Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Оценка 4.9

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
окружающий мир
4 кл
20.06.2017
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Настоящая работа предполагает рассмотреть организацию исследовательской деятельности с использованием проблемно-диалоговой технологии. Данная технология позволяет учащимся выйти на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно-диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено.Настоящая работа предполагает рассмотреть организацию исследовательской деятельности с использованием проблемно-диалоговой технологии. Данная технология позволяет учащимся выйти на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно-диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено.
Доклад МО.doc
Доклад Проблемно­диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся                                                               Выполнила                                                                Шишкина Наталья Александровна Самара, 2017 ВВЕДЕНИЕ «К   школьнику   относиться   нужно   не   как   к   сосуду,   который   предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» В. А. Сухомлинский «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров Актуальность.  Настоящая   работа   предполагает   рассмотреть организацию исследовательской деятельности с использованием проблемно­ диалоговой   технологии.   Данная   технология   позволяет   учащимся   выйти   на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно­диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено. Сегодня   обществу   нужен   не   только   человек,   который   много   знает   и умеет, но прежде       всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.        В Федеральном Государственном Образовательном стандарте тоже говорится   о   результатах,   об   образовательных   результатах,   к   которым   мы должны   прийти.   Эти   результаты   можно   представить   словами   российского педагога, деятеля народного образования В.П. Вахтерова: «Образован не тот, кто много  знает, а  тот,  кто хочет  много  знать, и кто  умеет добывать  эти 2 знания». Исходя из этого выражения, одними из ключевых умений являются исследовательские   умения.   Возникла   необходимость   использовать   новую организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные технологии.   Одной   из   наиболее   универсальных   технологий   является технология проблемно­диалогического обучения.  Исследовательская деятельность является эффективным комплексным средством   гармоничного   развития   личности,   она   способствует   успешной социализации   личности,   дает   возможность   приобрести   различные   навыки, формирует ценные личные качества: коллективизм, взаимопомощь, смелость, находчивость, инициативность, настойчивость, решительность, терпеливость, аккуратность и другие.   Актуальность данной технологии обусловлена тем, что   она   помогает   учащимся   самостоятельно   открывать   новые   знания.   На смену   монологу   приходит   диалог.   Внедрение   данной   технологии   даёт возможность   идти   не   от   учебного   предмета   к   ребёнку,   а   от   ребёнка   к учебному   предмету;   идти   от   тех   возможностей,   которыми   располагает ребёнок – учить его с учётом потенциальных возможностей.  Исследовательская   деятельность   обеспечивает   овладение   методами научного   познания,   формирует   черты   творческой   деятельности,   является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. Исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Сущность исследовательского метода следует определить   как   способ   организации   поисковой,   творческой   деятельности учащихся  по   решению  новых  для  них  проблем,  исследовательских  задач  с заранее   неизвестным   результатом   и   предполагающий   наличие   основных этапов, характерных для научного исследования.              Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного   и   проблемно­диалогического   обучения.   И   по­прежнему традиционное   обучение,   в   особенности   в   нашей   стране,   строится   не   на 3 методах   самостоятельного,   творческого   исследовательского   поиска,   а   на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем­то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается   главная   черта   исследовательского   поведения   ­   поисковая активность.   Итогом   становится   потеря   любознательности,   способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.   Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям   и   навыкам   исследовательского   поиска   становится   важнейшей задачей образования и современного учителя. Это предопределило выбор темы работы, содержание раскрываемых в ней вопросов.         Степень разработанности проблемы. Для данного исследования важное теоретическое и практическое значение имеют труды по социально­ педагогическим   основам   воспитательно­образовательного   процесса     таких авторов   как   Л.С.   Выготский,   А.С.   Макаренко,   В.А.   Сухомлинский,   Т.С.   Методические   и   дидактические   основы   использования Шацкий   и   др.   исследовательских   методов   в   обучении   обоснованы   И.Я.   Лернером,   М.И. Махмутовым,    М.Н.  Скаткиным.  Обоснование   обучения,   направленного   на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, И.С.Якиманской. Концепциям   развития   системы   образования,   в   том   числе   проблемам исследовательской   деятельности   учащихся   посвящены   работы   ­ Ю.К.   Бабанского,   А.К.   Бруднова,   В.А.   Горского,   В.М.   Коротова,   И.Я. Лернера, Р.С. Гайсиной, Т.И. Немцевой, И.Е. Мураховского, А.В. Леонтовича, Г.В: Козловой и др.             Использование исследовательской деятельности дает возможность показать учащимся больше разнообразных методов и примеров исследований. 4 Объект исследования: исследовательская деятельность обучающихся.  Предмет исследования: проблемно­диалоговые технологии.  Цель   исследования:  обоснование   педагогической   целесообразности   в использования   технологии   проблемно   –   диалогической   технологии   организации исследовательской деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить   и   проанализировать   научную   литературу   по   технологии проблемно­диалогического обучения. 2. Систематизировать   методы,   формы   и   приемы   проблемно­ диалогического обучения. 3. Апробировать   приемы   проблемно­диалогического   обучения   в организации   исследовательской   деятельности   на   уроках   в   начальных классах. Гипотеза:  проблемно­диалоговые   технологии,   позволяют   сформировать исследовательские умения. Методы исследования: ­ изучение и анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме исследования;  ­ анализ и обобщение передового педагогического опыта. Ι ГЛАВА   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Технология   проблемно­диалогического   обучения   способствует развитию   учащихся   познавательных   умений,   готовит   ученика   к   поиску самостоятельного   решения.   Основная   особенность   этой   технологии заключается   в   том,   что   новые   знания   не     даются   в   готовом   виде.   Дети 5 открывают   их   сами   в   процессе   самостоятельной   исследовательской деятельности:   они   усваивают   лучше   то,  что  открыли  сами  и   выразили  по­ своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.   На   таких   уроках   ученики   больше   думают,   чаще   говорят,   активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют.   Проявляют   инициативу   и   в   результате   вырабатывают   характер. Проблемно­диалогическое   обучение   это   обучение,   которое     обеспечивает творческое   усвоение   знаний   учениками   посредством   специально организованного учителем диалога.  Различают два вида диалога: Побуждающий диалог – представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к созданию   противоречия   и   формулированию   учебной   проблемы.   На   этапе постановки   проблемы   этот   диалог   применяется   для   того,   чтобы   ученики   и осознали   противоречие, сформулировали   проблему.   На   этапе   поиска   решения   учитель   побуждает   заложенное   в   проблемной   ситуации, учеников   выдвинуть   и   проверить     гипотезы,   т.е.   обеспечивает   «открытие» знаний путём проб и ошибок. Подводящий диалог ­ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое   мышление   учеников.   На   этапе   постановки   проблемы   учитель пошагово   подводит   учеников   к   формулированию   темы.   На   этапе   поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к пониманию темы урока. [9] Возникает вопрос: Как формировать исследовательские умения? 6 Я   считаю,   чтобы   сформировать   исследовательские   умения   необходимо использовать образовательные технологии. Например, технологию проблемно­ диалогического   обучения.     Именно   эта   технология   позволяет   удивляться тайнам   окружающего   мира,   испытывать     радость   творчества   и   восторг открытия, делиться  своим открытием с другими. Проблемно­диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает   творческое усвоение знаний   учащимися   посредством   специально   организованного   учителем диалога. Таким образом, на проблемно­диалогических уроках учитель сначала с   помощью   диалога   помогает   поставить   учебную   проблему,   т.е. сформулировать   тему   урока   или   вопрос   для   исследования.   Тем   самым   у   материалу,   бескорыстная школьников   вызывается   интерес   к   новому   познавательная   мотивация.   Затем   учитель   с   помощью   диалога   организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. При   работе     с   использованием   проблемно­диалогической   технологии происходит развитие: • умственных   способностей   учащихся   (возникающие   затруднения заставляют учащихся задумываться,  искать выход из проблемной ситуации); • самостоятельности   (самостоятельное   видение   проблемы, формулировка самостоятельность выбора плана решения);   проблемного   вопроса,   проблемной   ситуации, • креативного     мышления   (самостоятельное   применение   знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). [16] Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения   ­ то, что, пожалуй, больше всего   может   помочь   человеку   не   просто   выжить   в   современном   мире,   а 7 реализовать   себя,   свой   творческий   потенциал.   С   данной   точки   зрения воспитание   у   детей   исследовательской   установки   по   отношению   к   жизни является   важнейшей   задачей   современной   школы.   А   значит,   весьма актуальным становится вопрос о том, как создать у детей разных возрастных групп   и   с   разным   уровнем   развития   познавательных  потребностей   и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и к самому себе, становлению   у   него   исследовательской   позиции.   При   организации исследовательской деятельности младших школьников необходимо учитывать следующие условия: –целенаправленность; –систематичность; –мотивированность; –психологический   климат   (благоприятный   для   напряженной исследовательской деятельности); –создание творческой атмосферы; –учет возрастных особенностей детей.     Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского   отношения   к   миру.   Это   непосредственно   связано   с развитием   познавательных   интересов,   которые   становятся   пусковым механизмом   для   осуществления   детьми   больших   и   малых   исследований, позволяющим им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести   универсальные   способы   его   познания   –   исследовательские умения.        Большое   значение   исследовательской   деятельности   для   развития творческих   способностей   и   исследовательских   умений   школьников стимулирует   широкое   распространение   и   внедрение   в   образовательную 8 практику   различных   форм   проектной   и   исследовательской   деятельности учащихся. Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой и заключается в том, чтобы у ребенка была развита   собственная   мотивация   к   выполнению   исследовательской   работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы все время держали его в творческом напряжении. Очень важно, чтобы ребенок на самом первом   этапе   своего   обучения   в  школе  мог   прикоснуться  к   многообразию окружающей действительности, удивиться ее тайнам и в процессе их познания испытать   радость   творчества,   восторг   открытия.   В   этом   смысле   значение такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить. Такие темы, как «Тела и вещества», «Кто такие насекомые, рыбы, птицы», «Притяжение Земли»   и   др.   сами   «напрашиваются»   на   использование   исследования   в процессе   их   изучения.   Другие   предметы   также   позволяют   использовать исследовательский метод или его элементы при открытии новых знаний. В то же время сам по себе предмет, какими бы содержательными возможностями он ни обладал, не может обеспечить тех или иных познавательных интересов, исследовательского   отношения   к   миру   или   исследовательских   умений учащихся.   Большое   значение   в   данном   случае   принадлежит   методу преподавания.   Учитель   по   возможности   и   в   соответствии   с   темой   урока должен использовать  проблемно – диалогический метод обучения, так как именно он позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя. Этот   метод   обеспечивает   высокий   уровень   самостоятельности   ребенка   в процессе  учения,  такое  построение  учебного  процесса,  когда  в  его  центре стоит   ребенок   со   своими   вопросами   и   интересами,   а   не   учитель   с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде». Важно   и   то,   что   проблемно   –   исследовательский   метод   предполагает   не только   индивидуальный,   но   и   групповой,   совместный   поиск   неизвестного   самостоятельные учащимися.   Индивидуальное   творчество   ребенка, 9 эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком   случае   необходимыми   составляющими   обучения.   При   таком построении   процесса   обучения   обеспечивается   развитие   коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения,   без   которых   невозможно   более   или   менее   самостоятельное выполнение   исследовательской   и   проектной   работы,   а   в   конечном   итоге умение   учиться,   и   не   только   в   школе,   а   в   течение   всей   жизни,   на   что   и направляет   нас   ФГОС,   то   есть   формирование   универсальных   учебных действий. [2] Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить   поле   исследовательской   деятельности   для   детей   позволяют дополнительные   занятия   с   учащимися   начальных   классов   во   внеурочное время.   Работу   во   внеурочное   время   по   организации   исследовательской деятельности учащихся можно построить по трем направлениям. Первое   направление   –   индивидуальная   работа.   Она   предусматривает индивидуальные   задания   отдельным   учащимся   по   подготовке   разовых докладов,   устных   сообщений,   по   проведению   простейших   опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке   сообщений,   в   изготовлении   наглядных   пособий   для   изучения новой темы и др.;  Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.  10 Третье   направление   –   массовая   работа   с   детьми.   В   рамках   данного направления   организуются   встречи   с   интересными   людьми,   проводятся школьные олимпиады. [6] Организуя   исследовательскую   деятельность   младших   школьников   в ходе   индивидуальной   работы,   групповой   работы   и   в   ходе   массовых мероприятий,   мы   воспитываем   у   детей   интерес   к   познанию   мира,   создаем   для   детей   условия, углубленному   изучению   дисциплин, способствующие   развитию   у   младших   школьников   навыков исследовательской работы.  Исследовательские знания – это специфические знания о проведении исследований   и   действии   механизмов   исследовательского   поиска.   К исследовательским умениям относятся следующие: умение видеть проблемы; умение   задавать   вопросы;   умение   выдвигать   гипотезы;   умение   давать определения   понятиям;   умение   классифицировать;   умения   и   навыки наблюдения;   умения   и   навыки   проведения   экспериментов;   умение   делать выводы   и   умозаключения;   умения   и   навыки   структуирования   материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. [10] Наиболее   эффективной   формой   развития   исследовательских   умений считаю работу в малых группах на факультативных занятиях. Обосную. Во­   открываются   широкие   возможности   для   формирования первых, коммуникативных   действий.   Такая   организация   совместной   деятельности «создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения   (описания,   объяснения)   учеником   содержания   совершаемых действий в форме речевых  значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно­практической или иной деятельности, прежде всего в громкой социализированной речи». [9] 11 Во­вторых,   работа   в   этом   режиме   позволяет   включить   в   нее   всех учащихся, при этом их деятельность будет более активной и полной. В­третьих,  организация работы в малых группах позволяет предлагать для   обсуждения   более   сложные   проблемы   и   получить   разнообразные   пути решения проблемы. В­четвертых, создаются условия для достижения высоких результатов практически всеми обучающимися. Наконец,   работа   в   группах   позволяет   учащимся   более   вдумчиво оценивать процесс собственного учения, регулировать его темп и глубину. Сделаем вывод: образовательные технологии, в частности, технология проблемного диалога, позволяют сформировать исследовательские умения.  У учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели,   предвидеть,   планировать,   организовывать,   осуществлять   задуманное, оценивать,  вносить коррекции в результаты деятельности. ΙΙ ГЛАВА     РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ   ПРИМЕНЕНИЯ   ПРОБЛЕМНО­ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ   ТЕХНОЛОГИИ   В   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Анализируя   опыт   учителя   начальных   классов,   Самоновой   Натальи Алексеевны,   которая   реализует   проблемно­диалогической   технологию   на своих уроках. Она работает по УМК «Школа 2100». Так же в этой системе реализует   курс   ОРКСЭ   в   4   классах.   Именно   этот   предмет   позволяет формировать   личностные,   универсальные   действия,   нравственно­этическое оценивание, самоопределение, развивает  рефлексивные способности ребенка. Это   очень важно в современных   условиях. Рассмотрим некоторые приемы побуждающего диалога и подтвердим или опровергнем гипотезу.  1 прием: Предъявление  ученикам противоречивых мнений.  12 Тема урока: Строитель своей души. Таблица 2.1 Диалог  учителя Русская     пословица   гласит:   «От судьбы   не   уйдешь»,   а     английский поэт Уильям  Шекспир сказал  «Люди – хозяева своей судьбы».  ­ Как понимаете эти фразы? ­   Что   вас   удивило   в   этих   фразах? (противоречивые мнения) ­ Какой вопрос возникает? (Проблемный   вопрос:   Может   ли человек себя изменить?) ­  Какие могут быть  гипотезы?  (Человек не может изменить судьбу», «человек   может   сам   построить   свою судьбу» ­ Как можно проверить эти гипотезы? Деятельность учащихся Ученики   отвечают   на   вопросы, формулируют   проблемный   вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку. Работая   в   группе,   дети   извлекают информацию из текста, обмениваются информацией,   отвечают   на   вопросы, заполняют   таблицу,   подтверждают гипотезу,  таким  образом,  открывают новое знание, делают вывод. Затем   представитель   от   группы выходит и защищает свою версию.  Прием делится на два этапа: 1 этап – при помощи проблемной ситуации дети формулируют проблемный вопрос, 2 этап – поиск решения: выдвижение и проверка гипотез.   Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. 2 прием: Столкновение  мнений учеников вопросом на новый материал  Тема урока: Правила поведения в школе. Таблица 2.2 Диалог учителя  В   моем   классе   произошла   такая ситуация.  Деятельность учеников Ученики   отвечают   на   вопросы,   вопрос, формулируют   проблемный   13 Я задала вопрос:  «Ребята, скоро вы пойдете   в   5   класс.   Будут   ли   там особые правила поведения?» ­   Оля   ответила:   «Да,   конечно! Придется   к   новым   правилам привыкать» ­   А   Петя   сказал:   «Правила   везде одинаковые.   И   ничего   особенного быть не может!» ­ Вопрос был один? ­  А сколько мнений? ­   Чего   мы   еще   не   знаем?   (Есть   ли особые правила в 5 классе?) Это и будет наш главный вопрос. ­ Какие  у вас есть  гипотезы? ­ Как их можно проверить? высказывают  гипотезы, обсуждают их проверку. Затем, пятиклассников, технического   инструкции:   дети   проводят   опрос учителей, по   персонала   1. Задайте   вопрос:   Как   должен вести себя пятиклассник? 2. Запишите. 3. Обсудите в группе. 4. Сделайте вывод. 5. Представьте свои результаты. Делают   выводы,   представляют   их перед классом. Это прием столкновения вопросом, а может быть и практическим заданием. Опять просматривается 2 этапа: постановка вопроса и проверка гипотез. Учащиеся формируют исследовательские умения: видеть проблему, задавать   выдвигать   гипотезы,   проводить   опрос,   делать   выводы   и вопросы,   умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. 3   прием:  Противоречие   между   житейским   представлением   учащихся   и научным фактом. Тема урока: Долг. Таблица 2.3. Диалог  учителя ­   Слышали   ли   вы   такое   выражение Ученики   отвечают   на   вопросы, Деятельность учащихся 14 формулируют   проблемный   вопрос, высказывают гипотезы, обсуждают их проверку. Находят   информацию   в   словаре,   в учебнике. Выполняют мини­проекты. «Мне надо отдать долг»? ­ Как понимаете это выражение? ­ Что такое долг? Посмотрите отрывок из  мультфильма «Лунтик и его друзья».  ­ О каком долге говорится?  ­ Что думали сначала?  ­ А оказывается еще есть что?  ­ Какая будет тема урока? ­ Что мы узнаем про долг?  ­ Что нужно для этого сделать? ­ Где найти информацию? Этот   прием   подразумевает   2   шага:  1)    Выявить   житейское   представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». 2) Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью  Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. 4 прием: Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Тема урока: Образцы культуры народов. Таблица 2.4 Диалог учителя ­   Установите   соответствие   между картинками   и   национальностями, подпишите картинки. (русские, татары, буряты, чуваши,   башкиры) ­ Вы смогли выполнить задание?   чеченцы,   мордва, осетины, 15 Деятельность учащихся Участники   отвечают   на   вопросы, формулируют   проблемные   вопросы, высказывают гипотезы, обсуждают их   делают проверку. выводы, или подтверждают гипотезы.   Проверяют, опровергают ­ В чем затруднение? ­ Чего мы не знаем? ­   Кроме   костюмов,   другие   признаки народов есть? ­ Какой вопрос возникает? ­ Чем отличаются народы? ­ Какие есть гипотезы? ­ Как проверить? Здесь   можно   воспользоваться   такими   исследовательскими   методами   как, просмотр фильмов, чтение книг, опрос, посещение музея и т.д. Рассмотрим продолжение урока: Таблица 2.5. Диалог  учителя Ответили на первый вопрос. Возникает еще один вопрос:  Какой? (Чем сходны все народы?) ­ Назовите ваши версии? ­ Как проверить? Деятельность учащихся Формулируют   вопрос, гипотезы и проверяют их.   выдвигают Работают в группах по инструкции: 1. Прочитайте пословицы. ­ Мы проверим одну версию  «У всех народов   одинаковые   нравственные ценности»  ­ Я предлагаю проверить  с помощью пословиц. 2. Ответьте   на   вопрос:   какие нравственные качества осуждаются, а какие  ценятся? 3. Сделайте вывод: подтверждается или опровергается гипотеза. 4. Представьте ваши результаты. Таким   образом,   учащиеся     формируют   исследовательские   умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы,   делать   выводы   и   умозаключения,   извлекать   информацию, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. 16 Сделаем вывод: образовательные технологии, в частности, технология проблемного диалога, позволяют сформировать исследовательские умения.  Применение   проблемно­диалогической   технологии   позволяет   поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его   закономерностями,   противоречиями   и   загадками.   А   исследовательский метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе учения. В конечном итоге дети приобретают умение учиться, и не только в школе. Результативность применения технологии. У учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели,   осуществлять   задуманное, предвидеть,   организовывать,   планировать, оценивать,  вносить коррекции в результаты деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образовательные   технологии,   в   частности,   технология   проблемного диалога,   позволяют   сформировать   исследовательские   умения.   У   учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели, предвидеть, планировать, организовывать, осуществлять задуманное, оценивать,   вносить коррекции в результаты деятельности. Применение проблемно­диалогической технологии позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его   закономерностями,   противоречиями   и   загадками.   А   исследовательский метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе учения. В конечном итоге дети приобретают умение учиться, и не только в школе. У учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели, предвидеть,   осуществлять   задуманное,   организовывать,   планировать, оценивать,  вносить коррекции в результаты деятельности. 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативные акты 1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ  «Об образовании» – М.: Проспект, 2014. 160 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / МО и Н РФ – М.: Просвещение, 2011. Книги, печатная периодика 3.   Бунеев   Р.Н.,   Данилов   Д.Д.,   Кремлева   И.И.   Основы   духовно­ нравственной  культуры народов  России.  Светская  этика. 4 класс, 5 класс. Учебники. – М.: Баласс, 2013.  80с. 4.  Выготский  Л.С. Собр. соч.: В 6 т., Т.1 ­ М.: Педагогика, 1982.  487 с.  5.  Вахтеров  В. А. О новой педагогике – М.: Карапуз. 2009. 6. Давыдов  В.В. Проблемы развивающего обучения ­ М.: Директ­Медиа, 2008.  613 с. 7. 3анков   Л.В. Избранные педагогические труды ­ М.: Новая школа, 2010. 432 с.  8. Макаренко  А.С. Педагогическая поэма ­ СПб.: АСТ, 2016. 213с. 9. Мельникова   Е.Л.   Проблемный   урок,   или   Как   открывать   знания   с учениками: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012. 168с. 10.   Савенков     А.   И.   Психологические   основы   исследовательского подхода  ­ М.: Просвещение, 2006. 434 с.     11. Семенова   Н.А. Исследовательская деятельность учащихся   ­ М.: 2006. ­ №2.­С.45­49.  12. Сухомлинский  В.А. О воспитании ­ М.: Школьная пресса, 2003. 270 с.    18 13. Ушинский   К.Д. Избранные произведения ­ М.: Школьная пресса, 2003. 557с. Электронные ресурсы 14. Национальный проект «Образование» 2005­2010 годы. [Электронный   ­ ресурс] http://www.minobraz.ru.        Модернизация   региональных   систем   образования 15. Силаева С.В. Проблемно­диалогическая технология [Электронный ресурс]  http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/materialy­mo/2015/07/21/problemno­ dialogicheskaya­tehnologiya (Дата обращения: 21.04.2017). 19

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017