Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
001000f6-897ec754.pptx
Проблемы адаптации первоклассников
Итоги и проблемы адаптации
первоклассников
Проблемы адаптации первоклассников
А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к
школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к школе; требования
воспринимает адекватно; учебный материал
усваивает легко, глубоко и полно; решает
усложненные задачи; прилежен, внимательно
слушает указания и объяснения учителя;
выполняет поручения без лишнего контроля;
проявляет большой интерес к самостоятельной
работе; готовится ко всем урокам; занимает в
классе благоприятное статусное положение.
Проблемы адаптации первоклассников
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к школе, ее посещение не
вызывает отрицательных переживаний; понимает
учебный материал, если учитель излагает его
подробно и наглядно; усваивает основное
содержание учебных программ; самостоятельно
решает типовые задачи; бывает сосредоточен
только тогда, когда занят чемто для него
интересным; общественные поручения выполняет
добросовестно; дружит со многими
одноклассниками.
Проблемы адаптации первоклассников
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник
отрицательно или индифферентно относится к
школе, нередки жалобы на нездоровье;
доминирует подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины;
объясняемый учителем материал усваивает
фрагментарно, самостоятельная работа с
учебником затруднена; при выполнении
самостоятельных учебных заданий не проявляет
интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему
необходим постоянный контроль, систематические
напоминания и побуждения со стороны учителя и
родителей; сохраняет работоспособность и
внимание при удлиненных паузах для отдыха;
близких друзей не имеет, знает по именам и
фамилиям лишь часть одноклассников.
Проблемы адаптации первоклассников
класс
Высокий
уровень
адаптации
Средний
уровень
адаптации
Низкий
уровень
адаптации
1а класс
4 чел. – 31%
9 чел. – 69%
1б класс
5 чел. – 38%
7 чел. – 54%
Варя З.
Кирилл Л.
(погран. ур.)
1 чел. – 8%
Артем К.
1 класс
2016 г.
1 класс
2015 г.
5 чел. – 33%
8 чел. – 53%
2 чел. – 14%
8 чел. – 38%
12 чел. – 59% 1 чел. – 3%
Сергей Н.
Саша К.
Проблемы адаптации первоклассников
Какие же причины лежат в основе школьной
дезадаптации?
Одной из главных причин многие
исследователи называют несоответствие
функциональных возможностей детей
требованиям, предъявляемым существующей
системой обучения, иначе говоря, отсутствие
"школьной зрелости".
В числе других причин можно назвать
недостаточный уровень интеллектуального
развития ребенка, его социальную незрелость,
неумение общаться с окружающими,
неудовлетворительное состояние здоровья.
Все это комплекс внутренних причин, так
называемые "проблемы ребенка".
Проблемы адаптации первоклассников
Однако существуют и внешние причины
школьной дезадаптации "проблемы
учителя": несоответствующие возможностям
ребенка содержание обучения и методика
преподавания, сама личность учителя, стиль
его отношений с детьми и родителями и т.п.
Чаще всего эти факторы существуют
взаимосвязано, вытекают один из другого, а в
целом приводят к вполне определенным
трудностям обучения.
Проблемы адаптации первоклассников
Все многообразие школьных трудностей
можно условно разделить на два типа (М.М.
Безруких):
специфические, имеющие в основе те или
иные нарушения моторики, зрительно
моторной координации, зрительного и
пространственного восприятия, речевого
развития и т.п.;
неспецифические, вызванные общей
ослабленностью организма, низкой и
неустойчивой работоспособностью,
повышенной утомляемостью, низким
индивидуальным темпом деятельности.
Проблемы адаптации первоклассников
В результате социальнопсихологической
дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления
всего комплекса неспецифических трудностей,
связанных прежде всего с нарушениями в
деятельности. На уроке такой ученик отличается
неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью,
пассивностью, замедленным темпом деятельности.
Он не способен понять задание, осмыслить его
целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений
и дополнительных напоминаний, он не умеет
работать обдуманно, по плану. Письмо такого
ученика выделяется неустойчивым почерком.
Неровные штрихи, различная высота и
протяженность графических элементов, большие,
растянутые, разнонаклонные буквы, тремор вот
его характерные черты. Ошибки выражаются в
недописывании букв, слогов, случайных заменах и
пропусках букв, неиспользовании правил.
Проблемы адаптации первоклассников
трудности чтения: пропуски слов, букв
(невнимательное чтение), угадывание,
возвратные движения глаз ("спотыкающийся"
ритм), быстрый темп чтения, но плохое
восприятие прочитанного (механическое
чтение), медленный темп чтения.
При обучении математике трудности
выражаются в неустойчивом почерке (цифры
неровные, растянутые), фрагментарном
восприятии задания, трудностях
переключения с одной операции на другую,
трудностях переноса вербальной инструкции в
конкретное действие.
Проблемы адаптации первоклассников
Главная роль в создании благоприятного
психологического климата в классе,
несомненно, принадлежит учителю. Ему
необходимо постоянно работать над
повышением уровня учебной мотивации,
создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во
время перемены, во внешкольной
деятельности, в общении с одноклассниками.
Совместные усилия учителей, педагогов,
родителей, врачей и школьного психолога
способны снизить риск возникновения у
ребенка школьной дезадаптации и трудностей
обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.