а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, художественным воспитанием.
Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Проблемы эстетического воспитания
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием.
Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную,
систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных
знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на
личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной
личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде,
общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать
потребность в эстетической деятельности.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое,
однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других
форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности,
оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы
жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер
избирательности и установки, и т.д.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.
Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что
этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными
переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при
восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного
поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но
и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства изаключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные
чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и
ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ
патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу,
гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию
Родины.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной
материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только
то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – красота
бытия”1 – говорил В.А. Сухомлинский.
В процессе художественнотворческой деятельности совершенствуется память,
особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их
зрительной памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются
мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности,
умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое,
в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какогото
упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих
способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее.
Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо
1 В.И. Логинова “Дошкольная педагогика” М1988 г., С 235.радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки”2 – говорил
А.В.Луначарский.
б) Содержание и методы эстетического воспитания.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний,
умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания
о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические
критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через
произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети
овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого,
безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются
противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных
знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о
фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и
приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети
овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение
наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные
свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей
самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам чтото создает, проявляя при этом
свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
2 В.И.Логинова “Дошкольная педагогика” М 1988 г.,С 257Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание эстетического
воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего, какого “инструмента” это
может сделаться.
По выражению А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к личности,
этим способом, в помощью которого совершается целенаправленное педагогическое
воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.
Основными методами , которые используются в эстетическом воспитании являются:
1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание
иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и
т.д.
2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое
мнение.
3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения
намеченного задания или собственного замысла.
4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании
высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный
подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к
искусству, к жизни.
Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и
направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.