Проблема реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС НОО
Оценка 4.7

Проблема реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС НОО

Оценка 4.7
doc
29.07.2022
Проблема реализации системно-деятельностного  подхода в рамках ФГОС НОО
Проблема реализации системно-деятельностного.doc

Проблема реализации системно-деятельностного

подхода в рамках ФГОС НОО

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода в психологии и педагогике……………………………………………………...………...5

1.1. Психологические основы системно-деятельностного подхода ...…….…..5

1.2. Педагогические условия реализации системно-деятельностного                 подхода…………………………………………………………………………….9

Глава 2. Реализация системно-деятельностного подхода в третьем классе на уроке математики………………………………………………………………..12

2.1. Разработка фрагмента урока………………………………………………..12

2.2. Советы и рекомендации учителю при реализации системно-деятельностного подхода в учебной деятельности…………………………..17

2.3. Противоречия, влияющих на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты……………………………….…19

2.4. Проблематика введения ФГОС НОО………………………………….…..20

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

Приложение……….……………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы реализации системно-деятельностного подхода определяется необходимостью внедрения новых методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в которых реализованы современные принципы личностно ориентированного образования, нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся.

Применение системно-деятельностного подхода в педагогике предполагает выполнение следующих задач:

¾             воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

¾             переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

¾             ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

¾             признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

¾             учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

¾             обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

¾             разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

¾             гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

В настоящее время данную тему исследуют такие авторы, как Зимняя И.А., Кучинская Т.Ф. Шевченко Л.Л.

Объект исследования: системно-деятельностный подход в образовательном процессе.

Предмет исследования: методы, формы, подходы реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС НОО.

Цель исследования: теоретически изучить проблему реализации системно-деятельностного подхода и практически апробировать на фрагменте урока по математике.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические основы системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.

2. Рассмотреть педагогиче условия реализации системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС НОО.

3. Изучить проблемы реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС НОО.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода в психологии и педагогике

 

1.1. Психологические основы системно-деятельностного подхода

 

Для дальнейшего рассмотрения проблемы необходимо раскрыть понятийный аппарат.

«Деятельность» по А.Н. Леонтьеву - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.

«Деятельность» по С.Л. Рубинштейну - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

В современной психологии идея зоны ближайшего развития является общепризнанной и служит моделью для разработки новых методов диагностики психического развития ребенка.

Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах:

1. Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

2. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.

3. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.

В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.

Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.


1.2. Педагогические условия реализации

системно-деятельностного подхода

 

Для того чтобы реализовать системно - деятельностный подход в образовании, необходимо понимать, четко разграничивать и уметь соединять в систему данные понятия как ориентиры в деятельности. Только зная смысл и оперируя грамотно данными понятиями можно задуматься о внедрении данного подхода в образовательный процесс.

Как пишет И.А. Зимняя [6, с. 74], при анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривалась с позиции обучающего. Подход к обучению в 80-е годы разрабатывался преимущественно как субъективно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Д.Б. Эльконин описывает специфику учебной деятельности, которая состоит в том, что направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности. Данный учет требует специальной организации в процессе образования целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, самооценки, когнитивного стиля, о чем свидетельствуют многолетние исследования И. Якиманской, А. Марковой, А. Орлова. Таким образом, стало очевидным, что любой подход может рассматриваться и с позиции ученика.

В педагогической науке термин «подход к обучению» рассматривается с разных сторон: как мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; как глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия. Подход как категория шире понятия «стратегия обучения», система обучения - он включает их в себя, определяя методы, формы, приемы, принципы обучения [9, с. 84].

Исходя из данной трактовки категории «подход» учителю необходимо:

¾             уметь изучать и использовать в работе методы и приемы формирования познавательных и социальных мотивов учащихся;

¾             видеть причины низкого уровня адаптации детей к школе, помнить, что не ребенок адаптируется к школе, а учитель и школа к ребенку;

¾             грамотно формировать навыки самооценки, взаимооценки, осторожно вводить данные методы в учебный процесс;

¾             понимать важность знания когнитивного стиля ученика, изучать тип памяти, мышления, особенности восприятия, представления;

¾             знать стратегию обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [14, с. 8] (далее ФГОС НОО); четко определять, исходя из стратегии и сущности системно - деятельностного подхода, методы, формы, приемы, ведущие принципы обучения;

¾             уметь создавать требуемые условия для эффективного решения задач образования.

Системный подход как методология изучения и практики предполагает, что тот или иной объект рассматривается как система: целенаправленное множество различных элементов и их связей. Особенность такого подхода к теории заключается в том, что он предписывает анализировать не только целесообразность функций элементов, их специфику, но – и это главное – всю структуру взаимодействия элементов, способы их связей, то новое, что этим взаимодействием достигается при определенных условиях и без чего снижается эффективность движения к цели [2, с. 30].

Именно эффект взаимодействия имеется в виду, когда проектируется система, ее функции, структура элементов и их связи. Учителю необходимо понять общее и особенное на разных уровнях системы: общегосударственном, региональном, качественном (по типу образовательного учреждения), единичном (класса, учащегося). При любом варианте системе должна быть присуща целостность.

Системный подход всегда продуктивен в практической педагогике, когда участники образовательного процесса включены в сложное многообразие учебных, воспитательных, организационных структур, официальных и оказывающих дополнительные услуги.

Система выступает педагогическим фактором, только когда наполняется людьми, именно реальное взаимодействие участников образовательного процесса – человеческая основа, цель и результат педагогической системы пишет В.С. Кукушин [7, с. 48]. Педагогическое взаимодействие своеобразно, его содержание и способы определяются задачами образования, осознанно или неосознанно, целенаправленно или стихийно, закономерно или случайно оно работает на образование человека, развитие его социальности, придавая жизненные силы системе.

Рост социальности субъектов системы, постепенное обогащение их образа жизни, творческого потенциала делает педагогическое взаимодействие насыщенным, позволяющим формироваться всем и каждому, на что и нацеливает Стандарт в части описания данного подхода.

Понимая смысл системного подхода, учитель должен знать, что каждая система должна быть динамичной, имеющей «базу роста», резерв изменений, своевременно быть способной отказаться от того, что сложилось, и дает определенный результат, но не соответствует изменившимся условиям. Системообразующим фактором системы является взаимодействие. Чем шире образовательное пространство, чем больше круг взаимодействия, тем эффективнее срабатывает система, которая способна в какой – то степени решать задачи, обозначенные ФГОС НОО.


Глава 2. Реализация системно-деятельностного подхода

в третьем классе на уроке математики

 

В настоящее время приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе Образовательная система «Школа 2100» и ее технологии, характеризующиеся деятельностным подходом. Я представляю этот фрагмент по программе « Школа 2100». Я назову особенности данной программы:

1.   Она соответствует ФГОС НОО (допущена и рекомендована к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки РФ;

2.   Это традиционная программа с развивающем содержанием, она отражает лучшее, что есть в традиционной школе и направлена на развитие ребенка;

3.   Это единственная целостная программа, которая охватывает детский сад, начальную школу, и средние – старшие классы.

Программа апробирована, доказана результативность обучения по данной программе. Имеет системный и очень объемный и качественный УМК (учебники, диски, тетради, методички).

В основе программы лежат  принципы:

¾        принцип адаптивности;

¾        принцип минимакса;

¾        принцип развития;

¾        принцип психологической готовности;

¾        принцип овладения культуры.


Технологическая карта урока.

Математика.

Тема урока.  Вычитание числа 6.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели: познакомить с приёмами вычитания числа 6; закреплять знания о составе чисел; формировать умение решать задачи.

Данная методическая разработка адресована учащимся 1 класса и может использоваться на уроке математики.

Приобретаемые навыки детей:

Дети совершенствуют умения наблюдать, сравнивать, делать свои выводы, развивают речь, мышление и внимание, эрудицию, смекалку. Самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Активизируется мыслительная деятельность детей. Ребята учатся понимать, осмысливать услышанное.

Особенности роли учителя и учащихся:

Индивидуальные и групповые  работы помогают учителю и учащимся работать творчески, вызывают живой интерес учеников. Групповой  способ защищает учителя и учеников от однообразия в проведении уроков. Учитель выступает организатором всего учебного процесса, своего рода технологом.

Организационные формы обучения:

Дети слушают задания, продумывают свои ответы и обосновывают свои рассуждения. Отвечают они устно.

Работа строится по принципу: слушай – думай - говори!

Дети, работая в группе, находят правильный ответ. Проявляются сотрудничество и взаимопомощь.

Ответ на вопрос

 
         

Сотрудничество, уважение друг к другу становятся нормой успешной работы каждого.

Ученическая жизнерадостность помогает в проведении уроков .В тоже время у детей складывается личностное видение трудности, возникает самостоятельная ориентация в ее содержании. А личностное видение тянет за собой личностную решимость её преодолеть. Такая решимость удваивает силы. Стремление справиться с поставленной задачей идет у детей изнутри и поддерживается собственным видением трудности и пониманием критериев оценки своей работы. Формируется ответственность за качество работы. Ответственные действия учеников являются основой успехов учителя.

Методическая разработка по предмету

На этапе закрепления новых знаний - познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

 

Слайд №1

-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй!- улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И  здоровым будет много лет.

 

- На своей доске нарисуйте условным знаком своё настроение.

(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)

 

- Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.

(Учащиеся показывают с помощью хлопков  своё настроение. Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке).

 

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

 

2. Актуализация опорных знаний и фиксации затруднений в деятельности.

Цель: обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал.

Учитель задает устный счёт.

1.Назвать «соседей» числа: 5, 9, 10.

2.Вспомните состав числа 6.

3.Математический диктант. Запишите результаты:

¾        Сумма чисел 6 и 3;

¾        Разность чисел 12 и 4;

¾        Число, в котором 1 десяток и 5 единиц;

Какое число надо прибавить к 3, чтобы получилось 10.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

¾        записывают результаты в тетрадь;

¾        проверка.

3. Постановки учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

¾        откройте учебник с. 78.;

¾        определите тему и цели урока;

¾        назовите все способы, как вычесть из 12 число 5.

Проблемная ситуация. Зная способы вычитания чисел 2, 3,4,5 попробуйте сами рассказать, как вычесть число 6.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

-Как  вычесть с помощью фишек?

-По линейке?

-Как будете раскладывать число 6 в более трудных случаях?

Учебник С. 78 № 17.


2.2. Советы и рекомендации учителю при реализации

системно-деятельностного подхода в учебной деятельности

 

Реализуя системно - деятельностный подход, учитель должен помнить о принципе целостности (человеке как социально-психологическом феномене и целостности его сущности, педагогическом процессе как явлении целостном) В основе системного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом, его основной признак: - разработка диагностично поставленных целей (конкретизация целей обучения).

1.      Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.      Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3.      Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.      Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.      Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.      На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.      Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.      Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.      Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.    Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.    Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.    На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.


2.3. Противоречия, влияющих на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты

 

В настоящее время выделяют группу противоречий, влияющих на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты:

1.          Противоречия между требованиями к организации и результатам образовательного процесса в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем мотивационно-психологической готовности педагогов, профессиональной компетентности в реализации деятельностного подхода к образовательному процессу;

2.          Противоречия между широтой и разноплановостью научно-методического обеспечения ФГОС, представленного разработчиками, и недостаточностью организационных механизмов и условий для освоения документов ФГОС педагогическими и руководящими работниками в традиционном режиме формального обучения (ПК) в ограниченные временные сроки;

3.          Противоречия между необходимостью охвата всех учителей начальной школы и руководителей учреждений повышением квалификации по вопросам введения ФГОС и ограниченностью времени организации повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

В то же время существует группа проблем  по введению ФГОС НОО:

¾        отсутствие осознания у учителей концептуальных позиций нового стандарта, его целей, задач и результатов;

¾         несформированность навыков конструирования структурных компонентов основной образовательной программы;

¾         неразработанность механизмов системы оценки достижений требований стандарта на основе планируемых результатов, контрольно-измерительных материалов оценки образовательных результатов;

¾         не определены особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья;

¾         вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, в целом модернизации системы повышения квалификации – еще один из проблемных вопросов. Низкая мотивация учителей на профессиональную переподготовку, освоение современных образовательных технологий связана с отсутствием  независимой системы оценки качества их работы в соответствии с современными требованиями.

Требования к условиям введения ФГОС НОО.

1. Кадровые условия.

¾        возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

¾        повышение квалификации один раз в пять лет.

2. Финансовые условия.

¾        норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю;

3. Материально-технические условия.

¾        функциональный подход к определению условий;

¾        возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др;

¾        возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, к объектам инфраструктуры.

 

2.4. Проблематика введения ФГОС НОО

 

Проблемы в рамках нормативно-правового обеспечения  введения ФГОС НОО.

1. Не внесены изменения и дополнения в Уставы ОУ с учетом требований ФГОС НОО,

2. Не сформирован полный пакет локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ по введению ФГОС НОО, в том числе должностных инструкций работников.

Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО

1. Не разработаны модели организации внеурочной деятельности ОУ;

2. Не разработана в полном объёме основная образовательная программа начального общего образования школы.

Финансовое обеспечение введения ФГОС НОО

Не приведены в соответствие локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих выплат в соответствии с новой системой оплаты труда, выплат стимулирующего характера работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС НОО.

Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

1. Не обеспеченность ОУ работниками, прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации;

2. Отсутствие педагогических кадров и специалистов службы сопровождения;

3. Отсутствие результатов анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана.

Материально-техническое обеспечение ФГОС НОО.

Несоответствие ОУ требованиям ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации ООП НОО.

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

1. Отсутствие документов, подтверждающих информирование участников образовательное процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС НОО;

2. Частичное использование информационных ресурсов ОУ устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП;

3. Отсутствие результатов изучения мнения родителей обучающихся по вопросам введения новых стандартов.

Пути и способы реализации ФГОС НОО:

- повышение квалификации управленческих кадров ОУ, освоение новых технологий,

- сотрудничество ОУ с учреждениями высшего профессионального образования,

- целевое финансирование.

- проведение в ОУ анкетирования;

- систематическое квалифицированное сопровождение сайта ОУ.


Заключение

 

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Но иногда трудно разделить понятие учебной задачи в педагогической психологии и понятие проблемной ситуации в педагогике. С помощью проблемной ситуации в обучении также создаются условия, при которых возникает необходимость в поиске нового знания, способа действия, отношения между знаниями и т.д. Действительно, эти два понятия очень схожи. Их отличает позиция учителя и ученика в процессе постановки и решения учебной задачи (проблемы). Если в разрешении проблемной ситуации учитель объясняет ученикам, как целесообразно разрешить противоречие, то при решении учебной задачи ученики пытаются в ходе дискуссии найти способ разрешения противоречия сами.

Психологи замечают, что цель субъекта, решающего учебную задачу, состоит не столько в получении определенного вещественного или идеального продукта, и даже не в овладении способом получения продукта, а в присвоении этого способа и тем самым в расширении и обогащении своих возможностей  как субъекта практической и познавательной деятельности. Но для присвоения выделенного общего способа действия очень важно, чтобы эта цель не была привнесена снаружи, а была поставлена самим учеником. Только в таком случае ученик становится активным участником процесса поиска ее решения. Поэтому под учебной задачей целесообразно понимать задачу, которую поставил ученик для себя сам и которая направлена на поиск общего принципа выполнения действия. В таком случае будет обеспечен толчок к самоизменению ученика.

Список литературы

 

1.            Байкова, JI.A. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ JI.A.Байкова, JI.K.Гребёнкина М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.

2.            Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В.Бондаревская Ростов-на-Дону, 2000. 352 с.

3.            Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К.Колеченко. СПб.: 2002. 210 с.

4.            Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю.Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.

5.            Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В.Е. Радионов. СПб.: 1996. - 102 с.

6.            Русских, Г.А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских // Биология в школе. 2003. - № 3. - С. 21 - 31.

7.            Чанова, М.В. Метод проектов в системе проблемного обучения / М.В. Чванова // Сибирский учитель. 2003. - № 1. - С. 10-12.

8.            Организационные и педагогические условия освоения педагогами способов проектной работы: Автореферат дис. кандидата пед. наук / В.В. Ворошилов. М.: 2000. - 23 с.

9.            Теория и практика в педагогике XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук / В.Н.Стернберг. Рязань.: 2003. - 18 с.

10.       Дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов. Автореферат дис. канд. пед. наук / Н.А. Губанова. Брянск.: 2000. - 18 с.

11.       Педагогические функции метода проектов и условия их реализации в сельских школах. Автореферат дис. канд. пед. наук / И.Ю. Малкова. - М.: 1995. - 165 с.

12.       Психология проектной деятельности школьников. Автореферат дис. канд. пед. наук / Н.В.Матяш. М.: 2000. - 52 с.

13.       Метод проектов в технологическом образовании школьников: материалы Международного семинара. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 178 с.

14.       Интернет ресурсы:

«www.festival.1september.ru»;

«www.zavuch.info»;

«www.pedagogie.ru»;

«www.pedsovet.ru»;

«www.rusedu.ru»;

«www.proshkolu.ru»;

«www.openclass.ru»;

«www.ru.wikipedia.org»;

«www.professionali.ru»;

«www.n-shkola.ru»;

«www.4stupeni.ru»;

«www.school2100.ru»;

«www.nachalka.com»;

«www.nsh-school.ru».


Проблема реализации системно-деятельностного подхода в рамках

Проблема реализации системно-деятельностного подхода в рамках

Введение Актуальность проблемы реализации системно-деятельностного подхода определяется необходимостью внедрения новых методов обучения в соответствии с требованиями

Введение Актуальность проблемы реализации системно-деятельностного подхода определяется необходимостью внедрения новых методов обучения в соответствии с требованиями

В настоящее время данную тему исследуют такие авторы, как

В настоящее время данную тему исследуют такие авторы, как

Глава 1. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода в психологии и педагогике 1

Глава 1. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода в психологии и педагогике 1

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях

Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы

Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы

Педагогические условия реализации системно-деятельностного подхода

Педагогические условия реализации системно-деятельностного подхода

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [14, с

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [14, с

Системный подход всегда продуктивен в практической педагогике, когда участники образовательного процесса включены в сложное многообразие учебных, воспитательных, организационных структур, официальных и оказывающих дополнительные услуги

Системный подход всегда продуктивен в практической педагогике, когда участники образовательного процесса включены в сложное многообразие учебных, воспитательных, организационных структур, официальных и оказывающих дополнительные услуги

Глава 2. Реализация системно-деятельностного подхода в третьем классе на уроке математики

Глава 2. Реализация системно-деятельностного подхода в третьем классе на уроке математики

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Дети, работая в группе, находят правильный ответ

Дети, работая в группе, находят правильный ответ

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Советы и рекомендации учителю при реализации системно-деятельностного подхода в учебной деятельности

Советы и рекомендации учителю при реализации системно-деятельностного подхода в учебной деятельности

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения

Противоречия, влияющих на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты

Противоречия, влияющих на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты

Требования к условиям введения

Требования к условиям введения

Отсутствие педагогических кадров и специалистов службы сопровождения; 3

Отсутствие педагогических кадров и специалистов службы сопровождения; 3

Заключение В условиях перехода общеобразовательных школ к

Заключение В условиях перехода общеобразовательных школ к

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Психология проектной деятельности школьников

Психология проектной деятельности школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2022