В общей психологии образ исследуется преимущественно как феномен когнитивной функции психики. Но функции психики не ограничиваются только познанием, не менее важна осуществляемая психикой регуляция деятельности (и поведения человека в целом). Эта функция выступает на первый план, как только мы обращаемся от общепсихологических исследований к исследованиям различных видов человеческой деятельности в плане психологии труда, спорта, инженерной психологии и т.п.
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В общей психологии образ исследуется преимущественно как феномен когнитивной
функции психики. Но функции психики не ограничиваются только познанием, не менее
важна осуществляемая психикой регуляция деятельности (и поведения человека в целом).
Эта функция выступает на первый план, как только мы обращаемся от
общепсихологических исследований к исследованиям различных видов человеческой
деятельности в плане психологии труда, спорта, инженерной психологии и т.п.
Психический образ является не просто звеном в цепи познавательных процессов —
он выполняет функцию регулятора предметных действий, обеспечивая их адекватность
предмету, средствам и условиям. В деятельности цель выступает для субъекта в форме
образа будущего результата. Такой образ предваряет саму деятельность. На его основе
формируются планы, стратегия деятельности, совокупность конкретных действий,
операций и т.д. Психический образ будущего результата предстоящей деятельности как ее
цель должен существовать для субъекта так, чтобы он мог оперировать с этим образом,
видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Но это возможно лишь в том
случае, если образ осознается. Осознаваемый образ выступает в качестве идеальной меры,
которая овеществляется в деятельности [81].
Деятельность человека имеет сложную психологическую структуру, включающую
ряд "взаимоперекрывающихся блоков", соотношение между которыми весьма динамично.
Эта структура описана в [18, 67, 113]. Не рассматривая ее здесь, отметим, что все "блоки"
так или иначе связаны с различными уровнями и формами образного отражения, которое
как бы пронизывает всю деятельность, является ее важнейшей составляющей.
Существенная роль в механизме регуляции деятельности принадлежит сличению
образов, возникающих в процессе ее выполнения, с образом—целью, выступающей в
качестве идеальной меры.
Эта роль была впервые наиболее отчетливо раскрыта в теории функциональной
системы, разработанной П.К. Анохиным [12]. Любой поведенческий акт, согласно этой
теории, необходимо включает сличение выполняемого действия с акцептором результата
действия, осуществляющим опережающее отражение. Аналогичная роль отводится
сличению в теории физиологии активности Н.А. Бернштейна [20].
Здесь механизм регуляции понимается как сличение "реально существующего
образа" с должным, с "потребным будущим". Этот образ будущего выступает в качестве
определяющего фактора в возникновении микропрограммы двигательного акта. Именно
смысловой образ через сличение управляет движением на предметном уровне.
В работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна психология находит наиболее общую
теоретическую схему механизма регуляции целесообразного поведения и деятельности, а
именно: сличение текущего образа с заданной целью и сенсорные коррекции как способ
устранения рассогласований.
Концепция сличения развивалась в работах А.В. Запорожца [56, 57], который писал
о том, что, когда у субъекта сложился адекватный образ ситуации и тех действий, которые
должны быть выполнены, возникают резкие сдвиги в характере поведения; с появлением
образа ориентировка не угасает, а начинает осуществлять новую функцию — контроля за
выполнением движения путем сличения со сложившимся образцом.
Д.А. Ошанин указывает на конфронтацию, сопоставление соотносящих и
соотносимых оперативных образов как на механизм регуляции предметных действий [115].
Значение сличения оценки текущего состояния объекта с образом—целью, т.е. образом
задаваемого будущего состояния объекта (состояния, которое должно быть достигнуто в
результате действия) в психической регуляции деятельности, отмечается также в других
работах [102].Применительно к проблематике инженерной психологии разными авторами
предложен ряд понятий, используемых для характеристики образа, регулирующего
предметные действия оператора; три из них можно выделить как фундаментальные:
"концептуальная модель", "оперативный образ" и "образ—цель". По содержанию они
близки, но не тождественны. В каждом из этих понятий выделяются определенные
характеристики образа, формирующегося у оператора и осуществляющего регулятивную
функцию.
Многообразие характеристик этого образа, выявленное в исследованиях [75, 115,
158], позволяет рассматривать его как системный феномен, включающий ряд
взаимосвязанных и весьма динамичных компонентов.
Пожалуй, наиболее емким является понятие концептуальной модели, в котором
фиксируются момент отражения оператором объекта и ситуация управления во всей их
полноте. Это понятие (сопсер1иа1 то(1е1) было предложено английским психологом А.Т.
Велфордом в 1961 г. на XIV Международном конгрессе по прикладной психологии [176].
Автор раскрывает концептуальную модель как глобальный образ, формирующийся в
голове оператора. Он пишет, что хотя такая модель часто груба и не точна, но она все же
дает оператору целостную картину и поэтому обеспечивает возможность соотнесения
разных частей процесса с целым, а соответственно и действовать эффективно [175, с. 186].
Отметим, что в то время в англо–американской инженерной психологии наиболее
распространенными были теоретические схемы и концепции, заимствованные из
технических наук и трактующие деятельность оператора в терминах "входных" и
"выходных" характеристик, "передаточных функций" и т.д. Деятельность описывалась в
основном как последовательность "стимулов и реакций". Выступление Велфорда имело
принципиальное значение, поскольку он подчеркивал необходимость исследования не
только внешне наблюдаемой картины действий оператора, но и его внутреннего мира: тех
психических процессов, которые выступают в роли регуляторов действий.
Советская инженерная психология, в которой сложился подход к изучению
психических явлений с позиции теории отражения, а в этой связи всегда подчеркивалась
необходимость анализа не только внешней картины поведения (деятельности), но и
внутренних субъективных процессов, быстро ассимилировала понятие "концептуальная
модель". Наиболее полно оно раскрывается в работах В.П. Зинченко с сотрудниками
[41,158].
Концептуальная модель рассматривается как основное внутреннее средство (с
нашей точки зрения точнее было бы сказать: компонент психологической структуры)
деятельности, создаваемое в процессе обучения и тренировки. В эту модель включен
жизненный опыт человека и знания, полученные при специальном обучении, а также
сведения, поступающие в процессе управления. В содержание модели включается
некоторый набор образов реальной и прогнозируемой обстановки, в которой происходит
деятельность, знание совокупности возможных исполнительских действий, свойств объекта
управления. Модель включает также широкое представление о задачах системы, мотивы
деятельности, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к
нестандартным, маловероятным событиям. Концептуальная модель — это своеобразный
внутренний мир оператора, который основан на большом количестве априорной
информации о среде и который является относительно постоянным фоном действий
человека и базой для принятия решений. Концептуальная модель характеризуется большой
информационной избыточностью, причем актуализируется и осознается в тот или иной
момент лишь то предметное содержание образа, которое требуется для решения
конкретной задачи управления. В работе [41] концептуальная модель рассматривается как
комплексный соотносимый с объектом его целостный динамический образ, в котором
находит свое отражение заданная динамика объекта, номинальная структура процесса, т.е.такая, какой она должна быть в представлении оператора. Содержание постоянной
концептуальной модели относительно независимо от конкретных условий и обстоятельств,
в которых протекает предметное действие. Оно в известной степени абстрагировано от
этих конкретных условий и предстает в готовом виде еще до начала конкретных действий.
Концептуальная модель — базовый компонент структуры образного отражения,
глобальный образ.
Выявление концептуальной модели в деятельности оператора — существенный
момент ее психологического анализа. Однако далее возникают вопросы о том, как эта
модель "развертывается" в процессе деятельности и как регулируются конкретные
действия.
В этой связи возникло понятие оперативного образа, предложенное Д.А. Ошаниным
в 1973 г. [115]. В отличие от предварительно сформированной концептуальной модели это
— специфический образ объекта, формирующийся в процессе выполнения конкретного
действия. Оперативный образ может выступать и как образ очередного действия,
отнесенный к задаче (в этом случае ведущей является регулятивная функция), и как образ,
отнесенный к объекту (в этом случае когнитивная функция преобладает над
регулятивной), и как преимущественно эффекторный образ (энграмма). Все упомянутые
образы взаимосвязаны; их содержание динамично, непостоянно, иногда противоречиво. В
регуляции предметного действия участвует не единственный образ, а их упорядоченная
структурированная система, в которой каждый из них занимает определенное место и
выполняет определенные функции. Оперативные образы могут отражать самую различную
информацию об объекте (с точки зрения ее полноты, объективной существенности, личной
значимости для субъекта и т.п.). Отсюда структуру психического образа (или образов),
регулирующего предметное действие,
можно представить как систему
взаимодействующих, взаимопроникающих компонентов [115].
Содержание образов при выполнении каждого конкретного действия многозначно и
динамично. Образ может содержать как эффекторную, так и афферентную информацию.
При этом эффекторный образ может отражать и общую схему двигательного акта, и
конкретную программу движения. В афферентном образе могут находить отражение не
только актуальные, но и потенциально значимые свойства объектов. Образ, согласно работе
[41], может быть чисто концептуальным, но "перцептивно пустым"; это во многих
ситуациях предметной деятельности значительно снижает эффективность его
регулятивной функции.
Когда говорится об оперативном образе, то подчеркивается динамичность,
изменчивость, текучесть, противоречивость образа, регулирующего конкретное действие,
протекающее во времени и в пространстве. Основное внимание при этом уделяется
механизмам регуляции конкретных действий через сопоставление (сличение,
конфронтацию) соотносимых и соотносящих образов, упреждение в соотносящих образах
текущего процесса. Оперативный образ — это этапный образ, связанный с определенным
этапом выполнения деятельности. Психологически переработка информации есть процесс
конфронтации информационного потока (соотносимых оперативных образов) с
информационным "заделом" (соотносящими оперативными образами).
Если свойство концептуальной модели — относительное постоянство содержания и
лишь постепенное его изменение по мере накопления человеком практического опыта и
теоретических знаний, изменения мотивов, установок, целенаправленности личности, то
свойство этапных образов — их оперативность, которая выражена в самом названии
"оперативный образ". Именно оперативность обеспечивает эффективность регулирующей
функции образа, это общее свойство отражения человеком действительности, необходимое
для эффективной регуляции им своих действий; это тонкая приспособляемость к
условиям деятельности, обеспечивающая гибкое переключение с отражения одних свойствобъектов на отражение других и приводящая содержание отражаемого в соответствие с
требованиями конкретной задачи.
Оперативный образ обладает также такими характеристиками, как прагматичность,
т.е. подчиненность решаемой задаче, адекватность, выраженная в наилучшем соответствии
задаче, специфичность, т.е. пригодность только для конкретной задачи, лаконичность,
выраженная в своеобразной ограниченности, "отвлеченности" от тех особенностей объекта,
которые в данный момент не используются для решения. Одна из наиболее важных и
противоречивых характеристик образа, связанная с лаконичностью, — функциональная
деформация, выражающаяся в изменении образа соответственно субъективному
отношению личности, ее пристрастности. При управлении динамическим объектом у
человека формируется образ, обладающий свойством динамичности, т.е. закономерной
сменой различных состояний во времени [108, 115].
Третье инженерно–психологическое понятие "образ—цель"
выражает
отношение образа к тому результату, ради которого предпринимается деятельность. При
этом заостряется внимание на осознаваемом субъектом его личном отношении к
поставленной задаче. Постановка цели человеком — процесс, характеризующийся
специфическим внутренним отношением между субъективным смыслом задачи для
человека и ее объективным значением (термины "смысл" и "значение" здесь близки к той
трактовке, которую давал им А.Н. Леонтьев). Цель не привносится извне, а формируется
самим индивидом [100].
[67]
Вообще говоря, к изучению психического образа, регулирующего действия
человека, можно подходить с разных сторон, поскольку в любой предметной деятельности
образ выступает во многих взаимосвязанных аспектах: это — и концептуальная модель, и
оперативные образы (соотносящий и соотносимый, эффекторный и афферентный), это — и
перцептивный образ и образ—представление, и мнемический образ, и образ—воображение
и т.д. Наконец, это образ—цель.
В многообразии взаимосвязанных свойств образа выражается его системный
характер. Он и должен изучаться как системный объект, а его отдельные свойства как
проявления системных качеств. Именно образ— цель выступает как системообразующий
фактор, организующий и направляющий всю совокупность процессов образного отражения.
В цели, как и в мотиве, наиболее отчетливо проявляется системный характер психики; они
выступают как интегральные формы психического отражения [98].
По мнению О.А. Конопкина [75], принятая субъектом цель — важнейшее, ведущее
звено осознанного процесса регулирования. Ее регуляторная функция может быть
определена как системообразующая. Благодаря этой функции весь процесс
саморегулирования формируется как "векторное образование" с заданной
направленностью. Именно цель выступает в качестве осознаваемой детерминанты,
определяющей селекцию информации, что является необходимым условием действительно
целенаправленного регулирования деятельности. В силу этого она определяет и многие
особенности конкретной реализации всех других звеньев саморегулирования. Отсюда
следует, что исследование образа в деятельности человека — это прежде всего изучение
генеза, развития и функционирования цели, которая ставится им: ее содержания, формы
представления этого содержания, структуры образа—цели.
То, какой будет деятельность, определяется целью. Цель конструирует
деятельность, определяет ее характеристики и динамику. Она выступает как феномен
опережающего отражения. Эффекты антиципации служат как бы материалом для ее
построения. Она может выступать и как перцептивный образ воспринимаемого объекта, на
который направлено действие, и как образ—представление, и как определенная система
суждений и умозаключений, т.е. "логическая конструкция".
Важнейшим условием, обеспечивающим психическое регулирование предметныхдействий, является включенность в содержание образа осознанной цели деятельности. Цель
— это образ, идеальный или мысленно представленный конечный результат деятельности,
то, чего нет еще реально, но что должно быть получено в ее итоге [102].
Характер представленности цели субъекту и раскрывается в понятии "образ—цель".
В образе—цели объект отражается как изменяющийся не сам по себе, а в результате
деятельности. Образ—цель, так же как концептуальная модель, "впитывает" прошлый
профессиональный опыт человека, включает представление о средствах деятельности,
определяет селекцию, интеграцию и оценку информации, а также формирование гипотез и
принятие решения. Образ—цель должен сохраняться в течение всего времени выполнения
деятельности, иначе возникает ее дезорганизация, что иногда случается при сильных
стрессовых воздействиях.
Именно включенность цели в образ– предопределяет основную функцию последнего
— направленную регуляцию действий.
Важнейшая особенность процесса регуляции (саморегуляции) действий заключается
в его зависимости от содержания цели в том ее виде, как она понята и принята субъектом.
Осознанное регулирование целенаправленной деятельности осуществляется благодаря
диалектическому единству точного отражения объективных закономерностей
действительности и их творческого осмысления относительно цели деятельности,
максимально строгого учета и творческого выбора соответствующих этим условиям и
своим возможностям путей и способов достижения цели [75].
Это означает, что содержание образа–цели нельзя определить только на основании
даже самого полного учета объективно заданных условий деятельности (задач,
информационных моделей, временных и пространственных ограничений, совокупности
технических средств деятельности и т.п.). Для этого необходимо раскрыть субъективные
условия деятельности: мотивы, субъективно–личностное отношение человека к заданию,
определяемое рядом факторов, прежде всего значимостью результатов деятельности для
человека (личностным смыслом, по терминологии А.Н. Леонтьева), уровнем сложности
задач для данного человека, уровнем общей и специальной его подготовки, внутренней
готовностью действовать в данный момент, информационной обеспеченностью
(содержанием концептуальной модели и качеством поступающей информации) и т.п.
Исследование процессов произвольной регуляции действий позволяет судить о сложности
психического образа,
посредством которого осуществляется эта регуляция, и об изменчивости
содержания конкретных образов, их зависимости от системы внешних и внутренних
факторов и условий деятельности.
Завершая рассмотрение содержания и функций образов в деятельности оператора,
нельзя не остановиться на проблеме регуляции действий на основе так называемых
смутных ощущений. Впервые о них как о "валовом чувстве" говорит И.М. Сеченов в связи
с анализом уровней и форм психической регуляции действий. Позднее эта проблема
применительно к психологии трудовой деятельности ставится в трудах С. Г. Геллерштейна,
который обращает внимание на то, что "смутные ощущения могут определять весьма
сложную ориентацию и регулировать до тонких степеней отшлифованные действия" [36, с.
305—306]. При этом происходят сложные процессы перехода смутных неосознаваемых
ощущений в более отчетливые и обратно — в сферу неосознаваемого, бессознательного.
Обратный переход качественно преобразует и обогащает образ, обеспечивает более
совершенную регуляцию действий, часто — успешное решение задач, возникающих в
острых критических ситуациях.
Концепция С.Г. Геллерштейна, подтвержденная им экспериментально, позволяет
судить о сложности взаимосвязи внутри образа осознаваемых и неосознаваемых его
компонентов и определяет одно из важнейших направлений прикладных исследований —выявление и анализ специфических механизмов ошибочных и успешных действий человека
в нестандартных ситуациях.