Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры

  • pdf
  • 19.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей .pdf



план:

¨  Понятие "Культура"

¨ 


Массовая культура – явление глобализирующегося мира.

¨  Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе.

¨  Основные факторы формирования и этапы становления массовой культуры в России



Культура


(от лат . cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

Понятие "культура" употребляется для характеристики:

¨ 
определенных исторических эпох (античная культура),

¨  конкретных обществ,

¨  народностей и наций (культура майя),

¨  специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура)

Культура включает в себя:

¨  предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания,


произведения искусства, нормы морали и права и т. д.),

¨  человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).



Основные особенности массовой культуры

¨ 
Общедоступность

¨  Занимательность

¨  Серийность, тиражируемость

¨  Пассивность восприятия

¨  Коммерческий характер

Определение словосочетания «массовая культура»

¨ 
развитая инфраструктура и доступность средств массовой информации - предпосылки возникновения массовой культуры как явления.

¨  смысловой диапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений, нежели культура вообще.

¨  ориентир на массы, а значит и общедоступность массовой культуры ведет к достаточно низкому уровню массовой культуры, как культуры.

«Массовая культура»

это феномен современности, порожденный


определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта".



Вступление России в эпоху либеральных реформ характеризуется глубочайшим потрясением культурной и духовно-нравственной сфер общественной жизни:

¨  Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере.

¨ 
Конституция РФ признает «идеологическое многообразие” «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

влияние на состояние дел в культуре резкое сокращение

государственного финансирования


В 90-е годы ХХ века начинается период успешной экспансии американских ценностей, который можно объяснить следующими основными факторами:

¨  
более ранним по отношению к другим странам вступлением американского общества в стадию массовой культуры.

¨   тем, что именно в американских условиях «страныноводела» и наиболее чистой модели капиталистической экономики и демократии, массовая культура получила исключительно благоприятные возможности развития.

¨   ни о какой экспансии говорить было бы невозможно, если бы эта массовая культура и ее продукты не были бы столь привлекательны отечественному обывателю»

Характерными чертами современной культурной экспансии являются:

¨   перенесение образа жизни и ценностей;

¨  
внедрение и распространение западной культуры как универсальной, исключающей другие виды культур;

¨   стремление достичь культурного внедрения политических и иных целей; односторонний поток информации от «центра» к «периферии»;

¨   формирование в зависимых странах прозападной культурой элиты, которая должна служить опорой соответствующего влияния.

Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается в двух главных позициях (г. Санкт-Петербург, 2006 год):

¨   глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства должна основываться на одних и тех же моделях;

¨  
человек по своим параметрам не может не соответствовать свойствам сети.

Россиянам необходимо было решить три задачи:

¨   1) освоить новые связи, функции и отношения, характерные для информанионного общества;

¨   2) идентифицировать себя в мировой истории;

¨   3) выработать национальную идею (объединяющую общество цель).




Процесс изменения культурного облика россиян положил начало формированию новой модели коллективной самоидентификации, роли в ней личной позиции.

¨  
В 1992-2000 гг. антикоммунизм часто заменял отсутствие собственной позитивной позиции. Защита национальных интересов России была риторической, забота о государстве понималась в геополитическом контексте. Но распад советской империи каждый человек переживал болезненно.

¨   С начала 2000-х гг. пришло понимание необходимости формирования модель новой российской государственности, конкретизации национальных интересов.

В 1992-2000 ГГ. ПОЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ

САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

(«МЫ — ХОРОШИЕ, ДОБРЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И Т. П.»)

СТАБИЛИЗИРОВАЛА ОБЩЕСТВО И ОБЕСПЕЧИВАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

ОДНАКО СУЩЕСТВОВАЛА И НЕГАТИВНАЯ МОДЕЛЬ («ОНИ — ПЛОХИЕ, ЗЛЫЕ, АГРЕССИВНЫЕ И Т. П.»). НЕГАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СПОСОБСТВОВАЛА ФОРМИРОВАНИЮ КСЕНОФОБИИ.

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИТИВНОЙ И НЕГАТИВНОЙ МОДЕЛЕЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОСУЩЕСТВОВАЛИ.

ОНИ ОБРАЗОВАЛИ СЛОЖНЫЙ ЦЕННОСТНЫЙ КОМПЛЕКС МАССОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

На формирование ценностного комплекса сознания действовали факторы из разных источников.

¨   Во-первых, открытые границы обогащали личный опыт познания жизни, культуры, духовных ценностей других стран.

¨  
Во-вторых, положительному опыту узнавания «других» мешали снижение жизненного уровня, первые коммерческие неудачи, отсутствие опыта вести такого рода личную деятельность.

¨   В-третьих, способности и таланты большинству новых собственников было трудно использовать. Сохранялся традиционный фактор близости к власти как к механизму доступа к привилегиям получивший название «приятельского капитализма».

¨   В-четвертых, миграция населения из стран СНГ, переезд из благополучных регионов (Север, Дальний Восток, Чечня), отъезд за границу тех, кто воспользовался доверчивостью обывателем.

¨   В-пятых, террористические акции способствовали формированию ксенофобских эмоций.





Проблема возникновения и существования массовой культуры в современном российском обществе

Наиболее важными предпосылками, являются следующие:

¨ 
социально- экономическая,

¨  политическая,

¨  воспитательно-образовательная,

¨  гносеологическая,

¨  нравственно-психологическая.







Основными факторами формирования массовой культуры в России являются:

¨ 
социально-экономическая,

¨  политическая, воспитательная,

¨  гносеологическая,

¨  нравственно-психологическая.