Проблемы детской демонстративности
«Посмотрите на меня, я все для этого сделал»
Каждый родитель безгранично любит свое чадо и с трудом признает, что у него могут быть проблемы самого разного характера. Вот, мама Васи, огорчена тем, что мальчик постоянно обижает своих сверстников, обзывает их, а иногда даже ломает игрушки и детские постройки. А девочка Алина, посещающая старшую группу детского сада, с трудом адаптируется в новом коллективе и старается всегда держаться в стороне. Можно перечислять до бесконечности личностные и эмоциональные нарушения, с которыми встречается детский психолог на консультациях с родителями. Тогда возникает вопрос: «А есть ли дети, у которых вообще нет проблем и они, в действительности, являются всесторонне развитой и гармоничной личностью?». Конечно есть, и в этом большая заслуга родителей, которые любят и принимают своего ребёнка таким какой он есть, учитывают возрастные и индивидуальные особенности, создают органичную и психологически комфортную среду.
Дошкольный возраст – возраст расцвета детской непосредственности, становления психических процессов (восприятие, память, мышление, речь и т.д.), появления произвольности поведения и в то же время это период, когда те или иные отклонения в развитии при отсутствии грамотной психологической помощи могут серьезно деформировать личность ребёнка в будущем.
В данной серии для родителей мы рассмотрим проблему детской демонстративности - часто встречающуюся личностную особенность дошкольников, раскроем причины и эффективные способы её коррекции. Надеемся, что все рекомендации, которые будут даны вам, найдут хорошее практическое применение и помогут вашему малышу своевременно справиться с этой проблемой.
ЧТО ТАКОЕ ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ И КАК ОНА
ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Демонстративность в определенной степени присуща каждому человеку. Вспомним себя в детстве, когда у нас появлялась новая и яркая игрушка или красивое платье, мы всячески стремились обратить на себя внимание. По собственному опыту могу сказать, насколько я чувствовала себя счастливой, когда соседка Наталья Ивановна, заметив мою новую блузку, непременно спешила озвучить увиденное: «Ты просто настоящая модница – всегда в новом наряде!». При этом я кружилась на месте, трогала блузку рукой, поправляла волосы, громко смеялась. На экранах телевизора мы часто видим импозантных актеров, которые своим внешним видом спешат заявить на весь мир: «Посмотрите на меня!». Обычно демонстративность сочетается с эгоцентризмом – о чем бы ни шла речь, такие люди говорят только о себе, преувеличивая свои успехи и достижения. Демонстративный человек может преувеличить и собственные неудачи и неприятности, так как главное для него – непохожесть на других, неповторимость, причем как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребёнку. В детском саду они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребёнка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчеркнуто идеальное поведение и даже подчеркнутая застенчивость; когда ребенок как бы говорит: "Посмотрите, как я стесняюсь!". В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении (например, эти проявления могут сдерживаться повышенной тревожностью). Применительно к этим случаям принято все равно употреблять термин «демонстративность», хотя в этом случае он не дает правильного описания поведенческой картины.
Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).
Однако мы рассмотрим варианты проявления демонстративности, которая носит негативный характер и может стать отрицательной чертой характера, затрудняя процесс общения со взрослыми и сверстниками и развитие личности ребенка в целом.
ВАРИАНТЫ НЕГАТИВНОЙ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ
Негативное самопредъявление
В дошкольном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенность его деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.
Позиция дошкольника с негативным самопредъявлением это позиция "ужасного ребенка", которого окружающие замечают постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологического профиля ребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь.
Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого, адресованные ребенку, воспринимаются им как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной. Отрицательные реакции взрослых служат подкреплением демонстративного поведения.
Позитивное самопредъявление
Синдром позитивного самопредъявления близок к синдрому негативного самопредъявления с тем отличием, что в этом случае внимание привлекается непосредственно не нарушением правил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения.
Для дошкольников с позитивным самопредъявлением характерна позиция «образцового ребенка». Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, очень близки между собой. Оба они характерны для детей, с особенно высокой потребностью во внимании в себе со стороны окружающих.
Ребенок с позитивным самопредъявлением не забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», вежливо здороваться и прощаться. Изображая «идеального ребенка»- «пай-мальчика» или «пай-девочку», - он добивается практически того же, чего добивается ребенок с негативным самопредъявлением, изображая «ужасного хулигана». Формы внимания, получаемые при позитивном самопредъявлении, более привлекательны: похвала, восхищение и умиление взрослых. Дети с позитивным самопредъявлением почти никогда не попадают к психологу по направлению воспитателя. Однако таких детей приводят на консультацию родители.
Дело в том, что во многих случаях позиция «идеального ребенка» удерживается только в социальных ситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль «образцового мальчика» или «образцовой девочки», состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормой и перестают обращать на него внимание. Чтобы вернуть себе их внимание, ребёнку приходится прибегать к другим средствам - например, заимствованным из арсенала негативного самопредъявления. Сочетание позитивного самопредъявления с негативным облегчается тем, что центральным моментом в обоих этих синдромах является самопредъявление, характерное для демонстративной личности.
Мнимые болезни
Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети эксплуатируют имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы. Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания.
Уход от деятельности
В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».
Истерия
У детей с высоким уровнем демонстративности, при неблагоприятном стечении обстоятельств, загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в психическое заболевание – клиническую истерию, сочетающуюся с высокой эмоциональной лабильностью. Эмоциональная лабильность- это склонность к частым колебаниям настроения, кратковременность и неустойчивость переживаний.
В данном случае необходима консультация психоневролога, назначение медикаментозного лечения и становление на учет в психоневрологический диспансер.
1) Проблемные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Для демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения, он интересен только в связи с тем, какое отношение к нему тот проявляет – ценит или не ценит, помогает или нет. В большинстве случаев у таких детей складывается два типа отношения к сверстникам. При эгоистическом отношении характерно полное отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Дети не обращают внимания на действия других, равнодушны к их успехам и промахам. Демонстративный ребенок озабочен только самим собой и все его действия проходят под девизом: «Посмотрите на меня, я все для этого сделал!». В основе конкурентного отношения лежит стремление к индивидуальным достижениям в условиях противоборства со сверстником. Ребёнок пытается утвердиться в глазах взрослого и других детей за счет сверстника, стремится подчеркнуть или подтвердить свое превосходство над ним. Поэтому все решения принимаются обычно в свою пользу.
В случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Родители демонстративных детей часто жалуются на их капризность, истерики и неловкость, которую они испытывают сами. У них не всегда получается во время похвалить такого ребёнка, который просто начинает манипулировать родными и превращается в семейного тирана, ради собственных желаний и прихотей.
2) Состояние постоянной эмоциональной напряженности. Мотивом действий и поступков демонстративного ребенка становится ненасыщаемая и порой болезненная потребность в признании, похвале и превосходстве над другими. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. У демонстративных детей нередко имеют место эмоциональные срывы (слезы, крик, капризы) нанося значительный урон его психологическому здоровью и эмоциональному благополучию.
3) Неадекватно завышенная самооценка. Демонстративный ребенок всегда ищет повод быть на виду в обществе сверстников и взрослых. Для него крайне важна высокая оценка его возможностей, способностей, внешнего вида. Трагично воспринимает поражения и неудачи, так как говорит себе: «Я всегда самый лучший!».
4) Недостаточно сформированный уровень произвольного и волевого поведения. Демонстративные дети чрезвычайно активны, так как для них очень важно не пропустить момент быть замеченным, оказаться в центре внимания. Не всегда способны регулировать свое поведение: они то бурно радуются похвале и всеобщему восхищению, то негативно реагируют, когда остаются в стороне или не замечены. Вспышки гнева демонстируют ярко и длительно. На занятиях в детском саду демонстративный ребёнок постарается быстрее завоевать внимание воспитателя: постоянно будет интересоваться: правильно ли он сделал задание, лучшая ли у него работа. А сделать что-то первым для него награда, хотя выполненное задание может и содержать незначительные ошибки. Для демонстративных детей важно занимать лидирующее положение.
ПРИЧИНЫ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1) Следствие неблагополучных отношений со взрослыми (конкретно - родителями) и педагогически неграмотных воспитательных мер с их стороны.
Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья – это место, где впервые ребёнок усваивает человеческие отношения, подражает, копирует действия взрослых, учится познавать и не бояться окружающий мир, где приобретает первые навыки общения, где проявляет свой характер и открыто выражает свое Я. Корни детских проблем прежде всего необходимо искать в семье, так как в дошкольное учреждение малыш приходит с минимальной и важной базой приобретений, накопленных в данном микросоциуме. Еще в утробе матери ребёнок чувствует желанный он или будущая обуза родителям. Мама внутренне формирует привязанность между собой и младенцем. Насколько крепка и надежна будет эта привязанность, зависит от ожидания, планирования и эмоционального состояния женщины. Родители всегда являются для ребёнка значимыми взрослыми, обеспечивающими не только уход, но и воспитание, всестороннее его развитие. Даже в самой неблагополучной семье, где постоянно пьют, дерутся и ругаются родители, ребенок скучает по ласковым рукам матери и по одобрительному взгляду отца. Ребенок становится отражением той семьи, в которой растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностей. В каждой семье формируется свой стиль, своя модель воспитания. Выбирая тот или иной стиль воспитания ребенка, родители берут на себя ответственность за формирование определенного склада личности, особенностей поведения. Часто, трудности в обучении, поведении, в общении ребенка связаны именно с ситуацией в семье. Большое значение имеют количество и качество общения со взрослыми. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирование ребенка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям. Разные стили воспитания (синонимы: типы семейного отношения, родительская позиция, родительское отношение) в семье влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения. Т.В. Архиреева выделяет 6 основных типов семейного воспитания.
Принятие и любовь
Является самым благоприятным типом семейного воспитания. В этом случае родители дают ребенку тепло, любовь и внимание. Они предпочитают объяснить ребенку что-либо, а не наказывать. Они поощряют его, но разборчиво. Ребенок чувствует возможность доверять родителям, просит у них помощь. Одобряется независимость ребенка. Родители принимают индивидуальность сына или дочери, одобряют склонности и интересы. В основном таким родителям присущ демократический подход к детям, но они могут также проявлять локальный авторитаризм: требование и контроль лишь в определенной области достижений.
Тип явное отвержение (отсутствие любви, ненависть, диктат, и т.д.)
Психологи едины во мнении, что эта тактика воспитания очень неблагоприятна для развития ребенка. Суть ее состоит в негативном отношении к ребенку, неприятии его индивидуальности, неодобрении его склонностей и интересов. Эти родители пытаются жестко контролировать поведение ребенка. Послушание оценивается как добродетель, достоинство. Родители уверены в необходимости внушить ребенку такие ценности, как уважение к авторитету, трудолюбие, необходимость сохранить существующий порядок. Этот тип воспитания характеризуется повышенной авторитарностью родителей на основе отвержения ребенка.
Сверхтребовательность
Этот тип воспитания заключается в том, что родители устанавливают для ребенка высокие уровни достижений в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Ребенок чувствует, что от него ждут очень много. Любовь родителей к ребенку условна: ребенок признаваем и любим тогда, когда он оправдывает ожидания и требования родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствия своему навязываемому и внушаемому образу «Я». А.И. Захаров обнаружил, что родители детей, страдающих неврозами, достаточно часто осуществляют данный тип воспитания.
Гиперопека (гиперпротекция, симбиотический тип родительского
отношения.)
Относится к неправильному типу воспитания. Выделяют два основных типа гиперпротекции: доминирующую и потворствующую. Под доминирующей гиперпротекцией понимается чрезмерная опека и контроль, вырастающий в систему запретов, постоянное наблюдение за ребенком, которая может достигать иногда постыдной слежки. При потворствующей гиперпротекции ребенок находится в центре внимания семьи, родители стремятся к максимальному удовлетворению потребностей ребенка. Для родителей характерно стремление поглотить ребенка, слиться с ним, прожив жизнь вместо него; потакание всем прихотям и стремлениям ребенка, желание защитить его от трудностей и разочарований. Очень часто подобный тип семейного воспитания находит выражение в лишении критичности, требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми.
Гипоопека (гипопротекция или пренебрежение)
Это тип неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за ребенком. Чаще, чем полная безнадзорность, проявляется скрытая гипопротекция, или формальные отношения. Этот тип отношений возникает в тех случаях, когда родители по тем или иным причинам (дефицит времени, чрезмерная поглощенность своими собственными интересами, педагогическая неграмотность и т.д.) слишком узко представляют себе родительские обязанности: одеть, накормить ребенка, проконтролировать его, наказать за проступки. Часто ребенок чувствует, что взрослым не до него, что они несут лишь тягостные обязанности. Психологами описывается потворствующая гипопротекция - здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к ребенку сочетается с некритичным отношением к его поведению. Родители стараются всегда оправдать ребенка, при всех его проступках переложить вину на другого, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания.
Непоследовательность и противоречивость
Психологи относят эти типы воспитания к неблагоприятным. Суть непоследовательного воспитания состоит в том, что родители могут заниматься воспитанием от случая к случаю, осуществляют резкую смену стиля, приемов воспитания, представляющих собой переход от строго к либеральному, и за тем на оборот, а также переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. В семьях может осуществляться противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку противоречивые требования. При этом они могут конкурировать, а то и открыто конфликтовать друг с другом.
Довольно часто в популярной психологической литературе встречается деление стилей семейных взаимоотношений на три основных: либерально-попустительский, авторитарный и демократический.
Первый из них обычно появляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, либо же, исповедуется принцип вседозволенности: ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не может вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих взаимоотношений, получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей.
Два других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жестокая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавления инициативы, принуждение. При авторитарном стиле дети слушаются только из страха наказания, а не потому, что хотят порадовать своих родителей. В результате чего у них не развивается чувство внутреннего контроля. Авторитарный стиль рассматривает воспитание как нечто, что надлежит проделывать с ребёнком, а не как взаимообогащающий процесс. Это приводит к противостоянию родителей и ребёнка и превращает заботу в бремя неусыпного контроля над ним. Авторитаризм в воспитании непременно приводит к отчуждению, разобщенности родителей и детей. Такой стиль воспитания очень редко приносит хорошие результаты, как родителям, так и детям, даже если за «тяжелой рукой» кроется «любящее сердце». На другом полюсе - позиция дружеского понимания, ценностное отношение к ребенку. Демократический стиль основан на глубоком прочном взаимопонимании родителей и ребёнка, взаимной любви и уважении. Общение в семье строится на взаимном доверии друг к другу.
Главными источниками демонстративности становится с одной стороны, гипопротекция – стиль семейного воспитания, при котором ребёнок выпадает из поля зрения родителей. Он «заброшен» и до него «не доходят руки». В такой семье родители эмоционально холодны к ребенку, он чувствует себя ненужным и нелюбимым и поэтому ищет внимания и теплоты со стороны других людей. Мать, как правило, больше занята собой и решением своих проблем. С другой стороны, гиперпротекция – стиль воспитания, где родители уделяют ребёнку крайне много времени, и воспитание его становится центральным делом их жизни. В такой семье нет запретов, требований, а любимый всеми ребёнок является кумиром. Его балуют и обожают, ему потакают и подчиняются. Авторитет родителей отсутствует. Ребёнок сам устанавливает свои правила и заставляет принимать их близких. Он привыкает к всеобщему обожанию и если не получает желаемого, то ведет себя демонстративно, а иногда и агрессивно.
2) Влияние типа темперамента – как основы поведения ребёнка. Тип темперамента может послужить лишь дополнительным фактором появления демонстративного поведения.
Темперамент характеризует индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка. Существует 4 типа темперамента.
Сангвиник – это горячий, очень продуктивный деятель, но только если у него есть интересное дело. Когда его нет, он становится вялым, скучным. Для такого ребенка обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе он весел, жизнерадостен, с охотой берется за новое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может также быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестанет интересовать, если оно требует копотливости и терпения, если оно имеет будничный характер. Эмоции легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у него образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума. Он склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Продуктивен при динамичной и разнообразной работе. Ему больше подходит работа, требующая быстроты реакции.
Флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяет ему легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку дня, жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам. Он может выполнить дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методичного напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). Он солиден, не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попросту болтать. Недостатком его является присущая ему инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости.
Меланхолику свойственна высокая эмоциональная чувствительность, а вследствие этого повышенной ранимостью. Он несколько замкнут, особенно с новыми людьми, нерешителен в трудных ситуациях, испытывает сильный страх в опасных ситуациях. Всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на него и слабое раздражение: он склонен предаваться переживанию по незначительному поводу. В привычной обстановке может быть довольно контактным ребенком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности.
Наиболее ярко выраженным типом, способствующим проявлению в поведении ребёнка демонстративных черт выступает сильный неуравновешенный тип нервной системы – холерик, которого отличает повышенная возбудимость, неуравновешенностью поведения, недисциплинированность. На запреты бурно выражает протест. Такой ребёнок вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Предпочитает подвижные виды спорта. Для него характерна цикличность в деятельности, в работе. В это время он готов преодолеть и действительно преодолевает трудности и препятствия на пути к цели. Но вот, истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и он ничего не делает. У такого ребенка быстрая, сбивчивая речь. Холерики предпочитают быть на виду и занимать лидирующее положение среди сверстников.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН
ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ:
1. Построение благоприятных отношений с ребёнком необходимо осуществлять по двум направлениям: эмоциональное принятие ребёнка и гармоничное воспитание, требующее обоюдного подхода со стороны обоих родителей.
2. При холерическом типе темперамента следует поддерживать энергичность ребёнка и направлять на полезные дела; ставить перед ним сложные задачи, помогать осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребёнка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения. В обращении с ребёнком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. Такому ребёнку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. Ни в коем случае не стыдить при других. При совершении им проступка, спокойно объяснить последствия, а не применять физическое наказание. Полезно давать поручения и задания, требующие сосредоточенности и волевых усилий. Обязательно поощряйте такого ребёнка за попытки сдерживать свои импульсивные действия и желания.
КАК ПОМОЧЬ ДЕМОНСТРАТИВНОМУ РЕБЕНКУ?
(эффективные способы коррекции негативных вариантов детской демонстративности):
- Включайте ребенка в такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребёнка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др. Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребёнка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.
- Формируйте у ребенка доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам, через беседы, чтение книг и игры, направленные на развитие чувства общности и способности увидеть другого. Обязательно посещайте детский сад, так как сверстниковая среда будет способствовать появлению у ребёнка гуманных чувств.
«Ветер дует на ….»
Со словами: «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Секрет»
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Дракон»
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Поварята»
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение.
«Дружба начинается с улыбки...»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, Дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например:"Ау-у-у-у", или "Тр-р-р-р" и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает "не синхронно", т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
«Конкурс хвастунов»
Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
Упражнение «Поза покоя»
Ребёнок садится к краю стула, опирается на спинку, руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставлены. Формулу общего покоя произносите медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Упражнение «Кулачки»
Сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!
Упражнение «Штанга»
Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, ненапряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперёд).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Упражнение «Закрывание глаз»
Закрыть глаза и глубоко дышать в течение 2-3 минут.
Упражнение «Недовольный»
Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.
Я сегодня недоволен,
Я сегодня недоспал.
Сильно я нахмурил брови,
Поддержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.
Не могу я долго злиться,
Я играть давно хочу.
Лучше я расслаблю лобик
И к ребятам подойду.
Упражнение «Пчела на носу»
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.
Села на нос мне пчела,
Не легка, не тяжела.
Я руками не машу,
Носом я её толкну.
Я наморщил сильно нос,
А когда его расслабил,
То пчелы и след растаял.
Упражнение «Надуваем и втягиваем щёки»
Набрать воздух, сильно надувая щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щёки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щёки при этом втягиваются. Затем расслабить щёки и губы.
«Ты — лев!»
«Закрой глаза, представь льва — царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты».
«Просыпайся, третий глаз!»
«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.
«Сбрось усталость»
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
«Гора с плеч»
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч»! Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче.
- Формируйте у ребёнка адекватную самооценку.
· Подчеркивайте достоинства других людей, поощряйте сверстников в его присутствии.
· Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте вслух ваши реальные возможности и результаты деятельности.
· Анализируйте с ребенком его достижения и рассказывайте о том, что допускать ошибки это нормально, главное, научиться принимать трудности и искать способы их решения.
· Приводите собственные примеры из жизни или обсуждайте прочитанную сказку, фильм, где герои попадают в различные проблемные ситуации. Пусть ребенок сам подскажет их решение.
- Развивайте у ребенка произвольность поведения.
· Организация речевого общения, включённого в деятельность (направлена на осознанность ребёнком своего поведения):
- выделение для ребёнка временного плана его активности, соотнесение его прошлых, настоящих и будущих действий в ограниченных временных рамках (в пределах 15-20 минут). Вопросы типа: « Что ты будешь делать с этой куклой?», «Что сначала, а что потом?»;
- фиксация субъективных состояний ребёнка (его настроения, отношения к деятельности). Периодически задавать ребёнку вопросы: «Ты не устал?», «Тебе это трудно сделать или легко?». Направлять ребёнка на себя и своё эмоциональное состояние;
- ставить ребёнка в ситуацию выбора, который он должен осуществить он сам, показать возможность альтернатив поведения. Например: «Во что ты хочешь играть – в кубики или в куклы?»;
- беседа с ребёнком о событиях из жизни детского сада.
Методы саморегуляции
«Возьмите себя в руки»
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».
«Дыши и думай красиво»
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
— мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — птица», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;
— «Я — цветок» — выдохни, вдохни;
— скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик»
«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней.
Молодец! Ты настоящий защитник!».
«Замри»
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».
Игры на развитие произвольности действий и самоконтроля
Игра «Заколдованный принц»
Ты заколдованный принц (или принцесса), превращенный злой колдуньей в ледяную статую. Ты замираешь, и твое лицо тоже должно оставаться неподвижным. Я — добрая волшебница. Я должна тебя «расколдовать» — сделать так, чтобы ты рассмеялся. Чем дольше ты удержишься от смеха или улыбки, тем лучше. Поменяйтесь ролями со мной или с другом, и сравни, кто продержался дольше по времени.
Экспериментатор называет любые слова, а ты их сразу повторяешь. Например: лампа — лампа, бегемот — бегемот, небо — небо. Но есть одно запретное слово (о нем вы заранее договоритесь), которое нельзя повторять, а нужно молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Это слово экспериментатор может произнести в любой момент и даже два раза подряд.
· Совместное планирование игровой деятельности. При этом надо играть так, чтобы у ребёнка интерес к игре не снижался. В игре меняться главными ролями.
· Беседы о правилах и нормах поведения.
· Поощрение за выполнение домашних поручений (например, помощь при уборке квартиры) или доведенного дела до конца. Предложите ребенку пройти сложный лабиринт или раскрасить рисунок, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
· Введение в жизнь ребёнка режима дня и строгое его соблюдение. Это дисциплинирует, организует малыша и воспитывает в нем волевые качества личности.
Уважаемые родители!
В заключении хотелось бы сказать, что, безусловно, в одиночку справиться с любой проблемой тяжело и недостаточно эффективно. Родители всегда ждут быстрых результатов и живут в ожидании чуда. Негативные последствия демонстративности можно преодолеть только общими усилиями, внедряя в межличностное взаимодействие с малышом все рекомендации, подключая близких и специалистов, в лице детского психолога. Главное любить, принимать и хотеть помочь вашему ребенку, осознанно выстраивать траекторию семейного воспитания.
Я искренне желаю вам успехов!
Используемая литература:
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994.
2. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возрастаразвития: Автореф.канд.дисс. – М., 1990.
3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М.: Генезис, 2001.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – Спб.: Союз, 1998.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
7. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.. «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция». М., Владос, 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.