Проблема поиска истины в повести «Котлован».
Оценка 5

Проблема поиска истины в повести «Котлован».

Оценка 5
docx
01.03.2020
Проблема поиска истины в повести «Котлован».
Платонов Котлован.docx

02.03.20г    Урок литературы в 11 классе

Тема:  Проблема поиска истины в повести «Котлован».

Цель урока: рассказать учащимся об истории создания повести; путем анализа эпизодов определить особенности платоновского изображения жизни деревни в период коллективизации и ускоренной индустриализации; помочь учащимся понять авторскую трактовку образов главных героев; углубить представление  о языке и неповторимом стиле платоновского произведения.

Ход урока

Платонов - «это взлетевшая над своим временем

 гениальная русская мысль».

                                                                                                                                Е.Евтушенко

 

I  Организ. момент

II Проверка домашнего задания

- Анализ рассказов  «Июльская гроза»,  «Юшка»

Рассказ учителя о создании повести

             Обратим внимание на эпиграф нашего урока, им являются слова поэта Евгения Евтушенко, он называет Платонова « взлетевшей  над своим временем гениальной русской мыслью». Поговорим о времени Платонова. Жизнь Платонова связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией, индустриализацией, Великой отечественной войной, послевоенным восстановлением хозяйства.

         Повесть «Котлован» - это повесть о правде жизни.  Она была начата осенью 1929 года. Активная работа над произведением продолжалась в 1930 г. Повесть не была опубликована при жизни Платонова

В этот период Платонов работал в Наркомате земледелия Воронежской области. После публикации статьи Сталина «Год великого перелома» в Воронежской области развернулась кампания по «ликвидации кулачества как класса» и сплошной коллективизации».

А. Платонов писал истинную правду о крестьянстве, выступал против бюрократизма.

Некоторые образы и сюжетные линии «Котлована» были намечены автором в ранее написанных произведениях об индустриализации и коллективизации.

Событий в повести Платонова немного, но каждое из них «исполнено» глубокого символического смысла.

III Словарная работа

Котлова́н — выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений.

- Что является предметом изображения в повести?

         Широкая панорама жизни: промышленное строительство, сельское хозяйство, образование и философское понимание жизни (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, проблема ЛИЧНОЧТИ).

Котлован — это:

• начало строительства будущего;

• обещание счастья;

• иллюзия смысла существования;

• пустота, ничто, бессмыслица, ведь кому он нужен, если дом так и не построен;

• способ забыться в работе

- Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?

         Колхоз имени ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ. Это пространство – временная линия уходит в никуда.

         Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.

 

Характерные черты времени

- Какой была обстановка 20–30-х гг.?

1. Разгромленная войной страна, нищета людей, «ВСЕОБЩАЯ ВЕТХОСТЬ БЕДНОСТИ»

2. Грандиозные проекты стройки КОММУНИЗМА

3. Раскулачивание крестьян, начало КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

4. Энтузиазм масс «ЖИТЬ РАДИ ЭНТУЗИАЗМА»

5. ПРОЦВЕТАНИЕ  бюрократии

6. Всеобщая ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

7. Атмосфера бездуховности, грубости и хамства

8. Массовое  ДОНОСИТЕЛЬСТВО

9. Уничтожение религии и фанатическое поклонение новой РЕЛИГИИ

10. Стремление обезличить людей,  ПОСТРОТЬ ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ ЛЮБЫМ ПУТЕМ.

 

Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни…

 

IV.  Краткий пересказ содержания произведения «Котлован». Анализ эпизодов.

1.Эпизод описания активиста, принимавшего участие в коллективизации. У активиста нет имени. Это сатирический образ-обобщение. «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения… со скупостью обеспеченного счастья активист гладил свою истощенную нагрузками грудь». Судьба активиста трагична: о смерти его никто не пожалел в деревне.

2.Эпизод сплава кулаков по реке. «Люди хотели навсегда заметить свою родину». Писатель явно сочувствует кулакам.

V Беседа по содержанию.

1. Фамилия Вощев от слов «вообще» и «вотще», т.е. герой ищет смысл общего существования, но его поиски истины остаются тщетными. Почему он уходит бродить по свету? В чем смысл жизни? Нашел ли счастье платоновский герой? «… он [ Вощев ] почувствовал сомнение в своей жизни без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться».

2. Для чего живут герои? С какой целью роют котлован? Какой видят землю, на которой построят дом?

Люди одержимы мечтой о «едином общепролетарском доме». Мечта «воплощается» для них в маленькой героине Насте.

3.Что хочет сказать автор, изображая трагический финал повести: смерть Насти? Прокомментируйте значение имени героини в контексте сюжета.

Настя – «воскресшая». Но именно смертью девочки завершается повесть. «Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража». Дом стал ненужным: после смерти девочки в нем некому жить.

4. Как вы понимаете смысл заглавия ? Название символично. Рабочие роют котлован. Но в то же время в этом названии отражено платоновское  видение всего происходящего. Котлован – символический образ захоронения, «где погребены чаяния и надежды людей, осуществляемые сталинскими методами построения социализма».

         Отличительная особенность языка Платонова –  это «неуравновешенный» синтаксис, «произвол» в сочетании слов. Язык шероховатый, но запоминающийся и яркий.

         Писатель использует различные художественные приемы: гиперболы, гротеск, иронию, переосмысление известных понятий, лозунгов, штампов, канцеляризмов.

Слово у Платонова не только самостоятельная смысловая единица, оно имеет много контекстуальных значений.

- Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?

Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает, “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!

11Каковы нравственные уроки повести?

Чтобы видеть рай в обществе, надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.

Повесть «Котлован» и сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем.

VI. Итоги урока.   Рефлексия.

Синквейн

«Котлован»

Котлован.

Глубокий, чёрный.

Разрушает, пугает, поглощает.

Земля растерзана фанатиками идеи.

Могила.

 

VII. Домашнее задание

Подготовка к тестированию  по творчеству А.Платонова.


 

Урок литературы в 11 классе Тема:

Урок литературы в 11 классе Тема:

Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?

Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?

Дом стал ненужным: после смерти девочки в нем некому жить

Дом стал ненужным: после смерти девочки в нем некому жить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020