Проблемы эстетического воспитания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, художественным воспитанием. Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков. Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Иконка файла материала Проблемы эстетического воспитания.doc
Проблемы эстетического воспитания а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,  художественным воспитанием. Воспитание   как   педагогическое   явление   означает   целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков. Эстетическое   воспитание   –   целенаправленное,   систематическое   воздействие   на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности,   способной   воспринимать   и   оценивать   прекрасное   в   природе,   труде, общественных   отношениях   с   позиций   эстетического   идеала,   а   также   испытывать потребность в эстетической деятельности. Искусство   –   ядро   и   генеральное   средство   эстетического   воспитания,   которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание. Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно   включает   трудовое   и   нравственное   воспитание.   Оно   пронизывает   все   сферы жизнедеятельности   человека:   и   глубину   его   мышления,   и   тонкость   чувств,   характер избирательности и установки, и т.д. Эстетическое   воспитание   тесно   связано   со   всеми   сторонами   воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические  и  эстетические  представления  связаны с положительными  и  отрицательными переживаниями   человека.   Например,   та   радость,   которая   охватывает   человека   при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства изаключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Велико   воспитательное   значение   всех   видов   искусства   в   формировании   основ патриотизма:   дети   проникаются   любовью   к   родной   природе,   родному   краю,   городу, гордятся   результатами   труда   своих   родителей,   постепенно   приобщаются   к   понятию Родины. Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. “Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – красота бытия”1 – говорил В.А. Сухомлинский. В   процессе   художественно­творческой   деятельности   совершенствуется   память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. В   процессе   эстетической   и   художественной   деятельности   совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. “Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого­то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей,   что   расширяет   возможности   наслаждаться   красотой   и   создавать   ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо 1 В.И. Логинова  “Дошкольная педагогика” М1988 г., С ­  235.радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки”2 – говорил А.В.Луначарский. б) Содержание и методы эстетического воспитания. Содержание   эстетического   воспитания   включает   в   себя   формирование   знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о   прекрасном.   Под   руководством   взрослых   дети   осваивают   основные   эстетические критерии   возвышенного   и   низменного,   трагического   и   комического   и   т.д.   Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают   эстетической   оценкой:   прекрасного   или   некрасивого,   уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем. В   содержание   эстетического   воспитания   входит   и   формирование   элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах. Наряду   с   усвоением   знаний   в   содержание   эстетического   воспитания   входит   и приобретение   эстетических   навыков   и   умений.   В   музыкальной   деятельности   дети овладевают   навыками   слушания   музыки;   в   изобразительной   деятельности   –   умение наблюдать   за   явлениями   и   предметами   окружающего   мира,   замечать   индивидуальные свойства и общие. Также   в   содержание   эстетического   воспитания   входит   развитие   у   детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что­то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности. 2 В.И.Логинова “Дошкольная педагогика” М 1988 г.,С ­ 257Далее   я   хочу   рассмотреть   вопрос,   как   все   богатое   содержание   эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего, какого “инструмента” это может сделаться. По  выражению   А.С.  Макаренко,  этим  инструментом  прикосновения  к  личности, этим   способом,   в   помощью   которого   совершается   целенаправленное   педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод. Основными методами , которые используются в эстетическом воспитании являются: 1. Наблюдение   за   окружающей   действительностью;   сюда   входит   и   рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д. 2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение. 3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. 4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда. Таким   образом,   эстетическое   воспитание   играет   большую   роль   в   воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни. Методы   эстетического   воспитания   помогают   воспитать   такого   человека,   и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.