Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Оценка 4.8

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
02.02.2017
Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Публикация является частью публикации:
Проблемные уроки окружающего мира.docx
Окружающий мир  Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на уроках   русского   языка   или   математики.   В   этом   случае   на   этапе   совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся   групп   всем   необходимым   для   поисковой   деятельности,   дать   четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа   получает   свое   задание,   изучает   и   предъявляет   на   всеобщее   обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно  всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы. Основная задача на уроках окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемного обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Такие названия, как «Что такое окружающий мир?», «Кто такие звери?» и т.п., уже содержат в себе проблемный вопрос. При ответе на поставленный вопрос дети   опираются   на   свои   знания   и   опыт.   Задача   учителя   –   помочь   детям проанализировать   все   ответы   и   сделать   вывод.   Необходимо   сверить   свои предположения   и   вывод   с   определением   учебника.   При   такой   структуре   урока этапы   актуализации   знаний   и   открытия   новых   знаний   тесно   переплетены   между собой. На этапе рефлексии можно предложить детям составить текст­рассуждение с заданным началом. Например: Аист – это птица, потому что … . Тема «Австралия» Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт – Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите собрать вещи. (Класс   разбивается   на   группы.   Завершив   работу,   каждая   группа знакомит со списком собранных вещей.) Учитель:  Посмотрим, как   группы выполнили задание (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задания я вам дала одно, а выполнили вы его по – разному. (Побуждения к сознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия). Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос) Тема «Австралия» Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь? Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июне лето. Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где – то… Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Ученики: Здесь все, наоборот: в январе лето, реки без воды. Учитель: Какай возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где всё наоборот? Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать? Тема урока: « Восточнославянские племена».              Учащимся предлагаются противоречивые факты:              Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян – большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы».                     Есть и другое мнение учёных: название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне – земледельцы. Какое мнение вам ближе? Докажите. Тема «Грибы» Лена: «Грибы не могут передвигаться, значит, это растения». Миша: «грибы не зелёные, значит, они животные». Учитель:    «Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию   противоречия).   Какой   возникает   вопрос?   (Побуждение   к формированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? И так тема урока…?» Тема «Михаил Васильевич Ломоносов» ­По   какому   принципу   зашифрованы   слова?   Назовите   эти   слова полностью.   ДНСКЙ,   НВСКЙ,   ПТР,   ЛМНСВ   (Донской,   Невский,   Пётр, Ломоносов)  ­Какое из этих слов лишнее? Почему?  ­ Какая тема урока?  ­ Что вы о нём знаете?  ­ Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. Тема: «План и карта». Обучающимся   предлагается   изобразить   в   тетради   ластик,   ручку   в натуральную   величину.   Затем   учитель   дает   задание   изобразить   машину   в натуральную   величину.   Так   как   это   невозможно,   обучающиеся   под руководством   учителя   приходят   к   выводу,   что   необходимо   использовать масштаб. Тема: Природные зоны России Учитель: ­ Послушайте и скажите: бывает ли так?  «Ехали   мы   ночью   на   санях   по   густому   березовому   лесу.   Иногда   березы заступались,   и   тогда   под   полозьями   саней   мелькали   разноцветные   мхи   и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2­3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую   корзинку.   Смотрим   на   часы   –   время   за   полночь   зашло,   пора   спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные   мешки   на   березы,   забрались   в   них   с   головой,   чтобы   солнце   не светило и комары не кусали, и крепко заснули». (Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал). Ученики: ­ Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега –  мох, цветы, ягоды.  ­ Еще не бывают грибы выше берез. ­ Ночью солнце не светит. Удивление (возникновение проблемной ситуации). Тема урока: «Природные зоны. Зона арктических пустынь».  Учитель: Одни ребята на зимние каникулы поедут в Арктику, а другие останутся дома. Помогите им собрать вещи.  Учитель:  Посмотрим,   как   выполнили   задание.  (Разные   мнения вызывают реакцию удивления).  Учитель:  Задание   я   вам   дала   одно.   А   как   вы   его   выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия).  Учитель:  Почему   так   вышло?   Чего   мы   не   знаем?  (Побуждение   к формулированию проблемы).  Учитель: Какая сейчас погода в Арктике? (Проблема как вопрос).  Тема урока: «Природные зона. Пустыня».  Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?  ­ Очень мало, почти нет.  Учитель:  Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно­популярной статьи  (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление).  Учитель: Что вы сначала сказали? Учитель: Как мы привыкли представлять себе пустыню?  ­ Как на самом деле?  ­ Что узнали из текста?  ­ Какая же возникает проблема?  ­ В чем мы должны разобраться?  Ученики:  Как растения приспосабливаются в пустыне?

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе

Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017