Проблемное обучение как один из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы.
Сегодня ни для кого не является секретом, что современное молодое поколение потеряло интерес к книге. Ушло в небытие домашнее чтение, когда под абажуром собиралась вся семья и читала вслух любимые произведения русской классики.
На смену интереса к художественному слову пришло равнодушие к литературе. А ведь именно в классическом художественном произведении заложен воспитательный и духовно нравственный потенциал, способный благотворно воздействовать на ум и душу подрастающего поколения. Настоящая книга, прочитанная с пониманием, способствует формированию высоконравственной личности.
Приобщаясь к чтению русской классической литературы, которая заставляет размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, мы невольно начинаем лучше разбираться в перипетиях жизни и в самих себе.
И я как преподаватель русской литературы 19 века стремлюсь показать студентам, что русская классика – это не чуждый мир непонятных проблем: «Века могут соединиться, если каждый поймет: вечные вопросы, мучившие великих на протяжении столетий, - это и твои проблемы, твои невысказанные сомнения».
Эти слова являются своеобразным эпиграфом к моей педагогической деятельности, в которой я делаю акцент на проблемное обучение как один из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы.
Главная цель, которую я ставлю перед собой сегодня, работая со студентами первых курсов специальностей «Начальное образование», «Информатика», «Иностранный язык» - воспитание вдумчивого читателя, умеющего мыслить, воспринимать прекрасное, смотреть на литературу как на способ постижения окружающего мира и самого себя .
Позволяет мне грамотно выстроить работу с учётом поставленной цели формула постижения художественного произведения
Знание ↔ Понимание ↔ Сопереживание
Эта формула универсальна во всех случаях и учитывает дифференцированный подход при постижении художественного произведения.
Мне кажется эта формула универсальной, потому что позволяет учитывать разные стороны читательского восприятия. Для студентов с развитой эмоциональной сферой знания начинаются с сопереживания, эмоции побуждают к мысли, которая потом приобретает форму конкретных знаний. Студенты с более развитыми аналитическими способностями приходят к сопереживанию с героями через знание и понимание конкретных литературных явлений.
С учётом сложившейся сегодня ситуации в отношении к русской классической литературе, а именно отсутствия интереса и потребности в чтении, я выбираю следующие принципы педагогической деятельности:
· Принцип взаимодействия анализа художественного произведения с интеллектуальным, нравственным и художественно-эстетическим развитием студентов
· Принцип учета первичного восприятия текста литературного произведения на всех этапах его анализа
· Принцип практической направленности обучения и приближения его к реальной жизни
Принцип воспитывающего обучения
Ведущим принципом, на который я опираюсь в процессе работы, является принцип воспитывающего обучения.
Впервые о воспитательном значении русской литературы заговорил в 19 веке.
Василий Иванович Водовозов - русский педагог и методист-словесник, последователь К. Д. Ушинского, автор работы «О воспитательном значении русской литературы», названной современниками «правильной педагогической системой для русских школ на общечеловеческой основе».
Его последователем стал Владимир Георгиевич Маранцман - современный ученый-методист, автор школьных учебников по литературе и вузовских учебников по методике, последовательный сторонник проблемного метода обучения. Маранцман считает литературу одним из таких школьных предметов, которые не просто знакомят ученика с новой информацией, но в большей степени, чем другие, формируют его как личность.
Реализация принципа воспитывающего обучения требует особо тщательного подхода к выбору методов.
В своей практической деятельности я придерживаюсь классификации методов обучения, предложенной учёным-методистом, словесником Николаем Ивановичем Кудряшевым, который в свою очередь базируется на общедидактической классификации, представленной в работах Скаткина и Лернера. В основу классификации Кудряшева положено определение метода как вида деятельности учащихся. Отсюда, используемые мною методы могут быть представлены следующим образом:
1) творческое чтение,
2) репродуктивный,
3) проблемный,
4) исследовательский.
Ведущим методом для своей педагогической деятельности я выбираю проблемный метод. Этот метод считается одним из сложных, но в то же время является самым интересным в своей практической реализации. Ведь
путь проблемного изучения произведения ведет студентов от наблюдения за сюжетом и нравственными коллизиями к постижению авторской позиции, социально-эстетическому рассмотрению произведения.
Проблемный анализ строится на связи вопросов, каждый из которых решается в противоборстве, поединке мнений.
Такой путь анализа воспитывает в студентах умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора. Литературный анализ на уроке как бы выстраивается усилиями самих студентов. В проблемном анализе есть непрерывность читательского поиска, свобода обращения с текстом.
Метод проблемного обучения диктуется самой природой литературы как вида искусства, писателями-классиками затрагиваются вечные проблемы, которые находят отражение и в современной жизни. Примером может послужить роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», по которому был разработан урок-диспут с использованием электронной поддержки.
Проблемное обучение – общедидактический метод, но на уроке литературы он получает свою специфику.
Специфические свойства проблемной ситуации на уроке литературы
· Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста и способствует возникновению проблемных ситуаций
· Выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса на материале искусства далеко не всегда может быть доведен до категорического разрешения
· Проблемная ситуация часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими (урок-диспут по роману Тургенева «Отцы и дети»)
В связи с этим целесообразно использовать следующие организационные формы занятий по литературе в рамках проблемного обучения:
· лекция проблемного характера
· урок-семинар
· самостоятельная работа студентов
Подробнее я хочу остановиться на уроке-семинаре, так как эта форма позволяет наиболее удачно реализовывать метод проблемного обучения и чаще всего используется мной на уроках литературы.
Семинар - (от латинского слова seminarium «рассадник»)
Видимо, древние философы окружали себя учениками, чтобы подготовить смену, «рассаду», которая в будущем принесет свои плоды.
Семинар - особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей
Я использую такие формы организации семинарских занятий
· Проблемный семинар -
систематизация, обобщение и углубление опорных знаний студентов, их применение и перенос в сферу самостоятельного чтения, совершенствование общечитательских умений.
· Творческий семинар –
выразительное чтение наизусть стихотворений, самостоятельно выбранных студентами, интерпретация или сопоставительный анализ произведений в контексте предложенной проблемной темы.
· Урок-конференция –
выполнение студентами учебных исследований на заданную тему и публичное представление результатов в форме докладов или защиты рефератов.
· Урок-диспут –
поиск студентами самостоятельного решения проблемы в споре
через сопоставление различных точек зрения
Диспут - (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») - публичный спор на научную или общественно важную тему.
Одной из наиболее интересных форм организации семинарских занятий и в то же время одной из самых сложных считается диспут.
В своей практике я неоднократно применяла эту форму работы, и сейчас подробнее остановлюсь на ней.
Дидактические возможности урока-диспута
· Формирование мировоззрения студентов, развитие личностных качеств (в том числе профессионально значимых) на основе нравственного потенциала русской классики
· Активизация познавательной деятельности студентов
· Привитие интереса к чтению и к литературе как к учебному предмету
· Развитие логического мышления студентов:
- умения сопоставлять явления искусства,
- умения соотносить их с действительностью,
- умения аргументировать свою точку зрения
· Развитие коммуникативных (в том числе полемических) и творческих умений
Дополнительные дидактические цели – формирование полемической культуры студентов, умения строить развернутое аргументированное выступление.
Диспут пройдёт на высоком культурном уровне и не превратится в банальный спор, если учтены следующие условия успешного проведения урока-диспута
· Личностная значимость темы обсуждения для участников
· Особая психологическая атмосфера, способствующая проявлению искренности в споре
· Острая реакция педагога, умение мгновенно найти нужное решение, так как диспут – всегда импровизация
Проблематика уроков-диспутов
Что такое души живые и мертвые?
(По поэме Н.В. Гоголя
«Мертвые души»)
· Что делает человека живым и что убивает душу?
· Есть ли вина человека в том, что его душа умерла?
· Считает ли Гоголь возможным возрождение своих героев?
· Видит ли писатель вокруг себя «живые души»?
· Гоголь предлагает путь нравственного возрождения человека под воздействием искусства. Как вы относитесь к этой идее?
Значение романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
для нашего времени
· Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерные претензии, гордыня или право и обязанность личности?
· Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи:
- Раскольников терпит крушение вследствие своих личных качеств или несостоятельности самой идеи?
- как решает проблему Раскольников и как его оценивает автор?
- Какие общечеловеческие ценности выходят на первый план сегодня?
Проблема отцов и детей в зеркале двух столетий.
«Кто нам милей – отцы иль дети?».
По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
«Заячий тулупчик, или Превратности человеческой судьбы».
По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Этапы подготовки урока-диспута
· Постановка центрального проблемного вопроса к произведению в целом
· Выявление первоначального восприятия текста художественного произведения студентами (анкетирование, беседа)
· Разработка «цепочки» актуальных вопросов, способствующих разрешению центрального проблемного вопроса
· Отбор текстового материала, выявляющего противоречия в характере и поступках героев
· Подготовка учебных материалов литературоведческого и критического характера, помогающих аргументировать ту или иную точку зрения
· Разработка проекта урока-диспута
Правила проведения урока-диспута
· Диспут – это мирный спор
· Критикуй не человека, а идею
· Выслушивай мнение собеседника до конца. Отстаивай свое мнение, говоря ясно, четко, аргументировано
· Изменяй свое мнение, если оно оказалось ошибочным, под воздействием убедительных фактов и аргументов
«Заячий тулупчик, или Превратности человеческой судьбы».
Литературный диспут, посвящённый 170-летию повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Диспут проводился 12 октября 2006 г. в Областной библиотеке – «Дворце книги». В нём принимали участие студенты нашего колледжа гр. 22, 201, преподаватели, а также студенты УлГПУ.
Размышляя над предложенными проблемными ситуациями, участники диспута отвечали на главный вопрос: «О каких важных человеческих ценностях спустя 170 лет напоминает нам гениальное произведение А.С.Пушкина?» Очень интересно обсуждались проблемы чести и милосердия, поднимаемые Пушкиным А.С.. Получилась настоящая дискуссия, в которую активно включились и студенты нашего колледжа, и студенты университета.
В 200 - 2006 учебном году по представленной мной системе я работала со студентами гр. 12, 15.
Вот каковы результаты итогового экзамена по литературе
В этом учебном году по такой же системе я работаю со студентами 12, 13, 15 гр. Прозанимавшись с ними 2 месяца, я провела небольшую анкету, в которой поинтересовалась: чем уроки литературы в колледже отличаются от уроков литературы в школе, чему может научить литература.
Чем уроки литературы в колледже отличаются от уроков литературы в школе?
· «Здесь приветствуется свобода слова»
· «Мы открыто общаемся, учимся отстаивать свою точку зрения»
· «Большинство уроков проходит в форме дискуссии»
· «…практически все студенты включаются в ход урока, высказывают свое мнение»
· «Здесь уроки литературы более насыщенные и «взрослые»
· «… мне доставляет удовольствие готовить домашнее задание по литературе»
Чему нас может научить литература?
· «… литература учит понимать жизнь и разбираться в людях»
· «… литература – это, по-моему, своего рода психология, она учит нас общаться с людьми»
· «… читая книги, мы становимся чуточку мудрее»
· «… литература развивает речь, воспитывает трудолюбие»
· «… литература помогает понять взаимоотношения между людьми, подсказывает, как вести себя в той или иной ситуации»
· «… литература учит видеть прекрасное в жизни, помогает понять самого себя»
Я учу студентов понимать литературу, любить её, а они в свою очередь учат меня не бояться экспериментов, стремиться к новым вершинам, любить своё дело и восклицать:
Да будет ночь, звезда, свеча
И переполненность неспетым;
Рука да будет горяча,
Да будет утро, но с рассветом.
Да будет солнце сквозь листву,
Да будет дождь, летящий косо,
Да будет мир, и знак вопроса
В конце строки: Зачем живу?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.