Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
окружающий мир
4 кл
20.06.2017
Настоящая работа предполагает рассмотреть организацию исследовательской деятельности с использованием проблемно-диалоговой технологии. Данная технология позволяет учащимся выйти на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно-диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено.Настоящая работа предполагает рассмотреть организацию исследовательской деятельности с использованием проблемно-диалоговой технологии. Данная технология позволяет учащимся выйти на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно-диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено.
Доклад МО.doc
Доклад
Проблемнодиалоговые технологии в организации
исследовательской деятельности обучающихся
Выполнила
Шишкина Наталья Александровна Самара, 2017
ВВЕДЕНИЕ
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит
наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»
В. А. Сухомлинский
«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет
добывать знания»
В. Вахтеров
Актуальность. Настоящая работа предполагает рассмотреть
организацию исследовательской деятельности с использованием проблемно
диалоговой технологии. Данная технология позволяет учащимся выйти на
более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой
интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и
жизненных проблем очень важно, чтобы проблемнодиалогическое обучение
пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее
звено.
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и
умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные
решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, готовый
к сотрудничеству для достижения совместного результата.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте тоже
говорится о результатах, об образовательных результатах, к которым мы
должны прийти. Эти результаты можно представить словами российского
педагога, деятеля народного образования В.П. Вахтерова: «Образован не тот,
кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти
2 знания». Исходя из этого выражения, одними из ключевых умений являются
исследовательские умения. Возникла необходимость использовать новую
организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные
технологии. Одной из наиболее универсальных технологий является
технология проблемнодиалогического обучения.
Исследовательская деятельность является эффективным комплексным
средством гармоничного развития личности, она способствует успешной
социализации личности, дает возможность приобрести различные навыки,
формирует ценные личные качества: коллективизм, взаимопомощь, смелость,
находчивость, инициативность, настойчивость, решительность, терпеливость,
аккуратность и другие. Актуальность данной технологии обусловлена тем,
что она помогает учащимся самостоятельно открывать новые знания. На
смену монологу приходит диалог. Внедрение данной технологии даёт
возможность идти не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к
учебному предмету; идти от тех возможностей, которыми располагает
ребёнок – учить его с учётом потенциальных возможностей.
Исследовательская деятельность обеспечивает овладение методами
научного познания, формирует черты творческой деятельности, является
условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности.
Исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно
и гибко используемые знания. Сущность исследовательского метода следует
определить как способ организации поисковой, творческой деятельности
учащихся по решению новых для них проблем, исследовательских задач с
заранее неизвестным результатом и предполагающий наличие основных
этапов, характерных для научного исследования.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие
традиционного и проблемнодиалогического обучения. И попрежнему
традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на
3 методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на
репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кемто
добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере
утрачивается главная черта исследовательского поведения поисковая
активность. Итогом становится потеря любознательности, способности
самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы
самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно
поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его
умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей
задачей образования и современного учителя.
Это предопределило выбор темы работы, содержание раскрываемых в
ней вопросов.
Степень разработанности проблемы. Для данного исследования
важное теоретическое и практическое значение имеют труды по социально
педагогическим основам воспитательнообразовательного процесса таких
авторов как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.С.
Методические и дидактические основы использования
Шацкий и др.
исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И.
Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на
формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С.
Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, И.С.Якиманской.
Концепциям развития системы образования, в том числе проблемам
исследовательской деятельности учащихся посвящены работы
Ю.К. Бабанского, А.К. Бруднова, В.А. Горского, В.М. Коротова, И.Я.
Лернера, Р.С. Гайсиной, Т.И. Немцевой, И.Е. Мураховского, А.В. Леонтовича,
Г.В: Козловой и др.
Использование исследовательской деятельности дает возможность
показать учащимся больше разнообразных методов и примеров исследований.
4 Объект исследования: исследовательская деятельность обучающихся.
Предмет исследования: проблемнодиалоговые технологии.
Цель исследования: обоснование педагогической целесообразности
в
использования технологии проблемно – диалогической технологии
организации исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по технологии
проблемнодиалогического обучения.
2. Систематизировать методы,
формы и приемы проблемно
диалогического обучения.
3. Апробировать приемы проблемнодиалогического обучения в
организации исследовательской деятельности на уроках в начальных
классах.
Гипотеза: проблемнодиалоговые технологии, позволяют сформировать
исследовательские умения.
Методы исследования:
изучение и анализ психологопедагогической и методической литературы по
проблеме исследования;
анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Ι
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Технология проблемнодиалогического обучения способствует
развитию учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску
самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии
заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети
5 открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской
деятельности: они усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по
своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит
итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее
формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию,
рискуют. Проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Проблемнодиалогическое обучение это обучение, которое обеспечивает
творческое усвоение знаний учениками посредством специально
организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога:
Побуждающий диалог – представляет собой сочетание приёма создания
проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к
созданию противоречия и формулированию учебной проблемы. На этапе
постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики
и
осознали противоречие,
сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает
заложенное в проблемной ситуации,
учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие»
знаний путём проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам
вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает
логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель
пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска
решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Этот способ
постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он
представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся
к пониманию темы урока. [9]
Возникает вопрос: Как формировать исследовательские умения?
6 Я считаю, чтобы сформировать исследовательские умения необходимо
использовать образовательные технологии. Например, технологию проблемно
диалогического обучения. Именно эта технология позволяет удивляться
тайнам окружающего мира, испытывать радость творчества и восторг
открытия, делиться своим открытием с другими. Проблемнодиалогическое
обучение – это тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение
знаний учащимися посредством специально организованного учителем
диалога. Таким образом, на проблемнодиалогических уроках учитель сначала
с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е.
сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у
материалу, бескорыстная
школьников вызывается интерес к новому
познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует
поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается
подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до
чего додумался лично.
При работе с использованием проблемнодиалогической технологии
происходит развитие:
•
умственных способностей учащихся (возникающие затруднения
заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
•
самостоятельности
(самостоятельное видение проблемы,
формулировка
самостоятельность выбора плана решения);
проблемного
вопроса,
проблемной
ситуации,
•
креативного мышления (самостоятельное применение знаний,
способов действий, поиск нестандартных решений). [16]
Ценность исследовательского отношения человека к действительности
трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений,
знаний, новых способов мышления и поведения то, что, пожалуй, больше
всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а
7 реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения
воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни
является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма
актуальным становится вопрос о том, как создать у детей разных возрастных
групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и
возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать
развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и к самому себе,
становлению у него исследовательской позиции. При организации
исследовательской деятельности младших школьников необходимо учитывать
следующие условия:
–целенаправленность;
–систематичность;
–мотивированность;
–психологический климат (благоприятный для напряженной
исследовательской деятельности);
–создание творческой атмосферы;
–учет возрастных особенностей детей.
Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у
детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития
исследовательского отношения к миру. Это непосредственно связано с
развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым
механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований,
позволяющим им не только узнать много нового об окружающем мире, но и
приобрести универсальные способы его познания – исследовательские
умения.
Большое значение исследовательской деятельности для развития
творческих способностей и исследовательских умений школьников
стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную
8 практику различных форм проектной и исследовательской деятельности
учащихся. Но для развития столь важного направления необходимо решить
основную проблему, суть которой и заключается в том, чтобы у ребенка была
развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы,
чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы все время
держали его в творческом напряжении. Очень важно, чтобы ребенок на самом
первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию
окружающей действительности, удивиться ее тайнам и в процессе их познания
испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение
такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить. Такие темы,
как «Тела и вещества», «Кто такие насекомые, рыбы, птицы», «Притяжение
Земли» и др. сами «напрашиваются» на использование исследования в
процессе их изучения. Другие предметы также позволяют использовать
исследовательский метод или его элементы при открытии новых знаний. В то
же время сам по себе предмет, какими бы содержательными возможностями
он ни обладал, не может обеспечить тех или иных познавательных интересов,
исследовательского отношения к миру или исследовательских умений
учащихся. Большое значение в данном случае принадлежит методу
преподавания. Учитель по возможности и в соответствии с темой урока
должен использовать проблемно – диалогический метод обучения, так как
именно он позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя.
Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в
процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре
стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с
«правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде».
Важно и то, что проблемно – исследовательский метод предполагает не
только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного
самостоятельные
учащимися.
Индивидуальное творчество ребенка,
9 эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в
таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком
построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной
сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей
и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские
умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное
выполнение исследовательской и проектной работы, а в конечном итоге
умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни, на что и
направляет нас ФГОС, то есть формирование универсальных учебных
действий. [2]
Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует,
но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями.
Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности
использовать различные источники при работе с информацией. Значительно
расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют
дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное
время. Работу во внеурочное время по организации исследовательской
деятельности учащихся можно построить по трем направлениям.
Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает
индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых
докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов,
экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в
подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения
новой темы и др.;
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу
над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где
целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
10 Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного
направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся
школьные олимпиады. [6]
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в
ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых
мероприятий, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира,
создаем для детей условия,
углубленному изучению дисциплин,
способствующие развитию у младших школьников навыков
исследовательской работы.
Исследовательские знания – это специфические знания о проведении
исследований и действии механизмов исследовательского поиска. К
исследовательским умениям относятся следующие: умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать
определения понятиям; умение классифицировать; умения и навыки
наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать
выводы и умозаключения; умения и навыки структуирования материала;
умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
[10]
Наиболее эффективной формой развития исследовательских умений
считаю работу в малых группах на факультативных занятиях. Обосную. Во
открываются широкие возможности для формирования
первых,
коммуникативных действий. Такая организация совместной деятельности
«создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого
отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых
действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование,
контроль, оценка) предметнопрактической или иной деятельности, прежде
всего в громкой социализированной речи». [9]
11 Вовторых, работа в этом режиме позволяет включить в нее всех
учащихся, при этом их деятельность будет более активной и полной.
Втретьих, организация работы в малых группах позволяет предлагать
для обсуждения более сложные проблемы и получить разнообразные пути
решения проблемы.
Вчетвертых, создаются условия для достижения высоких результатов
практически всеми обучающимися.
Наконец, работа в группах позволяет учащимся более вдумчиво
оценивать процесс собственного учения, регулировать его темп и глубину.
Сделаем вывод: образовательные технологии, в частности, технология
проблемного диалога, позволяют сформировать исследовательские умения.
У учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе
цели, предвидеть, планировать, организовывать, осуществлять задуманное,
оценивать, вносить коррекции в результаты деятельности.
ΙΙ
ГЛАВА
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНО
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализируя опыт учителя начальных классов, Самоновой Натальи
Алексеевны, которая реализует проблемнодиалогической технологию на
своих уроках. Она работает по УМК «Школа 2100». Так же в этой системе
реализует курс ОРКСЭ в 4 классах. Именно этот предмет позволяет
формировать личностные, универсальные действия, нравственноэтическое
оценивание, самоопределение, развивает рефлексивные способности ребенка.
Это очень важно в современных условиях. Рассмотрим некоторые приемы
побуждающего диалога и подтвердим или опровергнем гипотезу.
1 прием: Предъявление ученикам противоречивых мнений.
12 Тема урока: Строитель своей души.
Таблица 2.1
Диалог учителя
Русская
пословица гласит: «От
судьбы не уйдешь», а английский
поэт Уильям Шекспир сказал «Люди
– хозяева своей судьбы».
Как понимаете эти фразы?
Что вас удивило в этих фразах?
(противоречивые мнения)
Какой вопрос возникает?
(Проблемный вопрос: Может ли
человек себя изменить?)
Какие могут быть гипотезы?
(Человек не может изменить судьбу»,
«человек может сам построить свою
судьбу»
Как можно проверить эти гипотезы?
Деятельность учащихся
Ученики отвечают на вопросы,
формулируют проблемный вопрос,
высказывают гипотезы, обсуждают их
проверку.
Работая в группе, дети извлекают
информацию из текста, обмениваются
информацией, отвечают на вопросы,
заполняют таблицу, подтверждают
гипотезу, таким образом, открывают
новое знание, делают вывод.
Затем представитель от группы
выходит и защищает свою версию.
Прием делится на два этапа: 1 этап – при помощи проблемной ситуации дети
формулируют проблемный вопрос, 2 этап – поиск решения: выдвижение и
проверка гипотез.
Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему,
задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал,
доказывать и защищать свои идеи.
2 прием: Столкновение мнений учеников вопросом на новый материал
Тема урока: Правила поведения в школе.
Таблица 2.2
Диалог учителя
В моем классе произошла такая
ситуация.
Деятельность учеников
Ученики отвечают на вопросы,
вопрос,
формулируют проблемный
13 Я задала вопрос: «Ребята, скоро вы
пойдете в 5 класс. Будут ли там
особые правила поведения?»
Оля ответила: «Да, конечно!
Придется к новым правилам
привыкать»
А Петя сказал: «Правила везде
одинаковые. И ничего особенного
быть не может!»
Вопрос был один?
А сколько мнений?
Чего мы еще не знаем? (Есть ли
особые правила в 5 классе?)
Это и будет наш главный вопрос.
Какие у вас есть гипотезы?
Как их можно проверить?
высказывают гипотезы, обсуждают их
проверку.
Затем,
пятиклассников,
технического
инструкции:
дети проводят опрос
учителей,
по
персонала
1. Задайте вопрос: Как должен
вести себя пятиклассник?
2. Запишите.
3. Обсудите в группе.
4. Сделайте вывод.
5. Представьте свои результаты.
Делают выводы, представляют их
перед классом.
Это прием столкновения вопросом, а может быть и практическим заданием.
Опять просматривается 2 этапа: постановка вопроса и проверка гипотез.
Учащиеся формируют исследовательские умения: видеть проблему, задавать
выдвигать гипотезы, проводить опрос, делать выводы и
вопросы,
умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
3 прием: Противоречие между житейским представлением учащихся и
научным фактом.
Тема урока: Долг.
Таблица 2.3.
Диалог учителя
Слышали ли вы такое выражение Ученики отвечают на вопросы,
Деятельность учащихся
14 формулируют проблемный вопрос,
высказывают гипотезы, обсуждают их
проверку.
Находят информацию в словаре, в
учебнике.
Выполняют минипроекты.
«Мне надо отдать долг»?
Как понимаете это выражение?
Что такое долг?
Посмотрите отрывок из мультфильма
«Лунтик и его друзья».
О каком долге говорится?
Что думали сначала?
А оказывается еще есть что?
Какая будет тема урока?
Что мы узнаем про долг?
Что нужно для этого сделать?
Где найти информацию?
Этот прием подразумевает 2 шага: 1) Выявить житейское представление
учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». 2) Предъявить
научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью
Таким образом, формируются исследовательские умения: видеть проблему,
задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения, извлекать информацию, структурировать материал,
доказывать и защищать свои идеи.
4 прием: Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить
задание учителя.
Тема урока: Образцы культуры народов.
Таблица 2.4
Диалог учителя
Установите соответствие между
картинками и национальностями,
подпишите картинки.
(русские, татары, буряты, чуваши,
башкиры)
Вы смогли выполнить задание?
чеченцы,
мордва,
осетины,
15
Деятельность учащихся
Участники отвечают на вопросы,
формулируют проблемные вопросы,
высказывают гипотезы, обсуждают их
делают
проверку.
выводы,
или
подтверждают гипотезы.
Проверяют,
опровергают В чем затруднение?
Чего мы не знаем?
Кроме костюмов, другие признаки
народов есть?
Какой вопрос возникает?
Чем отличаются народы?
Какие есть гипотезы?
Как проверить?
Здесь можно воспользоваться такими исследовательскими методами как,
просмотр фильмов, чтение книг, опрос, посещение музея и т.д.
Рассмотрим продолжение урока:
Таблица 2.5.
Диалог учителя
Ответили на первый вопрос.
Возникает еще один вопрос:
Какой? (Чем сходны все народы?)
Назовите ваши версии?
Как проверить?
Деятельность учащихся
Формулируют вопрос,
гипотезы и проверяют их.
выдвигают
Работают в группах по инструкции:
1. Прочитайте пословицы.
Мы проверим одну версию «У всех
народов одинаковые нравственные
ценности»
Я предлагаю проверить с помощью
пословиц.
2. Ответьте на вопрос:
какие
нравственные качества осуждаются, а
какие ценятся?
3. Сделайте вывод: подтверждается или
опровергается гипотеза.
4. Представьте ваши результаты.
Таким образом, учащиеся формируют исследовательские умения:
видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения, извлекать информацию,
структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.
16 Сделаем вывод: образовательные технологии, в частности, технология
проблемного диалога, позволяют сформировать исследовательские умения.
Применение проблемнодиалогической технологии позволяет поставить
ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с
его закономерностями, противоречиями и загадками. А исследовательский
метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе учения. В
конечном итоге дети приобретают умение учиться, и не только в школе.
Результативность применения технологии.
У учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели,
осуществлять задуманное,
предвидеть,
организовывать,
планировать,
оценивать, вносить коррекции в результаты деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательные технологии, в частности, технология проблемного
диалога, позволяют сформировать исследовательские умения. У учеников
формируются такие личностные качества, как ставить себе цели, предвидеть,
планировать, организовывать, осуществлять задуманное, оценивать, вносить
коррекции в результаты деятельности.
Применение проблемнодиалогической технологии позволяет поставить
ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с
его закономерностями, противоречиями и загадками. А исследовательский
метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе учения. В
конечном итоге дети приобретают умение учиться, и не только в школе. У
учеников формируются такие личностные качества, как ставить себе цели,
предвидеть,
осуществлять задуманное,
организовывать,
планировать,
оценивать, вносить коррекции в результаты деятельности.
17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1.
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012
№273ФЗ «Об образовании» – М.: Проспект, 2014. 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / МО и Н РФ – М.: Просвещение, 2011.
Книги, печатная периодика
3. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно
нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс, 5 класс.
Учебники. – М.: Баласс, 2013. 80с.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т., Т.1 М.: Педагогика, 1982. 487 с.
5. Вахтеров В. А. О новой педагогике – М.: Карапуз. 2009.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М.: ДиректМедиа,
2008. 613 с.
7. 3анков Л.В. Избранные педагогические труды М.: Новая школа,
2010. 432 с.
8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма СПб.: АСТ, 2016. 213с.
9. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012. 168с.
10. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского
подхода М.: Просвещение, 2006. 434 с.
11. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся М.:
2006. №2.С.4549.
12. Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Школьная пресса, 2003. 270
с.
18 13. Ушинский К.Д. Избранные произведения М.: Школьная пресса,
2003. 557с.
Электронные ресурсы
14. Национальный проект «Образование» 20052010 годы. [Электронный
ресурс]
http://www.minobraz.ru.
Модернизация региональных систем образования
15. Силаева С.В. Проблемнодиалогическая технология [Электронный
ресурс] http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialymo/2015/07/21/problemno
dialogicheskayatehnologiya (Дата обращения: 21.04.2017).
19
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Проблемно-диалоговые технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.