Методическая разработка музейного урока для 9 класса по теме: «Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине»
Оценка 4.8

Методическая разработка музейного урока для 9 класса по теме: «Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине»

Оценка 4.8
docx
12.03.2022
Методическая разработка музейного урока для 9 класса по теме:  «Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине»
урок в музее Лебединская А.А. для 9 класса.docx

ГОУ ЛНР

«Врубовский УВК ОШ-ДС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

музейного урока для 9 класса по теме:

 

«Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала учитель истории

Лебединская А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.     Аннотация ……………………………………………………………….

2.     Сценарий урока…………………………………………………………..

3.     Список использованных источников информации……………………

4.     Приложения………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Оно проводится в рамках изучения темы по истории Отечества в девятом классе «Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине», с целью познакомить учащихся с тем как зарождалась промышленность на Луганщине. Экспонаты музея: уголь, шахтерская лампа, каска, которые используются как сопровождение изучаемого материала, побуждают учащихся к активной познавательной деятельности и самостоятельным поискам информации. Представленный в музее материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний, повышает мотивацию учащихся к предмету.

Занятие разделено на несколько этапов. На первом этапе происходит включение учащихся в работу, дается установка и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе, в результате которого дети включаются в интерактивную деятельность. На этапе изучения нового учащиеся пополняют свои знания, изучают новые понятия, закрепляют умения работы с картой и материальными источниками информации. Задания с самопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала. На этапе рефлексии происходит оценка деятельности учащихся.

Основные методы работы: по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации, демонстрация экспонатов музея); по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Форма проведения: занятие-обсуждение. Изучаемые элементы: уголь, шахтерская лампа, каска, карта, фото. Место проведения урока: школьная музейная комната. Материально-техническое обеспечение: экспозиция школьного музея, карта, иллюстрации. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музейные экспонаты, историческая карта.

Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с древнейшей историей Луганщины, выяснить какие факторы способствовали развитию тяжелой промышленности на Луганщине, продемонстрировать музейные экспонаты и фотографии, наглядно раскрывающие период зарождения и развития тяжелой промышленности на Луганщине; развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края, способствовать развитию у детей творческого воображения; воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к труду.

Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение знаний об истории Луганщины и ее исследователях, пополнение понятийного аппарата, продолжить формирование умения работы с картой и музейными экспонатами.

Ожидаемый результат. В ходе урока обучающиеся должны знать: что такое штольня, шурф. Каким образом происходил процесс угледобычи и выплавки чугуна. В ходе урока обучающиеся должны уметь: показать основные старинные предметы; рассказать о труде шахтера и литейщика. Вызвать интерес к великому прошлому своего народа.

 

Ход урока:

 

1.     Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем его в музейной комнате нашей школы. Посмотрите на экспонаты, перед вами, на карту и попробуйте определить тему нашего занятия. Вы верно подметили сегодня речь пойдет о шахтерском труде. Запишите тему урока: «Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Луганщине».

2. Актуализация знаний.

Вспомните, когда и при каких обстоятельствах был создан Луганский литейный завод?

Где был открыт первый казенный рудник, на котором добывали уголь для литейного завода?    

 

Основная часть.

 

1.      Изучение нового материала:

Основание Луганского завода сыграло решающую роль в развитии горнодобывающей промышленности и организации геологических исследований на территории Донецкого кряжа. Первые разведывательные работы начались еще во время работы завода с целью расширения минерально-сырьевой базы для будущего предприятия. Разведка полезных ископаемых проводилась инженерами и младшим техническим персоналом завода под руководством К. Гаскойна и выпускника горного корпуса И. В. Ильина. Изыскательские работы проводились на территории Бахмутского и Славяносербского уездов Екатеринославской губернии, где в начале Х1Х века был открыт ряд залежей каменного угля и железных руд в районе села бил: Городище, Ивановка, Волнухино.

С конца XVIII века начинается серьезное исследование полезных ископаемых группами Луганского завода на земле Войска Донского. Первая разработка каменного угля Дону проводилась разведывательной партией завода в 1797 году вблизи станции Гундоровской.

В дальнейшем в восточных районах Донбасса открыто много новых месторождений угля и железных руд и других полезных ископаемых. В 1820 году с луганского завода был командирован маркшейдер И. И.  Козин «Для исследования в горах земли Войска Донского различных ископаемых и руд

преимущественно железных». В результате длительных исследований Козину удалось открыть ряд месторождений свинцовых и железных руд, известняка и др.

В конце 1826 года для поднятия производства на заводе и организации систематических геологических исследований в Донбасс командируется российский геолог Э. П. Ковалевский, член Горного совета Департамента горных и соляных дел и член государственного Комитета по оборудованию горных заводов.

В результате исследований, которые провели разведывательные партии, действовавшие по разработанному Е. П. Ковалевским и начальником завода И. В. Ильиным плана, были открыты новые месторождения полезных ископаемых. Это дало возможность Е.П. Ковалевскому написать капитальную работу по геологии Донбасса: а также составить первую географическую карту Донецкого кряжа (рис 3,4.).

Исключительно важную роль завод сыграл в развитии угольной промышленности Донбасса, для обеспечения углем предприятия, которое начало строиться. (рис 1.) Уже в 1796 году основывается Лисичанский каменноугольный рудник. В 1802 году администрация завода заложила второй казенный каменноугольный рудник в районе с.Успенское на левом берегу р. Ольховки.  Добыча угля производилась здесь крайне неравномерно-колебался в пределах от 8 до 80.000 пудов за год. Но по этому времени начинается регулярная разработка угольных месторождений в Донецком бассейне.

Топливо для Луганского литейного завода поставлялось из месторождения в балке Лисичьей на земле села Верхнего. Здесь была заложена первая шахта, положившая начало промышленной разработке каменного угля.

В апреле 1796 г. Шахта добыла первый уголь. Выемка велась посредством горизонтальных ходов. (рис 2.). С удалением выработок от ствола естественная вентиляция все более затруднялась. Тогда рядом проходили новую шахту.

Условия добычи угля Карл Гаскойн в 1799 г. Охарактеризовал так: «Вследствие рыхлой почвы, недостатка крепильного леса и плохого оборудования работа в шахтах так опасна, что вольнонаемные на эту работу не идут, и приходится отрывать арестантов от копания каналов и перегонять их в рудники…» (рис 5.). Обратите внимание на представленные вам музейные экспонаты. Так выглядели инструменты шахтера того времени.

Перевозка сырья осуществлялась крестьянами в счет основной части подушной подати, которую вносила за них заводская контора. На собственных телегах, запряженных лошадьми, крестьяне с огромным трудом преодолевали расстояние в 85 верст между заводом и шахтой.

Вследствие расширения производства на заводе на протяжении первой четверти XIX века происходило непрерывное увеличение добычи угля в Донбассе. К началу 30-х годов в Донбассе уже действовало 22 каменноугольные разработки.

Большой заслугой завода является формирование рабочих кадров в Донбассе. Уже во второй четверти XIX века большинство луганских мастеровых принадлежало к числу наследственных рабочих, чьи отцы и дети были пионерами промышленного освоения юга страны. На производстве луганские мастеровые становились опытными и высококвалифицированными

рабочими. Во время капиталистического развития Донбасса в пореформенный период наличие квалифицированной силы на заводе сыграла важную роль в успешной деятельности новых металлургических заводов.

Из числа луганских мастеровых вышли такие заводские умельцы, как строитель ряда паровых машин и сложных заводских механизмов Л. Е. Изюров, строитель парохода «Ростов»  В. Черпанцев, награжден в 1844 году за эту работу серебряной медалью. Итак, на протяжении XIX века Луганский завод, как первенец черной металлургии и сыграл большое значение в развитии экономики и укреплении обороноспособности страны. Он стал фундаментом и основой будущего промышленного города. С другой стороны, это предприятие сыграло важную роль в геологическом исследовании Донецкого кряжа, в развития в этом районе угольной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности, особенно в период промышленного переворота.

В Луганском заводе сформировались многочисленные кадры потомственных рабочих, наличие которых в основном обеспечила потребность в квалифицированной рабочей силе многочисленных металлургических и машиностроительных заводов Донбасса в период индустриального подъема в конце XIX в., когда Луганск превратился в значительный промышленный центр. Наконец, с деятельностью завода связано и становление технической интеллигенции, внесшей немалый вклад в научно-технический прогресс страны.

2.      Закрепление.

А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке. Ответьте на вопросы:

- Какие факторы способствовали развитию тяжелой промышленности на Луганщине в первой половине XIX в.?

- С какими трудностями столкнулся луганский чугунолитейный завод в первой половине XIX в.?

- С какими трудностями столкнулись шахтеры, каким образом они усовершенствовали технологию транспортировки угля?

 

3.      Домашнее задание. 

Прочитать §2, ответить на вопросы в конце параграфа.

Творческое задание. Используя текст параграфа и дополнительные ресурсы заполнить таблицу:

 

Годы проведения геологических экспедиций

Исследователи Донбасса

Результаты геологических исследований

 

 

 

 

 

5.                 Рефлексия.

Что нового узнали на музейном уроке?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?

С какими трудностями встретились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.     Антипов, А. Исторический очерк развития на Дону горной промышленности // Труды Донского войскового статистического комитета. – Новочеркаск, 1867. –  Вып.1. – С. 46-48.

2.       Горелик, А.Ф. История Родного края ч. 1 С древнейших времен до начала 19 века / А.Ф. Горелик, Т.Ф. Вихрова, К.И. Красильников. – Луганск: «МАКет», 1995. – 238 с.

3.     История Отечества. 9 класс: учебное пособие / Т.Ю. Анпилогова, Л.В. Благушина; ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования». – Луганск: ПРЕСС-ЭКСПРЕСС, 2020. – 160 с.

4.     Темник, Ю. А. Столетнее горное гнездо. Луганский завод (1795-1887гг.) / Ю.А. Темник. – Луганск: Шико, 2004. 556 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

Рис 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3.

Рис 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 5.


 

ГОУ ЛНР «Врубовский УВК ОШ-ДС»

ГОУ ЛНР «Врубовский УВК ОШ-ДС»

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Аннотация ………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Аннотация ………………………………………………………………

АННОТАЦИЯ Занятие составлено в соответствии с требованиями

АННОТАЦИЯ Занятие составлено в соответствии с требованиями

Ожидаемый результат. В ходе урока обучающиеся должны знать: что такое штольня, шурф

Ожидаемый результат. В ходе урока обучающиеся должны знать: что такое штольня, шурф

В результате длительных исследований

В результате длительных исследований

На производстве луганские мастеровые становились опытными и высококвалифицированными рабочими

На производстве луганские мастеровые становились опытными и высококвалифицированными рабочими

Рефлексия. Что нового узнали на музейном уроке?

Рефлексия. Что нового узнали на музейном уроке?

Горелик, А.Ф. История Родного края ч

Горелик, А.Ф. История Родного края ч

Рис 1.

Рис 1.

Рис 2.

Рис 2.

Рис 3.

Рис 3.

Рис 4.

Рис 4.

Рис 5.

Рис 5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2022