ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ (слушание музыки, 2 класс)

  • Занимательные материалы
  • pdf
  • 19.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дразнилки помогают рассмотреть дурное в каждом и являются полезным лекарством. Фигаро в арии "Мальчик резвый" высмеивает влюбленность Керубино во всех женщин замка. Подражание и передразнивание являются простым рецептом смешного в музыке. В народных прибаутках и перевёртышах можно найти много озорства и нелепиц. В "Юмористическом скерцо" Прокофьева происходит путаница в характере героя. Юмореска - музыкальное произведение юмористического характера, близкое к скерцо. • В музыке встречаются пародии, например, "Пляс царства" из балета "Жар-птица" Стравинского.
Иконка файла материала 2 класс. Сл.музыки. Приёмы создания ком. образов. (1).pdf

ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

 

 Прочитай дразнилку:

Плакса-вакса-гуталин, На носу горячий блин! Плакать – не годится, Можно простудиться!

***

Чокли-мокли, чокли-мокли, У тебя глаза намокли.

Если долго будешь плакать,

Ты лягушкой будешь квакать.

 

Вообще дразнилки – весьма сильнодействующее «лекарство»! Дразнилки помогают рассмотреть дурное, которое найдётся в каждом. Значит, хоть и горьковатое, но полезное это лекарство – дразнилки. 

Чего только не высмеивают дразнилки! А что высмеивает Фигаро в своей арии «Мальчик резвый»?

Прослушай: 

В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро». Ария Фигаро «Мальчик резвый»

 

Фигаро высмеивает влюблённость Керубино во всех женщин замка.

 

Самый простой рецепт смешного в музыке – подражание чему-либо, передразнивание. Оно может быть нарочито смешным или безобидным и просто забавным.

Прослушай: 

С. С. Прокофьев.  «Шествие кузнечиков»

Характер. Каким образом было передано передразнивание?

Сколько таких путаниц, перевёртышей, нелепиц, чепухи небывальщины – в общем, всякого озорства найдёте вы в народных прибаутках и перевёртышах, которые, кстати, не только рассказывают, но и поют.

 

 

Разве не бессмыслица, не чепуха,  что Принц  в опере  С. С. Прокофьева влюбился в трёх апельсинов и пошёл за ними на край света. Не испугался даже грозного сторожа – повариху с её страшным оружием – поварёшкой. 

Послушайте,   как   нелепо   и   смешно   соединяются    в марше из оперы «Любовь к трём апельсинам» суровый, решительный, наступательный характер (жёсткий ритм шага, аккордовая фактура) и неожиданные для марша озорные скачки  в  мелодии.  А  вот  в  скерцо,   уже   не  стесняясь,    С. С. Прокофьев рассыпает все свои музыкальные «остроты».

Прослушай: 

С. С. Прокофьев. «Любовь к трём апельсинам»

Случается так в музыке, что путаницу можно услышать не сразу, а чуть позже. Например, в «Юмористическом скерцо» С. Прокофьева поначалу предстаёт очень сердитый «герой». Но что с ним происходит дальше?

 Прослушай: 

С. С. Прокофьев. «Юмористическое скерцо»

«Хохотальная путаница»

                   С мармеладом в бороде  Ям – тирьям – тирьям, в коляске 

                          К своему папаше Два усатых Свистопляски 

Плыл медведь в сковороде  Босиком, бегом – бегом По кудрявой каше!        Ловят ветер сапогом! 

                  Над землёй арбуз летит.  По реке бежит буфет.

Он чирикает, свистит:        В нём лежит Большой секрет.  «Я – горчица, я лимон!             Он снимается в кино, Я закрылся на ремонт!»         Всем понравится оно!

Ю. Мориц

Запомни!

Юмореска – (нем. Humoreske, от Humor; англ. humour – юмор) – музыкальное произведение юмористического (шутливого) характера, близкое к скерцо.

Прослушай: 

Р. Щедрин. «Юмореска»

Иногда в музыке мы встречаем пародии. Например, «Пляс    Кощеева     царства»     из     балета     «Жар-птица» И. Стравинского. Злобные, жуткие завывания слышим мы вместо танца, потому что слуги Кощеева царства и есть воплощение зла.

«Появляется Кощей, старый, страшный. Зовёт Ивана на допрос. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул. Взвизгнуло, зарычало всё поганое царство. Ставят Ивана к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кощей уже начинает его в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кощей пляшет. Всех до упаду уморила Жар- птица, на землю шлёпнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают».

 Прослушай: 

И. Стравинский. Балет «Жар-птица», Пляс Кощеева царства 

Сделай сам

 В чём смысл дразнилок? Найти примеры дразнилок. Что представляет собой жанр юмореска?