Проблемы и перспективы внедрения стандартов второго поколения в основной школе. Отличия ФГОС от ГОС общего образования. Ключевые особенности ФГОС ООО План:
1. Актуальность новых образовательных стандартов. Эволюция стандартов в Российском образовании.
2. Нормативные основания стандартов общего образования в приоритетных национальных проектах, национальных образовательных инициативах, Федеральных целевых программах.
3. Отличия ФГОС ООО 2010 года от ГОС ООО 2004 года.
4. Структура ФГОС.
5. Методологическая основа новых стандартов в образовании – системнодеятельностный подход.
Материалы к лекции.
В освоении ФГОС второго поколения всё российское образование находится в начале пути. Никакого целостного опыта его освоения ещё не существует. Наша задача – убедить вас в том, что стандарт во многом прогрессивен и постижим. Чтобы начать реально помогать себе в освоении ФГОС, необходимо снять психологический груз его неприятия. Стандарт дарует учителю свободу профессиональной деятельности. Однако эта свобода требует затрат интеллектуальных и душевных сил.
• Что такое ФГОС?
• Чем вызвана необходимость принятия стандартов нового поколения?
• В чем основные отличия нового стандарта от «старого»?
• Почему ФГОС рассматривается как основа достижения нового качества образования?
Основная цель государственной политики в области образования – «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики».
Акцент на качестве не случаен. Начиная в 1991 года, Россия регулярно принимает участие в международных сравнительных исследованиях качества общего образования. Международные исследования (РIRLS, Т1МSS и Р1SА), проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений и Организацией экономического сотрудничества и развития — ОЭСР, позволяют оценить состояние и тенденции развития общего образования в странах мира, выявить особенности обучения чтению, математике и естественно-научным предметам в начальной, основной и средней школах разных стран, а также оценить качество общего образования в отдельных странах, в том числе и в России, с точки зрения приоритетов в образовании, выработанных международным сообществом.
Основная цель Международной программы по оценке образовательных результатов PISA – оценка функциональной грамотности 15-летних школьников в области математики, естествознания и чтения. Основные задачи:
• оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни;
• выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах.
Цикл исследований PISA составляет 3 года. Россия участвует в исследовании, начиная с 2000 года. Результаты данного исследования показали, что по всем направлениям, которые эксперты стран-участниц признали в качестве ключевых для формирования функциональной грамотности, российские учащиеся 15-летнего возраста значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран мира. По уровню читательской грамотности наши школьники занимают 38-40 место из 65 стран-участников и в 2012 году демонстрируют результаты сопоставимые со сверстниками в Литве, Греции и Турции. По уровню математической грамотности Россия находится на 31-39 местах. Здесь наши результаты сравнимы с Испанией, Словацкой Республикой, США. По результатам оценки естественнонаучной грамотности российские школьники занимают 34-38 места, что близко к результатам Португалии и Швеции. Анализ полученных результатов позволил определить основные проблемы российского образования. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
• в умении работать с информацией;
• в умении решать практические, социально- и личностно- значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
• в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Исследование PISA выявило, что во всех странах, в которых произошли положительные изменения в системах образования, независимо от того на каком участке шкалы находятся их результаты, введены:
• новые образовательные стандарты, базовая часть которых была общей для всех учащихся основной школы;
• единые базовые программы на уровне начальной и основной школы;
• национальные системы оценки и мониторинга образовательных достижений;
• школам было дано больше автономии в принятии решений по организации учебного процесса и распределении финансирования;
• осуществлена реформа педагогического образования.
ФГОС должны стать основой позитивных изменений в системе образования России, достижения нового качества образования.
Закон «Об образовании в РФ» определяет качество образования как комплексную характеристику «образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Существует несколько определений стандарта. В обобщенном виде это документ, разработанный на основе согласия сторон и устанавливающий требования к объекту стандартизации.
ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы определённого уровня образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Эволюция стандартов в Российском образовании
Вопрос: существовали ли аналоги образовательных стандартов в нашей стране?
1992 год – Закон об образовании.
1993 год – единый базисный план (первый вариант стандартов).
1998 год – общая концепция федерального компонента образовательных стандартов в начальной, основной школе.
2001 год – Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 2004 год – Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
2006 год – Концепция ФГОС.
2007 год – разработка документов и материалов, обеспечивающих ФГОС. Изменения в закон «Об образовании» (ст. № 7).
2008 год – апробация ФГОС начального общего образования.
2009 год – Постановление Правительства РФ о порядке разработки и утверждения
ФГОС. Утверждение ФГОС начального общего образования (приказ № 373
6.10.2009г.).
2010 год – Национальная инициатива «Наша новая школа». Распоряжение
Правительства РФ о плане действий по модернизации общего образования на 2011–
2015 гг. (№ 1507-Р от 07.09.2010 г.). Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ № 1897 17.12.2010 г.)
2012 год – утверждение ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ № 413 17.05.2012 г.).
Введение федеральных государственных стандартов – главное направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Но основанием для разработки стандарта стали приоритеты образовательной политики, которые зафиксированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел Ш «Образование»), а еще ранее в Законе РФ «Об образовании» (ст.7), Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Разработка и принятие государственных стандартов это один из самых существенных и ощутимых результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
Нормативно-правовая основа ФГОС ООО:
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
- Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных
государственных образовательных стандартов»
Сопоставим Государственный образовательный стандарт общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года.
Сенкевич Т.А., Проблемы и перспективы внедрения стандартов второго поколения в основной школе. Отличия ФГОС от ГОС общего образования. Ключевые особенности ФГОС ООО
Линии сравнения |
ГОС |
ФГОС |
Цели |
Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности |
Формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно) |
Структура |
- обязательный минимум содержания ООП; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - требования к уровню подготовки выпускников; - требования к обеспечению образовательного процесса |
- требования к структуре ООП; - требования к условиям реализации ООП; - требования к результатам освоения ООП |
Основа стандарта |
Основные направления модернизации российского образования |
Системно-деятельностный подход |
Оценка результатов |
- учащиеся должны знать; - учащиеся должны уметь; - учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни |
- личностные; - метапредметные; - предметные |
Внеурочная деятельность |
- |
+ |
Сенкевич Т.А., Проблемы и перспективы внедрения стандартов второго поколения в основной школе. Отличия ФГОС от ГОС общего образования. Ключевые особенности ФГОС ООО
В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Образовательный стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Стандарт призван обеспечить:
• доступность качественного образования;
• единство образовательного пространства страны;
• преемственность основных образовательных программ (ДО, НОО, ОО, СО, ПО);
• формирование системы оценки (результатов освоения ОП, деятельности педагогических работников, ОУ, системы образования в целом);
• духовно-нравственное развитие, воспитание, сохранение здоровья обучающихся;
• формирование российской гражданской идентичности обучающихся. ФГОС включает требования:
• к структуре основной образовательной программы, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму; обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; определяет общие рамки организационных и педагогических условий деятельности системы образования;
• к результатам освоения образовательной программы;
• к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, и иным.
В соответствии с требованиями ФГОС структура ООП включает три раздела:
целевой, содержательный и организационный.
ООП включает обязательную часть (70% ООП ООО) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (30%), представленных во всех разделах ООП. Внеурочная деятельность является частью ООП. Разработка и утверждение ООП осуществляются учреждением самостоятельно с привлечением органов ГОУ.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном мире;
• метапредметным, включающим освоенные метапредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• предметным, включающим систему научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.
Целевой раздел ООП включает систему оценки достижения планируемых результатов ОП. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки.
Итоговая оценка включает две составляющие:
• результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений;
• результаты ГИА, характеризующие уровень достижения предметных результатов ООП.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна включать описание организации и проведения ГИА, промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на ГИА, и оценки проектной деятельности учащихся.
Оценка достижения обучающимися личностных результатов осуществляется обобщённо в ходе мониторинговых исследований.
Стандарт предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: кадровые, финансовые, материально-технические, психолого-педагогические, информационно-методические. Результатом реализации этих требований должно стать создание образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность и открытость как для обучающихся и их родителей, так и для всего общества,
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
• гарантирующей сохранение и укрепление их здоровья,
• преемственной по отношению к начальному образованию и учитывающей психологические особенности и специфику возрастного развития школьников на ступени общего образования.
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы ООО включают: укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень их квалификации; непрерывность профессионального развития педагогов. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже 1 раза в 5 лет.
Финансовое обеспечение реализации ООП ООО осуществляется на основе государственного задания учредителя по оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта.
Материально-техническое оснащение учебного процесса должно обеспечивать возможность включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность с использованием лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, наглядных моделей и коллекций; художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов; проектирования и конструирования; физического развития; обеспечения доступа к информационным ресурсам, организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность школьников, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построение образовательного процесса с учетом возрастных, психологических, индивидуальных особенностей обучающихся.
Системно - деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем
Научные основы системно-деятельностного подхода к образованию:
– Деятельностный подход (теория деятельности, учебной деятельности, развиваемая в отечественной психологической школе) (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
– Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
– Проблемно-ориентированное развивающее образование (Л.В. Занков).
– Культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А. Ямбург).
– Личностно ориентированное образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков,
И.С. Якиманская и др.)
Сравнение традиционного и развивающего обучения
Традиционное обучение |
Инновационное развивающее обучение |
1 |
2 |
Базируется на фронтальной форме обучения |
Опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения |
Базируется на принципе доступности |
Опирается на зону ближайшего развития |
Учащийся выступает в роли объекта ПД |
Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности |
Ориентировано на усвоение определенной суммы знаний |
Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения |
Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания |
Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания |
Решая конкретные практические задачи, учащиеся усваивают частные способы |
На первый план выступают учебные задачи, решая их, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности |
В результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности |
Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности |
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите не менее пяти отличий новых ФГОС от предыдущего стандарта. (возможные варианты ответов: 1) цель новых ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно); 2) Изменилась структура стандарта. ФГОС предъявляет требования к структуре ООП, условиям её реализации, результатам освоения; 3) Основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход; 4) ФГОС предъявляет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения ООП; 5) ФГОС вводит внеурочную деятельность как часть ООП.)
2. Какие разделы, в соответствии с требованиями ФГОС, должна включать структура ООП? (Структура ООП включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.)
3. Назовите составляющие итоговой оценки обучающихся (Итоговая оценка включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений; результаты ГИА, характеризующие уровень достижения предметных результатов ООП.)
4. Чем должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических кадров в соответствии с требованиями ФГОС? (Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже 1 раза в 5
лет.)
5. Чем обеспечивается развитие личности в рамках системно-деятельностного подхода в образовании? (Формированием универсальных учебных действий) Литература
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65–86. 2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70379634/
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://www. lexed. ru/doc.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Министерство образования и науки России [Электронный ресурс]. URL: http:// mon.gov.ru/.
6. Нацпроект «Образование» // Министерство образования и науки России
[Электронный ресурс]. URL: http://mon. gov.ru/proekt/ideology.
7. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с. – С. 8–11.
8. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС.
Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320с.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/.
10. Феденко Л. Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Управление образованием. – 2011. – № 5. – С. 20–25.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская [и др. ]/ под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение,
2010. – 159 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.