Опасный историк для кого
Оценка 5

Опасный историк для кого

Оценка 5
Памятки
docx
история
11 кл +1
05.04.2024
Опасный историк для кого
Практика преподавания истории показывает модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование преподавания курсов: российской и всеобщей истории, истории и обществознания; проблемное преподавание истории.
Опасный историк для кого.docx

Опасный историк, для кого?

 

Серкова А.Н. преподаватель истории

Искитимский филиал ГАПОУ «Новосибирский  медицинский колледж»

 

 

Поскольку студенты 1 курса СПО поступают после получения основного общего образования, то мы обучаем их на основе уже сформировавшихся основ исторического мышления. Преподавание истории позволяет опираться на уже имеющиеся знания студентов, полученные в основной школе не только по истории, но и иным гуманитарным наукам; усилить аналитическую сторону изучения предмета.

Необходимо, максимально отойдя от преподавательского монолога, организовать всевозможные диалоговые, практико ориентированные  формы обучения, вводить элементы обсуждения проблем, дискуссий или полемики, анализируя различные точки зрения по данной проблеме, подключая элементы историографии. Исторический документ  в практических заданиях может быть не столько иллюстрацией того или исторического сюжета, сколько объектом анализа, источником познания истории.

Практика преподавания истории показывает модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование преподавания курсов: российской и всеобщей истории, истории и обществознания; проблемное преподавание истории.

Таким образом, по мнению некоторых авторов, складывается следующий алгоритм пошаговой деятельности преподавателя:

1. ВСПОМНИТЕ («основа»), т.е. те знания, которые учащиеся должны донести из основной школы.

2. ОБДУМАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТЫ («расширение»), т.е. те дополнительные знания, которые учащиеся получают по данной проблеме в старшей школе.

3. ПОДУМАЙТЕ («углубление»), т.е. выделение проблем, требующих осмысления, их анализа и обсуждения.

Целесообразно не расширять объем информации, даваемой на уроке, а учить студентов самостоятельно ее добывать, наращивать работу с историческим документом, большим кругом таких источников, как картины, карты, графики и др. Меняется роль учебника истории. При преподавании истории  целесообразно использование многочисленных дополнительных материалов, при котором учебник создает фон изучения темы или играет справочную роль.

В современной методике преподавания истории существует множество различных технологий. Самыми распространёнными среди них являются технология эвристической беседы, , учебных  мини проектов, проблемный метод, игровые формы ведения урока, применение информационных технологий в образовательном процессе.

Так, применяя метод эвристической беседы,  можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем.

Обращаясь к технологии  учебных мини проектов проблемного обучения важно отметить то, что она позволяет вести изучение предмета на более глубоком уровне, заострять внимание студентов на узловых и характерных для темы проблемах. При этом стимулируется познавательная активность студента и развивается  критическое мышление.

Сложнее, на  мой взгляд, применение игровой технологии. Она, безусловно, способствует развитию познавательной активности учащихся и порождает заинтересованность в изучении предмета. Однако данная технология требует полного контроля преподавателя над аудиторией и хороших навыков сознательной дисциплины у студентов. Поэтому особенно успешно ее можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности учащихся.

Использование информационных технологий помогает студентам ориентироваться в современном мире. Занятия с применением  ИКТ позволяют развивать у студентов познавательную активность, умение самостоятельно конструировать свои знания и находить необходимую информацию.

 Сибирский край

Когда говорят о России,
Я вижу Сибирский свой край.
Как девочки, сосны босые,
Сбегают в поля невзначай.

В зеленых лугах, на просторах,
Среди колосистых  полей.
Богатством  красивых узоров,
Раскидистых, тополей.

Здесь яркие зори рассвета,
В березовых ситцах простор.
Земля ярким  солнцем согрета,
И здесь я живу с давних пор.

Друзей  повстречала в  Сибири,
Здесь  жизнь открывала глаза.
Сибирь, это сила России –
И подвиг  и гордость труда.

Мне дорог мой край Искитимский,
В нетленной земной красоте.
Народ здесь живет богатырский,
И славен в своей доброте.

Мне дороги реки большие,
Полян земляничный простор.
… Когда говорят о России,
Мне виден сибирский  узор.



Анна Серкова, 2024
Свидетельство о публикации №124031903572

 

АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ

Документы государственного характера:

грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий

1.     Когда, где и почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).

2.     Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3.     Объясните основные (новые) понятия, употребляющиеся в тексте документа.

4.     Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа или он весь в целом?

5.     Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6.     К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

7.     Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. д.

2. Документы международного характера:

договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д.

1.     Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2.     Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3.     Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из стран, международной ситуации в целом.

4.     Объясните, в чём и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

5.     Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

6.     Какой характер носил этот документ: открытый или секретный – и почему?

7.     Дайте обобщающую характеристику этому документу.

8.     Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил?

3. Документы, связанные с политической борьбой:

программы, воззвания, речи политиков, прокламация, декларации и др.

1.     Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2.     Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

3.     К чему призывает и что осуждает автор документа?

4.     Интересы какого слоя населения он выражает?

5.     Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

6.     Каковы последствия: реальные или прогнозируемые – осуществление идей этого документа?

7.     Дайте историческую оценку документа.

4. Документы, исторического характера:

хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

1.     Какие исторические факты излагаются в документе?

2.     Покажите на карте место, где происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной форме (нехристианской) системе летоисчисления.

3.     Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

4.     По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

5.     В чём позиция автора совпадает (не совпадает) с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение (не совпадение) можно объяснить?

6.     Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвящёнными этим же историческим событиям.

5. Документы личностного характера:

мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

1.     Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

2.     Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3.     Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

4.     В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

5.     Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

6.     Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

6. Документы литературного жанра как исторические памятники эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.

1.     Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

2.     По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения. (Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…)

3.     Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым это сделал?

4.     Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

5.     К какому общественному слою, группе населения принадлежит автор? На сколько он оказался объективным и бесстрастным в передаче событий или автор к этому совершенно не стремился?

6.     В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространённость?

Памятка для комментирования газетных сообщений

1.     Какова тема сообщения?

2.     Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятеля. Охарактеризуй их.

3.     В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Какова связь события (явления) с конкретной обстановкой? Каковы общие и непосредственные причины события? Как развивалось событие (явление) до настоящего времени?

4.     Какие закономерности или существенные черты современного развития появились в событии? Охарактеризовать его сущность.

5.     Известны ли тебе другие подобные события, происходившие в данной стране за послевоенное время? Является ли событие, О котором сообщает газета, обычным для данной страны или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий (явлений).

6.     Каковы тенденции развития события или явления? Если это событие ещё только развивается, то каковы могут быть его результаты (исход), каковы его последствия (или возможные последствия) и влияние на обстановку?

Сделай выводы о значении события. Каковы его уроки?

Заключение.

 

 

 

Отвечая на вопрос: Опасен историк для кого?  Думаю, что для историка не существует источников хороших и плохих, достоверных и недостоверных, в каждом источнике, так или иначе, отразилась какая-то частичка исторической действительности. 

Место и роль источника в историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Мне представляется, что у каждого должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Использование исторических документов в обучении истории позволяет развивать самостоятельность на уроке при изучении новых тем. Студент сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. 

Историк с помощью указанных методик помогает  разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности.

Список используемой литературы.

1.  Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.,

2000.

2.  Ваганов В.Ю. Памятки для учащихся на уроках истории // Преподавание истории в

школе.- 1989 -№4, с.124-129

3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.,2000.

4. Стапанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Опасный историк, для кого?

Опасный историк, для кого?

Так, применяя метод эвристической беседы, можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем

Так, применяя метод эвристической беседы, можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем

В нетленной земной красоте. Народ здесь живет богатырский,

В нетленной земной красоте. Народ здесь живет богатырский,

Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил? 3

Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил? 3

Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника

Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника

На современном этапе развития образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые…

На современном этапе развития образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024