Проблемные ситуации на уроках биологии
Оценка 4.9

Проблемные ситуации на уроках биологии

Оценка 4.9
Домашнее обучение +6
docx
биология +1
6 кл—11 кл
12.03.2019
Проблемные ситуации на уроках биологии
Меняется время, меняются и подходы в образовании .Мы перешли на новую систему образования . Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний. Но вопросов у детей меньше не стало. Их теперь не интересуют простые вопросы . Им подавай сложные с заковырками и подводными камнями, чем сложнее вопрос тем интереснее . . Ребенок и подросток не просто констатирует факты, а ищет открытие решений вопроса и его значение для него, как участника событий . Для этого в современной системе обучения мы широко используем проблемные вопросы на уроках, которые учат и заставляют юные умы мыслить рассуждать , искать разные подходы в решении той или иной задачи.
проблемные ситуации на уроках биологии.docx
Проблемные   ситуации   на   уроках   биологии_   Байбаева   Любовь   Юрьевна_   Иркутск_ МБОУ г.Иркутска СОШ№35 Проблемные ситуации на уроках биологии Мы с раннего детства всегда и всем задаем вопросы ,и ждем на них ответы. Все вопросы от чего?  Как? и почему? сопровождают нас постоянно до самых последних дней нашей жизни. Мы не устаем их задавать себе друзьям и науке . Жизнь бежит вперед , совершаются   новые   открытия   и   появляются   новые   технологии   и   в   суете   современной жизни мы просто не успеваем за всем новым .  Итак двигаясь вперед мы ищем ответы на наши вопросы.  У маленького ребенка познающего  мир, количество вопросов просто зашкаливает. Его не устраивают простые ответы. Ему нужны доказательства . И мы не всегда ему можем их привести . А что школа, она давала точные знания это так,  а это вот это  эдак и ни как по другому.   И снова у ребенка возникает вопрос.  А почему это так а не по не по­другому. Еще   во   времена   наших   родителей   им   в   помощь   в   1957   году   на   киностудии   научно­ популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» вышел первый выпуск киножурнала Хочу всё знать  и его с великим удовольствием смотрели и ждали следующего выпуска все от мало до велика. Он помогал всем, давал ответы и призывал к новым познаниям. Журнал просуществовал до 2010 года . А далее что? Исчезли вопросы или нет ни чего  нового, к чему   призываем   детей?.     Где   детские   познавательные   программы   по   телевидению     на основных каналах?  Что демонстрирует  центральное  телевидение  для детей.  . Осталось только кабельное телевидение и там программы где можно найти «Как это сделано», по географии и по биологии . А у каждого ли ребенка есть кабельное телевидение. Остается только школа. Меняется   время,   меняются   и   подходы   в   образовании   .Мы   перешли   на   новую систему образования . Учим ребенка учиться и находить ответы на свои вопросы в работе по получению знаний. Но вопросов у детей меньше не стало. Их теперь не интересуют простые   вопросы   .   Им   подавай   сложные   с   заковырками   и   подводными   камнями,   чем сложнее вопрос тем интереснее . Как его решать и какие будут результаты , как это все действует в природе и чем я могу помочь. Ребенок и подросток не просто констатирует факты, а ищет открытие решений вопроса и его значение для него, как участника событий . Для этого в современной системе обучения мы широко используем проблемные вопросы на уроках, которые учат и заставляют юные умы мыслить рассуждать , искать разные подходы в решении той или иной задачи.    Биология   и   экология,   краеведение   и   география   и   многие   другие,     вот   поля деятельности для нас учителей. Здесь дети познают себя и окружающий их мир. И наша задача   на   своих   уроках   дать   поля   деятельности   для   ученика   для   его   открытия самостоятельно     решения   задач   которые   его   волнуют   и   тревожить.   Сделать   урок   не констатации   фактов,   а   его   самостоятельного   вывода   и   приятия   своей   значимости   в природе. И здесь большая роль отводится учителю, который должен подобрать материал для своего урока так чтобы ребенок сам захотел погрузиться в поиски знаний, осознавая, что это касается его самого и его семью лично. Приведу пример. У меня был урок в 5 классе по теме роль бактерий в природе и жизни человека. Долго искала материал для начала урока и вдруг наткнулась, не помню где на вопрос загадку. Всели бактерии вредные или есть полезные и нужны ли бактерии на планете. Вопрос простой вроде открой книгу и получишь ответ .  И вот возникла идея  поиграть с ребятами  я им предложила следующий вариант   .   К   нам   в   школу   обратились   учащиеся   соседних   школ   с   просьбой   подписать письмо. В письме они просят  нас, присоединится к ним, чтобы уничтожить, все бактерии на планете, так как они ей наносят не поправимый вред.   Ребятам было дано задание подготовить   доказательства   подписывать   или   нет   письмо.   Хочу   отметить   Что   такого результата я не получала очень давно . Следующему уроку где мы рассматривали тему Роль бактерий на планете просто не хватало времени . Каждый ребенок хотел высказать свое мнение и привести примеры из своего опыта. Ребята сами сделали верные выводы и мы написали свой ответ учащимся из соседних школ. Урок прошел на ура.  После этого я чаще   стала   использовать   проблемные   вопросы   на   уроках.   Проблемные   вопросы   можно сделать из любого простого вопроса. Так на уроках ботаники использую вопрос Почему на планете очень мала цветов с красной окраской.   По зоологии в теме Птицы используем вопрос загадку.   Зимой во дворе встретились два ученика Вася и Коля.  Коля нес пакет с пшена, булкой белого хлеба, горохом, овсяными хлопьями , А Вася с фундуком.  салом и семенами   конопли   .   У   Васи   и   Коли   на   балконе   есть   по   кормушки   к   Васи   синицы прилетают ,а к Коли нет, только воробьи и голуби.  . Чтобы ты им ответил и почему.  Эта загадка заставляет ребят   не просто использовать данные в задачи, но и все знания по особенностям   строения птиц, их образа жизни, энергетической ценности продуктов и её использование в процессе питания в условиях зимы. Урок получается очень поучительным, так   как   ребята   часто   кладут   в   кормушке   не   те   продукты,   которые     требует   природа, зачастую вызывая гибель голубей от переедания особенно в зимнее  время.  В разделе экология у меня есть прекрасные задачи, которые можно использовать и на уроках  в  разных  разделах  биологии.  Первая  задача  помогает  не только  решить.  Но использовать в своей практике те или иные растения.  Двое   учеников   ходили   на   поле   и   собирали   коллекцию   лекарственных   растений. Один из них в корзине другого заметил такие растения как: ландыш майский, атропа – белладонна, ласточкина трава и сказал, что в корзину его друга попали ядовитые растения и предложил их выбросить Прав ли он или нет и почему?  Работа над такими задачами я использую методику ромашки, которую широко применяю на своих уроках   Рекомендую следующую инструкцию и  алгоритм действий Решая задачу, назовите основную проблему поднятую в этой задачи и запишите её в желтой части ромашки и вклейте её на доску Объясните при защите устно .Почему вам была предложена данная задача?   Запишите ваши предложения по использованию этих растений в медицине, ответ оформите ­на белом фоне ромашки.  Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один из представителей команды защищает работу команды. Во время работы создайте макет   грядки   лекарственные   растения   в   саду   со   своими   предложениями   по   созданию лекарственной грядке обратитесь в совет школы, для разбивки такого макета­ грядки в школе.  Эта работа позволяет расширить кругозор ребёнка показать его значимость как в классе так и для всего общества. Используя данную методику у ребят расширяется их кругозор,   они   чувствуют   свою   причастность   к   событиям   происходящим   вокруг   их   в природе и вырабатываются навыки сохранения их здоровья и охраны окружающей среды Еще один пример из работы по охране и благоустройства нашего города и природы в нем. В нашем микрорайоне все знают ,что вдоль магистрали и около некоторых домов высажено   озеленение   в   виде   хвойных   растений­   Лиственница.   Стоит   отметить,   что лиственница вдоль магистрали находится в угнетенном состоянии. А другие вдоль домов прекрасно себя чувствуют. Назовите причин угнетения растений. Что случилось с этими растениями? Решая задачу, назовите главную проблему, поднятую в этой задачи и запишите её в желтой   части   ромашки   и   вклейте   её   на   доску.   В   чем   вы   видите   основные   причины угнетения растений? Запишите ваши предложения по сохранению жизни лиственниц вдоль дороги, ответ оформите ­на белом фоне ромашки.  Наклейте свои ответы на ромашку в своем секторе. Один   из   представителей   команды   защищает   работу   команды.     После   занятия   создайте листовку   по   сохранению     лиственницы   со   своими   предложениями,   развести   их   в общественных местах   в городе и передайте в экологический центр   города. и обсудите данную проблему с учащимися соседних школ.   Работая   над   данной   задачей,   ребятам   необходимо   было   обратится   к   разным литературным источникам . Ученики и   не предполагали, что решение задачи будет не простым. Они с трудом дошли до решение задачи .Главной причиной у них был транспорт. И они   ни как не задумывались над таким благородным действием дворников , которые спасают населения города от гололёда.  Дворники, постоянно посыпая  тротуары солевой смесью, и сами не предполагают, что   губят наших главных защитников  и созидателей природы. И как соль попадает на газоны, вызывает  засоления почв. А что и  говорить ,о постоянной уборка травы и листвы. С одной стороны это очистка города от мусора, а с другой это не достаток питания и плодородия почв вокруг растений на  газонах. Они уже в 5 классе хорошо усвоили роль бактерий.  В   зимнее   время   особенно   часто   прибегаем   к   такой   задачи   как   наши   местные растения. Особенно речь идет о наших ягодах и простудных заболеваниях в зимний период. Эта задача позволяет ребятам очень наглядно обратить свое внимание на здоровый образ жизни. Вот эта задача. На   симпозиуме   врачей   был   поднят   вопрос   ,как   бороться   с   простудными заболеваниями   без   лекарственных   препаратов.   Многие   предлагали   использовать   такие лекарственные   ягоды   как   клюква   и   брусника.   Спор   стоял   долго,     какая   ягода   более эффективнее?. Вам следует ответить на этот вопрос.   Запишите ваши предложения по использованию этих ягод для лечения людей, создайте рекомендации по приготовлению лекарственного напитка и порекомендуйте его в школьной столовой и в младших классах школы. Эта задача всегда решается с большим интересом. В работу дома привлекаются родители , которые также ищут информацию и проделывают с детьми путь исследователей. Данная работа по применению проблемных ситуаций на моих уроках позволяет глубокому и осмысленному изучению, преподаваемому мною предметам. В своей работе углубляют знания не только дети ,но и их родные .которые часто помогают ребятам в совместном поиске   тех   или   иных   решений.   Работа   на   уроках   становится   более   активной   и познавательной.   Интерес   к   предмету   возрастает.   Значит   я   нашла   решение   как   увлечь почемучек. И дать им возможность получить ответы на все их зачем и почему.    Говоря о необходимости   решения проблемных ситуациях на уроке, я бы свою работу закончила словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина  О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт ­ сын ошибок трудных, И гений ­ парадоксов друг.                      (А.С. Пушкин)

Проблемные ситуации на уроках биологии

Проблемные ситуации на уроках биологии

Проблемные ситуации на уроках биологии

Проблемные ситуации на уроках биологии

Проблемные ситуации на уроках биологии

Проблемные ситуации на уроках биологии

Проблемные ситуации на уроках биологии

Проблемные ситуации на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019