Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации
Оценка 5

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Детсад
22.02.2017
Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации
Научная статья в которой раскрываются не только теоретические аспекты проблемы воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды ДОО, но и предлагается авторский взгляд, это некая системная работа, нацеленный на решение данной проблемы и достижения положительных результатов в воспитании творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды ДОО.Авторская статья в формате *doc
Шайхутдинова О.В. Статья.doc
УДК 37 ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Шайхутдинова О.В. Методист Муниципальное бюджетное учреждение «Школа № 89», студент магистратуры «Педагогика и психология воспитания» Тольяттинский государственный университет, Россия, г.Тольятти Обновление   образовательной   парадигмы   на   современном   этапе характеризуется   переходом   от   воспитания   личности   «много   знающей»   к воспитанию   личности   творческой,   умеющей   творчески   мыслить,   решать нестандартные   задачи.   Данный   подход  обусловлен   нормативно   –   правовыми документами федерального уровня: закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный   образовательный   стандарт   дошкольного   образования   (от   17 октября 2013  г.).  Эти  документы  внесли  существенные  изменения  в  систему дошкольного   образования   в   части   обязательных   требований   и   условий реализации   образовательной   программы   дошкольной   образовательной организации   (ДОО),   которые   напрямую   затрагивают   вопросы   создания благоприятных   условий   для   развития   полноценной   творческой   личности ребёнка. ФГОС ДО постановил, что программа ДОО должна быть направленна на   создание   условий   развития   ребёнка,   развития   инициативы   и   творческих способностей,   а   также   на   «создание   развивающей   образовательной   среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребёнка».   В   связи   с   этим   одной   из   задач   дошкольной   организации   является развитие   у   детей способности   к   творчеству   на   основе   знаний   и   учета   его возрастных   и   индивидуальных   способностей.   Решение   данной   задачи   важно начинать   в   дошкольном   детстве,   поскольку   именно   этот   возраст   является восприимчивым для развития и формирования творческой личности. Кроме   этого   ФГОС   ДО   устанавливает   целевые   ориентиры   на   этапе завершения дошкольного образования, в них указывается, что ребёнок должен «обладать   развитым   воображением»   и   другими   показателями,   которые   в совокупности представляют творческую личность. Воспитание   творческой   личности   важно   и   для   успешной   социализации ребёнка в обществе, и для успешного обучения в школе.  Итак, основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения и мышления. Понятие   «творческие   способности»   тесно   связано   с   понятием «творчество»,   «творческая   деятельность».   Под   творческой   деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто   новое   –   будь   это   предмет   внешнего   мира   или   построение   мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.  Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует   творческая   деятельность,   результатом   которой   является   не воспроизведение   бывших   в   его   опыте   впечатлений   или   действий,   а   создание новых   образов   или   действий.   В   основе   этого   вида   деятельности   лежат творческие способности.   Анализ психолого­педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка­дошкольника. Как  показали   исследования  Л.  С.  Выгодского,  В.  В.  Давыдова,   Е.  И.    Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других,    воображение   является   условием   творческого   преобразования   имеющихся   у    детей знаний, способствует саморазвитию личности.   Вопросы творчества и его развития в дошкольном возрасте исследовали педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова,   Т.С.   Комарова   и   другие.   В   своих   работах   они   указывали   на необходимость   развития   творчества   детей.   Педагоги   Л.С.   Выготский   и   Н.А. Ветлугина   считали,   что   детей   следует,   как   можно   раньше   побуждать   к выполнению   творческих   заданий.   Детское   творчество   характеризующиеся непосредственностью является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности.  Ученые по разному определяли воспитательный потенциал среды: среда наполненная нравственно­эстетическими ценностями дает возможность жить и развиваться,   создает   мир   заново,   в   ней   есть   сила   и   действие   (В.С.Библер), формирует   отношение   к   базовым   ценностям,   способствует   усвоению социального опыта, приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляет  целостную социокультурную систему, способствует распространению   новых   культурных   ценностей,   стимулирует   групповые интересы (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних   отношений   во   внутреннюю   структуру   личности   (А.В.Мудрик); окружает,   принизывает,   завлекает   в   орбиту   деятельности   субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев). Л.И.Божович   среду   определяет   как   особое   сочетание   внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и   новые   качественные   образования.   Важно   понять   характер   переживания ребенка, включенного в среду, характер его отношения к среде. Исходя   из   определения   среды   как   условия   развития   и   становления личности   (Е.В.   Бондаревская,   B.C.   Библер,   Л.C.   Выготский,   И.С.   Кон, М.Монтессори, В.А. Сухомлинский, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, P.M. Чумичева,   В.А.   Ясвин   и   др.)   можно   говорить   о   проектировании   среды, способствующей развитию творческой деятельности, то есть социокультурной среды дошкольной организации. Системообразующим   фактором   для   проектирования   социокультурной среды   дошкольной   образовательной   организации   должна   быть   деятельность понятная, доступная и интересная ребёнку­дошкольнику. На наш взгляд такой деятельностью   для   детей   дошкольного   возраста   может   выступать исследовательская деятельность, как «особый вид интеллектуально­творческой деятельности,   порождаемой   в   результате   функционирования   механизмов поисковой   активности   и   строящейся   на   базе   исследовательского   поведения» (А.И.Савенков). Проектирую   социокультурную   среду   необходимо   учитывать,   что исследовательская   деятельность   должна   быть   возможной   для   реализации   в каждом направлении детского развития: познавательном, речевом, социально­ коммуникативном, художественно­эстетическом и физическом. Программа,   разработанная   нами,   «Путешествие   в   страну   Фантазий» предлагает   вариант,   как   «пронизать»   каждую   образовательную   область исследовательской   деятельностью.   В   программе   значимая   роль   отводится средовому   фактору,   так   называемой   «социокультурной   среде»,   которую необходимо соответствующим образом формировать. Программа рассчитана на 1 год, её реализация начата в сентябре 2016 года,   но   уже   сейчас   можно   говорить   о   первых   результатах.   Специально созданная среда для реализации исследовательской деятельность стимулирует и поддерживает   интерес   детей   к   процессу   исследования.   Дети   с   радостью принимают   предлагаемые   воспитателем   исследовательские   проблемы, стараются решить их нестандартным способом и что, не мало, важно являются инициаторами   постановки   исследовательской   проблемы   в   самостоятельной деятельности.   Сам   процесс   исследования   превращается   в   совместную творческую   деятельность   педагога   и   детей   нацеленную   на   определённый результат. Таким образом, во главу угла воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации поставлена исследовательская деятельность как деятельность интеллектуально­ творческая,   как   некий   вид   детской   активности,   направленный   на   поиск информации путём практической манипуляции с объектами исследования. Список литературы 1.   Волосовец   Т.В.   Разработка   спецификаций   развивающей   предметно­ пространственной   среды   дошкольной   образовательной   организации   в соответствии   с   ФГОС   дошкольного   образования   [электронный   ресурс]//.   – http://goo.gl/VhpiUr 2.  Руденко  И.В. «Современные   образовательные   технологии  в  работе   с дошкольниками» // Вектор науки ТГУ. 2013 №1. С. 423 – 426. 3.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   (Приказ Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. © О.В.Шайхутдинова, 2016

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания творческой личности ребёнка средствами социокультурной среды дошкольной образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017