Проблемное обучение в ДО
Оценка 5

Проблемное обучение в ДО

Оценка 5
docx
12.03.2022
Проблемное обучение в ДО
статья.docx

Проблемное обучение в ДО

Технология проблемного обучения — это организация продуктивной учебно-познавательной деятельности воспитанников по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения.

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка.

Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально.

Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.

Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки.

Вместо «правильно» говорите «интересно»«необычно»«любопытно»«хорошо».

Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения — групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Необходимо так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они имели возможность развивать свои ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи.

Проблемное обучение включает несколько этапов.

1.                                осознание общей проблемной ситуации для всей группы детей;

2.                                анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3.                                решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4.                                проверка правильности решения проблемы.

Существуют формы организации проблемного обучения:

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?»«зачем»?

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие — положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

·       Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

·       Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

·       Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

·       Создание противоречия, проблемной ситуации.

·       Организация противоречия в практической деятельности детей

Согласно ГОСО у выпускника дошкольной организации  должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».

Все это и решается путем применения технологий проблемного обучения в детском саду.


 

Проблемное обучение в ДО Технология проблемного обучения — это организация продуктивной учебно-познавательной деятельности воспитанников по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала…

Проблемное обучение в ДО Технология проблемного обучения — это организация продуктивной учебно-познавательной деятельности воспитанников по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала…

Необходимо так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они имели возможность развивать свои ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи

Необходимо так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они имели возможность развивать свои ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2022