Проблемы законодательного регулирования в России
Оценка 4.9

Проблемы законодательного регулирования в России

Оценка 4.9
docx
14.11.2020
Проблемы законодательного регулирования в России
Problemy_zakonodatelnogo_regulirovania_extremizma_v_Rossii.docx

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ

MAIN DIRECTIONS OF COUNTERING THE IDEOLOGY OF EXTREMISM

С.Л. Шадрин

Научный руководитель: Ю.М. Кравченко

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы ответственности за деяния экстремистской направленности в уголовном и административном праве. Проводится правовой анализ такого сложного и неоднозначного социального явления, как экстремизм.

Annotation. This article deals with the issues of responsibility for extremist acts in criminal and administrative law. A legal analysis of such a complex and ambiguous social phenomenon as extremism is carried out.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская направленность, преступление, ответственность, деяние, деятельность, проблема, материалы, преступление.

Keywords: extremism, extremist orientation, crime, responsibility, act, activity, problem, materials, crime.

 

В средствах массовой информации регулярно появляется тема о процессах по обвинению за преступления экстремистской направленности, а сама проблема предупреждения экстремизма является одной из первостепенных задач государства и представляет собой систему мер государственного и общественного характера.

Неудивительно, что в последние годы вызывает озабоченность факт значительного роста преступлений по делам экстремистской направленности. Хотя, например, по данным МВД РФ в 2019 году было зарегистрировано 585 преступлений экстремисткой направленности, а в 2018 году – 1265, что вдвое больше в сравнении с 2019 г. Такой результат достигнут благодаря изменениям в законодательстве и большому объему проделанной работы по борьбе с терроризмом. Число уголовных преступлений такого рода сократилась, по мнению экспертов, после декриминализации статьи 282 УК РФ, которая предусматривает наказание за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. При этом отмечается, что в прошлом году к административной ответственности за возбуждение ненависти или вражды привлекли около 400 человек. Однако нужно помнить, что если МВД фиксирует снижение в два раза, это не значит, что у нас нет почвы для экстремизма. Многие его источники находятся за рубежом. Так с января по июнь 2020 года уже зарегистрировано 442 преступления экстремистской направленности (на 40,8% больше, чем за аналогичный период 2019 года), - отмечается в материалах министерства.

По данным Генеральной прокуратуры эта ситуация усугубляется тем, что на территории России в настоящее время действует более 200 объединений экстремистской направленности. В основном они используют социальные, национальные, религиозные, политические осложнения и другие факторы нестабильности в целях достижения своих противоправных целей. Причем используют тактику склонения на свою сторону духовных лидеров, руководителей с целью использования их авторитета и вовлечения через них в экстремистскую деятельность больше населения. Тревожным фактом остается то, что экстремизм широко проявляется в молодежной среде. По данным, которые неоднократно озвучивали правоохранительные органы, в эту сферу вовлекают молодых людей в возрасте 18-20 лет. Девушек вербуют в ряды террористок-смертниц. Появились случаи, когда «шахидами-смертниками» становятся славяне, сменившие православие на радикальный ислам.

Если обратить внимание на установление правовых норм в сфере противодействия экстремизму, то мы наблюдаем чаще всего описание запрещающих действий. Об этом главным образом свидетельствует содержание Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности», в котором закреплено не само понятие экстремизма, а только описание форм таких деяний (ст. 1). Причем позиция законодателя к формам экстремизма постоянно меняется. Так, первоначально в Законе (по состоянию на 25 июля 2002 г.) термин «экстремизм» состоял из 12 форм ее проявления, в июле 2006 г. дефиниция экстремизма увеличилась еще на 7 форм и составила – 17, от 27 июля 2007 г. из данного понятия были исключены одиннадцать ее форм, а добавлено новых пять форм. По состоянию на 31 июля 2020 года стало 13 форм проявлений экстремизма [3].

Очевидно, что указанный закон определяет только формы экстремизма, правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, однако ответственность за совершение конкретных видов деяний устанавливается УК РФ и КоАП РФ.

Как видно из содержания отдельных норм УК РФ круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В связи с этим все эти преступления можно разделить на две группы:

I. Преступления против жизни и здоровья:

- убийство – п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ;

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ;

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ

- умышленное причинение легкого вреда здоровью – п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ; - побои – п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ;

- истязание – п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ;

- угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – ч. 2 ст. 119 УК РФ.

II. Преступления против общественной безопасности, общественной нравственности и безопасности государства:

- хулиганство – ч. 1 ст. 213 УК РФ;

- вандализм – ч. 2 ст. 214 УК РФ;

- надругательство над телами умерших и местами их захоронения – п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ;

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – ст. 280 УК РФ;

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства – ст. 282 УК РФ;

- организация экстремистского сообщества – ст. 282.1 УК РФ;

- организация деятельности экстремистской организации – ст. 282.2 УК РФ [1].

В указанных составах преступления определяется мотив, по которым они совершаются, т.е. политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть. Вместе с тем отдельные формы экстремистской деятельности, например, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и массовое распространение заведомо экстремистских материалов, одновременно служат признаками и административных проступков (ст. 20.3 КоАп РФ – Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; ст. 20.29 КоАП РФ – Производство и распространение экстремистских материалов) [2].

Во всех случаях при рассмотрении дел об экстремизме и принятии решения о привлечении виновного лица к ответственности следует в первую очередь установить принадлежность выявленных материалов к экстремистским. Для этого существует федеральный список экстремистских материалов.

В середине июля 2007 г. в «Российской газете» впервые было опубликовано 14 наименований экстремистских материалов, которые включены в федеральный список. По состоянию на 30 октября 2020 г. таковых уже 5119 наименований [4], среди них книги, газет (газетные статьи), журналы (журнальные статьи), листовки, брошюры, письма, информационные материалы, опубликованные в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (интернет-ресурсах), кинофильмы, видеофайлы, CD/DVD- диски, тексты песен, текстовые электронные документы, реклама магазина и стихотворения.

Однако следует иметь ввиду, что Министерство юстиции РФ ведет не список самих экстремистских материалов, а лишь список их наименований. В этой связи возникает закономерный вопрос. Насколько этот список практически необходим, если с 2007 года он разросся до таких пределов, что уже сегодня становится практически невозможным его применение. В нем насчитывается много материалов, дублирующих друг друга и отслеживать размещение тех или иных материалов практически невозможно. Кроме этого, не исключено, что, например, книга, включенная в указанный список, могла быть вновь издана, но под другим названием.

Далее, при квалификации деяний экстремистской направленности, необходимо установить не только событие преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного правонарушением, но и исследовать мотивы, цели, которыми лицо руководствовалось при совершении деяния. Поскольку за экстремистскую деятельность должны наказывать только в том случае, если она является сознательным выражением воли лица.

Но, нередко в социальные сети без какого-либо умысла выкладывают и рассылают друг другу видео материалы экстремистского содержания, не подозревая, что совершается правонарушение. По всей видимости это и явилось предпосылкой для принятия законопроекта о досудебной блокировке сайтов.

По словам эксперта, минус законопроекта заключается в неконкретности формулировок. «Точно так же, как и в предыдущих законопроектах, не совсем ясно, кто может попасть под «раздачу». Что понимается в таком случае под экстремистскими материалами или призывами к несанкционированным мероприятиям? Тут очень широкий простор для генпрокуратуры, которая сможет блокировать сайты направо и налево», – отмечает Гайнутдинов. При этом фактически прокуратуре передают полномочия суда по признанию информационных материалов экстремистскими, что противоречит действующему законодательству. «Только суд может признать материалы экстремистскими. Теперь получается, что прокуратура будет оценивать и решать, является ли материал экстремистским, без судебного решения. Каким образом этот закон будет применяться при еще живом законе о противодействии экстремистской деятельности? Совершенно непонятно. Коллизия очевидна» [6].

Существует судебная практика и по административным делам о привлечении к ответственности за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики.

Однако и здесь возникает ряд вопросов: по каким признакам отличать нацистскую символику и атрибутику от не нацистской, и что понимается под нацистской символикой и атрибутикой? Налицо оценочные понятия, потому что нормативно-правовые акты такого определения не содержат. Получается, что при наложении административного взыскания по ст. 20.3 КоАП (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) правоприменитель руководствуется исключительно своими личными представлениями о нацистской символике и атрибутике.

Правительством РФ, указывалось, что нацистской символикой являются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия, представляющие собой воспроизведение в любой форме и разновидности символики, использовавшейся национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики, фасций, приветственных жестов [5].

В заключение следует отметить, что суды районного уровня не в полной мере готовы рассматривать заявления прокуроров о признании того или иного материала экстремистским. Практика показывает, что судьи не в должной степени имеют представления не только об основах любой религии, многие из них не имеют представление о том, что такое Интернет. Поэтому в подобных ситуациях судам приходится обращаться лишь к экспертам для дачи ими соответствующего заключения по возникающим вопросам.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Консультант Плюс

2.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)

3.                 Федеральный закон от 25.07.2002 №114 -ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. №30. ст. 3031.

4.                 Федеральный список экстремистских материалов (по состоянию на 30 октября 2020 г.) // Документ размещен на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://www.minjList.ru

5.                 Федюнин А. Е., Алферов В. Ю. Сущность и понятие преступлений экстремистской направленности: вопросы квалификации и расследования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-ponyatie-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti-voprosy-kvalifikatsii-i-rassledovaniya (дата обращения: 27.10.2020).

6.                 URL.: http://rusplt.ru/policy/blokirovka-bez-suda-i-sledstviya.html


 

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

УК РФ, которая предусматривает наказание за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

УК РФ, которая предусматривает наказание за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

Законе (по состоянию на 25 июля 2002 г

Законе (по состоянию на 25 июля 2002 г

УК РФ; - надругательство над телами умерших и местами их захоронения – п

УК РФ; - надругательство над телами умерших и местами их захоронения – п

CD/DVD- диски, тексты песен, текстовые электронные документы, реклама магазина и стихотворения

CD/DVD- диски, тексты песен, текстовые электронные документы, реклама магазина и стихотворения

Только суд может признать материалы экстремистскими

Только суд может признать материалы экстремистскими

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2020