стравинский. Балет «Жар-птица», Пляс Кощеева царства
Сделай сам
В чём смысл дразнилок? Найти примеры дразнилок. Что представляет собой жанр юмореска?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.