Проблемы международного спортивного движения
Оценка 5

Проблемы международного спортивного движения

Оценка 5
docx
04.02.2023
Проблемы международного спортивного движения
Проблемы международного спортивного движения.docx

Лекция. Проблемы международного спортивного движения

Начало формы

Проблемы международного спортивного движения 

 Для Международного спортивного движения особенно актуальны следующие проблемы: расовой дискриминации, дискриминации по политическим и идеологическим мотивам, коммерциализации, любительства и профессионализма, допинга, терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах. Эти проблемы возникали, разрешались, а часть из них остаются острыми и в настоящее время. 

 Проблема расовой дискриминации к началу 1990-х гг. практически полностью разрешилась. Коренное население отдельных стран, люди с различным цветом кожи, национальные меньшинства сейчас участвуют в крупных международных соревнованиях. Например, НОК ЮАР в период 1960 — 1992 гг. был лишен права участия в Олимпийских играх за то, что эта страна проводила политику апартеида в отношении коренного африканского населения и тем самым грубо нарушала Олимпийскую хартию. 

Противоречия в идеологии и политике часто переносились на международный спорт.  В наше время бойкот многими странами Олимпиад 1980 и 1984 гг. — яркий пример вмешательства политики в спорт. Следует отметить, что эта проблема к концу 80-х гг. была преодолена и разрешена в МСД. Во всяком случае, до конца 90-х гг. XX в. она заметно не проявлялась. 

Демократизация МСД — это расширение прав национальных спортивных организаций, улучшение координации в деятельности МСО и их взаимодействие с правительственными организациями, участие самих спортсменов в обсуждении вопросов международного спорта и т. п. В деятельности МОК примером этого процесса является образование при МОК в 1981 г. Комиссии атлетов и тем самым приближение спортсменов к обсуждению проблем олимпийского движения. В настоящее время 200 НОК стран мира признаны МОК (положение на 2001 г.), с 1995 г. введена в действие новая Олимпийская хартия, в которой расширены права МСФ и НОК при решении вопросов олимпийского движения. Вопрос о порядке выборов членов МОК постоянно дискутируется. Известно, что членами МОК являются 115 человек, а число стран, входящих в него, — 200, т. е. далеко не все страны представлены в МОК. В настоящее время действует положение, что число членов МОК не должно превышать 115 (положение на 2001 г.). Процедура избрания членов МОК была разработана П. Кубертеном в 1894 г.: МОК сам избирает новых членов этой организации для тех или иных стран. Этим самым П. Кубертен хотел оградить зависимость членов МОК от государственных структур. 

Проблемы коммерциализации, любительства и профессионализма тесно взаимосвязаны между собой. 

В 1966 г. на совместном заседании исполкома МОК с представителями НОК президент МОК Э. Брендедж сказал: “Господа, вынужден признать, что мы — банкроты...”. Действительно, финансовые дела МОК в 60 —70-е гг. находились в плачевном состоянии. Игры 1976 г. принесли городу-хозяину — Монреалю убыток в миллиард долларов. Городов-претендентов на проведение олимпийских игр становилось все меньше и меньше. На Игры-84 претендовал один Лос-Анджелес. X. А. Самаранча, который возглавил МОК в 1980 г., часто называют реформатором, поскольку он коммерциализировал спорт, допустил на Олимпийские игры профессионалов. Вопрос этот — сложный, тем более что далеко не все согласны с позицией Самаранча, с его программами спонсорства, тесного сотрудничества с ведущими мировыми компаниями...Результаты финансовой политики Самаранча налицо: Игры в Сараево, Калгари, Альбервилле, Лиллехаммере, Лос-Анджелесе, Сеуле, Барселоне, Атланте оказались прибыльными. Теперь на счетах МОК — более ста миллионов долларов, которые, кстати, идут и на развитие массового спорта во всем мире. Видимо, X. А. Самаранч недалек от истины, что спорт высоких достижений уже не может существовать как некоммерциализированный, но им должны управлять спортивные функционеры, а не коммерсанты.

 В редакции Олимпийской хартии (до 1995 г.) в правиле 26 было записано, что к участию в Олимпийских играх допускаются лишь те спортсмены, которые не получают “никакого финансового вознаграждения или материальной выгоды в связи со своей спортивной деятельностью”, те же, кто “зарегистрирован в качестве профессионального спортсмена или профессионального тренера”, к Олимпийским играм не допускаются. Другими словами, провозглашалось, что олимпийский спорт — любительский, а не профессиональный. Это правило в реальной практике олимпийского спорта давным-давно не соблюдалось. А руководители и международных, и национальных МСО делали вид, будто бы не происходит систематических нарушений пресловутого запрета. 

Известный теоретик физической культуры и спорта Л. П. Матвеев, в частности, отмечает: “...Профессионализм отнюдь не чужд олимпийскому спорту — при достаточно высоком уровне развития спорта высших достижений, в том числе олимпийского, закономерно происходит профессионализация спортивной деятельности и образа жизни тех спортсменов, кто на деле проторяет пути к новым спортивным достижениям всечеловеческого масштаба и является их носителем. Положения Олимпийской хартии, противоречащие этому (правило 26 вместе с разъяснениями к нему), подлежат принципиальному пересмотру”. Далее он говорит об уточнении некоторых терминов и понятий: “...не подчиненный коммерции спорт высших достижений, конечно, далеко не во всем подобен тому профессиональному спорту, какой функционирует в сфере бизнеса. Для их терминологического разграничения первый можно назвать "супердостиженческим", второй — профессионально-коммерческим”. Различия заключаются главным образом в целевых установках: в первом случае направленность на высокие спортивные достижения, во втором — получение финансовой прибыли, доходного предпринимательства. Отсюда следуют различия в особенностях как соревновательной, так и тренировочной деятельности в этих разных типах спорта. 

В новой редакции Олимпийской хартии (введена в 1995 г. решением 104-й сессии МОК) правило 26 ликвидировано, а правило 45 называется “Кодекс допуска”. В нем говорится: “Чтобы быть допущенным к участию в Олимпийских играх, спортсмен должен выполнять правила Олимпийской хартии, а также правила соответствующей МСФ, одобренные МОК, и быть заявленным своим НОК”. Это правило дополнительно разъясняется пятью специальными пунктами. 

В “Кодексе” отсутствуют понятия “любительский” и “профессиональный” спорт. Первой спортивной организацией, которая начала действенную борьбу против применения допинга, был МОК. Начиная с Игр XIX Олимпиады (1968 г., Мехико) допинг-контроль стал проводиться специально созданной при МОК Медицинской комиссией. Она была образована в 1967 г. 

В настоящее время (положение на 1998 г.) на всех континентах мира создано 27 лабораторий, которые осуществляют анализ проб на употребление допинга. Долгое время МОК и несколько МСФ оставались единственными из МСО, кто вел борьбу с “чумой XX в.”. На Олимпиаде-88 в Сеуле был дисквалифицирован один из самых знаменитых спортсменов мира — канадский спринтер Бен Джонсон. После этой Олимпиады все МСФ, НОК подключились к борьбе с допингом. К сожалению, неприятность произошла и с нашей известной спортсменкой, шестикратной олимпийской чемпионкой Л. Егоровой на чемпионате мира по лыжному спорту 1997 г. в норвежском городе Тронхейме. После случая с Б.Джонсоном, пожалуй, мир не знал столь громких дисквалификации, как в инциденте с Л. Егоровой. Она была дисквалифицирована и лишена золотой медали за употребление допинга. Негативное отношение мировой спортивной общественности к успехам российских лыжников скрасила наша замечательная спортсменка Е. Вяльбе, любимица норвежцев — огромных почитателей лыжного спорта, выигравшая на этом первенстве мира все дистанции. 

В настоящее время действует Международная хартия по борьбе с допингом в спорте, которой руководствуются все правительственные и неправительственные спортивные организации. 

В начале 2000 г. в МСД для контроля за употреблением запрещенных МОК препаратов создано Всемирное антидопинговое агентство. Проблема терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах не относится к числу чисто “спортивных”. Крупные международные спортивные форумы — Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов и т. п. — создают “идеальные условия”, где могут “проявить себя” международные террористы. Такую акцию провели члены палестинской террористической организации “Черный сентябрь” на Олимпиаде-72 в Мюнхене. Крупные трагедии на стадионах мира обычно происходят во время проведения футбольных матчей сновные причины здесь — плохая предварительная продуманность организации крупных спортивных мероприятий, массовые беспорядки среди зрителей, технические издержки спортивных сооружений и т. п. За последние 30 лет произошло более 10 крупных трагедий. 

Например, в 1964 г. во время футбольного матча в Лиме (Перу) погибло 320 человек и около 1000 были ранены; в 1982 г. в Лужниках во время футбольного матча московского “Спартака” с голландским “Хаарлемом” в розыгрыше Кубка УЕФА давка болельщиков стала причиной гибели около 70 человек; в 1989 г. на стадионе английского города Шеффилда во время футбольной встречи между клубами “Ноттингем Форест” и “Ливерпуль” в возникшей на трибунах давке (в переполненный сектор втиснулось еще около 2 тыс. зрителей) погибло 94 человека, около 200 были ранены. Указанная проблема всегда будет злободневной, она требует четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению крупных международных соревнований. 

Период 1992 — 1996 гг. характерен тенденцией уменьшения количества противоречий и проблем внутри самого мощного МСД — олимпийского, однако остается ряд острых нерешенных вопросов, и прежде всего нет заметных признаков уменьшения случаев употребления допинга спортсменами, существует проблема неадекватных условий при подготовке и проведении Игр, в МОК по-прежнему представлены лишь чуть более 40 % Национальных олимпийских комитетов. 

К середине 90-х гг. обозначились еще две новые проблемы — выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования. Проблема процедуры выбора городов-кандидатов на право быть хозяином игр объясняется возрастанием прибыльности оргкомитетов, проводящих Олимпийские игры и, как следствие, — значительным увеличением числа городов-кандидатов, участвующих в конкурсе за право проведения Олимпиад. В свою очередь, это привело к существенному повышению расходов городов-кандидатов, связанных с пропагандой и рекламой предстоящих Игр с инспектированием членами МОК и МСФ олимпийских объектов кандидатов. Разрешение проблемы усложняется тем, что пока процедура предварительного отбора нескольких городов-кандидатов не регламентирована Олимпийской хартией. Это обстоятельство может создать спорную ситуацию, поскольку решение МОК, согласно Хартии, считается окончательным лишь в том случае, если оно не противоречит ей. В этом плане, по-видимому, новая процедура должна быть в ближайшем будущем закреплена в тексте Хартии. В настоящее время в ней практически нет четких критериев, по которым должны отбираться города-кандидаты. Отсутствие критериев выбора делает предварительный отбор, а следовательно, и окончательный выбор в значительной мере субъективным. 

Таким образом, решение проблемы выбора города—хозяина Олимпийских игр заключается главным образом в совершенствовании Олимпийской хартии путем правового закрепления в ней процедуры выбора города для проведения Игр и в разработке обоснованных критериев проведения этой процедуры. Проблема распространения олимпийского образования вытекает из противоречия между высоким уровнем развития спорта и неудовлетворительным состоянием уровня внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, особенно детей и молодежи. Например, Олимпийские игры — спортивный фестиваль молодежи всего мира — должны воплощать идеи олимпизма. Однако зримым результатом Олимпийского движения является лишь собственно практика Олимпийских игр. Они известны в самых отдаленных уголках мира. Игры стали фактом и постепенно приобретали все большее признание и значимость, а олимпизм же оставался на заднем плане.

 Таким образом, мы имеем непростой узел противоречий между идеалом и его воплощением. Наличие разрыва между воплощением идеала и им самим стало столь прочным, а усилия по его преодолению столь маломощными, что в результате олимпийское движение пока рассматривается не как орудие распространения олимпизма, использующее Игры лишь в качестве “фирменного блюда”, а как сила, занимающаяся главным образом проведением Олимпийских игр. Учитывая свое господствующее положение в спортивном мире, Олимпийские игры, казалось бы, могли легко выражать философию олимпизма.

 МОК настолько ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, что это нашло отражение в Олимпийской хартии. Так, в Хартии 1979 г. говорилось: “Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой”. Но как раз то, что отрицается Хартией, на самом деле прочно закрепилось и существует в практике современных Олимпийских игр. Реальность Олимпийских игр, увы, говорит о глубоких противоречиях между олимпийским идеалом и их настоящей действительностью. В этом и заключается сущность противоречий между действительностью Олимпийских игр и олимпийским идеалом, который принимается за основу олимпийского образования подрастающего поколения. Тем не менее следует признать, что совершенно бесполезно заниматься разбором каждого аспекта олимпийского идеала в отдельности и выяснять его состоятельность в качестве философской основы Олимпийских игр. 

Олимпийское движение являет собой прекрасный пример того, что “целое — нечто большее, нежели сумма всех его частей”. Олимпийский идеал — это некие “заповеди”, которым должен следовать занимающийся физической культурой и спортом человек. 



Контрольный вопрос: X. А. Самаранч возглавил МОК в  .... году.

Конец формы


 

Лекция. Проблемы международного спортивного движения

Лекция. Проблемы международного спортивного движения

Результаты финансовой политики

Результаты финансовой политики

Бен Джонсон. После этой Олимпиады все

Бен Джонсон. После этой Олимпиады все

Игр с инспектированием членами

Игр с инспектированием членами

Контрольный вопрос: X. А. Самаранч возглавил

Контрольный вопрос: X. А. Самаранч возглавил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023