ГОУ ЛНР
«Врубовский УВК ОШ-ДС»
Методическая разработка
музейного урока для 9 класса по теме:
«Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине»
Разработала учитель истории
Лебединская А.А.
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Аннотация ……………………………………………………………….
2. Сценарий урока…………………………………………………………..
3. Список использованных источников информации……………………
4. Приложения………………………………………………………………
АННОТАЦИЯ
Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Оно проводится в рамках изучения темы по истории Отечества в девятом классе «Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине», с целью познакомить учащихся с тем как зарождалась промышленность на Луганщине. Экспонаты музея: уголь, шахтерская лампа, каска, которые используются как сопровождение изучаемого материала, побуждают учащихся к активной познавательной деятельности и самостоятельным поискам информации. Представленный в музее материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний, повышает мотивацию учащихся к предмету.
Занятие разделено на несколько этапов. На первом этапе происходит включение учащихся в работу, дается установка и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе, в результате которого дети включаются в интерактивную деятельность. На этапе изучения нового учащиеся пополняют свои знания, изучают новые понятия, закрепляют умения работы с картой и материальными источниками информации. Задания с самопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала. На этапе рефлексии происходит оценка деятельности учащихся.
Основные методы работы: по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации, демонстрация экспонатов музея); по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Форма проведения: занятие-обсуждение. Изучаемые элементы: уголь, шахтерская лампа, каска, карта, фото. Место проведения урока: школьная музейная комната. Материально-техническое обеспечение: экспозиция школьного музея, карта, иллюстрации. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музейные экспонаты, историческая карта.
Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с древнейшей историей Луганщины, выяснить какие факторы способствовали развитию тяжелой промышленности на Луганщине, продемонстрировать музейные экспонаты и фотографии, наглядно раскрывающие период зарождения и развития тяжелой промышленности на Луганщине; развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края, способствовать развитию у детей творческого воображения; воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к труду.
Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение знаний об истории Луганщины и ее исследователях, пополнение понятийного аппарата, продолжить формирование умения работы с картой и музейными экспонатами.
Ожидаемый результат. В ходе урока обучающиеся должны знать: что такое штольня, шурф. Каким образом происходил процесс угледобычи и выплавки чугуна. В ходе урока обучающиеся должны уметь: показать основные старинные предметы; рассказать о труде шахтера и литейщика. Вызвать интерес к великому прошлому своего народа.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем его в музейной комнате нашей школы. Посмотрите на экспонаты, перед вами, на карту и попробуйте определить тему нашего занятия. Вы верно подметили сегодня речь пойдет о шахтерском труде. Запишите тему урока: «Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине».
2. Актуализация знаний.
Вспомните, когда и при каких обстоятельствах был создан Луганский литейный завод?
Где был открыт первый казенный рудник, на котором добывали уголь для литейного завода?
Основная часть.
1. Изучение нового материала:
Основание Луганского завода сыграло решающую роль в развитии горнодобывающей промышленности и организации геологических исследований на территории Донецкого кряжа. Первые разведывательные работы начались еще во время работы завода с целью расширения минерально-сырьевой базы для будущего предприятия. Разведка полезных ископаемых проводилась инженерами и младшим техническим персоналом завода под руководством К. Гаскойна и выпускника горного корпуса И. В. Ильина. Изыскательские работы проводились на территории Бахмутского и Славяносербского уездов Екатеринославской губернии, где в начале Х1Х века был открыт ряд залежей каменного угля и железных руд в районе села бил: Городище, Ивановка, Волнухино.
С конца XVIII века начинается серьезное исследование полезных ископаемых группами Луганского завода на земле Войска Донского. Первая разработка каменного угля Дону проводилась разведывательной партией завода в 1797 году вблизи станции Гундоровской.
В дальнейшем в восточных районах Донбасса открыто много новых месторождений угля и железных руд и других полезных ископаемых. В 1820 году с луганского завода был командирован маркшейдер И. И. Козин «Для исследования в горах земли Войска Донского различных ископаемых и руд
преимущественно железных». В результате длительных исследований Козину удалось открыть ряд месторождений свинцовых и железных руд, известняка и др.
В конце 1826 года для поднятия производства на заводе и организации систематических геологических исследований в Донбасс командируется российский геолог Э. П. Ковалевский, член Горного совета Департамента горных и соляных дел и член государственного Комитета по оборудованию горных заводов.
В результате исследований, которые провели разведывательные партии, действовавшие по разработанному Е. П. Ковалевским и начальником завода И. В. Ильиным плана, были открыты новые месторождения полезных ископаемых. Это дало возможность Е.П. Ковалевскому написать капитальную работу по геологии Донбасса: а также составить первую географическую карту Донецкого кряжа (рис 3,4.).
Исключительно важную роль завод сыграл в развитии угольной промышленности Донбасса, для обеспечения углем предприятия, которое начало строиться. (рис 1.) Уже в 1796 году основывается Лисичанский каменноугольный рудник. В 1802 году администрация завода заложила второй казенный каменноугольный рудник в районе с.Успенское на левом берегу р. Ольховки. Добыча угля производилась здесь крайне неравномерно-колебался в пределах от 8 до 80.000 пудов за год. Но по этому времени начинается регулярная разработка угольных месторождений в Донецком бассейне.
Топливо для Луганского литейного завода поставлялось из месторождения в балке Лисичьей на земле села Верхнего. Здесь была заложена первая шахта, положившая начало промышленной разработке каменного угля.
В апреле 1796 г. Шахта добыла первый уголь. Выемка велась посредством горизонтальных ходов. (рис 2.). С удалением выработок от ствола естественная вентиляция все более затруднялась. Тогда рядом проходили новую шахту.
Условия добычи угля Карл Гаскойн в 1799 г. Охарактеризовал так: «Вследствие рыхлой почвы, недостатка крепильного леса и плохого оборудования работа в шахтах так опасна, что вольнонаемные на эту работу не идут, и приходится отрывать арестантов от копания каналов и перегонять их в рудники…» (рис 5.). Обратите внимание на представленные вам музейные экспонаты. Так выглядели инструменты шахтера того времени.
Перевозка сырья осуществлялась крестьянами в счет основной части подушной подати, которую вносила за них заводская контора. На собственных телегах, запряженных лошадьми, крестьяне с огромным трудом преодолевали расстояние в 85 верст между заводом и шахтой.
Вследствие расширения производства на заводе на протяжении первой четверти XIX века происходило непрерывное увеличение добычи угля в Донбассе. К началу 30-х годов в Донбассе уже действовало 22 каменноугольные разработки.
Большой заслугой завода является формирование рабочих кадров в Донбассе. Уже во второй четверти XIX века большинство луганских мастеровых принадлежало к числу наследственных рабочих, чьи отцы и дети были пионерами промышленного освоения юга страны. На производстве луганские мастеровые становились опытными и высококвалифицированными
рабочими. Во время капиталистического развития Донбасса в пореформенный период наличие квалифицированной силы на заводе сыграла важную роль в успешной деятельности новых металлургических заводов.
Из числа луганских мастеровых вышли такие заводские умельцы, как строитель ряда паровых машин и сложных заводских механизмов Л. Е. Изюров, строитель парохода «Ростов» В. Черпанцев, награжден в 1844 году за эту работу серебряной медалью. Итак, на протяжении XIX века Луганский завод, как первенец черной металлургии и сыграл большое значение в развитии экономики и укреплении обороноспособности страны. Он стал фундаментом и основой будущего промышленного города. С другой стороны, это предприятие сыграло важную роль в геологическом исследовании Донецкого кряжа, в развития в этом районе угольной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности, особенно в период промышленного переворота.
В Луганском заводе сформировались многочисленные кадры потомственных рабочих, наличие которых в основном обеспечила потребность в квалифицированной рабочей силе многочисленных металлургических и машиностроительных заводов Донбасса в период индустриального подъема в конце XIX в., когда Луганск превратился в значительный промышленный центр. Наконец, с деятельностью завода связано и становление технической интеллигенции, внесшей немалый вклад в научно-технический прогресс страны.
2. Закрепление.
А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке. Ответьте на вопросы:
- Какие факторы способствовали развитию тяжелой промышленности на Луганщине в первой половине XIX в.?
- С какими трудностями столкнулся луганский чугунолитейный завод в первой половине XIX в.?
- С какими трудностями столкнулись шахтеры, каким образом они усовершенствовали технологию транспортировки угля?
3. Домашнее задание.
Прочитать §2, ответить на вопросы в конце параграфа.
Творческое задание. Используя текст параграфа и дополнительные ресурсы заполнить таблицу:
Годы проведения геологических экспедиций |
Исследователи Донбасса |
Результаты геологических исследований |
|
|
|
5. Рефлексия.
Что нового узнали на музейном уроке?
Что запомнилось больше всего?
Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?
С какими трудностями встретились?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Антипов, А. Исторический очерк развития на Дону горной промышленности // Труды Донского войскового статистического комитета. – Новочеркаск, 1867. – Вып.1. – С. 46-48.
2. Горелик, А.Ф. История Родного края ч. 1 С древнейших времен до начала 19 века / А.Ф. Горелик, Т.Ф. Вихрова, К.И. Красильников. – Луганск: «МАКет», 1995. – 238 с.
3. История Отечества. 9 класс: учебное пособие / Т.Ю. Анпилогова, Л.В. Благушина; ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования». – Луганск: ПРЕСС-ЭКСПРЕСС, 2020. – 160 с.
4. Темник, Ю. А. Столетнее горное гнездо. Луганский завод (1795-1887гг.) / Ю.А. Темник. – Луганск: Шико, 2004. 556 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис 1.
Рис 2.
Рис 3.
Рис 4.
Рис 5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.