Признаки профессионального выгорания и стагнации
у разных категорий педагогов
Педагогическая профессия относится к числу «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, имеющих эмоциогенные характеристики. Поэтому данную профессию относят к категории «риска» как профессию, наиболее подверженную профессиональному выгоранию и стагнации.
У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, по мнению С.Г. Вершловского, когда педагог останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа. В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.
В Социологическом энциклопедическом словаре понятие «стагнация» трактуется как остановка, застой или постепенное разложение системы вследствие отсутствия факторов развития. Стагнацию Э.Э. Сыманюк предлагает рассматривать как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии.
Многолетняя профессиональная деятельность не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды кратковременны, на последующих – у отдельных специалистов период стабилизации может продолжать год и больше. В таких случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
Профессиональной стагнации педагогов способствуют следующие факторы:
¾ синдром «эмоционального выгорания»;
¾ ощущение, что уровень компетентности выше уровня профессионального развития коллег и администрации;
¾ низкий уровень притязаний и как следствие раннее ощущение полной самореализации;
¾ получение желаемой должности, категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, ведущие к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет);
¾ отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса;
¾ отсутствие хороших взаимоотношений с руководством и коллегами;
¾ авторитарный стиль руководства (инициатива не поощряется, нет коллегиальности в принятии решений, цели деятельности и требования к ней задает руководитель);
¾ отсутствие системы дифференцированного материального и морального поощрения;
¾ неустроенные бытовые и семейные условия (в этом случае педагог ориентирован на заработок, а не на совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса);
¾ нахождение смысла жизни в непрофессиональной сфере;
¾ случайные события, неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных целей.
Наиболее часто стагнации может способствовать синдром профессионального выгорания. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Согласно современным данным, под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
В целом профессиональное выгорание можно считать результатом несоответствия между личностью и работой. Исследователи проблемы предполагают шесть сфер такого несоответствия:
1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми педагогическому работнику, и его ресурсами. Основное – предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.
2. Несоответствие между стремлением педагога иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые он несет ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации его работы и контроля за ней. Результат такой активности – возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.
3. Несоответствие работы и личности из-за отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
4. Несоответствие личности и работы из-за потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в образовательной среде. Педагоги процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они уважают.
5. Несоответствие между личностью и работой, которое может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями, предъявляемыми к работе.
Мы наблюдаем следующие признаки, симптомы профессионального выгорания:
¾ чувство эмоционального истощения, изнеможения;
¾ чувство усталости и опустошенности;
¾ чувство вины;
¾ бессонница;
¾ негативная самооценка, негативное самовосприятие в профессиональном плане и заниженная самооценка;
¾ негативные установки по отношению к окружающим;
¾ пренебрежение исполнением своих обязанностей;
¾ утрата способности видеть положительные своего труда;
¾ отрицательная установка по отношению к работе и жизни в целом.
Причем группы разного профессионального уровня сталкиваются с разными проблемами.
Для молодых педагогов в большей степени характерны симптомы «расширения сферы экономии эмоций» и «личностной отстраненности». Это вполне объяснимо – у молодых специалистов недостаточно опыта и знаний, они не могут ощущать себя профессионалами и часто волнуются даже в обычных ситуациях педагогического общения с детьми, родителями и коллегами. Именно постоянный повышенный фон ситуативной тревожности и постоянный контроль за своими действиями приводит к «эмоциональной холодности» и выраженности фазы «напряжения».
В наиболее сложных ситуациях молодым педагогам свойственно отстраняться от трудной для них ситуации. Если такие сложные педагогические ситуации следуют одна за другой, наступает фаза «истощения». Этому подвержены большинство молодых педагогов, когда сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения и педагог, желая оградить себя от излишних стрессов, стремится к психологическому комфорту. Но профессия предъявляет к нему все новые и новые требования. А тем временем, отрицательные эмоции постепенно накапливаются, перерастая в нечто большее, чем просто психологическая защита.
В силу своей профессиональной деятельности педагогу приходится много контактировать с людьми – это и воспитанники, и родители, коллеги, но не все молодые педагоги психологически к этому готовы, что со временем приводит к пресыщению человеческими контактами, и ведет к падению общего энергетического тонуса и ослаблению нервной системы – все реже появляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. На таком эмоциональном фоне становится труднее найти решение, придумать что-то новое, оригинальное или просто пошутить.
Кроме того, зачастую представления начинающего педагога о предстоящей деятельности, его профессиональные ожидания не соответствуют сложившейся практике. Это могут быть как общепедагогические проблемы (засилье бумаг, не всегда позитивное отношение родителей, несоответствующая материально-техническая база и т.п.), так и особенности конкретной организации образования (авторитарный стиль руководства, жесткая иерархия, пренебрежительное отношение опытных коллег и т.п.)
Опытным педагогам (5 – 10 лет стажа) наиболее характерен синдром хронической усталости, под которым понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый, а от хронических стрессов нервной системы.
Основными показателями профессиональных деформаций у педагогов с десятилетним стажем считается безапелляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера, поучающая манера речи, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа «Я» воспитанникам и окружающим, стремление к власти над детьми и людьми вообще. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Со временем незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Вот некоторые характерные симптомы профессионального выгорания:
– ощущение тупика, одиночества;
– периодические срывы, когда начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
– ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
– понимание того, что ждешь конца смены с самого начала смены;
– резкость и несдержанность в общении с коллегами;
– невозможность быстро восстанавливаться, частые болезни, боязнь перемен;
– стремление много есть по вечерам (или забывание поесть);
– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
– ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
– начинаешь хуже выглядеть.
У педагогов формируется мнительность и педантичность, происходит снижение живости, эмоциональности и самообладания, растет интенсивность самоконтроля.
Наиболее ценный кадр для любой организации образования – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, т.к. за 15 – 20 лет работы он научился решать и самые простые и трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в
своей области, или тем и другим. За это время педагог приобретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, ее результаты стабильно хороши, имеет основание
считать себя в чем-то незаменимым. Обычно такой педагог имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание) и представляет собой некий образец педагогической культуры и профессионального мастерства для молодых специалистов.
Однако такие педагоги наиболее подвержены риску не просто профессионального выгорания, но и стагнации. В профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности педагог начинает «не совпадать» с профессией, перерастает нормативно одобряемые способы выполнения педагогических функций – образовательных и воспитательных, вследствие чего теряет интерес к профессии.
Необходимы новые перспективы профессионального роста. Если педагог не находит их, то наступает профессиональная стагнация, застой, когда профессиональное смирение снижает активность личности: при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, стереотипно и стабильно.
Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности педагога – мастера проявляется в виде стремления манипулировать людьми, властолюбии, авторитарности, ригидности, некритичности, иногда даже на фоне высокого профессионального мастерства, в нежелании меняться или учитывать происходящие вокруг изменения, желание переделывать окружающие условия и людей «под себя». Большинству педагогов присуща поучающая, дидактическая манера речи, которая проявляется и в сфере личных отношений. Появляется излишние авторитарность и категоричность, а властность с чрезмерной дидактичностью способствует подавлению чувства юмора. У них наблюдается упрощенный подход к проблемам, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, демонстративность, потребность в одобрении окружающих, которая снижает творческую потенцию педагога, заменяя ее самоутверждением.
Если педагогический коллектив не становится открытой самообучающейся системой по повышению профессионального мастерства педагогов, то, как следствие этого, педагоги начинают сильнее испытывать «педагогический кризис», «истощение», «выгорание» и «стагнацию».
Что же нам надо сделать, чтобы не допустить появление признаков профессионального выгорания и стагнации у своих педагогов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.