Методический доклад на тему:
«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»
Вряд ли нужно доказывать, что музыкальным слухом должен обладать каждый исполнитель. Но есть категории музыкантов (скрипачи, виолончелисты, вокалисты, хоровики и т.д.), которые обязаны иметь высокоразвитый интонационный слух, так как в процессе исполнения они не пользуются готовыми интонациями (как это имеет место, например, у пианистов), а «творят интонации», по выражению Н.А. Гарбузова.
Интонация в Большом Энциклопедическом Словаре сформулирована как «степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении». Верная интонация приобретается в результате внимания и обострения музыкального слуха, болезненно воспринимающего фальшь, то есть отклонение от точной высоты звука.
Главный контролёр звуковысотной интонации – музыкальный слух ребёнка, который нужно тренировать. Любое непопадание на верный звук должно стать поводом для осознания и объяснения причины, породившей фальшь. Работа над интонацией должна быть такой же планомерной, как работа над ритмом, техникой, динамикой .
А как воспитывать слух? Л. Моцарт рекомендовал сольфеджирование. Только после этого, считал возможным дать ученику в руки скрипку и смычок. Т.е. сначала музыкальный текст пропевается, ученик получает представление о том, как он (текст)должен звучать и только потом воспроизводится на инструменте. П. Казальс советовал заниматься интонацией преимущественно в нюансе piano – форсирование звука изменяет его качество и высоту.
Основное условие правильного интонирования – предварительная настройка слуха. Необходимо «настроить» ученика, чтобы вызвать определенное предощущение тональности, высоты звука, величины интервала.
Способы «настройки» слуха:
· Сыграть гамму, трезвучие;
· Транспонировать в различные тональности отдельного отрывка (кроме того, развивает приспосабливаемость пальцев к овладению интервалами на разных струнах);
· Перенос мелодии на другую струну.
Очень полезен подбор проблемного (в плане интонации) отрывка на фортепиано в различных тональностях. Сразу становится понятно, есть ли у ученика представление о том, что должно звучать, или нет.
Не маловажное значение в работе над интонацией имеет темп. При игре в медленном темпе, фальшь заметнее, чем в быстром. При медленном движении пальцы более изолированы, в быстром – мы подготавливаем их к групповому положению, движению, чередованию их. Поэтому длительные занятия в медленном темпе вызывают торможение аппарата, его утомление, а самое главное, мы усваиваем не те движения, которые нужны в подвижном темпе.
Полезнее использовать принцип постепенного замедления, чаще сверяя результат работы в медленном темпе с движениями рук в настоящем темпе. Т.о. можно определить темп, который необходим для контроля интонационного и двигательного результата.
Интонация в переходах. Во время переходов происходит перемещение руки вдоль грифа. Необходимо усваивать движение руки в целом, а не только пальцев Переходя из одной позиции в другую, мы определяем новую позицию, помимо слухового восприятия и положения руки на грифе, соотношением на струне 1 и 4 пальцев. Квартовый охват отдельной позиции желательно сохранять и при переходе в новую позицию. В любом направлении (вверх-вниз), чтобы положение перешедшего пальца не оказалось вынужденным, неудобным для остальных, что не дает возможности установить точность интонации последующих звуков.
Интонация повторяющихся нот в одной или разных октавах обычно недостаточно тщательно контролируется. Варианты повторяющихся нот: в одной позиции одним и тем же пальцем; один и тот же звук в различных позициях; в разных октавах. Интонирование без четкого мысленного образа требуемой интонации ведет к фальши.
Проблема интонирования возникает в случаях трудного сочетания интонации и ритма. Необходимо учить текст ритмически ровными нотами, возвращаясь к требуемому ритмическому рисунку.
Все вышесказанное рассматривается только при ведущем начале музыкального слуха и координации его с моторными движениями рук. Совершенно невозможно достигнуть интонации механическим способом. Это дело разума и слуха.
Список использованной литературы:
Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М. Классика-XXI. 2006
Гарбузов Н.А. Музыкант, исследователь, педагог. М., Музыка. 1980 Избранные труды. Зонная природа звуковысотного слуха.
Мострас К.Г. Интонация на скрипке. М.: Гос.Муз.Изд., 1962.
Погожева Т.В. Вопросы методики обучения на скрипке. М.: Музыка, 1966
Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Музыка, Л., 1973.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.