Проблемы школьной неуспешности

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проблемы школьной неуспешности.docx

 "Проблемы школьной неуспешности: как привлечь ученика на сторону учителя. Содержательный, деятельностный и рефлексивный аспекты"

«Причины школьной неуспеваемости»

Когда мы рассматриваем образовательную деятельность учащихся, одной из основных проблем, выделяемых в данном контексте, является школьная неуспеваемость.
Для решения причин неуспеваемости, а это, по сути, итог отставания важно проводить опережающие действия, направленные на устранение причин самого отставания.

Причинами неуспеваемости могут быть:
• постоянно высокий уровень тревоги;
• низкая мотивация учиться;
• нарушения внимания, памяти;
• неусидчивость или уход в себя;
• заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»;
• неуверенность в себе;
• неверие в возможность удачи;
• ожидание помощи от других.

Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспеваемости?

В младшем школьном возрасте происходит много новообразований. Прежде всего, это связанно с поступление ребенка в школу. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. В процессе обучения в начальной школе укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Развитие отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит еще одно важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Ребенок учится взаимодействовать в коллективе. Так же существенные изменения наблюдаются в анатомо – физиологическом развитии.

В контексте представленной работы можно выделить основные факторы, непосредственно влияющие на формирование школьной неуспеваемости:
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии, особенности характера, особенности эмоционально волевой сферы.
3. Социально – педагогические фактры выражаются в дефицитах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которого лежат поло возрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у младшего школьника познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

В реализации учителем учебно – воспитательной деятельности по профилактике школьной неуспеваемости можно выделить следующие социально – педагогические аспекты:
• Взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения. Взаимодействуя со специалистами образовательного учреждения, учитель при необходимости инициирует оказание психологической, социально – педагогической помощи ребенку.
• Взаимодействие школы и родителей. Учитель является посредником между семьей и школой. Проведение просветительской работы, которая имеет различные направления - одним из приоритетных является повышение педагогической компетентности родителей; организация тематических родительских собраний; консультирование;
• Учет позиции ребенка как активного субъекта организации профилактической работы;
• Целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности школьника и стимулирующих развитие положительных;
• Организация досуга школьников через включение их во внеурочную деятельность.

Используя современные технологии обучения: индивидуальный подход и дифференциацию возможно эффективно организовать деятельность учащихся и предотвратить появление школьной неуспеваемости.


 

Скачано с www.znanio.ru