Проблема формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы и пути её решения
Казмирук Анастасия Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ-детский сад №17 города Евпатории Республики Крым»
Данная статья посвящена проблеме формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы. В статье затрагиваются основные компоненты выразительного чтения, такие как дыхание, сила голоса, дикция, интонация и приводятся упражнения, направленные на их развитие у учащихся. Цель данной статьи - помочь учителям, работающим в начальной школе, эффективно организовать учебный процесс на уроках литературного чтения, оказать помощь при подготовке к урокам, создать у них творческую атмосферу.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».
Чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Новое содержание литературного чтения в начальных классах нацелено на приобщение детей к литературе как искусству слова и позволяет учителю развивать способность к самостоятельной творческой деятельности, культуру речевого общения учащихся. Специальный дидактический материал призван помочь младшим школьникам овладеть навыком чтения. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств используются разнообразные упражнения, которые включаются в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делает его более интересным и эмоциональным.
Но, как показывают результаты анкетирования, проводимого среди учителей начальных классов, недостаточно внимания уделяется на уроках литературного чтения такому качеству навыка чтения, как выразительность чтения.
Давайте разберёмся, что значит выразительность чтения и зачем она нужна? Выразительность чтения – способность средствами устной речи передать слушателям своё отношение к идее произведения. Как видно из определения, выразительность основана на вдумчивом анализе текста, то есть выразительность связана с сознательностью чтения. Выразительность содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей.
Выразительность чтения – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Она оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. И разнообразные формы работы над произведением, владение самого учителя навыками выразительного чтения помогут в разрешении этой проблемы.
Подготовка к работе над выразительностью речи начинается на занятиях в детском саду с будущими первоклассниками. Обязательно у каждого ребёнка проверяется чистота звуков и учитываются дефекты; определяется, умеют ли дети читать стихи, рассказывать сказки. В результате этих занятий имеются общие представления о каждом ребёнке, исходя из которых планируется дифференцированная работа по развитию выразительной речи в 1 классе.
Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли учащимся воспроизводить текст раскованно и выразительно.
С первых дней учёбы учитель знакомит детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией.
Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье. Приведём несколько упражнений для развития дыхания:
Упражнение 1
Задание: прочитайте шутливое стихотворение на одном дыхании.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать!
(Вдох – и на выдохе: «Раз, два, три, четыре, пять!» - выдохнуть весь воздух).
Упражнение 2
Задание: произнести скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки».
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
(Сделать в этом месте глубокий вдох и продолжать)
Раз – Егорка, два – Егорка,
Три – Егорка и т.д.
(Считать, пока хватит набранного воздуха).
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть развит, гибок, послушен, звонок – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. Для развития голоса можно использовать следующие упражнения.
Упражнение 1
Задание: прочитать стихотворение, обратить внимание на пометки, приготовиться читать, изменяя свой голос или темп чтения.
Громко – тихо
Тише, жабы! Тихо, тоном предупреждения, можно использовать жест.
Ни гугу.
Ходит цапля Ещё тише, тоном испуга.
На лугу.
Чтобы не было беды, Совсем тихо, шёпотом.
Наберите в рот воды.
Медленно – быстро
Вихрем Быстро.
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним – Быстрее.
Ещё пяток.
А за ним –
Сплошной поток:
Тот – без ног, Ещё быстрее, всё время ускоряя темп.
А тот – с ногами,
Этот – прямо,
Тот - кругами.
Почему? Медленно, как бы размышляя.
Зачем?
Куда?
Головастики спешат Спокойно, размеренно.
Превратиться в лягушат.
Упражнение 2
ü Когда следует говорить тише или громче обычного:
- Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках в аквариуме.
- Ты у доски на уроке математики объясняешь решение задачи.
- Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.
ü Представь, что в вашем классе объявлен конкурс на лучшую игру. Ты придумал сам новую игру и объясняешь правила. Реши, с какой громкостью ты будешь говорить:
- товарищам своей группы, чтобы не слышали другие ребята;
- во время конкурса, когда в зале много народу;
- дома родителям, которые внимательно тебя слушают.
Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «шестью рычагами»: громко-тихо, быстро-медленно, выше-ниже.
Несколько слов скажем о дикции, чётком произнесении звуков, слов, фраз. Хорошая дикция важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. И здесь можно использовать скороговорки, которые позволяют вырабатывать чистоту звука.
Упражнение 1
«Певцы скороговорок»
Задание: выберите 3-4 скороговорки и исполните их на мотив частушки, колыбельной песни или весёлого марша.
Упражнение 2
Задание: прочитайте предлагаемый текст из скороговорок как информационное сообщение.
«Береги честь смолоду, а то была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, а к Лавру пойдёт, Лавру на Флора наврёт. Ведь язык без костей, от лжи не краснеет, и без того красный. У лихой Натальи все люди канальи, а ещё говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».
Кроме скороговорок, хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи.
Например:
ü «А что говорит скворец?» - заволновался Коля.
А скворец говорит: «Нет, лучше всех мой домик! У него настоящая крыша, стены, пол и даже балкончик… Мне в нём не страшен ни дождь, ни ветер».
Коля захлопал в ладоши: «Ура! Это мы! Это мы делали скворечник! Как здорово, что скворцу понравился наш домик!».
ü Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки!
Стихи и рассказы произносятся отчётливо, с активной артикуляцией. Перечисленные выше упражнения могут использоваться и в начале, и в конце урока, и в качестве физкультпауз.
В работе над выразительностью речи большое внимание уделяется средствам речевой выразительности. Все средства речевой выразительности (интонации, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса) находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.
При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла автора. Интонация является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.
Вот некоторые примеры заданий:
ü Прочитайте отрывок, передавая различную интонацию (интонацию радости, страха, гордости; вырази удивление, огорчение и т.д.).
ü Прочитайте и дайте оценку читающему (предложения с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной).
ü Прочитай выразительно потешки. Обрати внимание на выделенные слова.
Басом пробасил енот:
-Кто к моей норе идёт?
Я предупреждаю вас:
У енота тихий час!
Мышка пропищала тонко:
-Вы не видели мышонка?
Только-только здесь сидел
И на хлебушек глядел.
Грубо воет волк-волчище,
Целый день по лесу рыщет:
-Ничего не ел с утра,
А уж ужинать пора!
Шепчет ласково лисица:
-Пусть зайчишка не боится,
Очень добрая я стала,
Очень редко ем и мало.
Громко топал слон ногами!
-Не хочу играть я с вами.
Я сегодня так сердит,
Потерял я аппетит.
Строя таким образом работу над выразительностью чтения, учащиеся усваивают азы технической речи и средств выразительности, умеют самостоятельно выделить главное в содержании, выбрать нужную интонацию, передать своё отношение к читаемому.
Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно или под руководством учителя и родителей.
Список использованных источников:
1. Астафьева О. Детская литература: выразительное чтение /О. Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. 272 с.
2. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык./ Е.А. Брызгунова. М.: Просвещение, 2007. 145 с.
3. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А. Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с.
4. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/ М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская // Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения./ К.: Педагогика, 2003. 105с.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. М.: Просвещение, 1991.93с.
6. Найденов Б. С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. М.: Просвещение, 2007. 176 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.