план:
¨ Понятие "Культура"
¨
![]() |
¨ Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе.
¨ Основные факторы формирования и этапы становления массовой культуры в России
![]() |
Понятие "культура" употребляется для характеристики:
¨
определенных исторических эпох
(античная культура),
¨ конкретных обществ,
¨ народностей и наций (культура майя),
¨ специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура)
Культура включает в себя:
¨ предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания,
![]() |
¨ человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
¨
Общедоступность
¨ Занимательность
¨ Серийность, тиражируемость
¨ Пассивность восприятия
¨ Коммерческий характер
¨
развитая инфраструктура и доступность средств
массовой информации - предпосылки возникновения массовой культуры как явления.
¨ смысловой диапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений, нежели культура вообще.
¨ ориентир на массы, а значит и общедоступность массовой культуры ведет к достаточно низкому уровню массовой культуры, как культуры.
определенными социальными
и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как
негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и
коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не
отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку
невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает
восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора
"потребляемого продукта".
Вступление России в эпоху либеральных реформ характеризуется глубочайшим потрясением культурной и духовно-нравственной сфер общественной жизни:
¨ Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере.
¨
Конституция РФ признает «идеологическое
многообразие” «никакая идеология не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной».
влияние на состояние дел в культуре резкое сокращение
В 90-е годы ХХ века начинается период успешной экспансии американских ценностей, который можно объяснить следующими основными факторами:
¨
более ранним по отношению к
другим странам вступлением американского общества в стадию массовой культуры.
¨ тем, что именно в американских условиях «страныноводела» и наиболее чистой модели капиталистической экономики и демократии, массовая культура получила исключительно благоприятные возможности развития.
¨ ни о какой экспансии говорить было бы невозможно, если бы эта массовая культура и ее продукты не были бы столь привлекательны отечественному обывателю»
Характерными чертами современной культурной экспансии являются:
¨ перенесение образа жизни и ценностей;
¨
внедрение и распространение
западной культуры как универсальной, исключающей другие виды культур;
¨ стремление достичь культурного внедрения политических и иных целей; односторонний поток информации от «центра» к «периферии»;
¨ формирование в зависимых странах прозападной культурой элиты, которая должна служить опорой соответствующего влияния.
Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается в двух главных позициях (г. Санкт-Петербург, 2006 год):
¨ глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства должна основываться на одних и тех же моделях;
¨
человек по своим параметрам не
может не соответствовать свойствам сети.
Россиянам необходимо было решить три задачи:
¨ 1) освоить новые связи, функции и отношения, характерные для информанионного общества;
¨ 2) идентифицировать себя в мировой истории;
¨ 3) выработать национальную идею (объединяющую общество цель).
Процесс изменения культурного облика россиян положил начало формированию новой модели коллективной самоидентификации, роли в ней личной позиции.
¨
В 1992-2000 гг. антикоммунизм
часто заменял отсутствие собственной позитивной позиции. Защита национальных
интересов России была риторической, забота о государстве понималась в
геополитическом контексте. Но распад советской империи каждый человек переживал
болезненно.
¨ С начала 2000-х гг. пришло понимание необходимости формирования модель новой российской государственности, конкретизации национальных интересов.
В 1992-2000 ГГ. ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ
САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
(«МЫ — ХОРОШИЕ, ДОБРЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И Т. П.»)
СТАБИЛИЗИРОВАЛА ОБЩЕСТВО И ОБЕСПЕЧИВАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
ОДНАКО СУЩЕСТВОВАЛА И НЕГАТИВНАЯ
МОДЕЛЬ («ОНИ — ПЛОХИЕ, ЗЛЫЕ, АГРЕССИВНЫЕ И Т. П.»). НЕГАТИВНАЯ
МОДЕЛЬ СПОСОБСТВОВАЛА ФОРМИРОВАНИЮ КСЕНОФОБИИ.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИТИВНОЙ И НЕГАТИВНОЙ МОДЕЛЕЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОСУЩЕСТВОВАЛИ.
ОНИ ОБРАЗОВАЛИ СЛОЖНЫЙ ЦЕННОСТНЫЙ КОМПЛЕКС МАССОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
На формирование ценностного комплекса сознания действовали факторы из разных источников.
¨ Во-первых, открытые границы обогащали личный опыт познания жизни, культуры, духовных ценностей других стран.
¨
Во-вторых, положительному опыту узнавания
«других» мешали снижение жизненного уровня, первые коммерческие неудачи,
отсутствие опыта вести такого рода личную деятельность.
¨ В-третьих, способности и таланты большинству новых собственников было трудно использовать. Сохранялся традиционный фактор близости к власти как к механизму доступа к привилегиям получивший название «приятельского капитализма».
¨ В-четвертых, миграция населения из стран СНГ, переезд из благополучных регионов (Север, Дальний Восток, Чечня), отъезд за границу тех, кто воспользовался доверчивостью обывателем.
¨ В-пятых, террористические акции способствовали формированию ксенофобских эмоций.
Наиболее важными предпосылками, являются следующие:
¨
социально- экономическая,
¨ политическая,
¨ воспитательно-образовательная,
¨ гносеологическая,
¨ нравственно-психологическая.
Основными факторами формирования массовой культуры в России являются:
¨
социально-экономическая,
¨ политическая, воспитательная,
¨ гносеологическая,
¨ нравственно-психологическая.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.