«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»
Оценка 4.9

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
музыка
Все классы
24.12.2019
«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»
Проблемы интонации.docx

Методический доклад на тему:

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»

Вряд ли нужно доказывать, что музыкальным слухом должен обладать каждый исполнитель. Но есть категории музыкантов (скрипачи, виолончелисты, вокалисты, хоровики и т.д.), которые обязаны иметь высокоразвитый интонационный слух, так как в процессе исполнения они не пользуются готовыми интонациями (как это имеет место, например, у пианистов), а  «творят интонации», по выражению Н.А. Гарбузова.

Интонация в Большом Энциклопедическом Словаре сформулирована как «степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении». Верная интонация приобретается в результате внимания и обострения музыкального слуха, болезненно воспринимающего фальшь, то есть отклонение от точной высоты звука.

Главный контролёр звуковысотной интонации – музыкальный слух ребёнка, который нужно тренировать. Любое непопадание на верный звук должно стать поводом для осознания и объяснения причины, породившей фальшь. Работа над интонацией должна быть такой же планомерной, как работа над ритмом, техникой, динамикой .

А как воспитывать слух? Л. Моцарт рекомендовал сольфеджирование. Только после этого, считал возможным дать ученику в руки скрипку и смычок. Т.е. сначала музыкальный текст пропевается, ученик получает представление о том, как он (текст)должен звучать и только потом воспроизводится на инструменте. П. Казальс советовал заниматься интонацией преимущественно в нюансе piano – форсирование звука изменяет его качество и высоту.

Основное условие правильного интонирования – предварительная настройка слуха. Необходимо «настроить» ученика, чтобы вызвать определенное предощущение тональности, высоты звука, величины интервала.

Способы «настройки» слуха:

·                   Сыграть гамму, трезвучие;

·                   Транспонировать в различные тональности отдельного отрывка (кроме того, развивает приспосабливаемость пальцев к овладению интервалами на разных струнах);

·                   Перенос мелодии на другую струну.

Очень полезен подбор проблемного (в плане интонации) отрывка на фортепиано в различных тональностях. Сразу становится понятно, есть ли у ученика представление о том, что должно звучать, или нет.

Не маловажное значение в работе над интонацией имеет темп. При игре в медленном темпе,  фальшь заметнее, чем в быстром. При медленном движении пальцы более изолированы, в быстром – мы подготавливаем их к групповому положению, движению, чередованию их. Поэтому длительные занятия в медленном темпе вызывают торможение аппарата, его утомление, а самое главное, мы усваиваем не те движения, которые нужны в подвижном темпе.

Полезнее использовать принцип постепенного замедления, чаще сверяя результат работы в медленном темпе с движениями рук в настоящем темпе. Т.о. можно определить темп,  который необходим для контроля интонационного  и двигательного результата.

Интонация в переходах. Во время переходов происходит перемещение руки вдоль грифа. Необходимо усваивать движение руки в целом, а не только пальцев Переходя из одной позиции в другую, мы определяем новую позицию, помимо слухового восприятия и положения руки на грифе, соотношением на струне 1 и 4 пальцев. Квартовый охват отдельной позиции желательно сохранять и при переходе в новую позицию. В любом направлении (вверх-вниз), чтобы положение перешедшего пальца не оказалось вынужденным, неудобным для остальных, что не дает возможности установить точность интонации последующих звуков.

Интонация повторяющихся нот в одной или разных октавах обычно недостаточно тщательно контролируется. Варианты повторяющихся нот: в одной позиции одним и тем же пальцем;  один и тот же звук в различных позициях; в разных октавах. Интонирование без четкого мысленного образа требуемой интонации ведет к фальши.

Проблема интонирования возникает в случаях  трудного сочетания  интонации и ритма. Необходимо учить текст ритмически ровными нотами, возвращаясь к требуемому ритмическому рисунку.

 Все вышесказанное рассматривается только при ведущем начале музыкального слуха и координации его с моторными движениями рук. Совершенно невозможно достигнуть интонации механическим способом. Это дело разума и слуха.

Список использованной литературы:

Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М. Классика-XXI. 2006

Гарбузов Н.А. Музыкант, исследователь, педагог. М., Музыка. 1980 Избранные труды. Зонная природа звуковысотного слуха.

Мострас К.Г. Интонация на скрипке. М.: Гос.Муз.Изд., 1962.

Погожева Т.В. Вопросы методики обучения на скрипке. М.: Музыка, 1966

Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Музыка, Л., 1973.

 

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»

«Проблемы интонирования при обучении игре на скрипке»
Скачать файл