Лекция. Проблемы международного спортивного движения
Начало формы
Проблемы международного спортивного движения
Для Международного спортивного движения особенно актуальны следующие проблемы: расовой дискриминации, дискриминации по политическим и идеологическим мотивам, коммерциализации, любительства и профессионализма, допинга, терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах. Эти проблемы возникали, разрешались, а часть из них остаются острыми и в настоящее время.
Проблема расовой дискриминации к началу 1990-х гг. практически полностью разрешилась. Коренное население отдельных стран, люди с различным цветом кожи, национальные меньшинства сейчас участвуют в крупных международных соревнованиях. Например, НОК ЮАР в период 1960 — 1992 гг. был лишен права участия в Олимпийских играх за то, что эта страна проводила политику апартеида в отношении коренного африканского населения и тем самым грубо нарушала Олимпийскую хартию.
Противоречия в идеологии и политике часто переносились на международный спорт. В наше время бойкот многими странами Олимпиад 1980 и 1984 гг. — яркий пример вмешательства политики в спорт. Следует отметить, что эта проблема к концу 80-х гг. была преодолена и разрешена в МСД. Во всяком случае, до конца 90-х гг. XX в. она заметно не проявлялась.
Демократизация МСД — это расширение прав национальных спортивных организаций, улучшение координации в деятельности МСО и их взаимодействие с правительственными организациями, участие самих спортсменов в обсуждении вопросов международного спорта и т. п. В деятельности МОК примером этого процесса является образование при МОК в 1981 г. Комиссии атлетов и тем самым приближение спортсменов к обсуждению проблем олимпийского движения. В настоящее время 200 НОК стран мира признаны МОК (положение на 2001 г.), с 1995 г. введена в действие новая Олимпийская хартия, в которой расширены права МСФ и НОК при решении вопросов олимпийского движения. Вопрос о порядке выборов членов МОК постоянно дискутируется. Известно, что членами МОК являются 115 человек, а число стран, входящих в него, — 200, т. е. далеко не все страны представлены в МОК. В настоящее время действует положение, что число членов МОК не должно превышать 115 (положение на 2001 г.). Процедура избрания членов МОК была разработана П. Кубертеном в 1894 г.: МОК сам избирает новых членов этой организации для тех или иных стран. Этим самым П. Кубертен хотел оградить зависимость членов МОК от государственных структур.
Проблемы коммерциализации, любительства и профессионализма тесно взаимосвязаны между собой.
В 1966 г. на совместном заседании исполкома МОК с представителями НОК президент МОК Э. Брендедж сказал: “Господа, вынужден признать, что мы — банкроты...”. Действительно, финансовые дела МОК в 60 —70-е гг. находились в плачевном состоянии. Игры 1976 г. принесли городу-хозяину — Монреалю убыток в миллиард долларов. Городов-претендентов на проведение олимпийских игр становилось все меньше и меньше. На Игры-84 претендовал один Лос-Анджелес. X. А. Самаранча, который возглавил МОК в 1980 г., часто называют реформатором, поскольку он коммерциализировал спорт, допустил на Олимпийские игры профессионалов. Вопрос этот — сложный, тем более что далеко не все согласны с позицией Самаранча, с его программами спонсорства, тесного сотрудничества с ведущими мировыми компаниями...Результаты финансовой политики Самаранча налицо: Игры в Сараево, Калгари, Альбервилле, Лиллехаммере, Лос-Анджелесе, Сеуле, Барселоне, Атланте оказались прибыльными. Теперь на счетах МОК — более ста миллионов долларов, которые, кстати, идут и на развитие массового спорта во всем мире. Видимо, X. А. Самаранч недалек от истины, что спорт высоких достижений уже не может существовать как некоммерциализированный, но им должны управлять спортивные функционеры, а не коммерсанты.
В редакции Олимпийской хартии (до 1995 г.) в правиле 26 было записано, что к участию в Олимпийских играх допускаются лишь те спортсмены, которые не получают “никакого финансового вознаграждения или материальной выгоды в связи со своей спортивной деятельностью”, те же, кто “зарегистрирован в качестве профессионального спортсмена или профессионального тренера”, к Олимпийским играм не допускаются. Другими словами, провозглашалось, что олимпийский спорт — любительский, а не профессиональный. Это правило в реальной практике олимпийского спорта давным-давно не соблюдалось. А руководители и международных, и национальных МСО делали вид, будто бы не происходит систематических нарушений пресловутого запрета.
Известный теоретик физической культуры и спорта Л. П. Матвеев, в частности, отмечает: “...Профессионализм отнюдь не чужд олимпийскому спорту — при достаточно высоком уровне развития спорта высших достижений, в том числе олимпийского, закономерно происходит профессионализация спортивной деятельности и образа жизни тех спортсменов, кто на деле проторяет пути к новым спортивным достижениям всечеловеческого масштаба и является их носителем. Положения Олимпийской хартии, противоречащие этому (правило 26 вместе с разъяснениями к нему), подлежат принципиальному пересмотру”. Далее он говорит об уточнении некоторых терминов и понятий: “...не подчиненный коммерции спорт высших достижений, конечно, далеко не во всем подобен тому профессиональному спорту, какой функционирует в сфере бизнеса. Для их терминологического разграничения первый можно назвать "супердостиженческим", второй — профессионально-коммерческим”. Различия заключаются главным образом в целевых установках: в первом случае направленность на высокие спортивные достижения, во втором — получение финансовой прибыли, доходного предпринимательства. Отсюда следуют различия в особенностях как соревновательной, так и тренировочной деятельности в этих разных типах спорта.
В новой редакции Олимпийской хартии (введена в 1995 г. решением 104-й сессии МОК) правило 26 ликвидировано, а правило 45 называется “Кодекс допуска”. В нем говорится: “Чтобы быть допущенным к участию в Олимпийских играх, спортсмен должен выполнять правила Олимпийской хартии, а также правила соответствующей МСФ, одобренные МОК, и быть заявленным своим НОК”. Это правило дополнительно разъясняется пятью специальными пунктами.
В “Кодексе” отсутствуют понятия “любительский” и “профессиональный” спорт. Первой спортивной организацией, которая начала действенную борьбу против применения допинга, был МОК. Начиная с Игр XIX Олимпиады (1968 г., Мехико) допинг-контроль стал проводиться специально созданной при МОК Медицинской комиссией. Она была образована в 1967 г.
В настоящее время (положение на 1998 г.) на всех континентах мира создано 27 лабораторий, которые осуществляют анализ проб на употребление допинга. Долгое время МОК и несколько МСФ оставались единственными из МСО, кто вел борьбу с “чумой XX в.”. На Олимпиаде-88 в Сеуле был дисквалифицирован один из самых знаменитых спортсменов мира — канадский спринтер Бен Джонсон. После этой Олимпиады все МСФ, НОК подключились к борьбе с допингом. К сожалению, неприятность произошла и с нашей известной спортсменкой, шестикратной олимпийской чемпионкой Л. Егоровой на чемпионате мира по лыжному спорту 1997 г. в норвежском городе Тронхейме. После случая с Б.Джонсоном, пожалуй, мир не знал столь громких дисквалификации, как в инциденте с Л. Егоровой. Она была дисквалифицирована и лишена золотой медали за употребление допинга. Негативное отношение мировой спортивной общественности к успехам российских лыжников скрасила наша замечательная спортсменка Е. Вяльбе, любимица норвежцев — огромных почитателей лыжного спорта, выигравшая на этом первенстве мира все дистанции.
В настоящее время действует Международная хартия по борьбе с допингом в спорте, которой руководствуются все правительственные и неправительственные спортивные организации.
В начале 2000 г. в МСД для контроля за употреблением запрещенных МОК препаратов создано Всемирное антидопинговое агентство. Проблема терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах не относится к числу чисто “спортивных”. Крупные международные спортивные форумы — Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов и т. п. — создают “идеальные условия”, где могут “проявить себя” международные террористы. Такую акцию провели члены палестинской террористической организации “Черный сентябрь” на Олимпиаде-72 в Мюнхене. Крупные трагедии на стадионах мира обычно происходят во время проведения футбольных матчей сновные причины здесь — плохая предварительная продуманность организации крупных спортивных мероприятий, массовые беспорядки среди зрителей, технические издержки спортивных сооружений и т. п. За последние 30 лет произошло более 10 крупных трагедий.
Например, в 1964 г. во время футбольного матча в Лиме (Перу) погибло 320 человек и около 1000 были ранены; в 1982 г. в Лужниках во время футбольного матча московского “Спартака” с голландским “Хаарлемом” в розыгрыше Кубка УЕФА давка болельщиков стала причиной гибели около 70 человек; в 1989 г. на стадионе английского города Шеффилда во время футбольной встречи между клубами “Ноттингем Форест” и “Ливерпуль” в возникшей на трибунах давке (в переполненный сектор втиснулось еще около 2 тыс. зрителей) погибло 94 человека, около 200 были ранены. Указанная проблема всегда будет злободневной, она требует четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению крупных международных соревнований.
Период 1992 — 1996 гг. характерен тенденцией уменьшения количества противоречий и проблем внутри самого мощного МСД — олимпийского, однако остается ряд острых нерешенных вопросов, и прежде всего нет заметных признаков уменьшения случаев употребления допинга спортсменами, существует проблема неадекватных условий при подготовке и проведении Игр, в МОК по-прежнему представлены лишь чуть более 40 % Национальных олимпийских комитетов.
К середине 90-х гг. обозначились еще две новые проблемы — выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования. Проблема процедуры выбора городов-кандидатов на право быть хозяином игр объясняется возрастанием прибыльности оргкомитетов, проводящих Олимпийские игры и, как следствие, — значительным увеличением числа городов-кандидатов, участвующих в конкурсе за право проведения Олимпиад. В свою очередь, это привело к существенному повышению расходов городов-кандидатов, связанных с пропагандой и рекламой предстоящих Игр с инспектированием членами МОК и МСФ олимпийских объектов кандидатов. Разрешение проблемы усложняется тем, что пока процедура предварительного отбора нескольких городов-кандидатов не регламентирована Олимпийской хартией. Это обстоятельство может создать спорную ситуацию, поскольку решение МОК, согласно Хартии, считается окончательным лишь в том случае, если оно не противоречит ей. В этом плане, по-видимому, новая процедура должна быть в ближайшем будущем закреплена в тексте Хартии. В настоящее время в ней практически нет четких критериев, по которым должны отбираться города-кандидаты. Отсутствие критериев выбора делает предварительный отбор, а следовательно, и окончательный выбор в значительной мере субъективным.
Таким образом, решение проблемы выбора города—хозяина Олимпийских игр заключается главным образом в совершенствовании Олимпийской хартии путем правового закрепления в ней процедуры выбора города для проведения Игр и в разработке обоснованных критериев проведения этой процедуры. Проблема распространения олимпийского образования вытекает из противоречия между высоким уровнем развития спорта и неудовлетворительным состоянием уровня внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, особенно детей и молодежи. Например, Олимпийские игры — спортивный фестиваль молодежи всего мира — должны воплощать идеи олимпизма. Однако зримым результатом Олимпийского движения является лишь собственно практика Олимпийских игр. Они известны в самых отдаленных уголках мира. Игры стали фактом и постепенно приобретали все большее признание и значимость, а олимпизм же оставался на заднем плане.
Таким образом, мы имеем непростой узел противоречий между идеалом и его воплощением. Наличие разрыва между воплощением идеала и им самим стало столь прочным, а усилия по его преодолению столь маломощными, что в результате олимпийское движение пока рассматривается не как орудие распространения олимпизма, использующее Игры лишь в качестве “фирменного блюда”, а как сила, занимающаяся главным образом проведением Олимпийских игр. Учитывая свое господствующее положение в спортивном мире, Олимпийские игры, казалось бы, могли легко выражать философию олимпизма.
МОК настолько ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, что это нашло отражение в Олимпийской хартии. Так, в Хартии 1979 г. говорилось: “Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой”. Но как раз то, что отрицается Хартией, на самом деле прочно закрепилось и существует в практике современных Олимпийских игр. Реальность Олимпийских игр, увы, говорит о глубоких противоречиях между олимпийским идеалом и их настоящей действительностью. В этом и заключается сущность противоречий между действительностью Олимпийских игр и олимпийским идеалом, который принимается за основу олимпийского образования подрастающего поколения. Тем не менее следует признать, что совершенно бесполезно заниматься разбором каждого аспекта олимпийского идеала в отдельности и выяснять его состоятельность в качестве философской основы Олимпийских игр.
Олимпийское движение являет собой прекрасный пример того, что “целое — нечто большее, нежели сумма всех его частей”. Олимпийский идеал — это некие “заповеди”, которым должен следовать занимающийся физической культурой и спортом человек.
Контрольный вопрос: X. А. Самаранч возглавил МОК в .... году.
Конец формы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.