Приёмы учителя по организации дискуссионной деятельности
Наименование ОУ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
ФИО автора:
Филиппова Ирина Дмитриевна
Должность:
учитель истории и обществознания
Город:
Нефтеюганск
В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения её участников на ту или иную проблему, провести всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика. В последние годы в педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создаёт наиболее эффективные условия для обмена знаниями ,идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Обучающиеся овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие.
Для того, чтобы организовать дискуссию на уроках учитель должен владеть определёнными приёмами .Прежде всего следует обучающихся познакомить с правилами дискуссии:
1.Прежде чем выступать, чётко определи свою позицию
2.Проверь ,правильно ли ты понимаешь проблему.
3.Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
4.Помни,что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты
5.Не забывай о чёткой аргументации и логике.
6.Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонента
7.Говори ясно, точно, просто, отчётливо, своими словами, не «по бумажке».
8.Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
9.Никогда не «навешивай ярлыков»,не допускай грубостей и насмешек.
10.Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.
Учитель поддерживает порядок, ставит проблему обсуждения, корректно формулирует ее, выявляет разногласия, обращается к мнению меньшинства, включает в работу пассивных учеников.
Следует помнить о том, что во время проведения дискуссии надо давать время на обдумывание, избегать неопределённых и двусмысленных вопросов, обращать внимание на каждый ответ, изменять ход рассуждений учеников, высказывая противоположное мнение, уточнять позиции участников для всего класса, задавать конкретизирующие вопросы. Иногда учителю приходится останавливать тех, кто много говорит, лишая других возможности высказываться.
Работая в режиме дискуссии обучающиеся осваивают ряд умений, переходящих в навыки. Это такие как слушать и слышать оппонента, высказывать свои мысли, сочетать индивидуальное и коллективное, работать в рамках проблемы. Следовательно учитель должен использовать приёмы по формированию этих навыков.
Слушать и слышать. Одно дело говорить о том, что тебя волнует, и что тебе кажется интересным, другое-вслушиваться в содержание речи другого, улавливать ход его рассуждения, видеть логические изъяны.Соответственно,по существу, реагировать на содержание высказывания, а не на личность другого.
Для того, чтобы сформировать данный навык используются следующие приёмы:
а) сосредоточить взгляд на говорящем.
Например: -Назови имя и посмотри на того, к кому ты обращаешься;
-Твое суждение адресовано….?Тогда посмотри на него.
б) фиксация наиболее значимых суждений.
Например: - Не мог бы ты смоделировать суждение….
в) вопросы, адресуемые конкретному ученику:
Например: -Не мог бы ты повторить мысль…?
- Что ты считаешь важным в высказывании….?
-Мог бы ты объяснить, что ты имел ввиду?
- Как ты понял основной смысл сказанного
Итак, данные приёмы вынуждают обучающихся следить за ходом мысли других, стараться не пропустить не только главное, но и мелочи. Ученик стремится быть внутренне собранным, не торопиться перебивать, для него важно услышать всё до конца.
Высказывать свои мысли. Ясно и отчётливо выражать свои мысли, обосновывать,т.е.аргументировать,говорить существенное. Высказываться не для того, чтобы сбросить переполняющие эмоции, а для обсуждения идей с одноклассниками и их реакции на содержание этих высказываний.
Этот навык формируют следующие приёмы:
а) высказывать позицию ,суждение с помощью схемы или модели:
Например: Ученик изобразил модель суждения и объясняет своё понимание, отвечает на вопросы, стремится раскрыть главную мысль.Вопросы,которые могут быть заданы к модели, требуют от ученика поиска новых аргументов.
б) проведение эксперимента
в) вопросы, вынуждающие аргументировать свою позицию:
Например: -На каком основании ты считаешь, что это….?
-Можешь ли ты предложить аргумент в поддержку своего утверждения?
- Почему ты говоришь, что….?
-Что заставляет тебя считать, что….?
-Ты считаешь, что твоя точка зрения верна?
-Что ты можешь сказать в защиту своей позиции?
Итак, данные приёмы вынуждают ученика ясно формулировать свою мысль, приводить веские аргументы.
Сочетать индивидуальное и коллективное. Дети придают особую значимость своим идеям, считают их собственным персональным достижением,обижаются,когда взрослые не относятся к ним всерьез. Им трудно согласиться ,что они взяты откуда-то или их можно опровергнуть. Спор с оппонентом является лучшим средством объективной самооценки своих идей, тем самым проявляется индивидуальность ребенка, происходит обретение собственного стиля мышления и рассуждения, мобилизуется его талант.
Данное умение отрабатывается, когда ребёнок высказывает своё согласие и несогласие с оппонентом. Данный навык эффективно формируется во время работы «в паре»,в группе. Так же следует использовать вопросы:
Например: -Как ты относишься к высказыванию…?
-Ты согласен с точкой зрения……?
-Можно ли согласиться с утверждением….?
-Можно ли утверждение….считать верным?
В итоге, практика показывает, что дети быстро присваивают этот навык, перенося его на другие предметы.
Работать в рамках проблемы. Часто дети начинают обсуждать частные проблемы. Как удержать объект обсуждения?
В таком случае можно использовать следующие приёмы:
а)моделирования;
б)вопросы учителя
Например: -Мы сейчас об этом говорим?
-К чему относится твоё высказывание?
-Не считаешь ли ты ,что мы говорим о другом?
-Твоё высказывание относится к проблеме?
Эти приёмы вынуждают обучающихся вернуться к обсуждаемой проблеме и не терять предмет обсуждения.
Когда эти приёмы освоены, создаётся основа для коммуникации и ведения полноценного диалога. Плодотворность дискуссии зависит от того, в какой мере в нём задействованы все участники, при этом учителю отводится особая роль.
В результате дети осваивают умение корректировать и дополнять друг друга в процессе дискуссии; умеют чётко формулировать проблему; выдвигать идеи, сильные аргументы, удачные примеры. Ученик стремится выработать хорошее суждение и тем самым ощутить собственную значимость в решении проблемы. В итоге дети более чётко понимают проблемную ситуацию, которая в начале виделась смутной и неопределённой.Знания,получаемые в результате взаимного обсуждения, являются более прочными, чем при обычном информационном уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.