Проблемное обучение в ДО
Технология проблемного обучения — это организация продуктивной учебно-познавательной деятельности воспитанников по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения.
В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка.
Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально.
Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы.
Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.
Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.
Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки.
Вместо «правильно» говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения — групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Необходимо так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они имели возможность развивать свои ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи.
Проблемное обучение включает несколько этапов.
1. осознание общей проблемной ситуации для всей группы детей;
2. анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4. проверка правильности решения проблемы.
Существуют формы организации проблемного обучения:
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
(Противоречие — положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
· Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
· Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
· Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
· Создание противоречия, проблемной ситуации.
· Организация противоречия в практической деятельности детей
Согласно ГОСО у выпускника дошкольной организации должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».
Все это и решается путем применения технологий проблемного обучения в детском саду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.