Проблемы развития малого и среднего бизнеса в РК
Становлению современного Казахстана способствовало интенсивной развитие сферы малого и среднего предпринимательства, которое является базой экономической и социально-экономической стабильности общества и по оценкам различных аналитических агентств должно занимать в экономике страны не менее 40-50%. К сожалению, приходится признать тот факт, что доля малого и среднего бизнеса в экономике РК пока не достигла желаемых показателей, однако, процесс этот достаточно динамичен, руководство страны всемерно способствует интенсификации данных процессов, в том числе путем организации консалтинговых, консультационных услуг на безвозмездной основе, путем финансирования, софинансирования и субсидирования некоторых проектов по развитию малого и среднего бизнеса, в особенности связанных с развитием приоритетных направлений экономики страны. В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств. Ряд проблем, связанных с развитием предпринимательства в целом, в стране решен. Существует концепция по разрешительной системе. Созданы программа индустриально-инновационного развития, отраслевые программы. Ряд других программ, связанных с такими важными вопросами, как финансирование на льготных условиях реальных секторов экономики, оператором которых является фонд «Даму»: с оказанием бесплатных консультационных услуг, операторами которых являются общественные организации, консалтинговые компании найдено правильное решение – курс экономики страны на повышение производительности труда, то есть процесс в целом неплохой. Однако, сегодня существует проблема, связанная с влиянием финансово-промышленных групп на законодательство. Закон играет в пользу крупных лобби, а представителей малого и среднего бизнеса – руководителей общественных объединений, которые более десяти лет профессионально этим занимаются, в Парламенте Республики Казахстан - нет. Мнение малого бизнеса в рабочих группах практически не учитывается. Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера. Также проблемой малого предпринимательства является не правильное управление бизнесом, принятия решений, кадровая политика. Любой вид предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поиска новых решений, технологий и рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие четкого планирования финансовых показателей. Совершенствование малого бизнеса также должно затрагивать кадровую политику. Если на первоначальном этапе развития предприятия можно нанять работников, рассказав о вашем бизнесе знакомым, то в процессе расширения малого бизнеса необходимо обратиться в кадровое агентство или разместить объявления в сети Интернет о поиске «рабочей силы». Одним из важнейших этапов совершенствования малого бизнеса является распределение полномочий. Владелец малого предприятия физически не может решать все проблемы, которые возникают при управлении предприятием. Единственным правильным направлением развития предприятия является постоянное совершенствование малого бизнеса и применение новых технологий, как при производстве продукции, или предоставлении услуг, так и при управлении предприятием.
В соответствии с Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» одним из основных направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса является установление правового режима благоприятствования для субъектов малого и среднего предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения и уплаты таможенных пошлин. С целью постепенного и последовательного вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу легальной экономики на начальном этапе необходимо уменьшение уровня налогообложения в рамках действующего законодательства, включая регулирование стоимости патентов и лицензий. Важное значение приобретают налоговые стимулы для организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса, включая содействие организации собственного дела, обеспечение информацией в области маркетинга, инжиниринга и менеджмента. Внедрению смешанной формы малого и крупного бизнеса – франчайзинга – в сферу малого и среднего бизнеса должно способствовать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость услуг по содействию в организации бизнеса по договорам франчайзинга. Формирование благоприятной для субъектов малого и среднего бизнеса таможенной политики неразрывно связано с решением вопросов в сфере налогообложения, что определяет его комплексный подход. Исходя из опыта стран с рыночной экономикой основным принципом построения справедливой и разумной системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса должно стать преобладание общеэкономических интересов над фискальными. Одной из ключевых форм совершенствования механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является внедрение в экономику новых форм организации производства и услуг, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса. Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса обеспечивается не только через содействие в решении конкретных проблем регистрации, налогообложения кредитования и других вопросов деятельности, но и через регулирование в законодательном порядке социально-правовых и экономических сторон деятельности представителей отдельных социальных слоев, составляющих фундамент среднего класса.
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.
Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в Казахстане становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу. Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения – низкую покупательную способность. Одной из причин того, что в Казахстане формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства. Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Большинство населения в Казахстане составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство. Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения. С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.