Сегодня, к основным методам звукозаписи относятся:
- механическая
- магнитная
- оптическая и магнито-оптическая звукозапись
- запись на твердотельную полупроводниковую флэш-память
Попытки создания аппаратов, которые могли бы воспроизводить звуки, предпринимались еще в Древней Греции. В IV-II веках до н. э. там существовали театры самодвижущихся фигурок - андроидов. Движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии.
В эпоху возрождения был создан целый ряд различных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок.
Музыкальная шарманка работает следующим образом. Звуки создаются при помощи стальных тонких пластинок различной длины и толщины, размещенных в акустическом ящике. Для извлечения звука служит специальный барабан с выступающими штифтами, расположение которых по поверхности барабана соответствует задуманной мелодии. При равномерном вращении барабана штифты задевают пластинки в заданной последовательности. Заранее переставляя штифты на другие места, можно менять мелодии. Приводит в действие шарманку сам шарманщик, вращая ручку.
Сегодня, к основным методам звукозаписи относятся:
механическая
магнитная
оптическая и магнитооптическая звукозапись
запись на твердотельную полупроводниковую флэшпамять
Попытки создания аппаратов, которые могли бы
воспроизводить звуки, предпринимались еще в Древней Греции.
В IVII веках до н. э. там существовали театры
самодвижущихся фигурок андроидов. Движения некоторых из
них сопровождались механически извлекаемыми звуками,
складывающимися в мелодии.
В эпоху возрождения был создан целый ряд различных
механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в
нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных
шкатулок, ящиков, табакерок.
Музыкальная шарманка работает следующим образом. Звуки
создаются при помощи стальных тонких пластинок различной
длины и толщины, размещенных в акустическом ящике. Для
извлечения звука служит специальный барабан с выступающимиштифтами, расположение которых по поверхности барабана
соответствует задуманной мелодии. При равномерном
вращении барабана штифты задевают пластинки в заданной
последовательности. Заранее переставляя штифты на другие
места, можно менять мелодии. Приводит в действие шарманку
сам шарманщик, вращая ручку.
В музыкальных шкатулках для предварительной записи
мелодии используется металлический диск, на который
нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах
канавки делаются точечные углубления ямки, расположение
которых соответствует мелодии. При вращении диска,
приводимого в движение часовым пружинным механизмом,
специальная металлическая игла скользит по канавке и
"считывает" последовательность нанесенных точек. Игла
скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в
канавку издает звук.
В средние века были созданы куранты башенные или большие
комнатные часы с музыкальным механизмом, издающие бой в
определенной мелодической последовательности тонов или
исполняющие небольшие музыкальные пьесы. Таковы
Кремлевские куранты и Биг Бен в Лондоне.
Музыкальные механические инструменты это всего лишь
автоматы, воспроизводящие искусственно созданные звуки.
Задача же сохранения на длительное время звуков живой жизни
была решена значительно позже.
За много веков до изобретения механической звукозаписи
появилось нотное письмо графический способ изображения на
бумаге музыкальных произведений (рис. 1). В древностимелодии записывались буквами, а современное нотное письмо (с
обозначением высоты звуков, длительности тонов, тональности
и нотными линейками) начало развиваться с ХII века. В конце
XV века было изобретено нотопечатание, когда ноты начали
печатать с набора, подобно книгам.
Рис. 1. Нотное письмо
Записывать и потом воспроизводить записанные звуки удалось
только во второй половине XIX века после изобретения
механической звукозаписи.
Механическая звукозапись
В 1877 году американский учёный Томас Альва Эдисон изобрел
звукозаписывающий аппарат фонограф, впервые позволивший
записать звук человеческого голоса. Для механической записи и
воспроизведения звука Эдисон применил валики, покрытые
оловянной фольгой (рис. 2). Такие фоновалики представляли
собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной 12 см.Эдисон Томас Альва (18471931), американский изобретатель и
предприниматель.
Автор более 1000 изобретений в области электротехники и
средств связи. Изобрел первый в мире аппарат звукозаписи
фонограф, усовершенствовал лампу накаливания, телеграф и
телефон, построил в 1882 году первую в мире электростанцию
общественного пользования, в 1883 году открыл явление
термоэлектронной эмиссии, что впоследствии привело к
созданию электронных или радиоламп.
В первом фонографе металлический валик вращался с помощью
рукоятки, с каждым оборотом перемещаясь в осевом
направлении за счет винтовой резьбы на ведущем вале. На валик
накладывалась оловянная фольга (станиоль). К ней прикасалась
стальная игла, связанная с мембраной из пергамента. К
мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При
записи и воспроизведении звука валик приходилось вращать
вручную со скоростью 1 оборот в минуту. При вращении валика
в отсутствие звука игла выдавливала на фольге спиральную
канавку (или бороздку) постоянной глубины. Когда же
мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в соответствии
с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной
глубины. Так был изобретен способ "глубинной записи".
При первом испытании своего аппарата Эдисон плотно натянул
фольгу на цилиндр, подвел иглу к поверхности цилиндра,
осторожно начал вращать ручку и пропел в рупор первую
строфу детской песенки "У Мери была овечка". Затем отвел
иглу, рукояткой вернул цилиндр в исходное положение, вложил
иглу в прочерченную канавку и вновь стал вращать цилиндр. Ииз рупора тихо, но разборчиво прозвучала детская песенка.
В 1885 году американский изобретатель Чарльз Тейнтер (1854
1940) разработал графофон фонограф с ножным приводом
(как у ножной швейной машинки) и заменил оловянные листы
валиков восковой массой. Эдисон купил патент Тейнтера, и для
записи вместо валиков с фольгой стали применять съемные
восковые валики. Шаг звуковой бороздки был около 3 мм,
поэтому время записи на один валик было очень мало.
Для записи и воспроизведения звука Эдисон использовал один и
тот же аппарат фонограф.
Рис. 2. Фонограф ЭдисонаРис. 3. Т.А. Эдисон со своим фонографом
Основные недостатки восковых валиков недолговечность и
невозможность массового тиражирования. Каждая запись
существовала только в одном экземпляре.
В практически неизменном виде фонограф просуществовал
несколько десятков лет. Как аппарат для записи музыкальных
произведений он перестал выпускаться в конце первого
десятилетия XX века, но еще практически 15 лет использовался
в качестве диктофона. Валики к нему выпускались вплоть до
1929 г.
Через 10 лет, в 1887 году изобретатель граммофона Э.
Берлинер заменил валики дисками, с которых можно изготовить
копии металлические матрицы. С их помощью прессовались
хорошо знакомые нам граммофонные пластинки (рис. 4 а.).
Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж не
менее 500 пластинок. В этом состояло главное преимуществогрампластинок Берлинера по сравнению с восковыми валиками
Эдисона, которые нельзя было тиражировать. В отличие от
фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал
один аппарат рекордер, а для воспроизведения звука другой
граммофон.
Вместо глубинной записи была использована поперечная, т.е.
игла оставляла извилистый след постоянной глубины.
Впоследствии мембрана была заменена высокочувствительными
микрофонами, преобразующими звуковые колебания в
электрические, и электронными усилителями.
Рис. 4 (а). Граммофон и грампластинкаРис. 4 (б). Американский изобретатель Берлинер Эмиль
Берлинер Эмиль (18511929) американский изобретатель
немецкого происхождения. Иммигрировал в США в 1870 году.
В 1877 году, после изобретения Александром Беллом телефона,
сделал несколько изобретений в области телефонии, а затем
обратил свое внимание на проблемы звукозаписи. Он заменил
восковой валик, используемый Эдисоном плоским диском
граммофонной пластинкой и разработал технологию ее
массового производства. Эдисон отозвался об изобретении
Берлинера так: "У этой машины нет будущего" и до конца
жизни остался непримиримым противником дискового
звуконосителя.
Берлинер впервые продемонстрировал прообраз матрицы
грампластинки во Франклиновском институте. Это былцинковый кружок с выгравированной фонограммой.
Изобретатель покрывал цинковый диск восковой пастой,
производил на него запись звука в виде звуковых канавок, а
затем протравливал его кислотой. В результате получалась
металлическая копия записи. Позднее на покрытом воском
диске стали наращивать слой меди методом гальванопластики.
Такой медный "слепок" сохраняет звуковые канавки
выпуклыми. С этого гальванодиска делают копии позитивные
и негативные. Негативные копии представляют собой матрицы,
с которых можно отпечатать до 600 грампластинок.
Полученная таким способом пластинка обладала большей
громкостью и лучшим качеством. Такие пластинки Берлинер
продемонстрировал в 1888 г., и этот год можно считать началом
эры грамзаписей.
Через пять лет был разработан способ гальванического
тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология
прессования грампластинок при помощи стальной печатной
матрицы. Первоначально Берлинер изготавливал грампластинки
из целлулоида, каучука, эбонита. В скором времени эбонит был
заменен композиционной массой на основе шеллака
воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими
насекомыми. Пластинки стали качественней и дешевле, однако
главным их недостатком была малая механическая прочность.
Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, в
последние годы параллельно с долгоиграющими.
До 1896 г. диск приходилось вращать вручную, и это было
главным препятствием широкому распространению
граммофонов. Эмиль Берлинер объявил конкурс на пружинный
двигатель недорогой, технологичный, надежный и мощный. И
такой двигатель сконструировал механик Элдридж Джонсон,пришедший в компанию Берлинера. С 1896 по 1900 гг. было
произведено около 25000 таких двигателей. Только тогда
граммофон Берлинера получил широкое распространение.
Первые пластинки были односторонними. В 1903 году впервые
был выпущен 12дюймовый диск с записью на двух сторонах.
Его можно было "проиграть" в граммофоне с помощью
механического звукоснимателя иглы и мембраны. Усиление
звука достигалось с помощью громоздкого раструба. Позднее
был разработан портативный граммофон: патефон со скрытым в
корпусе раструбом (рис. 5).
Рис. 5. Патефон
Патефон (от названия французской фирмы "Pathe") имел форму
портативного чемоданчика. Основными недостаткамигрампластинок были их хрупкость, плохое качество звука и
маленькое время проигрывания всего 35 минут (при скорости
78 оборотов в минуту). В довоенные годы в магазинах даже
принимали "бой" пластинок для переработки. Патефонные иглы
нужно было часто менять. Вращалась пластинка с помощью
пружинного двигателя, который приходилось "заводить"
специальной ручкой. Однако, благодаря своим скромным
размерам и весу, простоте конструкции и независимости от
электрической сети, патефон получил очень широкое
распространение среди любителей классической, эстрадной и
танцевальной музыки. До середины нашего века он был
непременной принадлежностью домашних вечеринок и
загородных поездок. Пластинки выпускались трех стандартных
размеров: миньон, гранд и гигант.
На смену патефону пришел электрофон, более известный как
проигрыватель (рис. 7). Вместо пружинного двигателя для
вращения пластинки в нем используется электрический
двигатель, а вместо механического звукоснимателя был
применен сначала пьезоэлектрический, а позднее более
качественный магнитный.Рис. 6. Патефон с электромагнитным адаптером
Рис. 7. ПроигрывательЭти звукосниматели преобразуют колебания иглы, бегущей по
звуковой дорожке грампластинки, в электрический сигнал,
который после усиления в электронном усилителе поступает в
громкоговоритель. А на смену хрупким грампластинкам в 1948
1952 годах пришли так называемые "долгоиграющие" ("long
play") более прочные, практически небьющиеся, а главное,
обеспечивающие гораздо большее время проигрывания. Это
было достигнуто за счет сужения и сближения между собой
звуковых дорожек, а также за счет снижения числа оборотов с
78 до 45, а чаще до 33 1/3 оборотов в минуту. Качество
воспроизведения звука при проигрывании у таких пластинок
значительно повысилось. К тому же с 1958 года стали
выпускать стереофонические грампластинки, создающие
эффект объемного звучания. Иглы проигрывателя также стали
значительно более долговечными. Их начали изготовлять из
твердых материалов, и они полностью вытеснили
недолговечные патефонные иглы. Запись грампластинок
осуществлялась только в специальных студиях звукозаписи. В
19401950 годы в Москве на улице Горького существовала
такая студия, где за небольшую плату можно было записать
маленькую пластинку диаметром сантиметров 15 звуковой
"привет" своим родным или знакомым. В те же годы на
кустарных звукозаписывающих аппаратах осуществляли
подпольную запись пластинок джазовой музыки и блатных
песенок, подвергавшихся в те годы гонению. Материалом для
них служила отработанная рентгеновская пленка. Эти
пластинки так и назывались "на ребрах", так как на просвет на
них были видны кости. Качество звука на них было кошмарным,
но за неимением других источников они пользовались огромной
популярностью, особенно у молодежи.Магнитная звукозапись
В 1898 году датский инженер Вольдемар Паульсен (18691942)
изобрел аппарат для магнитной записи звука на стальной
проволоке. Назвал он его "телеграфоном". Однако недостатком
использования проволоки в качестве носителя была проблема
соединения отдельных ее кусков. Связывать их узелком было
невозможно, так как он не проходил через магнитную головку.
К тому же стальная проволока легко путается, а тонкая
стальная лента режет руки. В общем, для эксплуатации она не
годилась.
В дальнейшем Паульсен изобрел способ магнитной записи на
вращающийся стальной диск, где информация записывалась по
спирали перемещающейся магнитной головкой. Вот он,
прообраз дискеты и жесткого диска (винчестера), которые так
широко используются в современных компьютерах! Кроме того,
Паульсен предложил и даже реализовал с помощью своего
телеграфона первый автоответчик.Рис. 8. Вольдемар Паульсен
В 1927 году Ф. Пфлеймер разработал технологию изготовления
магнитной ленты на немагнитной основе. На базе этой
разработки в 1935 году немецкие электротехническая фирма
"AEG" и химическая фирма "IG Farbenindustri"
продемонстрировали на Германской радиовыставке магнитную
ленту на пластмассовой основе, покрытой железным порошком.
Освоенная в промышленном производстве, она стоила в 5 раз
дешевле стальной, была гораздо легче, а главное, позволяла
соединять куски простым склеиванием. Для использования
новой магнитной ленты был разработан новый
звукозаписывающий прибор, получивший фирменное название
"Magnetofon". Оно и стало общим наименованием подобных
приборов.В 1941 году немецкие инженеры Браунмюлль и Вебер создали
кольцевую магнитную головку в сочетании с ультразвуковым
подмагничиванием при записи звука. Это позволило
значительно уменьшить шумы и получать запись значительно
более высокого качества, чем механическая и оптическая
(разработанная к тому времени для звукового кино).
Магнитная лента пригодна для многократной записи звука.
Число таких записей практически не ограничено. Оно
определяется только механической прочностью нового
носителя информации магнитной ленты.
Таким образом, владелец магнитофона, по сравнению с
патефоном, не только получил возможность воспроизводить
звук, записанный раз и навсегда на грампластинке, но мог
теперь и сам производить запись звука на магнитной ленте,
причем не в студии звукозаписи, а в домашних условиях или в
концертном зале. Именно это замечательное свойство
магнитной записи звука обеспечило широкое распространение в
годы коммунистической диктатуры песен Булата Окуджавы,
Владимира Высоцкого и Александра Галича. Достаточно было
одному любителю записать эти песни на их концертах в каком
нибудь клубе, как эта запись с быстротой молнии
распространялась среди многих тысяч любителей. Ведь с
помощью двух магнитофонов можно переписать запись с одной
магнитной пленки на другую.
Владимир Высоцкий вспоминал, что когда он впервые приехал в
Тольятти и ходил по его улицам, то из окон многих домов
слышал свой хриплый голос.
Первые магнитофоны были катушечными (бобинными) в нихмагнитная пленка была намотана на катушки (рис. 9). При
записи и воспроизведении пленка перематывалась с
заполненной катушки на пустую. Прежде чем начать запись или
воспроизведение, нужно было "заправить" пленку, т.е.
свободный конец пленки протянуть мимо магнитных головок и
закрепить его на пустой катушке.
Рис. 9. Катушечный магнитофон с магнитной лентой на
катушках
После окончания Второй мировой войны, начиная с 1945 года,
магнитная запись получила широкое распространение во всем
мире. На американском радио магнитная запись была впервые
использована в 1947 году для трансляции концерта
популярного певца Бинга Кросби. При этом были использованы
детали трофейного немецкого аппарата, который был привезен
в США предприимчивым американским солдатом,
демобилизованным из оккупированной Германии. Бинг Кросби
затем вложил свои средства в производство магнитофонов. В
1950 году в США уже продавалось 25 моделей магнитофонов.Первый двухдорожечный магнитофон выпустила немецкая
фирма AEG в 1957 году, а в 1959 году эта фирма выпустила
первый четырехдорожечный магнитофон.
Сначала магнитофоны были ламповыми, и только в 1956 году
японская фирма Sony создала первый полностью транзисторный
магнитофон.
Позднее на смену катушечным магнитофонам пришли
кассетные. Первый такой аппарат разработала фирма Philips в
19611963 годах. В нем обе миниатюрные катушки с
магнитной пленкой и пустая помещены в специальную
компакткассету и конец пленки заранее закреплен на пустой
катушке (рис. 10). Таким образом, существенно упрощен
процесс зарядки магнитофона пленкой. Первые компакт
кассеты были выпущены фирмой Philips в 1963 году. А еще
позднее появились двухкассетные магнитофоны, в которых
процесс перезаписи с одной кассеты на другую максимально
упрощен. Запись на компакткассетах двухсторонняя.
Выпускаются они на время записи 60, 90 и 120 минут (на двух
сторонах).
Рис. 10. Кассетный магнитафон и компакткассета
На основе стандартной компакткассеты компанией Sony был
разработан портативный проигрыватель "плеер" размером с
почтовую открытку (рис. 11 ). Его можно положить в карманили прикрепить к поясу, слушать на прогулке или в метро. Он
получил название Walkman, т.е. "человек гуляющий",
относительно дешев, пользовался огромным спросом на рынке и
некоторое время являлся любимой "игрушкой" молодежи.
Рис. 11. Кассетный плеер
Компакткассета "прижилась" не только на улице, но и в
автомобилях, для которых была выпущена автомагнитола. Она
представляет собой комбинацию радиоприемника и кассетного
магнитофона.
Кроме компакткассеты, была создана микрокассета (рис. 12)
размером в спичечную коробку для портативных диктофонов и
телефонов с автоответчиком.
Диктофон (от лат. dicto говорю, диктую) это разновидность
магнитофона для записи речи с целью, например, последующего
печатания ее текста.Рис. 12. Микрокассета
Во всех механических кассетных диктофонах содержится более
100 деталей, часть из которых подвижные. Записывающая
головка и электрические контакты изнашиваются за несколько
лет. Откидная крышка также легко ломается. В кассетных
диктофонах используется электрический двигатель, который
протягивает магнитную пленку мимо головок записи.
Цифровые диктофоны отличаются от механических полным
отсутствием подвижных деталей. В них в качестве носителя
вместо магнитной пленки используется твердотельная флэш
память.
Цифровые диктофоны преобразовывают звуковой сигнал
(например голос) в цифровой код и записывают его в
микросхему памяти. Работой такого диктофона управляет
микропроцессор. Отсутствие лентопротяжного механизма,
записывающих и стирающих головок значительно упрощает
конструкцию цифровых диктофонов и делает ее более
надежной. Для удобства пользования они снабжаются
жидкокристаллическим дисплеем. Основными преимуществамицифровых диктофонов является практически мгновенный поиск
нужной записи и возможность передачи записи на персональный
компьютер, в котором можно не только хранить эти записи, но и
монтировать их, перезаписывать без помощи второго диктофона
и т.д.
Оптические диски (оптическая запись)
В 1979 году компании Philips и Sony создали совершенно новый
носитель информации, заменивший грампластинку,
оптический диск (компактдиск Compact Disk СD) для
записи и воспроизведения звука. В 1982 году началось массовое
производство компактдисков на заводе в Германии.
Значительный вклад в популяризацию компактдиска внесли
Microsoft и Apple Computer.
По сравнению с механической звукозаписью он имеет целый ряд
преимуществ очень высокую плотность записи и полное
отсутствие механического контакта между носителем и
считывающим устройством в процессе записи и
воспроизведения. С помощью лазерного луча сигналы
записываются на вращающийся оптический диск цифровым
методом.
В результате записи на диске образуется спиральная дорожка,
состоящая из впадин и гладких участков. В режиме
воспроизведения лазерный луч, сфокусированный на дорожку,
перемещается по поверхности вращающегося оптического
диска и считывает записанную информацию. При этом впадины
считываются как нули, а ровно отражающие свет участки как
единицы. Цифровой метод записи обеспечивает практически
полное отсутствие помех и высокое качество звучания. Высокаяплотность записи достигнута благодаря возможности
сфокусировать лазерный луч в пятно размером менее 1 мкм.
Это обеспечивает большое время записи и воспроизведения.
Рис. 13. Оптический диск CD
В конце 1999 года компания Sony объявила о создании нового
носителя Super Audio CD (SACD). При этом применена
технология так называемого "прямого цифрового потока" DSD
(Direct Stream Digital). Частотная характеристика от 0 до 100
кГц и частота дискретизации 2,8224 Мгц обеспечивают
значительное повышение качества звучания по сравнению с
обычными CDдисками. Благодаря гораздо более высокой
частоте дискретизации становятся ненужными фильтры при
записи и воспроизведении, так как ухо человека воспринимает
этот ступенчатый сигнал как "гладкий" аналоговый. При этом
обеспечена совместимость с существующим форматом СD.
Выпускаются новые однослойные диски HD, двухслойные
диски HD, а также гибридные двухслойные диски HD и CD.
Хранить звуковые записи в цифровой форме на оптическихдисках гораздо лучше, чем в аналоговой форме на
грампластинках или магнитофонных кассетах. Прежде всего,
несоизмеримо повышается долговечность записей. Ведь
оптические диски практически вечны они не боятся мелких
царапин, лазерный луч не повреждает их при воспроизведении
записей. Так, фирма Sony дает 50летнюю гарантию хранения
данных на дисках. Кроме того, на CD не действуют помехи,
характерные для механической и магнитной записи, поэтому
качество звучания цифровых оптических дисков несоизмеримо
лучше. К тому же при цифровой записи появляется
возможность компьютерной обработки звука, позволяющей,
например, восстановить первоначальное звучание старых
монофонических записей, убрать с них шумы и искажения и
даже превратить их в стереофонические.
Для проигрывания CDдисков можно использовать
проигрыватели (так называемые CDплееры), музыкальные
центры и даже портативные компьютеры, оснащенные
специальным приводом (так называемым дисководом CDROM)
и звуковыми колонками. К настоящему времени в мире на
руках у пользователей находится более 600 миллионов CD
плееров и более 10 миллиардов компактдисков! Портативные
переносные CDплееры, подобно плеерам для магнитных
компакткассет, оснащаются наушниками (рис. 14).Рис. 14. CDплеер
Рис. 15. Магнитола с CDплеером и цифровым тюнеромРис. 16. Музыкальный центр
Музыкальные CDдиски записываются в заводских условиях.
Подобно грампластинкам, их можно только прослушивать.
Однако за последние годы разработаны оптические CDдиски
для однократной (так называемые CDR) и многократной (так
называемые CDRW) записи на персональном компьютере,
оснащенном специальным дисководом. Это дает возможность
делать на них записи в любительских условиях. На диски CDR
можно сделать запись только один раз, а на CDRW
многократно: как на магнитофоне, можно стирать предыдущую
запись и на ее месте делать новую.
Цифровой метод записи сделал возможным объединить на
персональном компьютере текст и графику со звуком и
движущимися изображениями. Такая технология получила
название "мультимедиа".
В качестве носителей информации в таких мультимедийных
компьютерах используются оптические компактдиски CD
ROM (Compact Disk Read Only Memory т.е. память на
компактдиске "только для чтения"). Внешне они не отличаются
от звуковых компактдисков, используемых в проигрывателях имузыкальных центрах. Информация в них записывается также в
цифровой форме.
На смену существующим компактдискам приходит новый
стандарт носителей информации DVD (Digital Versatil Disc
или цифровой диск общего назначения). На вид они ничем не
отличаются от компактдисков. Их геометрические размеры
одинаковы. Основное отличие DVDдиска гораздо более
высокая плотность записи информации. Он вмещает в 726 раз
больше информации. Это достигнуто благодаря более короткой
длине волны лазера и меньшему размеру пятна
сфокусированного луча, что дало возможность уменьшить
вдвое расстояние между дорожками. Кроме того, DVDдиски
могут иметь один или два слоя информации. К ним можно
обращаться, регулируя положение лазерной головки. У DVD
диска каждый слой информации вдвое тоньше, чем у CDдиска.
Поэтому можно соединять два диска толщиной 0,6 мм в один со
стандартной толщиной 1,2 мм. При этом емкость удваивается.
Всего DVDстандарт предусматривает 4 модификации:
односторонний, однослойный на 4,7 Гбайт (133 минуты),
односторонний, двухслойный на 8,8 Гбайт (241 минута),
двухсторонний, односл ойный на 9,4 Гбайт (266 минут) и
двухсторонний, двухслойный на 17 Гбайт (482 минуты).
Указанные в скобках минуты это время проигрывания
видеопрограмм высокого цифрового качества с цифровым
многоязычным объемным звуком. Новый стандарт DVD
определен таким образом, что будущие модели устройств
считывания будут разрабатываться с учетом возможности
воспроизведения всех предыдущих поколений компактдисков,
т.е. с соблюдением принципа "обратной совместимости".
Стандарт DVD позволяет значительно увеличить время и
улучшить качество воспроизведения видеофильмов посравнению с существующими CDROM и видеокомпакт
дисками LD.
Форматы DVDROM и DVDVideo появились в 1996 году, а
позднее был разработан формат DVDaudio для записи
высококачественного звука.
Дисководы DVD представляют собой несколько
усовершенствованные дисководы CDROM.
CD и DVDоптические диски стали первыми цифровыми
носителями и накопителями информации для записи и
воспроизведения звука и изображения
История флэшпамяти
История появления карт флэшпамяти связана с историей
мобильных цифровых устройств, которые можно носить с собой
в сумке, в нагрудном кармане пиджака или рубашки или даже
виде брелка на шее.
Это миниатюрные МР3плееры, цифровые диктофоны, фото и
видеокамеры, смартфоны и карманные персональные
компьютеры КПК, современные модели сотовых телефонов.
Небольшие по размеру, эти устройства нуждались в расширении
емкости встроенной памяти, чтобы записывать и считывать
информацию.
Такая память должна быть универсальной и использоваться для
записи любых видов информации в цифровой форме: звука,
текста, изображений – рисунков, фотографий,
видеоинформации.Первой компанией, изготовившей флэшпамять и выпустившей
её на рынок, стала Intel. В 1988 году был продемонстрирована
флэшпамять на 256 кбит, которая имела размеры обувной
коробки. Она была построена по логической схеме NOR (в
русской транскрипции – НЕИЛИ).
NORфлэшпамять имеет относительно медленные скорости
записи и удаления, а число циклов записи относительно
невелико (около 100 000). Такую флэшпамять можно
использовать, когда нужно почти постоянное хранение данных с
очень редкой перезаписью, например, для хранения
операционной системы цифровых камер и мобильных
телефонов.
Память NORфлэш от Intel
Второй тип флэшпамяти был изобретён в 1989 году компанией
Toshiba. Она построена по логической схеме NAND (в русской
транскрипции НеИ). Новая память должна была стать менее
дорогой и более скоростной альтернативой NORфлэш. По
сравнению с NOR, технология NAND обеспечила в десять разбольшее число циклов записи, а также более высокую скорость
как записи, так и удаления данных. Да и ячейки памяти NAND
имеют в два раза меньший размер, чем у памяти NOR, что
приводит к тому, что на определённой площади кристалла
можно размещать больше ячеек памяти.
Название "флэш" (flash) было введено фирмой Toshiba, так как
имеется возможность мгновенно стереть содержимое памяти
(англ. "in a flash"). В отличие от магнитной, оптической и
магнитооптической памяти она не требует применения
дисководов с использованием сложной прецизионной механики
и вообще не содержит ни одной подвижной детали. В этом
состоит ее основное преимущество перед всеми остальными
носителями информации и поэтому будущее за ней. Но самым
главным преимуществом такой памяти, конечно, является
сохранение данных без подачи энергии, т.е.
энергонезависимость.
Flashпамять это микросхема на кремниевом кристалле. Она
построена на принципе сохранения электрического заряда в
ячейках памяти транзистора в течение длительного времени с
помощью так называемого "плавающего затвора" при
отсутствии электрического питания. Ее полное название Flash
Erase EEPROM (Electronically Erasable Programmable ROM)
переводится как "быстро электрически стираемое
программируемое постоянное запоминающее устройство". Ее
элементарная ячейка, в которой хранится один бит
информации, представляет собой не электрический
конденсатор, а полевой транзистор со специально электрически
изолированной областью – "плавающим затвором" (floating
gate). Электрический заряд, помещенный в эту область,
способен сохраняться в течение неограниченно долгоговремени. При записи одного бита информации, элементарная
ячейка заряжается, электрический заряд помещается на
плавающий затвор. При стирании этот заряд снимется с затвора
и ячейка разряжается. Flashпамять – энергонезависимая
память, позволяющая сохранять информацию при отсутствии
электрического питания. Она не потребляет энергии при
хранении информации.
Четыре самых известных форматов флэшпамяти
CompactFlash, MultiMediaCard (MMC), SecureDigital и Memory
Stick.
CompactFlash появился в 1994 г. Он был выпущен компанией
SanDisk. Его размеры составляли 43х36х3,3 мм, а емкость
составляла 16 Мб флэшпамяти. В 2006 г. было объявлено о
выпуске карт CompactFlash объемом 16 Гб.
MultiMediaCard появился в 1997 г. Он был разработан фирмами
Siemens AG и Transcend. По сравнению с CompactFlash карты
типа MMC имели меньшие размеры — 24x32x1,5 мм. Их
применяли в мобильных телефонах (особенно в моделях со
встроенным МР3проигрывателем). В 2004 г. появился стандарт
RSMMC (т.е. "Reduced size MMC" — "ММС уменьшенного
размера). Карты RSMMC имели размер 24x18x1,5 мм и могли с
помощью адаптера использоваться там, где раньше применялись
старые карты MMC.Существуют стандарты карт MMCmicro (размеры всего
12x14x1.1 мм) и MMC+, отличающийся увеличенной скоростью
передачи информации. В настоящее время выпущены карты
ММС объемом 2 Гб.
Компании Matsushita Electric Co, SanDick Co и Toshiba Co
разработали карты flashпамяти SD Secure Digital Memory
Card. В ассоциацию с этими компаниями входят такие гиганты
как Intel и IBM. Выпускает эту память SD фирма Panasonic,
входящая в концерн Matsushita.
Как и два описанных выше стандарта, SecureDigital (SD)
является открытым. Он был создан на основе стандарта
MultiMediaCard, переняв от ММС электрическую и
механическую составляющие. Различие есть в количестве
контактов: у MultiMediaCard их было 7, а у SecureDigital стало
9. Тем не менее, родство двух стандартов позволяет
использовать карты ММС вместо SD (но не наоборот,
поскольку карты SD имеют другую толщину 32х24х2,1 мм).
Наряду со стандартом SD, появились miniSD и microSD. Карты
данного формата могут быть установлены как в разъем
стандарта miniSD, так и в разъем стандарта SD, правда, при
помощи специального адаптера, позволяющего использовать
миникарту так же, как обычную SDкарту. Размеры карты
miniSD составляют 20x21,5x1,4 мм.Карты miniSD
Карты microSD являются на данный момент одними из самых
маленьких флэшкарт — их размеры составляют 11x15x1 мм.
Основной сферой применения этих карт являются
мультимедийные мобильные телефоны и коммуникаторы. Через
адаптер карты microSD можно использовать в устройствах со
слотами для флэшносителей стандартов miniSD и
SecureDigital.
Карта microSD
Объем флэшкарт SD увеличился до 8 и более Гбайт.
Memory Stick типичный пример закрытого стандарта,разработанного компанией Sony в 1998 г. Разработчик
закрытого стандарта берет на себя все заботы о его
продвижении и обеспечении совместимости с портативными
устройствами. Это означает существенное сужение
распространения стандарта и его дальнейшего развития,
поскольку слоты (то есть места для установки) Memory Stick
есть только в продукции под марками Sony и Sony Ericsson.
Помимо карт Memory Stick, в семейство входят карты Memory
Stick PRO, Memory Stick Duo, Memory Stick PRO Duo, Memory
Stick PROHG и Memory Stick Micro (M2).
Размеры Memory Stick 50х21,5х2,8 мм, вес — 4 грамма, а
объем памяти — технологически не мог превышать 128 Мб.
Появление Memory Stick PRO в 2003 г. было продиктовано
желанием Sony дать пользователям больше памяти
(теоретический максимум карт этого типа — 32 Гб).
Карты Memory Stick Duo отличаются уменьшенным размером
(20х31х1,6 мм) и весом (2 грамма); ориентированы они на
рынок КПК и мобильных телефонов. Вариант с повышенной
емкостью носит название Memory Stick PRO Duo — в январе
2007 г. была анонсирована карта емкостью 8 Гб.
Memory Stick Micro (размер — 15х12.5х1.2 мм) предназначены
для современных моделей мобильных телефонов. Размер
памяти может достигать (теоретически) 32 Гб, а максимальная
скорость передачи данных — 16 Мб/с. Карты M2 можноподключать к устройствам, поддерживающим Memory Stick
Duo, Memory Stick PRO Duo и SecureDigital, при помощи
специального адаптера. Уже есть модели с 2 Гб памяти.
xDPicture Card еще один представитель закрытого стандарта.
Представлен в 2002 г. Активно поддерживается и продвигается
компаниями Fuji и Olympus, в цифровых камерах которых
используется xDPicture Card. xD расшифровывается как
extreme digital. Емкость карт данного стандарта уже достигла 2
Гб. Карты xDPicture Card не имеют встроенного контроллера, в
отличие от большинства других стандартов. Это положительно
сказывается на размере (20 х 25 х 1.78 мм), но дает невысокую
скорость передачи данных. В перспективе предусмотрено
увеличение емкости этого носителя до 8 Гбайт. Столь
значительный рост емкости миниатюрного носителя стал
возможен благодаря использованию многослойной технологии.
В условиях жесткой конкуренции, существующей сегодня на
рынке сменных карт флэшпамяти, необходимо обеспечивать
совместимость новых носителей с уже имеющимся у
пользователей оборудованием, рассчитанным на другие
форматы флэшпамяти. Поэтому одновременно с картами
флэшпамяти выпуск адаптеровпереходников и внешних
считывающих устройств, так называемых картридеров,
подключаемых ко входу USB персонального компьютера.
Выпускаются индивидуальные (для определенного типа карт
флэшпамяти, а также универсальные картридеры на 3,4,5 идаже 8 различных типов карт флэшпамяти). Они представляют
собой USB–накопитель миниатюрную коробочку, в которой
имеются слоты для одного или сразу для нескольких типов
карт, и разъем для присоединения ко входу USB персонального
компьютера.
Универсальный картридер для чтения нескольких типов флэш
карт
Фирма Sony выпустила USBнакопитель со встроенным
сканером отпечатков пальцев для защиты от
несанкционированного доступа.
Наряду с флэшкартами выпускаются и флэшнакопители, так
называемые "флэшки". Они снабжены стандартным USB
разъемом и могут непосредственно присоединяться к USB
входу компьютера и ноутбука.Флэшнакопитель с USB2 разъемом
Их емкость достигает 1, 2, 4, 8, 10 и более гигабайт, а цена на
последнее время резко снизилась. Они почти полностью
вытеснили стандартные дискеты, требующие использования
дисковода с вращающимися деталями и обладающими емкостью
всего 1,44 Мбайт.
На основе флэшкарт созданы цифровые фоторамки,
представляющие собой цифровые фотоальбомы. Они снабжены
жидкокристаллическим дисплеем и позволяют рассматривать
цифровые фотографии, например, в режиме слайдфильма, при
котором фотографии сменяют друг друга через определенные
промежутки времени, а также увеличивать фотографии и
рассматривать их отдельные детали. Они снабжаются пультами
дистанционного управления и динамиками, позволяющими
слушать музыку и голосовые пояснения к фотографиям. При
объеме памяти 64 Мбайт они позволяют хранить 500
фотографий.
История MР3плееров
Толчком к появлению МР3плееров явилась разработка в
середине 80х годов формата сжатия звука в институте
Фраунгофера (Fraunhofer) в Германии. В 1989 году Fraunhofer
получила патент на MP3 сжатия формат в Германии инесколько лет спустя он был представлен Международной
организацией по стандартизации (ISO). MPEG (Moving Pictures
Experts Group) — это название экспертной группы ISO, которая
работает над созданием стандартов кодирования и сжатия
видео и аудио данных. Стандарты, подготовленные
комитетом, получают такое же название. МР3 получил
официальное название MPEG1 Layer3. Этот формат позволил
хранить звуковую информацию, сжатую в десятки раз, без
заметной потери качества воспроизведения.
Вторым наиболее важным толчком к появлению МР3плееров
явилась разработка портативной флэшпамяти. Институт
Фраунгофера разработал в начале 90х годов и первый плеер
МР3. Затем появились плеер от фирмы Eiger Labs MPMan F10 и
плеер Rio PMP300 от фирмы Diamond Multimedia. Все первые
плееры использовали встроенную флэшпамять (32 или 64
Мбайт) и подключались через параллельный порт, а не через
USB.
MP3 стал первым массово признанным форматом хранения
аудио после CDAudio. Были разработаны МР3плееры и на
базе жестких дисков, в том числе на базе миниатюрного
жёсткого диска IBM MicroDrive. Одним из пионеров
использования жестких дисков (HDD) стала компания Apple. В
2001 году она выпустила первый образец МР3плеера iPod с
жестким диском 5 Гбайт, вмещающий запись около 1000 песен.Он обеспечивал 12 часов автономной работы благодаря литий
полимерному аккумулятору. Размеры первого iPod составляли
100x62x18 мм, вес был 184 грамма. Первый iPod был
доступным только пользователям компьютеров Macintosh.
следующая версия iPod, появившаяся спустя полгода после
выхода первого, уже включала два варианта iPod for Windows
и iPod for Mac OS. Новые iPod получили сенсорное колесо
прокрутки вместо механического и стали доступны в версиях
5Гб, 10Гб и чуть позже 20Гб.
Сменилось несколько поколений iPod, в каждом из них
характеристики постепенно улучшались, например экран стал
цветным, но, попрежнему применялся жесткий диск.
В дальнейшем стали применять флэшпамять для МР3плееров.
Они стали более миниатюрными, надежными, долговечными и
дешевыми, приобрели форму миниатюрных брелков, которые
можно носить на шее, в нагрудном кармане рубашки, в дамской
сумочке. Функцию МР3плеера стали выполнять многие модели
сотовых телефонов, смартфоны, КПК.Компания Apple представила новый МР3плеер iPod Nano. В
нем жесткий диск заменен на флэшпамять.
Это позволило:
Сделать плеер значительно компактнее — флэшпамять по
размерам меньше жесткого диска;
Уменьшить риск сбоев и поломок, полностью исключив
подвижные части в механизме плеера;
Сэкономить на аккумуляторе, ведь флешпамять потребляет
значительно меньше электроэнергии, чем жесткий диск;
Увеличить скорость передачи информации.
Плеер стал гораздо легче (42 грамма вместо 102) и компактнее
(8.89 x 4.06 x 0.69 против 9.1 x 5.1 x 1.3 см), появился цветной
дисплей, позволяющий просматривать фотографии и
показывать изображение альбома во время его воспроизведения.
Объем памяти составляет 2 Гб,4 Гб, 8 Гб.
В конце 2007 года Apple представила новую линейку плееров
iPod:
iPod nano, iPod classic, iPod touch.
iPod nano с флэшпамятью может теперь проигрывать видео на
2дюймовом дисплее с разрешением 320х204 мм.
iPod classic с жестким диском имеет объем памяти 80 или 160
Гб позволяет в течение 40 часов слушать музыку и 7 часов
демонстрировать кино.
iPod touch с 3,5 дюймовым широкоформатным сенсорным
экраном позволяет управлять плеером движениями пальцев
(англ. touch) и смотреть кино и телепередачи. С этим плееромможно выходить в Интернет и скачивать музыку и клипы. Для
этого в него встроен WiFi модуль.