бюрократизация воспитательного процесса в образовательных организациях;
недостаток разработок и апробации новых моделей воспитания, соответствующих вызовам времени;
исключение критериев и показателей, характеризующих состояние воспитания, из различных документов мониторинга образования, либо, наоборот, резкое увеличение количества критериев с преобладанием количественных критериев;
ПРОБЛЕМЫ
современного отечественного воспитания
ПРОБЛЕМЫ
современного отечественного воспитания
медленное введение инноваций в систему подготовки студентов к воспитательной деятельности; повышения квалификации педагогов как воспитателей;
слабое проведение просветительской работы в сфере семейного воспитания;
плохая доступность психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам семейного воспитания
нацеленность воспитания на будущее;
полисубъекность воспитания;
воспитательный потенциал информационных технологий;
нормативно-правовые документы;
измененное педагогическое сознание
ОСНОВА изменений в воспитании:
чрезмерное, немотивированное злоупотребление временем работы в сети, не обусловленное профессиональной, научной или иной созидательной деятельностью;
использование средств Интернета как преобладающего средства коммуникации;
Основные признаки
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
(Н.В. Вострокнутов и Л.О. Пережогин)
создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных характеристик;
влечение к Интернет-играм и созданию вредоносных программ (без какой-либо цели);
субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети
коммуникационные (кибербуллинг, троллинг, киберхарассмент, сексуальные домогательства, встречи с незнакомцами);
контентные (экстремистские, эротические и порно сайты; сайты, пропагандирующие наркотики, суицид; сайты, позволяющие создавать различные виды оружия);
ВИДЫ РИСКОВ, с которыми сталкиваются подростки и молодежь в Интернете
технические (спам, продажи в Сети, незащищенность персональных данных),
интернет-зависимость
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
игра «Каша» (чем полезна простая каша), авторы – учащиеся и учителя 1 и 2 классов
создание пешеходной экскурсии по новостройкам родного города на английском языке, авторы – учащиеся и учителя 4 класса
участие в экспертной комиссии по утверждению макета детского городка (разработать и сделать макет «Дворца детства» в одном из архитектурных стилей), авторы – учащиеся 7 класса
кулинарное шоу «Марийская национальная кухня», авторы – учащиеся 8 класса и учителя
занятия «Школа интеллекта» (подготовка учащихся к олимпиадам), авторы – учащиеся 11 класса
диспут «Гаджеты в образовательном процессе» с Google-опросом, авторы – учащиеся 11 класса
создание проектов различных назначений;
виртуальные музеи /экскурсии с элементами интерактивности;
создание и публикация печатной продукции: каталогов, материалов определенной тематики, которые впоследствии используются в урочной и внеурочной деятельности;
Интернет-сайт школы, сайты или аккаунты классов в соцсетях;
мобильные технологии: разработка пособий, в которых с помощью QR-кода учащиеся получают доступ к различным заданиям и материалам;
создание и использование различных медиа средств: видео, аудио, анимации;
создание различных сетевых сообществ на базе образовательной организации;
работа классного руководителя;
создание виртуальной среды в современной образовательной организации как основы для создания ее воспитательного пространства
ПОТЕНЦИАЛ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИКА воспитания – это порядок использования педагогом определенных методов и форм воспитания для достижения конкретных целей или задач воспитательной деятельности
МЕТОДЫ воспитания – это способы осуществления
педагогической коммуникации, направленной на развитие личности ребенка
ТЕХНОЛОГИЯ воспитания – частный случай методики воспитания, характеризуется четкой алгоритмичностью и ориентацией на получение гарантированного результата
ФОРМА воспитания –
это определенным образом
организованный акт взаимодействия педагога и детей,
который педагог использует
для достижения воспитательных целей
Необходимые МЕТОДИКИ в воспитании
организации экскурсии | организации КТД |
организации бесед и дискуссий | организации детских спектаклей и концертов |
организации туристского похода | работы с портфолио учащихся |
педагогического сопровождения проектной деятельности детей | активизирующей профориентационной работы |
организации творческих мастерских | подготовки и проведения родительских собраний |
организации | организации сборов |
воспитания подростков в туристско-краеведческой деятельности учреждения дополнительного образования детей | воспитания в организации деятельности детских общественных объединений |
утрата вариативности воспитания;
сведение воспитания к реализации лишь одного направления воспитания;
организация воспитания как реакции на возникшие сиюминутные проблемы;
утрата владения педагогами определенными воспитательными методиками;
непродуманное введение инноваций в воспитательный процесс;
школоцентризм;
преобладание количественных оценок в оценивании качества воспитания
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ школьного воспитания
мотивация педагогов;
организация совместных дел, интересных и детям, и педагогам;
создание детско-взрослой общности;
побуждение к усвоению социально значимых знаний, к формированию отношений к этим знаниям;
формирование позитивного социального опыта
ПОВЫШЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ВОСПИТАНИЯ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.