Проблема формирования нравственности и гражданской позиции у учащихся школы
Одной из важнейших сторон формирования личности является формирование гражданственности и гражданской позиции, так как любой человек, прежде всего, является членом государства, территориально-политического сообщества, имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Гражданское воспитание (по Л.П.Крившенко) – «это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений».
Патриотизм в этом определении неотделим от гражданственности, хотя и у патриотизма есть собственное определение – «это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины»[1]. Следовательно, изучение истории, культуры своей страны, родных языка и литературы, краеведения является частью работы по патриотическому воспитанию будущего специалиста как ретранслятора своих нравственных оценок будущим поколениям. Вместе с тем, быть патриотом – не значит только хранить «любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру и язык. Патриотом является тот, кто болеет душой за положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом, а порой и против него. Например, еще Лермонтов назвал свою любовь к Отчизне странной, потому что ненавидел в ней «страну рабов», а это уже является проявлением гражданского мужества – сказать горькие слова о Родине и стремиться сделать жизнь ее лучше. Так сближаются понятия «патриот» и «гражданин», границу между ними во многих ситуациях трудно провести.
В России сегодня действуют различные национал-патриотические, фашиствующие движения. Их идеология, патриотизм отличаются ненавистью ко всему народному и агрессией, которая угрожает общественной стабильности. В связи со всем вышесказанным можно говорить о наличии социального заказа на воспитание человека образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Система образования призвана создать условия для становления гражданина российского общества, человека, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в условиях меняющейся действительности. Одной из функций учебного заведения как носителя ценностей и идей патриотизма и гражданственности становится развитие нравственных качеств, являющихся основой гражданского самоопределения. При этом необходимо исходить из наличия огромного, невостребованного еще потенциала воспитания гражданственности и патриотизма на уроках и во внеурочное время; минимизировать воздействие на детей целого ряда неблагоприятных социальных условий и факторов, противодействующих патриотическому воспитанию.
Повышение эффективности воспитания гражданственности, патриотизма предполагает следующие направления деятельности:
· Обновление и обогащение содержания образования и воспитания посредством включения в него культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного, идеологического, правового, психологического компонентов, важнейших достижений социально-гуманитарных наук. Формирование на этой основе у учащихся способности к самостоятельному анализу и оценке значимых явлений и событий, происходящих в обществе, в мире и осознанию собственной позиции.
· Целенаправленное использование конкретного материала, характеризующего основные стороны жизни и деятельности, проблемы и тенденции развития общества.
· Развитие и активизация многообразных форм внеклассной патриотической работы – экскурсии по городу, экскурсии в музей, тематические вечера, гендерные праздники и пр.
Предмет «Родной язык (русский)» принадлежит к числу тех дисциплин общеобразовательного и общекультурного цикла, которые имеют большие возможности для формирования гражданственности и патриотизма. В силу специфики своего содержания этот предмет формирует умение предвидеть, планировать и адекватно оценивать свои действия, поступки с нравственной точки зрения.
Родная литература (русская) как предмет изучения является уникальным по возможностям формирования активной жизненной позиции, он позволяет «увидеть другими глазами» свою малую Родину, испытать чувство гордости, восхищения своим Отечеством. Учащиеся, обогащенные знаниями этих предметов способны противостоять различным негативным оценкам, которые даны явлениям современной жизни через театр, музыку, кино, живопись и другие виды искусства. Чтобы верно оценивать настоящее со всеми его достижениями и проблемами, необходимо знать прошлое во всей его сложности и противоречивости, осознавать цену, которой был оплачен каждый шаг на пути к сегодняшнему дню. Ведь любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются под влиянием окружающей среды, общества, государства, системы образования. И задача нашего образовательного учреждения состоит в формировании гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности взрослого, сверстника, ребенка, к обществу и государству, воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности.
Литература:
1. Педагогика: учеб./Л.П.Крившенко. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2006 стр.111-113
2. В.И.Лутовинов, С.И.Мешкова «Проблемы воспитания патриотизма»/ Журнал «Педагогика»,№ 7, 2008, стр. 50-53
3. В.В.Опалько «Воспитание гражданственности», журнал «Специалист» № 4,2009 стр. 26
Скачано с www.znanio.ru
[1] Философский словарь/Под ред.И.Т.Фролова. М., 1991
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.