Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»,
президент КАО МАНЭБ г. Петрозаводск
(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Начнём с анализа и рассмотрения проблем образования в области преподавания безопасности жизнедеятельности человека, затем выдвинем ряд предложений по её совершенствованию.
Формулируя определение научного термина «Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности человека», мы исходим из того, что содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности человека и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• передачу детям знаний о правилах безопасности жизнедеятельности;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В данной статье анализируются проблемы современного отечественного образования в области преподавания ОБЖ/БЖД и представлены предложения по её совершенствованию.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и федеральные государственные стандарты второго и третьего поколений направлены на индивидуализацию образовательного процесса, информатизацию образования, внедрение современных образовательных и здоровьесберегающих технологий, создание условий развития одаренности школьников, развитие воспитательной системы, в частности, военно-патриотического воспитания, а также повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. При этом любое образовательное учреждение (организация) не может при формировании социального заказа не учитывать потребность общества в здоровых, грамотных, развитых и активных гражданах.
Специалисты в области преподавания безопасности жизнедеятельности человека, в своём большинстве, исходят из позиции С.В. Белова, который считает, что «целью преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» является освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим» [3].
Современные обучающиеся должны нетерпимо относиться к действиям и влияниям, предоставляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, а также уметь противодействовать им в пределах своих
возможностей. На этом особенно заостряется внимание исследователей, занимающихся изучением и проектированием направлений не только совершенствования образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», но и воспитанием социально зрелой личности обучающихся как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде.
Исходя из того, что «Безопасность жизнедеятельности человека» - образовательная область сугубо практическая и охватывающая все стороны человеческой деятельности, в совершенствовании её преподавания обучающимся, необходимо учесть межпредметную взаимосвязь с другими образовательными областями. Использование таких взаимосвязей позволяет не только усилить положительную мотивацию обучающихся к изучению образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» и учесть индивидуальные особенности и интересы каждого ученика, но и более всесторонне подготовить обучающихся к активной, самостоятельной и безопасной жизнедеятельности в современных условиях, ведь предметы всех образовательных областей в большей или меньшей степени охватывают все стороны человеческой деятельности.
Сегодня структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» выглядит следующим образом:
Первый общеобразовательный уровень по БЖД, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖД, вооружить человека навыками и приёмами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) (Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56). Школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности в экстремальных ситуациях.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 176 учебных часов, из них 5 дней (40 часов учебного времени) отводится на учебные сборы при воинских учреждениях; реализуется в 1–11классах общеобразовательных учреждений [59].
Указанная программа в целом отражает государственную образовательную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций и позволяет формировать у обучающихся ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Ежегодно около 14–15млн. учащихся изучают курс ОБЖ в более чем 60 тыс. школ страны и столько же – в других образовательных учреждениях (организациях).
Второй уровень образования по БЖД — подготовка специалистов инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая и эксплуатируемая техника и применяемые технологии являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая и эксплуатируя технику, специалист обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней её экологичности и безопасности [59].
Решение задач БЖД при разработке и эксплуатации социальных, военных и иных технических систем невозможно без знания уровней допустимых воздействий вредных факторов на человека и природную среду, а также негативных последствий, возникающих при нарушении требований безопасности.
Знания БЖД важны также и для педагогов всех специальностей, которые готовят кадры для нужд промышленного производства. Обучение в вузах целесообразно вести на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» с изучением отдельных вопросов безопасности труда на курсах по специальности или специализации.
Третий уровень образования по БЖД — подготовка инженеров и специалистов по безопасности жизнедеятельности, то есть специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся, прежде всего, специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности различных объектов, мониторингу окружающей среды, эксперты по охране труда, безопасности детского досуга, разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка социальных, образовательных и технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖД на местном и региональном уровнях [59].
Для реализации этого уровня образования в нашей стране с 1994 года введены новые специальности: 330100 «Безопасность жизнедеятельности», 330200 «Инженерная защита окружающей среды» (по отраслям), 330500 «Безопасность технологических процессов и производств» (по отраслям), 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также направление 553500 «Защита окружающей среды». Вузы активно откликнулись на это решение. Подготовка кадров ведётся уже более чем в 100 вузах России. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 553500 и специальностям группы 330000 определены соответствующими государственными стандартами. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает включение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» для технических специальностей в объеме 187 часов. Для остальных направлений и специальностей изучение вопросов безопасности предусмотрено в рамках 100-часовой программы. В половине образовательных учреждений
высшего профессионального образования имеются кафедры безопасности жизнедеятельности. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования БЖД изучается по 68-часовой учебной программе.
Четвертый образовательный уровень по БЖД — последипломное образование. Это связано с тем, что наука о безопасности постоянно развивается, совершенствуются методы контроля негативных факторов, прогноза их появления и оценки последствий воздействия, защиты от опасностей и негативного воздействия, расширения и видоизменения техники защиты. С течением времени в профессиональной деятельности происходит не только приобретение практического опыта, но и потеря знаний, умений и навыков. Кроме того, развивается привыкание человека к опасности, появляется мнимая адаптация к опасности. Все это требует введения в систему непрерывного образования последипломного образования (обучения), которое призвано восполнить утерянные знания и навыки. Этот уровень образования реализуется в системе повышения квалификации. Как правило, последипломное образование (обучение) имеет узкопрофессиональную направленность в форме общего курса БЖ или в виде специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах институтов повышения квалификации – при Министерстве чрезвычайных ситуаций (МЧС) РФ и других подобных структур [59].
На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» имеет первостепенное значение для снижения количества погибших и раненых в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля преподавание этой образовательной области остаётся одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопасности населения.
Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности человека» внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования, особое внимание уделяется вопросам усиления подготовки обучающихся и персонала образовательных учреждений (организаций) к действиям в опасных техногенных, криминальных и иных ситуациях.
Новая редакция Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (квалификация – учитель БЖД) открыла дополнительные возможности для повышения качества подготовки специалистов по безопасности для образовательной и социальной сферы. В обновленном стандарте предусмотрен отказ от громоздких курсов в пользу выделения более компактных и актуальных дисциплин предметной подготовки, дополнительных специализаций, востребованных обществом. Усилены теоретические, социологические, психологические, социально-правовые, культурные, медико-гигиенические аспекты подготовки будущих педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности человека.
Вместе с тем, в преподавании образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» есть ряд проблем.
1. Слабое знание населением основ безопасности жизнедеятельности и отсутствие культуры и навыков обеспечения личной безопасности. К сожалению, сегодня в 30–40% дошкольных учреждений и школ курс ОБЖ не преподаётся или преподаётся в неполном объёме; не хватает учителей, современных учебных пособий, отсутствие или наличие в незначительном количестве материально-технической базы (учебно-тренировочных центров или площадок).
2. В стране нет единого подхода к преподаванию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека», поскольку образовательные учреждения руководствуются различными базисными
учебными планами и программами. Контроль за объёмом и качеством преподавания ОБЖД в данной ситуации затруднён.
3. Низкий уровень отдельных занятий по БЖД. Обучающиеся получают искажённые представления о культуре БЖД. За пределами занятий и учебных пособий остаются многие актуальные вопросы криминальной, продовольственной, информационной, семейной, финансовой, международной безопасности. Проблематика БЖД часто сводится к проблемам чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в ущерб знаниям о защите от опасностей в быту, от недобросовестной рекламы, фальсифицированных лекарств и товаров, экстремизма, иных социальных угроз.
4. Мало используются формы самостоятельной творческой работы обучающихся (олимпиады, конкурсы, соревнования), много времени тратится на пересказ учебников в ущерб отработке конкретных практических навыков.
5. Образовательные учреждения (организации) редко привлекают региональные силовые структуры к проведению совместных мероприятий (олимпиад, соревнований, семинаров, круглых столов, брифингов). Например, работникам правоохранительных органов следует более подробно рассказывать в образовательных учреждениях (организациях) об интересных и поучительных ситуациях.
По нашему мнению, в целях совершенствования и повышения эффективности образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» необходимо осуществлять развитие её преподавания по следующим актуальным направлениям.
1. Привести содержание образовательных программ по образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в соответствие с
Конституцией РФ, законами в области обеспечения безопасности населения, Концепцией и Доктриной национальной безопасности РФ; дать более чёткое
определение в программах и учебных материалах конкретных знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций которыми должен овладеть обучающийся.
2. Обеспечить реализацию рекомендаций Минобрнауки РФ об усилении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности человека при изучении других учебных предметов базисного учебного плана и проведении занятий во внеурочное время; ходатайствовать перед руководством Минобрнауки РФ об организации изучения основ безопасности жизнедеятельности во всех образовательных учреждениях, начиная с дошкольных, общеобразовательной школе - во всех классах с1-го по11-й в объёме не менее одного часа в неделю; обратиться к федеральным органам власти и главам субъектов РФ с предложениями об усилении организационной и финансовой поддержки для развития новых форм непрерывного обучения населения и молодежи культуре безопасности жизнедеятельности человека.
3. Создать в вузах факультеты безопасности или совмещенные факультеты: физической культуры и БЖД, химии и БЖД, экологии и БЖД, географии и БЖД. Это соответствует рекомендациям Минобразования РФ по совмещению педагогических специальностей от 31 декабря 2002 г. Одна кафедра не в силах подготовить все материалы по разным разделам БЖД. Необходимо иметь несколько кафедр БЖД, по аналогии с наличием нескольких кафедр по другим образовательным областям. Это позволит во многих вузах начать подготовку педагогов по дополнительной специальности – учитель БЖД, что повысит социальную защищенность выпускников.
4. Увеличить набор студентов по специальностям в сфере БЖД; расширить набор тем и предметов для дополнительной подготовки, например, безопасность туризма и спорта, методики оздоровления и ЗОЖ, экологическая безопасность, охрана труда, информационная безопасность, охранная деятельность в сфере образования, профилактика социальных отклонений (превентология).
5. Широко вовлекать обучающихся в практические формы овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями и компетенциями БЖД в составе общественных формирований (служба спасателей, добровольная народная дружина, добровольная пожарная дружина и т. д.); улучшать и расширять формы взаимодействия вузов с центрами субъектов РФ по профилактике ВИЧ, органами социальной защиты населения, Росспорта, МВД, МЧС России, других ведомств, с международными и общественными организациями, ведущими профилактическую деятельность.
6. Укреплять и развивать постоянные формы связи образовательных учреждений с силовыми структурами (в предложениях Прокуратуры, ФСБ, МВД и Госнаркоконтроля РФ не раз отмечалось важное профилактическое значение учебных материалов по защите от социальных, криминальных опасностей, экстремизма, от проявлений наркомании и пьянства, от которых ежегодно страдают миллионы наших сограждан).
Результаты проведенной нами научно-исследовательской и экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости и возможности проведения интегрированных межпредметных учебных и внеучебных занятий по БЖД с другими образовательными областями по определённым темам, например:
1. Уроки БЖД и обществознания по темам: «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность».
2. Урок БЖД и географии по темам: «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия».
3. Урок БЖД и физической культуры по теме: «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека».
4. Урок БЖД, истории и обществознания по теме: «Характер современных войн и вооруженных конфликтов» и др.
В совершенствования эффективности и качества преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» большую помощь могут оказать современные образовательные педагогические технологии. Это информационно-коммуникационные образовательные технологии (например, дистанционно-сетевая форма очно-заочного обучения), педагогическая технология проблемно-модульного обучения, педагогическая технология проектно-исследовательского обучения, педагогическая технология компетентностно-ориентированного обучения в условиях реализации концепции компетентностной дидактикию
Приведём результаты интегративного использования этих педагогических технологий в практике работы педагогов Центра развития образования, Академии развития образования, кафедры общей педагогики ПетрГУ, МОУ «СОШ № 48», МОУ «Ломоносовская гимназия», МОУ «Державинский лицей» г. Петрозаводска республики Карелия, кафедры безопасности жизнедеятельности АППО, ГБОУ «Лицей № 265» Красногвардейского района, ГБОУ «Гимназия № 67» Петроградского района, ГБОУ «Гимназия № 278 им. Б.Б. Голицына» Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Проследим, как изменяется информационное взаимодействие между учащимся и педагогом в результате включения в него интерактивного средства обучения.
Традиционная схема информационного взаимодействия образовательного назначения выглядит как двусторонняя связь между обучающим и обучающимся (схема 1).
Схема 1.
Использование традиционного (не интерактивного) средства обучения вносит дополнительные односторонние информационные связи (схема 2).
Схема 2.
За счёт способности интерактивных средств обеспечивать обратную связь информационное взаимодействие между обучающим и обучающимся может осуществляться через интерактивное средство обучения (схема 3).
Схема 3.
Таким образом, качество обученности, по результатам проведенной нами опытно-экспериментальной работы, можно увеличить на 45 – 50%.
Исходя из этого можно сделать вывод, что в условиях реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики, при методически правильном преподавании образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» данная педагогическая технология может оказать существенную помощь обучающимся в подготовке к активной, самостоятельной, безопасной жизни и деятельности в условиях современного общества, выработки активной жизненной позиции.
Изучив образовательную область «Безопасность жизнедеятельности человека», обучающиеся:
· овладеют основными навыками здорового образа жизни;
· освоят правила безопасного поведения дома, на улице, способы оказать или найти помощь в опасных ситуациях;
· ознакомятся с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
· ознакомятся с причинами возникновения и масштабами новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
· ознакомятся с задачами, структурами и деятельностью государственных организаций в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях (включая военную защиту Отечества);
· усвоят меру гражданской ответственности, понимание необходимости личного участия в обеспечении безопасности на глобальном и национальном уровнях и роли общественных организаций.
Конечным результатом образовательной деятельности в этом направлении будут являться такие фиксированные черты в портрете выпускника, как глубокое понимание ценности и необходимости здорового образа жизни; безопасного поведения в быту и на производстве; стремление к физическому совершенству, а также осознание себя активной, полноценной личностью,
способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В.В. Технологии целостного педагогического процесса/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе /В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука // «Безопасность жизнедеятельности», 2003. - № 2.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) [Текст] / В.П.Беспалько. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. - 304 с.
5. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. - М.: Наука, 2004.
6. Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности: библиогр. указ. отеч. автореф. пед. дис. (2010 – 2015 гг.) /Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Гос. науч.- исслед. испытат. ин-т воен. медицины Минобороны России. – СПб.: Политехника-Сервис, 2015. – 44 с.
7. Зуев Д.Д. Учебная книга – источник становления личности школьника /Педагогика. —1995. — №1. — С. 3 – 10.
8. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 256 с.
9. Материалы общественной экспертизы нормативных документов в области образования.
10. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 140 с.
260
11. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса./ Под ред. Т. В. Расташанской. - Томск: ТОИПКРО, 2009. - 116 с.
12. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы/ С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2006. - 92 с.
13. Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Изд-во ЭГВЕС, 2019.
14. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных организаций общего образования Свердловской области (Разработчики Репин Ю.В., Ширшов В.Д., Гафнер В.В.). Факультет БЖ УрГПУ. – 2014.
15. Останко Л.П. Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации российского образования. – М., 2021.
16. Павлов А.К. Анализ сущности компетентностного подхода к процессу обучения в профильной школе / Этнокультурный компонент в подготовке студентов и учащихся. Научно-методические материалы. – Петрозаводск: VERSO, 2007. – C.139 – 142.
17. Павлов А.К. Воспитание социальной ответственности и компетентности // Сайт prosveshhenie.ru Ссылка на опубликованный материал: https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=30350
18. Павлов А.К. Взаимосвязь индивидуальной, коллективной и фронтальной работы как условие развития познавательных возможностей учащихся в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 172 – 175.
19. Павлов А.К. Гражданское общество за здоровый образ жизни (Статья в международном сборнике) / Здоровье в школы! Сборник научно-методических статей. – Петрозаводск. Изд-во КГПА. 2010. - С. 21-24.
20. Павлов А.К. Идеи профильного обучения в реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья перечень ВАК) / Мир науки, культуры, образования. - № 6 (37). – Декабрь 2012. – С. 247-249.
21. Павлов А.К. Индивидуальные траектории развития: теоретический анализ (Статья перечень ВАК) / Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г., г. Тобольск) / Отв. ред. Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – С. 32 – 35.
22. Павлов А.К. Индивидуальные траектории социального развития старшеклассников при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.335-339.
23. Павлов А.К. Инновационные подходы к реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения // http://fond21veka.ru/publication/19/41/2390/ Серия С №2390 2 октября 2017г. 24. Павлов А.К. Инновационный проект «Организация предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования» / Педагогический вестник Карелии. - 2007. - №1. – С. 15 – 16.
25. Павлов А.К. Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа развития современного образования: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017.–66 с.
26. Павлов А.К. Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 33 с.
27. Павлов А.К. Новые пути структурного анализа урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном журнале) / Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал.- Чебоксары. - № 13. 2021. – С. 61 – 63.
28. Павлов А.К. Общеметодологические принципы реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики средствами инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения / Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 164 с. – С. 76 – 80.
29. Павлов А.К. Описание опыта реализации проекта «Апробация базовой модели предпрофильной подготовки в МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска Республики Карелия» / Педагогический вестник Карелии. – 2009. - №4. – С.129 – 133.
30. Павлов А.К. Ориентационный компонент в реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования / Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб. науч. Ст. / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. – СПб.:ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 404 с. – С. 247 – 254.
31. Павлов А.К. Основные направления развития теории обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 176 – 178.
32. Павлов А.К. Основы педагогической технологии процесса обучения в профильной школе / Актуальные проблемы современного образования: Опыт и инновации. Сборник научно-методических статей. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ им. И.Н. Ульянова.2012. – С. 196-199.
33. Павлов А.К. Особенности компетентностно-ориентированного подхода в современном российском образовании / Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 376 с. – С. 80 – 83.
34. Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в международном научном сборнике) / International Conference on European Science and Technology. March 14 th – 15 th, 2021. Munich, Germany. – P. 213 – 217.
35. Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в периодическом теоретическом и научно-практическом журнале) / Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Т.22. № 1. – СПб., 2017. – С. 124 – 128.
36. Павлов А.К. Педагогические основы реализации компетентностного подхода в подготовке магистров психолого-педагогических специальностей: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2020. – 123 с.
37. Павлов А.К. Педагогические условия реализации профильного обучения в общеобразовательной школе: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2012. – 169 c.
38. Павлов А.К. Педагогические технологии обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 40 с.
39. Павлов А.К. Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современной отечественной дидактике / Приоритетные направления развития образования и науки: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 264 с. – С. 181 – 185.
40. Павлов А.К. Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 3. – С.482 – 486.
41. Павлов А.К. Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 4. – С.398 – 402.
42. Павлов А.К. Проблема показателей и критериев эффективности урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования / Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей /под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2015. – 386 с.–С. 181 – 187.
43. Павлов А.К. Проблематика классификации индивидуальных траекторий социального развития личности учащихся в образовательном процессе школы / Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч.ст./по общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. – 476 с. – С.358 – 363.
44. Павлов А.К. Социальная зрелость личности старшеклассников как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде (Статья в международном научном журнале) / Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал. - Чебоксары. - № 13. 2019. – С. 107 – 109.
45. Павлов А.К. Социальное воспитание в современных условиях / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.339-344.
46. Павлов А.К. Социальное воспитание как педагогическая проблема (Научная статья Лауреата I Международного конкурса «Мастер-класс педагога») // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru
47. Павлов А.К. Социальная педагогика (Курс академических лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017. – 551 с.
48. Павлов А.К. Спорт и общество. Здоровье – в школы! (Статья в международном сборнике) /Сборник статей: Изд-во КГПУ. 2008. – С.12 –15.
49. Павлов А.К. Теоретико-методологические положения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях реализации компетентностно-ориентированной дидактики / Инновационные технологии в образовании и науке: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2020 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – 420 с. – С. 149 – 151.
50. Павлов А.К. Теории, технологии и практика дидактических систем (Краткий курс лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 82 c.
51. Павлов А.К. Технологии обучения в инновационном образовательном учреждении (Профильная школа) / Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и в вузе: Сборник научных статей. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ. 2007. – С.135 – 139.
52. Павлов А.К. Технология проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2019. - www.fond21veka.ru
53. Павлов А.К. Управление профильным обучением в гуманистически ориентированном образовании (Статья перечень ВАК) / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал.- Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 2. – С.321 – 324.
54. Павлов А.К. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): от мысли к действию: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 112 с.
55. Педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзе - Фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
56. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007. - 512 с.
57. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. Специальностей / Под ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2006. - 336 с.
58. Педагогические технологии: Учебное пособие /Автор-составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
59. Петров С. В., Макашёв В. А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: ЭНАС, 2008. – 191 с.
60. Подласый И.П. Методы и формы обучения /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С.287 - 341.
61. Подласый И.П. Современные образовательные технологии /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С. 342 – 384.
62. Приходько А. Н. Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки и практики. – М., 2009.
63. Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2019.
64. Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Дрофа, 2007.–191 с.
65. Репин Ю.В. ОБЖ – фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. – 2012. – №1. – С. 119–127.
66. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
67. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Издательство Казанского университета, 1992.
68. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004. - 368 с.
69. Ситаров В.А. Организационные формы обучения//Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004.
70. Смирнов С.А. Технологии в сфере образования /Смирнов С.А.//Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.
71. Смирнов С.А. Формы организации обучения /С.А. Смирнов //Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – 2012.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.