ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Все классы
06.03.2018
ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему. В статье представлены приёмы организации этапа рефлексии на уроках.
Макарова А.Ф. Для публикации.docx
МАКАРОВА АННА ФЁДОРОВНА, МБОУ СШ №37 Г. АРХАНГЕЛЬСК ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  Одним   из   условий   достижения   учащимися   начальных   классов метапредметных   образовательных   результатов   является   освоение   ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап   рефлексии.   Она   помогает   ученикам   сформулировать   получаемые результаты,   определить   цели   дальнейшей   работы,   скорректировать   свои последующие действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Продолжительность данного этапа составляет 2­3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.  Мне   хочется     осветить   те  формы  рефлексии,    которые   я   использую   в своей практике. Они зависят от возраста обучающихся, изученного материала, психологических особенностей. Рефлексия настроения и эмоционального состояния На начальном этапе учебного занятия стараюсь организовать учеников на работу,   привлечь   их   внимание.   В   этом   мне   помогает   рефлексивная   техника «Мои ожидания»:  Возьмитесь   за   руки,   улыбнитесь   друг   другу.   Что   вы   ожидаете   от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько ­ посмотрим   в   конце   урока   (получить   новые   знания,   справиться   со   всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)   Сегодня урок я начну словами французского  философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда­нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо.   Стихотворения, настраивающие на успешную работу на уроке. Как вариант использую технику «Шкала самооценки». Для этого прошу ребят   в   начале   урока   оценить   себя,   обозначив   на   шкале   значком,   на   каком уровне   находятся   их   знания   по   теме.   В   конце   урока   возвращаюсь   к   этому заданию. Дети видят, насколько пополнились их знания, объективно оценивают себя. Использование различных изображений:  цветовые изображения У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока.   Эмоционально­художественное оформление Учащимся   предлагаются   две   картины   с   изображением   пейзажа.   Одна картина   проникнута   грустным,   печальным   настроением,   другая   ­   радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно предложить два музыкальных фрагмента или рисунка.  Оценка эмоционального состояния (3­4 класс) Учащимся   предлагается   выбрать   из   списка   позитивные   и   негативные чувства. Более старшим ребятам можно задать вопросы «Что ты чувствуешь сейчас?   Какие   эмоции   ты   испытываешь?»   Эти   вопросы   быстро   становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. Рефлексия содержания учебного предмета  Её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержа­ ние пройденного. В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы: 1.   Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на   доске:     Сегодня   я   понял   …,   узнал…,   разобрался   ….;   Было интересно…; Было трудно…; Я выполнял задания…; Я понял, что…; Теперь я могу…; Я почувствовал, что…; Я приобрел…; Я научился…; Я сумел …; У меня получилось …; Я смог…; Я попробую…; Меня удивило…; Я похвалил бы себя …; Особенно мне понравилось…; После урока мне захотелось…; Урок дал мне для жизни…; Общение на уроке было… Понимая, что  и  ребёнок не  в  силах  запомнить   выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».  2. Фразеологизм, афоризмы  или пословица Для   включения   учащихся   в   урок   предлагаю   2­3   фразеологизма, высказывания выдающихся людей или пословицы.   Затем учащиеся выбирают фразеологизм, высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят   его   по   памяти.   В   конце   урока   вновь   возвращаемся   к   этим фразеологизмам,   афоризмам   и   пословицам.   Учащиеся   выбирают   то высказывание,   которые   соответствует   теме   урока,   обосновывая   свой выбор. Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной.  3. Рефлексия «Синквейн». В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1­я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2­я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3­я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4­я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5­я строка – синоним ключевого слова (существительное).   Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза   и   обобщения   понятия   и   информации,  учит   осмысленно   использовать понятия   и   определять   свое   отношение   к   рассматриваемой   проблеме.  В   этом выводе   каждый   ученик   соединяет   и   обобщает   свои   впечатления,   знания, воображение. 4.  Архивариус  – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе). 5.  «Пчелиный   улей».  Приём   используется   после   подачи   нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым   сразу же ликвидируются пробелы в знаниях. 6. «Слова». Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за   пять   минут   все   слова,   которые   относятся   к   теме,   которую   предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов   им   удалось   написать.   Их   количество   на   каждом   из   листочков   будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал.  7. Рефлексия  «Плюс – минус – интересно» (3­4 класс) Для   письменного   выполнения   обучающимся   предлагается   заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на   уроке,   информация   и   формы   работы,   которые   вызвали   положительные эмоции,   либо   по   мнению   ученика   могут   быть   ему   полезны   для   достижения каких­то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке,   показалось   скучным,   вызвало   неприязнь,   осталось   непонятным,   или информация,   которая,   по   мнению   ученика,   оказалась   для   него   не   нужной, бесполезной   с   точки   зрения   решения   жизненных   ситуаций.   В   графу   «И»   – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 8.  « Пятерочка».   Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; указательный палец ­ мне было   трудно   (   не   понравилось   );   средний   –   для   меня   было   недостаточно; безымянный   палец   –   мое   настроение;   мизинец   –   мои   предложения.           9. «Составление кластеров». 10. «Три М».     Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. 11. Акрослово. Дают характеристику, подбирая слово на каждую букву.  12.  Прием «Отсроченный контроль»   учит школьников анализировать собственные   действия.   Самостоятельная   работа   ученика   проверяется без выставления   оценок,   но   с   пометками   на   полях   ошибок,   которые   он   ищет   и исправляет сам. Уметь проверить собственную работу так важно для будущей учебной   деятельности,   что   должно   быть   сформировано   именно   в   начальных классах.   Кроме   того,   применение   этого   приема   способствует   развитию усидчивости и концентрации внимания. 13. Чемодан, мясорубка, корзина. На   доске   вывешиваются   рисунки   чемодана,   мясорубки,   корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. На чемодан вы приклеиваете стикер с ответом «Что я возьму с собой с урока?»   На   мясорубку   вы   приклеиваете   стикер   с   ответом   «Что   мне   стоит переработать (над чем еще подумать)?» На корзину вы приклеиваете стикер с ответом «Какая информация с урока не пригодится?» Рефлексия деятельности Современные   технологии   предполагают,   что   ученик   должен   не   только осознать   содержание   материала,   но   и   осмыслить   способы   и   приёмы   своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Предлагаю некоторые приёмы, используемые  в практике для реализации данного вида рефлексии. 1. «Лесенка успеха» ­ нижняя ступенька ­ у меня ничего не получилось; средняя ступенька ­ у меня были проблемы; верхняя ступенька ­ мне всё удалось; можно использовать «дорожку успеха». 2. Для оценивания учащимися  своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:        «+» ­ ответил по своей инициативе, ответ правильный        «­» ­  ответил по своей инициативе, но ответ неправильный        «П» ­ ответил по просьбе учителя, ответ правильный        «Н» ­ ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный        «0» ­ не ответил 3. Рефлексия «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем   именно   это   сотрудничество   проявилось.   Учителя   из   числа   выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.  4. «Мишень». 5. «Для меня сегодняшний урок…» Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.  1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен   /   бесполезен,   интересен   / скучен, легким / трудным, интересным / неинтересным 6. SMS.      Ученикам   предлагается   на   бумажных   сотовых   телефонах написать   SMS   –сообщение   другу   о   том,   как   прошёл   урок,   оценить,   как плодотворно он работал. «Волшебная палочка». Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?) 7. 8. Выберите 1 фразу для соседа по парте:              Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной   и   групповой   форме.   Для   организации   рефлексии   в   группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:    Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и   т.   п.   Итог   совместной   работы   в   группе   можно   выполнить   в   виде   схемы­ паутины.  Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации,   анализируется   не   только   результат,   но   и   процесс   работы, который можно оценить по следующему алгоритму: 1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? 2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? 3. Какого   уровня   коммуникативные   трудности   испытывали   участники группы при выполнении задания? 4. Какой стиль общения преобладал в работе? 5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?  6. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни   для   него.   Это   сама   жизнь,   полная   проблем   и   радости   открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком.  Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая   деятельность   начинается   с   преодоления   трудностей.   У   рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно   возможным,   выглядит   сегодня   устаревшим.   Появляются   новые идеи   и   желание   что­то   изменить.   И   любой   творчески   работающий   учитель находится в постоянном поиске. Пока учитель находится в творческом поиске, он развивается. Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018