ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рыжова А.С.
Магистрант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам стратегического управления бизнесом. В тексте поднимаются основные трудности, которые могут препятствовать эффективному созданию стратегии и возможные пути решения.
Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия, корпоративная культура, человеческий фактор, современный менеджмент.
Abstract: the article is devoted to the current problems of strategic business management. The text raises the main difficulties that may hinder the effective creation of a strategy and possible solutions.
Keywords: strategic management, strategy, corporate culture, human factor, modern management.
Ни для кого не секрет, что в связи с развитием информационных технологий и процессами, проходящими на мировом уровне, компаниям со временем становится всё сложнее выживать или просто поддерживать жизнедеятельность на достойном уровне. Правила, которые диктует современный мир и окружающая среда в целом, оказывает сильное влияние на организации, и естественно, для некоторых является губительным. Однако, многие банкротства произошли лишь от недостаточности знании в сфере стратегического управления и неготовности руководства принять свои ошибки.
Что знает современный руководитель о стратегическом управлении. К сожалению, в рамках отечественного менеджмента - мало. Мало знаний, и руководителей, готовых правильно выстроить деятельность компании в долгосрочной перспективе, также, мало. В первую очередь необходимо понять, что мешает руководителям становиться примером для образца, а не жертвой обстоятельств.
Если в качестве примера стратегического руководителя взять управленцев государства и гос. органов, а в качестве опрашиваемых взять народ, то исследования в этом разрезе показывают всегда одну и ту же картину. А именно: половина опрошенных не сможет назвать «государя», который улучшил состояние страны. Мнение субъективно, но из этого стоит вынести главную мысль. Мысль о том, что по-настоящему знающих стратегов сложно найти не то, что в рамках компании, а даже в рамках государства порой. Хотя зона ответственности масштабнее в разы у вторых.
Также, можно заметить, что количество новых успешных предприятии не имеет положительной тенденции, и стоит рассматривать эту проблему не со стороны поддержки малого бизнеса государства, например, а в первую очередь с точки зрения эффективного управления достойными компании лидерами. Лидерами, которые готовы соответствовать всем требованиям времени, лидерами, которые отдают отчет в том, что экономическая сторона, гораздо менее значима, чем сотрудники, коллеги, персонал, являющийся не просто рабочей силой, а главной силой предприятия. Однако, мыслить только «внутри» компании – это неразумно в период глобализации, которая затронула абсолютно все сферы общественной жизни.
Таким образом, стратегическое управление понятие объемное и сложное. Наиболее точно, на мой взгляд, выразился О.С. Виханский пояснив, что стратегическое управление включает в себя управление, ориентированное на развитие человеческого потенциала, в первую очередь. Во- вторых такое управление направляет деятельность на создание продукта соответствующего потребностям клиента и изменениям окружающей среды, одновременно, и в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим какие же проблемы стоят на пути руководителя в рамках стратегического управления и есть ли возможность их избежать
Во-первых, руководителю необходимо сконцентрировать внимание на самом себе. Для того, чтобы управлять компанией и писать долгосрочные перспективы для неё необходимо составить план развития самого себя первоначально. Немного поясню. Всем нам известно, что руководство стоит во главе принятия наиболее важных решении в компании, таким образом, стратегическое управление напрямую зависит от широты кругозора лидера, и его умственных способностей в целом. Каждый из нас управляет самым главным проектом-своей жизнью, и в процессе мы иногда сталкиваемся с тем, что порой решение принято «интуитивно» приносит желаемый результат, так же случается и при управлении корпорацией. Однако, стоит отдавать себе отчет в том, что везение очень далеко от понятия стратегия. Стратегия требует качественной разработки и строгого планирования. А то самое планирование своих действий зависит от того на сколько мы знаем конечную цель, ресурсы, которыми обладаем и обстоятельства в которых находимся на данный момент. Именно от правильного анализа «отправной точки» и зависит эффективное выстраивание стратегических мероприятий.
Проблема многих руководителей в том, что многие недооценивают психологический фактор. Большое количество управленцев не могут корректно соизмерять свои возможности и силы с обстоятельствами, в которых приходится действовать. Здесь важно учитывать, как микро-, так и макросреду компании, быть осведомленным на 100% о всех событиях, происходящих вокруг, мыслить стратегически, а не тактически, и отчасти, уметь предвидеть возможные исходы и изменения. Умение «смотреть в будущее» и кругозор широчайших размеров-главные «спутники» современного управленца, о чем многие забывают и начинают требовать с персонала всё то, чего не хватает самим. Подчинённые безусловно должны помогать руководству выполнять какие-то функции, но лишь помогать, а не замещать и восполнять всё то, что сам руководитель сделать не смог по тем ил иным причинам. Ведь руководитель несет ответственность как за все свои действия, так и за бездействие.
Следующим важным фактором на пути к выстраиванию эффективного стратегического управления является правильное восприятие лидером так называемой «рабочей силы». Для формирования успешной стратегии компании важно понимать, что персонал обладает огромным потенциалом, в который предприятие должно вкладывать средства. А не наоборот. Использовать возможности персонала для улучшения/достижения финансовой стабильности предприятия крайне неграмотное решение в рамках современного менеджмента предприятия. Люди, преданные компании готовы вкладывать свои знания в нее при условии, что руководство выделяет потенциал сотрудников как основную ценность предприятия.
И наконец, третий фактор являющийся в рамках данной работы, не менее важным это анализ полученных результатов. В ситуации, когда лидер и персонал работают на одно дело, на достижение одной цели и выстраивают стратегию объединяя усилия, то на сколько эффективна работа предприятия в целом и работа руководства, необходимо мониторить и регулярно анализировать .Анализировать не только то, насколько актуально внедрение тех или иных инноваций в работу предприятия ,но и мотивацию персонала, которая является основополагающим стимулом. Так как многие исследования показывают, что большинство конфликтов в компаниях происходят именно в разрезе «начальник-подчиненный», корректное понимание обеих сторон своей роли в предприятии. Результаты внедрения стратегических мероприятий могут быть проанализированы с экономической точки зрения, так и с психологической. Причем, важно отметить, что должны быть оценены не только действия подчиненных, но и действия начальства, т.к. обратная связь по работе управленца позволит ему скорректировать и устранить недостатки в своей работе. Существует множество опросников, тестов и т.д. для выявления минусов в работе начальников подчинёнными, в результате которых первые должны принимать всю конструктивную критику и исправлять свою манеру управления в конкретных условиях, а не использовать топорные методы увольнений\ сокращений\ лишений премии и т.п.
Таким образом возможность высказаться у подчиненных даст руководству понимание вектора развития компании изнутри, а анализ внешней обстановки-макросреды, понимание вектора развития в соответствии с факторами «извне».
Итак, подводя итоги, хочется отметить наиболее важные проблемы стратегического управления.
Во-первых, неоцененность психологического фактора в вопросах принятия важных решении руководителя.
Во-вторых, узкая картина мира управленцев, которая не позволяет видеть всю обстановку целиком, со всех ракурсов, включая все детали.
И, наконец, недостаточное внимание к обратной связи, которая на самом деле создана для усовершенствования аппарата управления и взаимоотношений с подчинёнными.
Стоит отметить, что помимо этих трех проблем, существует множество других. Например, сама разработка стратегии происходит поэтапно, изменения вводятся при необходимости и крайне последовательно и аккуратно, с учетом всех рисков. Однако, говорить о таких деталях и проблемах при несоблюдении очередности действий нет смысла, если мы говорим о «серьезном» предприятии, т.к. эти знания являются, или по крайней мере должны являться, базовыми для менеджера. Именно поэтому в статье было выделено три проблемы, устранив и поняв «корень» которых руководители могли бы качественнее осуществлять стратегическое управление. Возможно, что следующим шагом на пути устранению проблем стратегического управления будет разработка критериев для приведения в соответствие между собой корпоративной культуры и стратегию компании в целом. И это могло бы стать комплексным решением для многих компаний, сбитых с пути и потерявших свой вектор направления.
Литература
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 24.04.2020 №140-ФЗ).
2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ (ред. от 02.08.2019 №259-ФЗ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.