Проблема формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы и пути её решения
Оценка 4.7

Проблема формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы и пути её решения

Оценка 4.7
docx
09.08.2021
Проблема формирования навыка выразительного чтения  у учащихся начальной школы и пути её решения
Статья о выразительности чтения.docx

Проблема формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы и пути её решения

 

Казмирук Анастасия Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ-детский сад №17 города Евпатории Республики Крым»

 

Данная статья посвящена проблеме формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы. В статье затрагиваются основные компоненты выразительного чтения, такие как дыхание, сила голоса, дикция, интонация и приводятся упражнения, направленные на их развитие у учащихся. Цель данной статьи - помочь учителям, работающим в начальной школе, эффективно организовать учебный процесс на уроках литературного чтения, оказать помощь при подготовке к урокам, создать у них творческую атмосферу.

 

     В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

     Чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Новое содержание литературного чтения в начальных классах нацелено на приобщение детей к литературе как искусству слова и позволяет учителю развивать способность к самостоятельной творческой деятельности, культуру речевого общения учащихся. Специальный дидактический материал призван помочь младшим школьникам овладеть навыком чтения. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств используются разнообразные  упражнения, которые включаются в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делает его более интересным и эмоциональным.

     Но, как показывают результаты анкетирования, проводимого среди учителей начальных классов, недостаточно внимания уделяется на уроках литературного чтения такому качеству навыка чтения, как выразительность чтения.

     Давайте разберёмся, что значит выразительность чтения и зачем она нужна? Выразительность чтения – способность средствами устной речи передать слушателям своё отношение к идее произведения. Как видно из определения, выразительность основана на вдумчивом анализе текста, то есть выразительность связана с сознательностью чтения. Выразительность содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей.

     Выразительность чтения – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Она оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. И разнообразные формы работы над произведением, владение самого учителя навыками выразительного чтения помогут в разрешении этой проблемы.

     Подготовка к работе над выразительностью речи начинается на занятиях в детском саду с будущими первоклассниками. Обязательно у каждого ребёнка проверяется чистота звуков и учитываются дефекты; определяется, умеют ли дети читать стихи, рассказывать сказки. В результате этих занятий имеются общие представления о каждом ребёнке, исходя из которых планируется дифференцированная работа по развитию выразительной речи в 1 классе.

     Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли учащимся воспроизводить текст раскованно и выразительно.

     С первых дней учёбы учитель знакомит детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией.

     Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье. Приведём несколько упражнений для развития дыхания:

Упражнение 1

Задание: прочитайте шутливое стихотворение на одном дыхании.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать!

(Вдох – и на выдохе: «Раз, два, три, четыре, пять!» - выдохнуть весь воздух).

Упражнение 2

Задание: произнести скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки».

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

(Сделать в этом месте глубокий вдох и продолжать)

Раз – Егорка, два – Егорка,

Три – Егорка и т.д.

(Считать, пока хватит набранного воздуха).

     Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть развит, гибок, послушен, звонок – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. Для развития голоса можно использовать следующие упражнения.

Упражнение 1

Задание: прочитать стихотворение, обратить внимание на пометки, приготовиться читать, изменяя свой голос или темп чтения.

Громко – тихо

Тише, жабы!            Тихо, тоном предупреждения, можно использовать жест.

Ни гугу.

Ходит цапля                                                 Ещё тише, тоном испуга.

На лугу.

Чтобы не было беды,                                  Совсем тихо, шёпотом.

Наберите в рот воды.

Медленно – быстро

Вихрем                                                              Быстро.

Мчится

Под водой

Головастик молодой.

А за ним –                                                         Быстрее.

Ещё пяток.

А за ним –

Сплошной поток:

Тот – без ног,                                                   Ещё быстрее, всё время ускоряя темп.

А тот – с ногами,

Этот – прямо,

Тот - кругами.

Почему?                                                            Медленно, как бы размышляя.

Зачем?

Куда?

Головастики спешат                                      Спокойно, размеренно.

Превратиться в лягушат.

 

Упражнение 2

ü Когда следует говорить тише или громче обычного:

- Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках в аквариуме.

- Ты у доски на уроке математики объясняешь решение задачи.

- Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.

ü Представь, что в вашем классе объявлен конкурс на лучшую игру. Ты придумал сам новую игру и объясняешь правила. Реши, с какой громкостью ты будешь говорить:

- товарищам своей группы, чтобы не слышали другие ребята;

- во время конкурса, когда в зале много народу;

- дома родителям, которые внимательно тебя слушают.

     Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «шестью рычагами»: громко-тихо, быстро-медленно, выше-ниже.

     Несколько слов скажем о дикции, чётком произнесении звуков, слов, фраз. Хорошая дикция важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. И здесь можно использовать скороговорки, которые позволяют вырабатывать чистоту звука.

 

Упражнение 1

«Певцы скороговорок»

Задание: выберите 3-4 скороговорки и исполните их на мотив частушки, колыбельной песни или весёлого марша.

Упражнение 2

Задание: прочитайте предлагаемый текст из скороговорок как информационное сообщение.

     «Береги честь смолоду, а то была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, а к Лавру пойдёт, Лавру на Флора наврёт. Ведь язык без костей, от лжи не краснеет, и без того красный. У лихой Натальи все люди канальи, а ещё говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».

     Кроме скороговорок, хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи.

     Например:

ü «А что говорит скворец?» - заволновался Коля.

   А скворец говорит: «Нет, лучше всех мой домик! У него настоящая крыша, стены, пол и даже балкончик… Мне в нём не страшен ни дождь, ни ветер».

   Коля захлопал в ладоши: «Ура! Это мы! Это мы делали скворечник! Как здорово, что скворцу понравился наш домик!».

 

ü Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки!

     Стихи и рассказы произносятся отчётливо, с активной артикуляцией. Перечисленные выше упражнения могут использоваться и в начале, и в конце урока, и в качестве физкультпауз.

     В работе над выразительностью речи большое внимание уделяется средствам речевой выразительности. Все средства речевой выразительности (интонации, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса) находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.

     При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла автора. Интонация является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

     Вот некоторые примеры заданий:

ü Прочитайте отрывок, передавая различную интонацию (интонацию радости, страха, гордости; вырази удивление, огорчение и т.д.).

ü Прочитайте и дайте оценку читающему (предложения с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной).

ü Прочитай выразительно потешки. Обрати внимание на выделенные слова.

Басом пробасил енот:

-Кто к моей норе идёт?

Я предупреждаю вас:

У енота тихий час!

Мышка пропищала тонко:

-Вы не видели мышонка?

Только-только здесь сидел

И на хлебушек глядел.

Грубо воет волк-волчище,

Целый день по лесу рыщет:

-Ничего не ел с утра,

А уж ужинать пора!

Шепчет ласково лисица:

-Пусть зайчишка не боится,

Очень добрая я стала,

Очень редко ем и мало.

Громко топал слон ногами!

-Не хочу играть я с вами.

Я сегодня так сердит,

Потерял я аппетит.

 

     Строя таким образом работу над выразительностью чтения, учащиеся усваивают азы технической речи и средств выразительности, умеют самостоятельно выделить главное в содержании, выбрать нужную интонацию, передать своё отношение к читаемому.

     Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно или под руководством учителя и родителей.

 

Список использованных источников:

1. Астафьева О. Детская литература: выразительное чтение /О. Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. 272 с.

2. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык./ Е.А. Брызгунова. М.: Просвещение, 2007. 145 с.

3. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А. Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с.

4. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/ М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская // Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения./ К.: Педагогика, 2003. 105с.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. М.: Просвещение, 1991.93с.

6. Найденов Б. С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. М.: Просвещение, 2007. 176 с.


 

Проблема формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы и пути её решения

Проблема формирования навыка выразительного чтения у учащихся начальной школы и пути её решения

Подготовка к работе над выразительностью речи начинается на занятиях в детском саду с будущими первоклассниками

Подготовка к работе над выразительностью речи начинается на занятиях в детском саду с будущими первоклассниками

Упражнение 1 Задание: прочитать стихотворение, обратить внимание на пометки, приготовиться читать, изменяя свой голос или темп чтения

Упражнение 1 Задание: прочитать стихотворение, обратить внимание на пометки, приготовиться читать, изменяя свой голос или темп чтения

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «шестью рычагами»: громко-тихо, быстро-медленно, выше-ниже

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «шестью рычагами»: громко-тихо, быстро-медленно, выше-ниже

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла автора

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла автора

Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/

Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2021