Предложение работы с родителями
Цель: обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного потенциала семьи, образовательного учреждения и общественных организаций.
· родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
· возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в школе и семье.
· учет индивидуальности ребенка.
· повышение методического и профессионального мастерства воспитателей.
Инновационные формы работы с родителями.
· рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования.
1. Система взаимодействия школы с семьей.
Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития школьников, создание атмосферы общности интересов;
В качестве примерного плана можно использовать план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А. Ладывир):
1.Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей.
2.Общая семейная атмосфера.
3.Цель домашнего воспитания ребёнка.
4.Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода.
5.Приоритеты семьи в воспитании ребёнка.
6.Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей.
7.Особенности воспитательных воздействий.
8.Организация современных форм деятельности в семье.
9.Отношение семьи к школе.
2. Формы организации общения педагогов и родителей.
Информационно- аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
· Проведение социологических срезов, опросов- «Выборы», «Почтовый ящик» «Индивидуальные блокноты».
· Семинары-практикумы Тренинги
Познавательные
Мини-собрания, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогический брифинг, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловы игры, педагогическая библиотека для родителей.
Досуговые
· Совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции.
· Наглядно-информационные: информационно- ознакомительные информационно- просветительские. Альманахи, журналы и газеты, издаваемые для родителей.
· Дни (недели) открытых дверей Открытые просмотры
занятий и других видов деятельности детей. Выпуск стенгазет.
Выставки, вернисажи детских работ.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
· информацию о дополнительных занятиях с детьми;
· объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
· просьбы о помощи;
· благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких-либо действий
Общешкольные родительские собрания, где возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания
К родительскому собранию можно готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Тематика и методика собрания учитывают возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
1. Родительские собрания просвещают родителей, а не констатируют ошибки и неудачи детей.
2. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
3. Собрания не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения и т.д.
Родительские чтения или просмотр видео с обсуждением.
Родительские вечера – форма сплочение родителей без присутствия детей. Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя.
Тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету
«Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:
1. Когда он родился, то ________
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было___________
3. О здоровье можно сказать следующее________________________
4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы_______________
5. Его отношение к школе было_______________________________
6. В первые годы он учился в основном________________________
7. Ему нравились такие предметы, как_________________________
8. Отношения с первой учительницей были____________________
9. Общаясь с одноклассниками_______________________________
10. Трудности в воспитании связаны с __________________
Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на______________
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:
· Желание пойти на контакт
· Заинтересованность в общении
· Видение в другом равного партнера
· Готовность принять иную точку зрения
· Выбор интересных значимых тем
· Тактичность
· Лозунги работы с родителями:
Любовь-Доверие-Понимание-Поддержка-Помощь-Благодарность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.