ПРОБЛЕМА ОБРАЗА В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В общей психологии образ исследуется преимущественно как феномен когнитивной функции психики. Но функции психики не ограничиваются только познанием, не менее важна осуществляемая психикой регуляция деятельности (и поведения человека в целом). Эта функция выступает на первый план, как только мы обращаемся от общепсихологических исследований к исследованиям различных видов человеческой деятельности в плане психологии труда, спорта, инженерной психологии и т.п.
Иконка файла материала ПРОБЛЕМА ОБРАЗА В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ.doc
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В общей психологии образ исследуется преимущественно как феномен когнитивной функции психики. Но функции психики не ограничиваются только познанием, не менее важна осуществляемая психикой регуляция деятельности (и поведения человека в целом). Эта   функция   выступает   на   первый   план,   как   только   мы   обращаемся   от общепсихологических   исследований   к   исследованиям   различных   видов   человеческой деятельности в плане психологии труда, спорта, инженерной психологии и т.п. Психический образ является не просто звеном в цепи познавательных процессов — он выполняет функцию регулятора предметных действий, обеспечивая их адекватность предмету, средствам и условиям. В деятельности цель выступает для субъекта в форме образа будущего результата. Такой образ предваряет саму деятельность. На его основе формируются   планы,   стратегия   деятельности,   совокупность   конкретных   действий, операций и т.д. Психический образ будущего результата предстоящей деятельности как ее цель должен существовать для субъекта так, чтобы он мог оперировать с этим образом, видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Но это возможно лишь в том случае, если образ осознается. Осознаваемый образ выступает в качестве идеальной меры, которая овеществляется в деятельности [81]. Деятельность человека имеет сложную психологическую структуру, включающую ряд "взаимоперекрывающихся блоков", соотношение между которыми весьма динамично. Эта структура описана в [18, 67, 113]. Не рассматривая ее здесь, отметим, что все "блоки" так или иначе связаны с различными уровнями и формами образного отражения, которое как бы пронизывает всю деятельность, является ее важнейшей составляющей. Существенная  роль  в  механизме  регуляции  деятельности   принадлежит   сличению образов,   возникающих   в   процессе   ее   выполнения,   с   образом—целью,   выступающей   в качестве идеальной меры. Эта   роль   была   впервые   наиболее   отчетливо   раскрыта   в  теории   функциональной системы,  разработанной П.К. Анохиным  [12].  Любой поведенческий  акт, согласно этой теории, необходимо включает сличение выполняемого действия с акцептором результата действия,   осуществляющим   опережающее   отражение.   Аналогичная   роль   отводится сличению в теории физиологии активности Н.А. Бернштейна [20]. Здесь   механизм   регуляции   понимается   как   сличение   "реально   существующего образа" с должным, с "потребным будущим". Этот образ будущего выступает в качестве определяющего фактора в возникновении микропрограммы двигательного акта. Именно смысловой образ через сличение управляет движением на предметном уровне. В работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна психология находит наиболее общую теоретическую схему механизма регуляции целесообразного поведения и деятельности, а именно: сличение текущего образа с заданной целью и сенсорные коррекции как способ устранения рассогласований. Концепция сличения развивалась в работах А.В. Запорожца [56, 57], который писал о том, что, когда у субъекта сложился адекватный образ ситуации и тех действий, которые должны быть выполнены, возникают резкие сдвиги в характере поведения; с появлением образа ориентировка не угасает, а начинает осуществлять новую функцию — контроля за выполнением движения путем сличения со сложившимся образцом. Д.А.   Ошанин   указывает   на   конфронтацию,   сопоставление   соотносящих   и соотносимых оперативных образов как на механизм регуляции предметных действий [115]. Значение сличения оценки текущего состояния объекта с образом—целью, т.е. образом задаваемого будущего состояния объекта (состояния, которое должно быть достигнуто в результате действия) в психической регуляции деятельности, отмечается также в других работах [102].Применительно   к   проблематике   инженерной   психологии   разными   авторами предложен   ряд   понятий,   используемых   для   характеристики   образа,   регулирующего предметные   действия   оператора;   три   из   них   можно   выделить   как   фундаментальные: "концептуальная   модель",   "оперативный   образ"   и   "образ—цель".   По   содержанию   они близки,   но   не   тождественны.   В   каждом   из   этих   понятий   выделяются   определенные характеристики образа, формирующегося у оператора и осуществляющего регулятивную функцию. Многообразие характеристик этого образа, выявленное в исследованиях  [75, 115, 158],  позволяет   рассматривать   его   как   системный   феномен,   включающий   ряд взаимосвязанных и весьма динамичных компонентов. Пожалуй,   наиболее  емким  является   понятие   концептуальной   модели,  в  котором фиксируются момент отражения оператором объекта и ситуация управления во всей их полноте. Это понятие (сопсер1иа1 то(1е1) было предложено английским психологом А.Т. Велфордом в 1961 г. на XIV Международном конгрессе по прикладной психологии [176]. Автор   раскрывает   концептуальную   модель   как   глобальный   образ,   формирующийся   в голове оператора. Он пишет, что хотя такая модель часто груба и не точна, но она все же дает   оператору   целостную   картину   и   поэтому   обеспечивает   возможность   соотнесения разных частей процесса с целым, а соответственно и действовать эффективно [175, с. 186]. Отметим,   что   в   то   время   в   англо–американской   инженерной   психологии   наиболее распространенными   были   теоретические   схемы   и   концепции,   заимствованные   из технических   наук   и   трактующие   деятельность   оператора   в   терминах   "входных"   и "выходных" характеристик, "передаточных функций" и т.д. Деятельность описывалась в основном как последовательность "стимулов и реакций". Выступление Велфорда имело принципиальное   значение,   поскольку   он   подчеркивал   необходимость   исследования   не только внешне наблюдаемой картины действий оператора, но и его внутреннего мира: тех психических процессов, которые выступают в роли регуляторов действий. Советская   инженерная   психология,   в   которой   сложился   подход   к   изучению психических явлений с позиции теории отражения, а в этой связи всегда подчеркивалась необходимость   анализа   не   только   внешней   картины   поведения   (деятельности),   но   и внутренних   субъективных   процессов,   быстро   ассимилировала   понятие   "концептуальная модель".   Наиболее   полно   оно   раскрывается   в   работах   В.П.   Зинченко   с   сотрудниками [41,158]. Концептуальная   модель   рассматривается   как   основное   внутреннее   средство   (с нашей   точки   зрения   точнее   было   бы   сказать:   компонент   психологической   структуры) деятельности,   создаваемое   в   процессе   обучения   и   тренировки.   В   эту   модель   включен жизненный   опыт   человека   и   знания,   полученные   при   специальном   обучении,   а   также сведения,   поступающие   в   процессе   управления.   В   содержание   модели   включается некоторый набор образов реальной и прогнозируемой обстановки, в которой происходит деятельность, знание совокупности возможных исполнительских действий, свойств объекта управления. Модель включает также широкое представление о задачах системы, мотивы деятельности,   знание   последствий   правильных   и   ошибочных   решений,   готовность   к нестандартным, маловероятным событиям. Концептуальная модель  —  это своеобразный внутренний   мир   оператора,   который   основан   на   большом   количестве   априорной информации   о   среде   и   который   является   относительно   постоянным   фоном   действий человека и базой для принятия решений. Концептуальная модель характеризуется большой информационной избыточностью, причем актуализируется  и осознается в тот или  иной момент   лишь   то   предметное   содержание   образа,   которое   требуется   для   решения конкретной задачи управления. В работе [41] концептуальная модель рассматривается как комплексный   соотносимый   с   объектом   его   целостный   динамический   образ,   в   котором находит свое отражение заданная динамика объекта, номинальная структура процесса, т.е.такая,   какой   она   должна   быть   в   представлении   оператора.   Содержание   постоянной концептуальной модели относительно независимо от конкретных условий и обстоятельств, в которых протекает предметное действие. Оно в известной степени абстрагировано от этих конкретных условий и предстает в готовом виде еще до начала конкретных действий. Концептуальная   модель  —  базовый   компонент   структуры   образного   отражения, глобальный образ. Выявление   концептуальной   модели   в   деятельности   оператора  —  существенный момент ее психологического  анализа. Однако далее  возникают  вопросы  о том, как эта модель   "развертывается"   в   процессе   деятельности   и   как   регулируются   конкретные действия. В этой связи возникло понятие оперативного образа, предложенное Д.А. Ошаниным в 1973 г. [115]. В отличие от предварительно сформированной концептуальной модели это —  специфический  образ объекта, формирующийся  в процессе выполнения конкретного действия.   Оперативный   образ   может   выступать   и   как   образ   очередного   действия, отнесенный к задаче (в этом случае ведущей является регулятивная функция), и как образ, отнесенный   к   объекту   (в   этом   случае   когнитивная   функция   преобладает   над регулятивной), и как преимущественно эффекторный образ (энграмма). Все упомянутые образы взаимосвязаны; их содержание динамично, непостоянно, иногда противоречиво. В регуляции предметного действия участвует не единственный образ, а их упорядоченная структурированная   система,   в   которой  каждый   из   них   занимает   определенное   место   и выполняет определенные функции. Оперативные образы могут отражать самую различную информацию об объекте (с точки зрения ее полноты, объективной существенности, личной значимости для субъекта и т.п.). Отсюда структуру психического образа (или образов), регулирующего   предметное   действие,   можно   представить   как   систему взаимодействующих, взаимопроникающих компонентов [115]. Содержание образов при выполнении каждого конкретного действия многозначно и динамично. Образ может содержать как эффекторную, так и афферентную информацию. При   этом   эффекторный   образ   может   отражать   и   общую   схему   двигательного   акта,   и конкретную программу движения. В афферентном образе могут находить отражение не только актуальные, но и потенциально значимые свойства объектов. Образ, согласно работе [41],  может   быть   чисто   концептуальным,   но   "перцептивно   пустым";   это   во   многих ситуациях   предметной   деятельности   значительно   снижает   эффективность   его регулятивной функции. Когда   говорится   об   оперативном   образе,   то   подчеркивается   динамичность, изменчивость, текучесть, противоречивость образа, регулирующего конкретное действие, протекающее   во   времени   и   в   пространстве.   Основное   внимание   при   этом   уделяется механизмам   регуляции   конкретных   действий   через   сопоставление   (сличение, конфронтацию) соотносимых и соотносящих образов, упреждение в соотносящих образах текущего процесса. Оперативный образ — это этапный образ, связанный с определенным этапом выполнения деятельности. Психологически переработка информации есть процесс конфронтации   информационного   потока   (соотносимых   оперативных   образов)   с информационным "заделом" (соотносящими оперативными образами). Если свойство концептуальной модели — относительное постоянство содержания и лишь постепенное его изменение по мере накопления человеком практического опыта и теоретических знаний, изменения мотивов, установок, целенаправленности личности, то свойство   этапных   образов  —  их   оперативность,   которая   выражена   в   самом   названии "оперативный образ". Именно оперативность обеспечивает эффективность регулирующей функции образа, это общее свойство отражения человеком действительности, необходимое для   эффективной   регуляции   им   своих   действий;   это   тонкая   приспособляемость   к условиям деятельности, обеспечивающая гибкое переключение с отражения одних свойствобъектов на отражение других и приводящая содержание отражаемого в соответствие с требованиями конкретной задачи. Оперативный образ обладает также такими характеристиками, как прагматичность, т.е. подчиненность решаемой задаче, адекватность, выраженная в наилучшем соответствии задаче,   специфичность,   т.е.   пригодность   только   для   конкретной   задачи,   лаконичность, выраженная в своеобразной ограниченности, "отвлеченности" от тех особенностей объекта, которые   в   данный   момент   не   используются   для   решения.   Одна   из   наиболее   важных   и противоречивых   характеристик   образа,   связанная   с   лаконичностью,  —  функциональная деформация,   выражающаяся   в   изменении   образа   соответственно   субъективному отношению   личности,   ее   пристрастности.   При   управлении   динамическим   объектом   у человека   формируется   образ,   обладающий   свойством   динамичности,   т.е.   закономерной сменой различных состояний во времени [108, 115]. Третье   инженерно–психологическое   понятие   "образ—цель"   выражает отношение образа к тому результату, ради которого предпринимается деятельность. При этом   заостряется   внимание   на   осознаваемом   субъектом   его   личном   отношении   к поставленной   задаче.   Постановка   цели   человеком  —  процесс,   характеризующийся специфическим   внутренним   отношением   между   субъективным   смыслом   задачи   для человека и ее объективным значением (термины "смысл" и "значение" здесь близки к той трактовке, которую давал им А.Н. Леонтьев). Цель не привносится извне, а формируется самим индивидом [100]. [67] Вообще   говоря,   к   изучению   психического   образа,   регулирующего   действия человека, можно подходить с разных сторон, поскольку в любой предметной деятельности образ выступает во многих взаимосвязанных аспектах: это — и концептуальная модель, и оперативные образы (соотносящий и соотносимый, эффекторный и афферентный), это — и перцептивный образ и образ—представление, и мнемический образ, и образ—воображение и т.д. Наконец, это образ—цель. В   многообразии   взаимосвязанных   свойств   образа   выражается   его   системный характер. Он и должен изучаться как системный объект, а его отдельные свойства как проявления системных качеств. Именно образ—  цель выступает как системообразующий фактор, организующий и направляющий всю совокупность процессов образного отражения. В цели, как и в мотиве, наиболее отчетливо проявляется системный характер психики; они выступают как интегральные формы психического отражения [98]. По мнению О.А. Конопкина [75], принятая субъектом цель — важнейшее, ведущее звено   осознанного   процесса   регулирования.   Ее   регуляторная   функция   может   быть определена   как   системообразующая.   Благодаря   этой   функции   весь   процесс саморегулирования   формируется   как   "векторное   образование"   с   заданной направленностью.   Именно   цель   выступает   в   качестве   осознаваемой   детерминанты, определяющей селекцию информации, что является необходимым условием действительно целенаправленного регулирования деятельности. В силу этого она определяет и многие особенности   конкретной   реализации   всех   других   звеньев   саморегулирования.   Отсюда следует, что исследование образа в деятельности человека —  это прежде всего изучение генеза, развития и функционирования цели, которая ставится им: ее содержания, формы представления этого содержания, структуры образа—цели. То,   какой   будет   деятельность,   определяется   целью.   Цель   конструирует деятельность,   определяет   ее   характеристики   и   динамику.   Она   выступает   как   феномен опережающего   отражения.   Эффекты   антиципации   служат   как   бы   материалом   для   ее построения. Она может выступать и как перцептивный образ воспринимаемого объекта, на который направлено действие, и как образ—представление, и как определенная система суждений и умозаключений, т.е. "логическая конструкция". Важнейшим   условием,   обеспечивающим   психическое   регулирование   предметныхдействий, является включенность в содержание образа осознанной цели деятельности. Цель — это образ, идеальный или мысленно представленный конечный результат деятельности, то, чего нет еще реально, но что должно быть получено в ее итоге [102]. Характер представленности цели субъекту и раскрывается в понятии "образ—цель". В   образе—цели   объект   отражается   как   изменяющийся   не   сам   по   себе,   а   в   результате деятельности.   Образ—цель,   так   же   как   концептуальная   модель,   "впитывает"   прошлый профессиональный   опыт   человека,   включает   представление   о   средствах   деятельности, определяет селекцию, интеграцию и оценку информации, а также формирование гипотез и принятие решения. Образ—цель должен сохраняться в течение всего времени выполнения деятельности,   иначе   возникает   ее   дезорганизация,   что   иногда   случается   при   сильных стрессовых воздействиях. Именно включенность цели в образ– предопределяет основную функцию последнего — направленную регуляцию действий. Важнейшая особенность процесса регуляции (саморегуляции) действий заключается в его зависимости от содержания цели в том ее виде, как она понята и принята субъектом. Осознанное   регулирование   целенаправленной   деятельности   осуществляется   благодаря диалектическому   единству   точного   отражения   объективных   закономерностей действительности   и   их   творческого   осмысления   относительно   цели   деятельности, максимально   строгого   учета   и   творческого   выбора   соответствующих   этим   условиям   и своим возможностям путей и способов достижения цели [75]. Это означает, что содержание образа–цели нельзя определить только на основании даже   самого   полного   учета   объективно   заданных   условий   деятельности   (задач, информационных   моделей,   временных   и   пространственных   ограничений,   совокупности технических средств деятельности и т.п.). Для этого необходимо раскрыть субъективные условия деятельности: мотивы, субъективно–личностное отношение человека к заданию, определяемое рядом факторов, прежде всего значимостью результатов деятельности для человека (личностным смыслом,  по терминологии  А.Н. Леонтьева),  уровнем сложности задач для данного человека, уровнем общей и специальной его подготовки, внутренней готовностью   действовать   в   данный   момент,   информационной   обеспеченностью (содержанием   концептуальной   модели   и   качеством   поступающей   информации)   и   т.п. Исследование процессов произвольной регуляции действий позволяет судить о сложности психического образа, посредством   которого   осуществляется   эта   регуляция,   и   об   изменчивости содержания   конкретных   образов,   их   зависимости   от   системы   внешних   и   внутренних факторов и условий деятельности. Завершая рассмотрение содержания и функций образов в деятельности оператора, нельзя   не   остановиться   на   проблеме   регуляции   действий   на   основе   так   называемых смутных ощущений. Впервые о них как о "валовом чувстве" говорит И.М. Сеченов в связи с   анализом   уровней   и   форм   психической   регуляции   действий.   Позднее   эта   проблема применительно к психологии трудовой деятельности ставится в трудах С. Г. Геллерштейна, который   обращает   внимание   на   то,   что   "смутные   ощущения   могут   определять   весьма сложную ориентацию и регулировать до тонких степеней отшлифованные действия" [36, с. 305—306].  При этом происходят сложные процессы перехода смутных неосознаваемых ощущений в более отчетливые и обратно  —  в сферу неосознаваемого, бессознательного. Обратный   переход   качественно   преобразует   и   обогащает   образ,   обеспечивает   более совершенную   регуляцию   действий,   часто  —  успешное   решение   задач,   возникающих   в острых критических ситуациях. Концепция   С.Г.   Геллерштейна,   подтвержденная   им   экспериментально,   позволяет судить   о   сложности   взаимосвязи   внутри   образа   осознаваемых   и   неосознаваемых   его компонентов и определяет одно из важнейших направлений прикладных исследований —выявление и анализ специфических механизмов ошибочных и успешных действий человека в нестандартных ситуациях.