ДОКЛАД
«ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО, ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО»
Совсем еще, казалось бы, недавно вступил в свои права новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, в котором идет речь о воспитании ребенка как всесторонне развитой личности. На сегодняшний момент происходит внедрение ГТО в школы. Цель возрождение ГТО – это попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту.
Но в связи с тем, что появилось много освобожденных детей по состоянию здоровья от урока физической культуры, на выходе из школы государство получало полностью не грамотных молодых людей в данном вопросе. При таком раскладе никакой речи о воспитании всесторонне развитой личности не может быть.
Российское правительство, похоже, всерьез взялось за оздоровление молодого поколения.
Перед образовательной системой поставлена более глобальная задача — создать единую государственную систему физкультурно-спортивного воспитания населения, основным элементом которой призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК).
Это некий кодекс, свод установок для обеспечения системного развития физической культуры и массового спорта в стране.
В 2010 году в российских школах появился третий урок физкультуры в неделю. Но, как часто бывает, урок ввели, а условия для его проведения создать забыли. Многие школы края попросту имеют 1 спортивный зал, не говоря уже о душевых, современном спортивном оборудовании. Сейчас тот третий урок опять убирают, освобождая часы на второй иностранный язык, разговор о важном, родной язык или родную литературу, кому как удобнее.
Уже сейчас, после бума рождаемости, вызванного введением так называемого материнского капитала, общеобразовательные учреждения оказались не готовы принять такое количество детей. В школах снова начали появляться вторая смена. Но по новым федеральным образовательным стандартам вторая половина дня должна быть отведена под внеурочную деятельность, в рамках которой, кстати, тоже есть физкультурно-оздоровительное направление.
Получается, что не хватает не только кабинетов, но и единственного на всю школу спортзала (при условии, что он вообще есть). Ведь в расписании может быть одновременно 3-4 урока физкультуры в разных классах, а это порядка 100 учеников. Разместиться в одном, как правило, небольшом, помещении тяжело. Хорошо, если погода позволяет заниматься во дворе. Но и наличием оборудованных спортивных площадок могут похвастаться далеко не все школы. Конечно, замечательно, что правительство обратило внимание на физическую культуру и спорт в стране. Но пока не будет решена самая важная из задач концепции — создание современной материально-технической базы, — остальные задачи решить будет невозможно или очень трудно.
Да и недостаточная площадь спортивного зала еще не самая большая проблема. В концепцию ВФСК входит сдача нормативов по плаванию и стрельбе. А это, как нетрудно догадаться, требует наличия в общеобразовательном учреждении бассейна и тира. Где в нашем крае есть такие школы? Раз, два — и обчелся.
Чтобы сдать норматив по плаванию, необходимо сначала научить плавать, а где учить? Но как организовать курсы по плаванию для юных горожан? В какое время им заниматься: во время, после уроков, или школа должна выделить определенный день в ущерб остальным предметам, потому что занятие может длиться всего час, но помимо этого нужно время на дорогу, переодевание и душ. Да и выдержит ли бассейн такой наплыв учеников?
Особый вопрос — стрелковый тир. Тиров в школах нет, необходимо закупить оборудование по стрельбе, а где его хранить? Мало наличия хорошо оборудованных тиров, необходимы еще и стрелковое оружие, специалисты, которые умеют с ним обращаться и могут научить этому детей. Это, помимо ответственности за детей, подразумевает очередную бумажную волокиту и отчеты, которыми и так загружены педагоги.
Введи в школу хоть 10 часов физкультуры, не решить вопрос здоровья школьников, если для этого нет хорошей материальной базы. И вообще, надо посмотреть, какие дети приходят в школу, и, может, стоит обратить внимание на более раннее развитие ребенка?
Разработанные и предложенные образовательным учреждениям задания рассчитаны на здоровых детей (группа здоровья 1 и 2),а как же быть детям с подготовительной и специальной группой? Их сейчас насчитывается почти 70 % от общего количества детей?
Согласно Положению и медицинским показаниям о проведении мероприятий ВФСК ГТО в общеобразовательных организациях к тестированию допущены школьники первой медицинской группы, т.е. практически здоровые дети. Лица, относящиеся к подготовительной медицинской группе, к выполнению нормативов ВФСК ГТО допускаются после дополнительного медицинского осмотра. Однако в какой момент и в каком объеме должен выполняться дополнительный медицинский осмотр, четко не прописано.
Для школьников подготовительной медицинской группы не разработан укороченный перечень тестов и испытаний. В результате мероприятия ВФСК ГТО в школах России массовыми быть не могут, так как численность лиц первой и подготовительной медицинских групп, допущенных к сдаче нормативов комплекса ГТО не превысит30-40% от списочного состава класса, школы, региона.
Тест «поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин» должен быть исключен по медицинским показаниям из числа тестов ВФСК ГТО и заменен на аналогичный тест, выполняемый в течение 30 сек (разрешенный для образовательных организаций).
Именно на учителей физической культуры и школьную администрацию легла сложная задача – качественно готовить школьников образовательной организации к официальным мероприятиям по сдаче нормативов комплекса ГТО в специализированных Центрах тестирования.
Вместе с тем учителя физической культуры столкнулись с серьезными проблемами при практическом проведении мероприятий нового комплекса ГТО.
1. Отсутствует юридически оформленная схема взаимодействия общеобразовательных школ с вышестоящими организациями при проведении мероприятий ВФСК ГТО, система финансирования мероприятий ВФСК ГТО, научно-методическая, информационная, медико-биологическая, инвентарная формы поддержки.
2. Не введены на официальном уровне дополнения в должностную инструкцию учителя физкультуры в разделе «Должностные обязанности» в соответствии с новым функционалом преподавателей физического воспитания при осуществлении круглогодичных мероприятий по подготовке обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
3. Не проработаны вопросы включения комплексных мероприятий ВФСК ГТО в структуру требования ФГОС в предметной области «Физическая культура» и нормативно-правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций в связи с внедрением ВФСК ГТО в деятельность образовательных организаций.
4. Ориентиры комплекса ГТО для системы образования весьма спорны, поскольку акцент делается не на образовательные достижения ученика, а на спортивные. Целевые показатели успешности проведения мероприятий ВФСК ГТО – значкисты ГТО. Это следует не только из конечного результата участия в сдаче тестов ГТО, заменяющего оценку по предмету знаком отличия ГТО. Даже документы региональных и федеральных форм статистической отчетности не содержат ни единого показателя-индикатора образовательных достижений обучающихся или школьной организации.
5. Отсутствуют инструкции и разъяснения по проведению процедур страхования здоровья участников, экспертизы и возмещения ущерба при возможных в процессе сдаче нормативов ВФСК ГТО травмах и несчастных случаях.
6. Не освещены вопросы соблюдения Конвенции о правах ребенка при осуществлении мероприятий ВФСК ГТО в образовательных организациях, пути решения проблем и оформления мотивированного отказа родителей и (или) обучающихся от участия в сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Без решения данных вопросов практически нет никаких оснований предъявлять к учителям физкультуры новые повышенные требования по обеспечению качественной подготовки школьников к сдаче тестов комплекса ГТО.В то же время, эти вопросы лежат за границами правового поля системы образования, в виду того, что программа комплекса ГТО – спортивная программа. Сдача тестов имеет все атрибуты спортивного состязания: действие происходит в официальной, спортивной обстановке, оценивается судейской бригадой, присутствует медперсонал, имеются протоколы и наградные знаки отличия ГТО и пр.
Остаются вопросы по реализации ВФСК ГТО:
1.Как будет реализовываться ВФСК ГТО, в рамках основной программы или внеурочной деятельности?
2. Кто и как из медицинских работников будет допускать к сдаче норм ГТО?
3. Где награды???
4. И как же нам заинтересовать родителей наших школьников. Большая часть родителей зрители, а не участники нашего движения «Мы выбираем ГТО!».
Вопросов больше, чем ответов!
Меня как учителя физической культуры в школе не оставляет равнодушным тот факт, что комплекс ГТО стал инструментом реализации целей и задач по привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни.
ВФСК ГТО действительно направлен не только на улучшение здоровья и патриотизма детей, но и на важность роли родителей в направлении формирования и сохранения здоровья ребенка, его физической подготовленности, физического и психического развития. Речь идет об активном взаимодействии семьи и школы.
С помощью родителей, стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту – будет достигнута.
Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка.
Именно учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (Закон об образовании). Очень многое зависит от того насколько грамотно организованы дети на уроке, какие требования к дисциплине предъявляет учитель, как организован сам урок.
Организационные мероприятия по внедрению комплекса ГТО
1. Формирование в школе рабочей группы по внедрению комплекса ГТО.
2. Формирование и утверждение комиссии по внедрению физкультурно- спортивного комплекса ГТО.
3. Формирование базы данных обучающихся школы для сдачи нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
4. Утверждение графика проведения мероприятий по подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО в школе.
5. Создание на официальном сайте школы страницы Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса ГТО.
6. В общеобразовательную программу общего образования внести комплекс мер и приемов, направленных на подготовку и сдачу норм ГТО.
7. Организация проведения стартового тестирования своих воспитанников по всем видам испытаний.
При таком подходе образовательные учреждения будут выполнять роль «предварительного фильтра» и работа Центров тестирования будет выстроена более системно, сотрудникам не придется тратить лишнее время на тестирование заведомо не подготовленных граждан.
Разработать меры поощрения педагогов и родителей, осуществляющих деятельность по подготовке и принятию нормативов Комплекса ГТО.
В заключении я хотел бы подчеркнуть важность включения системы ВФСК ГТО в структуру требований ФГОС в предметной области «Физическая культура». Только в этом случае становится возможным формирование нормативной основы физического воспитания молодого поколения в стране, нормативно-правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций.
Это особо актуально потому, что в настоящее время в системе образования страны новым ФГОС нормативы физической подготовленности обучающихся практически упразднены. Нормативы заменены на «планируемые результаты физкультурной деятельности школьников». Парадокс! Ведь специалисты физического воспитания прекрасно понимают, что без привязки к принятым в мировой практике нормативам физической подготовленности, невозможно ни планировать, ни достигать результатов.
В этой связи значимым бы явилось и то, что с интеграцией ВФСК ГТО в структуру календарно-тематического планирования школы по физическому воспитанию появилась бы возможность у учителей физкультуры награждать достойных учеников по итогам учебного года знаком отличия ГТО, хотя бы на уровне бронзового. Главное – не создавать у школьников спортивного ажиотажа, а принимать нормативы так, как это было всегда на уроках физической культуры: обычная оценка за бег, за прыжок, за метание. Оценка того, что школьник умеет сейчас и без надрыва, а не спортивный азарт призового места.
Это, по моему мнению, существенно увеличит процент школьников, посещающих уроки физкультуры и желающих получить серебряный или золотой знаки отличия в Центре тестирования. В тоже время это существенно повысит статус и престиж преподавателя перед лицом общественности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.